Защита в суде при включении в РНП
Стоимость услуги: 85 000 рублей.
Услуга может быть оказана за пределами Москвы и Московской области — в любом регионе РФ (документы подаются в суд онлайн, заседания тоже проводятся онлайн)
Срок исполнения услуги:
- срок разработки и подачи иска в суд – 5 рабочих дней;
- срок рассмотрения дела судом – не более 6 месяцев.
Что включает в себя услуга по спору с государственным органом в арбитражном суде:
- изучение ситуации и документов, выработка правовой позиции;
- разработка и подача искового заявления в суд;
- участие в судебных заседаниях (не более 3-х заседаний);
- получение решение суда и передача клиенту.
Какие документы и сведения необходимы от Вас для оказания услуги:
- Решение о включении в РНП,
- документы и сведения, регулирующие предмет спора (вся переписка, контракт, претензии, ответы);
- уведомление от УФАС при наличии,
- иные документы, подтверждающий вашу позицию, подлинники;
- реквизиты сторон,
- доверенность на представителя, подлинник.
Что нужно сделать, чтобы заказать услугу:
Позвонить нам по телефону, указанному на сайте, а лучше написать на наш адрес эл. почты, описать Вашу потребность и сложившуюся ситуацию, и мы ответим Вами в течение 10 минут, либо просто кликнув кнопку заказать.
Стоимость услуги
85 000 рублей
Статьи по теме
Реестр недобросовестных поставщиков – наиболее распространённый страх участников конкурса. Реестр нужен для того, чтобы исполнители контракта добросовестно выполняли свои функции и доводили работу до конца. Довольно часто можно встретить ситуацию, в которой поставщиков включают в реестр даже в отсутствие каких-либо нарушений. Поэтому в сегодняшней публикации разберёмся, за что поставщиков могут включить в такой реестр и как избежать этого. Кроме того, рассмотрим практический случай обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения о включении в реестр. Проанализируем судебную практику по этому вопросу.
Воспользоваться юридической услугой по защите в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков можно по этой ссылке.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
Аббревиатура РНП (реестр недобросовестных поставщиков) означает перечень организаций, которые расположены на сайте государственных закупок. Компаниям из этого списка запрещено участвовать в торгах и аукционах в течение двух лет с момента включения их в реестр. В обозначенный перечень попадают поставщики, которые нарушили правила проведения и участия в государственных закупках. Что может относиться к числу таких нарушений:
- своевременно не отправили обеспечение реализации договора;
- своевременно не подписали контракт либо отказались от подписания договора;
- расторгли договор в одностороннем порядке;
- не реализовали меры антидемпингового характера;
- условия договора были выполнены некачественно, заказчик расторг договор самостоятельно;
- условия договора были выполнены некачественно, договор расторгнут по решению суда.
На основании этих условий поставщика могут внести в реестр. Он находится в открытом доступе на сайте единой информационной системы.
Найти можно следующим образом:
- поставщика — по ИНН;
- исполнителя (индивидуального предпринимателя — по фамилии, имени, отчеству);
- компанию – по названию или ИНН.
Для справки: в реестре в октябре 2024 года содержится 94 000 поставщиков (по 44-ФЗ).
Исполнитель контракта не может расторгнуть договор по собственному желанию. Для его расторжения должны быть существенные причины. В качестве примера последних можно привести форс-мажорные обстоятельства: актуальным обстоятельством в настоящее время является введение санкций на определённый товар. Если у исполнителя не было достаточных оснований к тому, чтобы расторгнуть договор, то заказчик должен сообщить о таком нарушении в Федеральную антимонопольную службу.
Данная процедура занимает до 10 дней и выглядит следующим образом:
Первое. Заказчик подаёт соответствующее заявление в управление ФАС по месту регистрации.
Второе. Документы исследуют и назначают по ним комиссию.
Третье. Комиссия проводит заседание и принимает решение относительно доводов заказчика.
Четвёртое. Комиссия принимает решение о том, включать ли данного поставщика в реестр или нет.
Получается, что Федеральная монопольная служба проводит целый процесс перед тем, как внести того или иного поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Посмотрев на скриншот, вы можете увидеть дату исключения поставщика из реестра. Это означает, что через два года информация о нарушителе торгов или аукционов автоматически удаляется. Это означает, что поставщику можно снова участвовать в закупках. Рассматривая процесс включения в РНП, следует указать, что в него можно попасть на трёх этапах проведения закупок:
- на этапе подписания контракта;
- на этапе реализации договора;
- на этапе выполнения гарантий по договору.
Теперь предлагаем подробнее разобрать ситуацию, когда поставщик не успел подписать договор: что делать в такой ситуации и какие пояснения составлять в Федеральную антимонопольную службу.
Поставщик не успел вовремя подписать контракт с заказчиком
Протокол разногласий
Важно отметить, что договор нужно подписать в течение пяти дней после его получения. В случае, если в соглашении имеются ошибки или не уточнены какие-либо положения, то поставщик не может исправлять их самостоятельно. Об этом нужно просить заказчика для того, чтобы последний внёс соответствующие изменения в контракт. С этой целью поставщик составляет протокол разногласий. Такой протокол составляется в произвольной форме, однако есть несколько обязательных требований:
- протокол должен быть составлен в электронном виде;
- протокол должен быть подписан электронный подписью;
- протокол должен быть отправлен заказчику через электронную торговую площадку.
В случае, если заказчик в течение обозначенного срока (пять дней) не получит обратно подписанный контракт или протокол разногласий, то он имеет право подать жалобу в ФАС. Это означает, что у поставщика есть угроза попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Бывают ситуации, когда поставщик не успел подписать контракт, так как неправильно рассчитал время.
Что делать поставщику, если не успел вовремя подписать контракт
В данном случае важно всё равно подписать и направить документы заказчику. То есть даже если срок пропущен, подписать документ необходимо. В случае, если заказчик обратился в ФАС с жалобой, то поставщику необходимо написать заявление в ФАС с объяснением причин пропуска срока. К заявлению необходимо приложить все документы, которые могли бы доказать, что поставщик вёл себя добросовестно и не собирался уклоняться от подписания договора.
Важно. УФАС нужно показать отсутствие умышленного уклонения победителя торгов от заключения с заказчиком контракта.
В нашем практическом примере мы это и сделали. Давайте разберём.
Практический пример. Пояснения в УФАС.
Что произошло?
Исполнитель стал победителем закупки по мероприятию: «Берегоукрепительные работы некапитального характера на Братском водохранилище». Исполнитель выиграл с предложенной ценой в 120 000 рублей, второе место заняла компания с предложением в 273 815 рублей, которая сейчас и исполняет данную закупку т.к. исполнитель не смог предоставить банковскую гарантию.
Контракт не был заключён в связи с тем, что исполнитель не уложился в срок для предоставления банковской гарантии (1 рабочий день, следующий за днем направления проекта контракта), а учитывая 5-часовую разницу с иркутским временем, сделать это было просто физически невозможно. То есть при подписании контракта исполнителю обязательно нужно предоставить банковскую гарантию. Несмотря на столь ограниченный срок, исполнитель предпринял всё возможное, чтобы банковская гарантия была. Никак не отрицая факт непредставления, исполнитель хотел бы сообщить УФАС следующие факты:
Исполнитель предоставил гарантию своевременно, но проблема оказалась в том, что банковская гарантия была представлена на большую сумму. Исполнитель выслал заказчику проект банковской гарантии, на что получил ответ от заказчика «Закупка проводилась электронным запросом котировок. Соответственно, антидемпинговые меры не применяются, то есть размер обеспечения исполнения договора в размере 10 % от начальной максимальной цены договора. В остальной части НГ согласована». То есть от Исполнителя запросили банковскую гарантию на меньшую сумму, чем было, хотя и предыдущая подходила. Логики в этом нет, но так как по телефону заказчик сказал согласовать текст гарантии, но именно поэтому исполнитель и согласовывал это, вместо того, чтобы сразу подгрузить. Спустя ровно 5 минут данное электронное сообщение от заказчика было переслано в банк. Ответ от банка с проектом новой банковской гарантии был получен в этот же день, но это уже был новый день по
иркутскому времени, когда рабочий день был закончен. И директор исполнителя, просто не зная о таком коротком сроке не выслал этот проект заказчику. Время уже было упущено. Даже если бы и выслали, это же был просто проект, который еще не был подписан банком.
Исполнитель не знал о столь коротких сроках, это был первый запрос котировок, где исполнитель принимал участие. Несмотря на то, что исполнитель участвовал уже в закупках, но это был его первый запрос котировок, где сроки максимально ограничены. Исполнитель успешно выполнил не менее 9 контрактов, где был поставщиком услуг, общая сумма исполненных обязательств по этим контрактам более 3 000 000 рублей. Исполнитель прекрасно знает, как исполняются такие контракты, какие требования, но тут произошёл сбой, где не было никакого умысла.
Исполнитель максимально добросовестное юридическое лицо, но проблема в том, что исполнитель — это микропредприятие, в котором нет специального человека, который делает это, это делает сам директор, который очень часто бывает в командировках. Только у директора есть ЭЦП для подписания таких документов и только он это делает.
Исполнитель сэкономил бы заказчику довольно существенный размер денежных средств. Его предложение было в более чем в два раза выгоднее, участника, занявшего второе место.
Какова позиция поставщика?
Подрядчик считает, что включение в реестр недобросовестных поставщиков логично, если бы у него был умысел не заключать такой договор.
Подрядчик считает, что включение было бы возможно, если бы он не предпринял никаких действий для получения банковской гарантии.
Какие требования поставщика?
На основании вышеизложенного исполнитель просит УФАС не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
Исполнитель просит не принимать никаких решений, не выслушав директора.
Что приложить к пояснению?
Копия приказ о назначении директором;
Копия переписки с банком;
Копия переписки с заказчиком;
Копии проектов банковских гарантий;
Копия скриншота с телефона.
Образец пояснения в УФАС
Скачать готовый пример пояснения в антимонопольную службу можно по ссылке ниже:
Судебная практика
Что произошло?
Общество с ограниченной ответственностью «Б» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы. УФАС требования не признало.
Оператором электронной площадки был установлен регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя — 01.10.2018 23:59. В рамках регламентированного срока заказчику через оператора электронной площадки не был направлен проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Б», не было предоставлено обеспечение исполнения контракта, а также не был направлен протокол разногласий в адрес заказчика.
В связи с чем заказчиком 03.10.2018 был составлен протокол отказа от заключения контракта. Указанный протокол размещен на электронной площадке 03.10.2018, в Единой информационной системе — 08.10.2018.
Действительно, как видно из материалов дела, срок для подписания контракта со стороны ООО «Б» был установлен 01.10.2018. Однако к указанной дате в нарушение требований закона № 44-ФЗ заказчику через оператора электронной площадки не был направлен проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Бонус аудит», не было предоставлено обеспечение исполнения контракта, а также не был направлен протокол разногласий в адрес заказчика.
Данные обстоятельства послужили для признания Общества уклонившимся от заключения контракта.
Какова позиция поставщика?
В обоснование причин пропуска срока, заявитель указывает на неправильный расчет им сроков и пояснил, что намерения по заключению договора у него имелись.
Так, 02.10.2018 ООО «Б» перечислило в адрес заказчика денежные средства в размере … рублей в качестве обеспечения исполнения контракта. В тот же день направило в адрес заказчика соответствующее пояснение и просило согласовать возможность заключения контракта.
Кроме того, о намерении Общества заключить данный контакт свидетельствует также тот факт, что 27.09.2018 заявителем заключён договор субподряда с ИП на выполнение работ в счёт исполнения будущего государственного контракта.
Какое мнение у суда?
По мнению суда, антимонопольным органом не доказано наличие в действиях общества признаков недобросовестности в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков.
По мнению суда, данные обстоятельства в своей совокупности не свидетельствуют о недобросовестном поведении победителя и необходимости внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
«Антимонопольный орган без выяснения всех обстоятельств, оценки характера действий сторон, признал общество недобросовестным поставщиком, исходя из формального установления факта неподписания контракта в установленный срок».
Итог:
Требования ООО были удовлетворены.
Решение УФАС было признано недействительным.
Выводы:
Общество неверно рассчитало срок, в связи с чем не успело подписать контракт. Обстоятельство того, что общество действовало добросовестно и планировало исполнять обязательства по договору подкрепляется следующими доказательствами:
исполнителем было предоставлено денежное обеспечение;
исполнителем был предоставлен договор субподряда с индивидуальным предпринимателем относительно предмета договора.
Помощь юриста
Сложность таких дел состоит в том, что даётся очень мало времени для того, чтобы составить пояснение. Федеральная антимонопольная служба рассматривает жалобы в срок до 10 дней, в связи с чем у поставщика есть срок приблизительно до 3 дней для того, чтобы составить, разработать и подготовить соответствующее пояснение. Кроме этого, необходимо найти доказательства того, что поставщик/исполнитель действовал добросовестно и не имел намерения не заключать договор.
В случае, когда поставщик не успел подписать договор, очень важно показать УФАС отсутствие умышленного уклонения победителя торгов от заключения с заказчиком контракта.
Для этого необходим юрист, который в короткие сроки может составить такое пояснение, аргументировав добросовестность и порядочность участника закупки.
Наша услуга доступна по этой ссылке.
Срок исполнения услуги:
до 3 рабочих дней — подготовка пояснения
до 10 дней — рассмотрение дела.
Место исполнения услуги:
В любом УФАС, выезд не нужен, все слушания проводят дистанционно.
Что включает в себя услуга:
- изучение ситуации и документов;
- разработка и подача пояснений в УФАС;
- участие в рассмотрении дела онлайн;
- отчёт перед клиентом.
Какие документы и сведения необходимы для оказания услуги:
- документы и сведения, регулирующие предмет спора (вся переписка, контракт, претензии, ответы);
- уведомление от УФАС при наличии;
- доверенность.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является «страшным сном» любого предпринимателя или юридического лица. Дело в том, что принятие участия в государственной закупке открывает для предпринимательства хорошие перспективы, например, получение прибыли, наличие регулярных заказов, формирование положительной репутации.
Однако в силу нарушения закона можно оказаться в «чёрном списке». Реестр недобросовестных поставщиков как раз-таки является таковым. Присутствие в нём наносит существенный удар по репутации предпринимателя или юридического лица. Любая закупка оказывается под угрозой срыва.
В этой статье рассмотрим, что необходимо делать, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков и каким образом оспорить указанное решение в административном порядке — через ФАС.
РПН
РНП — реестр недобросовестных поставщиков является перечнем субъектов государственных закупок, которые являются ненадёжными. Они нарушили либо не исполнили обязательства по договорам, которые заключаются сторонами в рамках двух нормативно-правовых актов:
1. 44-ФЗ — Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013;
2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011.
Разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ
1
44-й федеральный закон является достаточно жёстким и требовательным. Он определяет процедуру реализации закупок, которые направлены на удовлетворение нужд государства.
223-й федеральный закон распостраняется на более общие правила осуществления закупок, которые реализуются организациями с участием государства.
2
44-й федеральный закон, даже судя по его размеру, который существенно превышает размер 223-го федерального закона, является наиболее строгим и предъявляет значительные требования к участникам закупок.
3
44-й федеральный закон содержит требования к закупкам, которые проводятся государственными и муниципальными учреждениями.
223-й федеральный закон регулирует тождественные закупки, которые реализуются организациями, более чем наполовину принадлежащие государству.
Сведения в РПН
Включение в реестр недобросовестных поставщиков очень серьёзно воздействует на репутацию и будущие сделки предпринимателя или юридического лица. Доступ к реестру недобросовестных поставщиков является открытым для всех. Его формирует Федеральная антимонопольная служба, на их сайте этот реестр и содержится:
Сведения, которые содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, являются очень ценными для заказчиков. Они имеют возможность ограничить участие в госзакупках тем субъектам, информация о которых размещена в РНП. Кроме этого, на них лежит обязанность направлять в ФАС сведения об участниках, которые нарушают обязательства по договору.
Какие именно данные попадают в реестр недобросовестных поставщиков?
1. Если речь идёт о юридическом лице, то его наименование, местонахождение и ИНН; если речь идёт об индивидуальном предпринимателе, то его фамилия, имя, отчество и ИНН.
2. Данные (наименование, ФИО и ИНН) всех учредителей юридического лица, его органа управления.
3. Информация о контракте или закупке, нарушение обязательств по которым повлекло включение субъекта в РНП.
4. Дата внесения в реестр недобросовестных поставщиков.
Процедура и причины включения в реестр недобросовестных поставщиков
Причины и основания попадания в РПН:
1. уклонение участника государственных закупок от заключения контракта;
2. исполнители (поставщики), с которыми был расторгнут контракт в порядке судебного производства;
3. исполнители (поставщики), которые существенно нарушили положения контракта, что в результате привело к отказу заказчика от госконтракта.
Инициатором рассматриваемого процесса всегда выступает заказчик. Он отправляет в Федеральную антимонопольную службу соответствующую информацию и необходимые документы, после чего начинается процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков:
Первое. Заказчик формирует и отправляет в Федеральную антимонопольную службу информацию о нарушителе контракта и соответствующие документы в течение трёх дней с даты, которая начинает отсчитываться со дня признания участника контракта уклонившимся от его заключения либо со дня расторжения сделки.
- В случае, если причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков является односторонний отказ заказчика от выполнения условий договора, то обязательно следует представить письменные объяснения принятия такого решения.
- В случае, если договор расторгается судебным органом, то копия решения суда должна быть приложена.
Оформленное письмо и необходимые документы можно направить посредством почты либо электронным способом (в том числе с помощью единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС)).
Второе. Федеральная антимонопольная служба проверяет материалы и соблюдение требований статьи 104 44-го федерального закона. Если каких-либо документов не хватает, то заявление возвращается заказчику для того, чтобы устранить имеющиеся нарушения. Срок проверки материалов Федеральной антимонопольной службой составляет три дня.
Третье. В пятидневный срок Федеральная антимонопольная служба осуществляет проверку предоставленной информации. Предметом проверки является достоверность сведений и наличие причин и поводов для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков. Для принятия решения назначается заседание, на которое могут прийти заказчик и поставщик.
Стороны имеют полномочия делать заявление, высказывать и подтверждать свою позицию, а также предоставлять доказательства и оспаривать аргументы другой стороны. Неявка одной из сторон не является причиной не рассматривать спор. Итогом такого заседания является решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков либо невключении в него.
Пояснения по реестру недобросовестных поставщиков: практика
На примере нашего клиента мы расскажем, зачем нужен юрист по РНП и как можно избежать и оспорить включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Что произошло?
Между заказчиком (Администрация Провиденского городского округа) и исполнителем (наш клиент — ИП) был заключён муниципальный контракт «Содержание автомобильной дороги общего пользования».
Исполнитель получил уведомление от УФАС о том, что заказчик подал обращение «в связи с расторжением муниципального контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта».
При этом исполнитель не знал, что именно указано в самом обращении, не видел его, не может прокомментировать их, не может говорить о достоверности приобщённых документов и не знает, на что именно возражать и что пояснять.
Поэтому нам пришлось разрабатывать пояснения по реестру недобросовестных поставщиков на предположениях о том, что конкретно мог указать заказчик. При этом мы были очень ограничены во времени, у нас было всего два дня для подготовки соответствующего пояснения.
А всё дело в том, что в течение длительного времени осуществляется попытка включить исполнителя – нашего клиента в реестр недобросовестных поставщиков. Это объясняется тем, что клиент реализует активные действия, судясь с местными администрациями и иными муниципальными учреждениями по всем фактам нарушения. Результатом этой деятельности стало то, что стоимость контракта была снижена нами почти в три раза и именно по этой закупке сейчас и пытаются включить нашего клиента в реестр недобросовестных поставщиков.
То есть подрядчик (наш клиент) два года судился и добился того, чтобы заказчик перестал отдавать обслуживание дороги своему же муниципальному предприятию, устанавливая любую стоимость. Подрядчик также добился того, что «семейный подряд» между мужем и женой, который процветал столько времени, исчез.
Выходит, что мотивы заказчика – любой ценой внести подрядчика в РНП и легко избавиться от конкурента.
Наши аргументы и пояснения
1. Услуга оказана. Спор о качестве услуги.
Здесь мы указали, что в течение года – срока контракта исполнитель добросовестно осуществлял принятые на себя обязательства. Заказчик также не оспаривает факта того, что услуга была оказана исполнителем. Заказчик имеет претензии к качеству реализованных услуг. Все те документы, которые показывают якобы некачественность услуги исходят от самого Заказчика. При этом оформлены с нарушениями. Нет ни одного документа ни от Прокуратуры, ни ГИБДД, ни МЧС и т.п. о том, что дорога не такая, какой должна быть. Отслеживание состояния дороги – это прерогатива ГИБДД. Соответственно, нет никаких оснований доверять тому, что пишет заказчик.
2. Намеренное расторжение договора через суд. Недобросовестность заказчика. Договор
расторгнут после исполнения.
Заказчик поступил недобросовестно – подал иск в суд, получал обслуживание дороги и ждал решения суда.
Если подрядчик такой недобросовестный и заказчик не хочет терпеть такое «ужасное» обслуживание, то зачем ждать решения суда полгода, ведь это можно сделать одним днём? Потому что фактически его всё устраивало, дорога обслуживалась, всё было хорошо, цель была в другом – не спеша расторгнуть контракт (зачем сейчас расторгать, если бюджет на этот год уже освоен и откуда брать деньги на новое обслуживание), а с нового года поставить на обслуживание своё муниципальное предприятие, что сейчас и реализовано.
3. Необоснованность, недостоверность предписаний.
То, что заказчик указал в предписании – это необоснованно, выдумано и ложно. Оно не оформлено экспертизой, как того предписывает контракт, доказательств не представлено. Следовательно, подрядчик никак не может принять эти «недостатки». Они не просто выдуманы и не оформлены.
Нет никаких оснований доверять тому, что пишет заказчик, это ничем не подтверждено, даже фотографии не приложены, хотя подрядчик просил. Согласно условиям контракта, доказательством замечаний и недостатков должна быть экспертиза. Её попросту не было, но от того, что документ назван экспертизой, он таким не становится, он подписано сотрудниками подрядчика, а не экспертами. Акт и «экспертизу» подписывали люди, которые не обладают специальными знаниями и оборудованием. Нет ни одного заключения ни от ГИБДД, ни от Прокуратуры, который говорили бы, что ответчик всё плохо делает. Подрядчик ещё раз повторяет – все «доказательства» того, что дорога нечищеная исходят от самого заказчика, нет такого документа, который доказывал бы это.
4. Суд расторг договор не из-за недобросовестности, а из-за формальных оснований того, что подрядчик не выслал отчёты и не предоставил документы суду.
Суд указал: «Подрядчик не исполнил свои обязательства по сдаче результата работ (ежемесячно) заказчику, в связи с чем, считать работы выполненными и оценить их объём и качество, у суда не имеется оснований». То есть решение суда никак не показывает и не доказывает, что подрядчик как-то недобросовестно себя вёл. Это не было предметом спора, и подрядчик просит этим и руководствоваться.
Сами по себе вменяемые формальные нарушения контракта не свидетельствует об умышленных действиях подрядчика, наоборот – подрядчик всё довёл до конца, обслуживал договор вплоть до 31 декабря 2023 года. Если бы подрядчик заключил договор и отказался бы исполнять, то тогда да, это, конечно же, недобросовестное поведение. Но в данном случае подрядчик весь год обслуживал. Для включения сведений РНП должен быть доказан факт осуществления подрядчиком каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения контракта.
5. У исполнителя и раньше были такие контракты, он не новичок в этом, у него есть вся техника и договоры с сотрудниками.
6. Неужели УФАС думает, что подрядчик два года судился за то, чтобы этот аукцион был объявлен с тем, чтобы его потом не исполнить?
Подрядчик уверен, что заказчиком движет явно не защита интересов жителей Провидения и это явно не исполнение своих функций муниципального органа: тут скорее обида, неприязнь к подрядчику, желание наказать и устранить конкурента. Подрядчик выиграл два суда, где даже позиция Прокуратуры не помогла, и всё-таки заставил заказчика соблюдать закон и объявить конкурентный способ закупки, а потом этот аукцион и выиграл, что привело к снижению стоимости работ в три раза.
Результатом этого пояснения стало просьба о невключении нашего клиента в реестр недобросовестных поставщиков. С текстом разработанного документы вы можете ознакомиться ниже:
Выводы
Мы уверены, что справедливость восторжествует, как бы это банально ни звучало. Расчитываем на положительное решение территориального органа Федеральной антимонопольной службы.
Важно помнить, что даже если ФАС приняла решение не в пользу исполнителя контракта, то у него есть ещё один шанс – обжаловать включение в реестр недобросовестных поставщиков в судебном порядке. Для этого необходимо составить исковое заявление.
В любом случае, оптимальным и самым эффективным вариантом будет привлечение юриста для реализации спора с государственными органами. Специалисты нашей правовой организации могут способствовать оспариванию включения в РНП. В ситуации, произошедшей с нашим клиентом, было существенное преимущество, которое заключалось в том, что он своевременно обратился к юристам за квалифицированной помощью.
Успешные дела
- 1. Направьте заказчику претензию с требованием об уплате долга
- 2. Если от заказчика поступила встречная претензия, направьте ответ
- 3. Сформируйте позицию по делу и соберите доказательства
- 4. Напишите исковое заявление в суд о взыскании долга
- 5. Активно возражайте против доводов заказчика; с этой целью может быть назначена судебная строительная экспертиза.
- 6. Необходимо защититься от включения в РНП
- 7. Получите положительное решение и предъявите его к исполнению.
- 8. Взыщите судебные расходы по спору с муниципалитетом
- Подведем итог.
Недавно мы писали о типовых спорах по госконтрактам. В этой статье подробно остановимся только на одном виде таких споров, но самом популярном: в суд по муниципального контракту, если заказчик отказывается платить. Как в такой ситуации действовать подрядчику, чтобы выиграть спор по госконтракту?
1. Направьте заказчику претензию с требованием об уплате долга
В первую очередь, обратим внимание нашего читателя, что мы являемся сторонниками и амбассадорами досудебного мирного урегулирования споров по контрактам. Да-да, юристы могут не голосовать за суд! Причина простая: на первом месте у нас – доверитель, и уход от судебной процедуры позволяет сохранить его время, нервы и деньги. У нас много статей по поводу юридически грамотной претензионной работы, например, недавно писали про претензии в рамках гарантийного срока.
Чтобы взыскать по муниципальному контракту, соблюдение претензионного порядка обязательно. К иску прикладывается сама претензия, а также доказательства ее вручения заказчику. Если эти документы не направить в суд, то исковое оставят без рассмотрения.
В претензии зафиксируйте период и сумму задолженности, а также напишите, что вправе взыскать пени за просрочку. Что делать, если в претензии забыли написать про пени? Ничего страшного в этом нет, так как Верховный суд разъяснил: соблюдение претензионного порядка в отношении основного долга означает также соблюдение такого порядка в отношении неустоек. Поэтому даже если в претензии вы истребовали лишь сумму основного долга, все равно в иске можно прибавить пени.
2. Если от заказчика поступила встречная претензия, направьте ответ
Маркеры, по которым можно определить, что заказчик не собирается платить и придется идти в суд по муниципальному контракту:
- заказчик прислал вам претензию с указанием на недостатки со стороны исполнителя
- заказчик направил акт о выявленных дефектах
- заказчик вызывает на освидетельствование недостатков
- заказчик требует провести экспертизу сданного объекта на наличие недочетов
Получив такой месседж, нужно насторожиться, ведь заказчик не хочет оплатить из-за недостатков. В суде заказчик может заявить о дефектах с целью уменьшить сумму иска или вообще избежать взыскания. Поэтому напишите заказчику ответ на претензию по контракту, учитывая следующие принципы:
а) опишите свою версию событий, а юристы по строительному подряду помогут сделать это в контексте закона;
б) передвиньте границу ответственности за недостатки в зону самого заказчика: не вовремя передана техническая документация; дефект возник из-за некачественного давальческого материала; заказчик не соблюдал инструкции по эксплуатации объекта и т.д.
в) раскритикуйте процедуру выявления недостатков выполненных по контракту работ: заказчики грешат тем, что не вызывают исполнителей на совместное освидетельствование недостатков, а это противоречит закону и делает акт о фиксации недостатков недействительным.
г) если подрядчик реально виноват и в его работе есть дефекты — устраните их по доброй воле, а в ответе на претензию сообщите заказчику, когда проведете ремонт.
Помните, что ответ на претензию – это практически отзыв на потенциальный встречный иск госзаказчика. Поэтому подойдите к этому серьезно, в том числе при помощи юристов по строительному подряду.
3. Сформируйте позицию по делу и соберите доказательства
Перед тем как обращаться в суд по муниципальному контракту, необходимо иметь четкую картину происходящего. Эта картина должна сформироваться на основании письменных документов, а не с чьих-то слов. Чтоб было легче понять, как это сделать, расскажем, как это сделали наши юристы. К нам обратился предприниматель, потому что заказчик не заплатил по муниципальному контракту. Мы выяснили все обстоятельства дела и сформировали пакет документов:
№ п/п | Обстоятельства дела | Подтверждающий документ |
1. | 11.03.2022 между муниципальным бюджетным учреждением (детский сад) и предпринимателем в соответствии с ФЗ № 44 заключен муниципальный контракт на следующих условиях: — подрядчик обязуется выполнить ремонтным работы в детском саду, а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их; — работы выполняются в соответствии с тех.заданием, локальным сметным расчетом; — срок выполнения работ: 01.06.2022 – 01.09.2022; — цена контракта — 5 466 046,00 руб. — срок оплаты: 10 раб. дней с даты приемки; — заказчик вправе отказаться от приемки в случае обнаружения неустранимых недостатков; — для проверки работ заказчик обязан провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов; — заказчик вправе задержать оплату в случаях: 1) неустранение недостатков, 2) причинение ущерба, 3) выполнения работ с отступлением от объемов, установленных ЛСР; — при обнаружении недостатков заказчик обязан немедленно заявить об этом подрядчику; в этом случае составляется двухсторонний акт с перечислением необходимых доработок и сроков их исправления; — при возникновении спора по поводу недостатков по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза (расходы несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие недостатков); — заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствие с законодательством. | Муниципальный контракт, подписанный обеими сторонами (с приложениями) |
2. | 01.06.2022 подрядчик прибыл на объект и обнаружил, что в сад до сих пор ходят дети. В связи с этим подрядчик потребовал от заказчика освободить помещения. | Письменное уведомление от 03.06.2022 |
3. | Заказчик попросил сдвинуть график ремонта на вечернее время и выходные дни | Письмо заказчика от 07.06.2022 |
4. | Подрядчик повторно потребовал освободить помещения, так как невозможно проводить ремонт в саду, куда днем будут ходить дети | Письмо подрядчика от 08.06.2022 |
5. | 22.06.2022 заказчик направил претензию о несвоевременном начале работ | Письмо заказчика от 22.06.2022 |
6. | Подрядчик мягко напомнил, что вовремя не приступил к работам из-за бездействия заказчика | Письмо подрядчика от 23.06.2022 |
7. | По окончании сроков работ, предусмотренных контрактом, заказчик вызвал подрядчика на совместную приемку | Письмо заказчика от 31.08.2022 |
8. | Подрядчик указал, что в соответствие с контрактом на работы требуется 3 месяца; поскольку начало сдвинуто по вине заказчика, приемка возможна не ранее середины сентября | Письмо подрядчика от 31.08.2022 |
9. | Заказчик до окончания в одностороннем порядке составил акты, где зафиксировал недостатки | Акты от 01.09.2022, от 29.09.2022 |
10. | По окончании работ подрядчик пригласил заказчика на приемку | Письмо подрядчика от 07.10.2022 |
11. | Заказчик самостоятельно провел приемку работ без участия представителей подрядчика; выявил «недостатки» | Акт от 10.10.2022 |
12. | Подрядчик возразил, что на приемку он не вызывался, недостатки отсутствуют | Письмо подрядчика от 13.10.2022 |
13. | Заказчик в одностороннем порядке отказался от контракта | Приказ от 21.11.2022 № 104 об одностороннем расторжении контракта |
Итак, перед нами полная картина обстоятельств дела, и каждый свой довод мы можем подкрепить письменным доказательством.
4. Напишите исковое заявление в суд о взыскании долга
У нашей команды юристов есть свой подход к составлению исковых заявлений. Мы делим содержание иска на 4 блока:
1. Описание фактов. Если качественно подойти к выполнению третьего этапа, у вас будет готов один блок искового заявления – «Описание фактов».
2. Позиция истца. Напишите в 2 словах, почему считаете иск подлежащим удовлетворению.
3. Основания требований. Это правовые нормы, подтверждающие вашу позицию.
4. Требования истца. Это просительная часть иска; обычно ее формулируют также, как хотите, чтобы суд изложил резолютивную часть решения.
5. Список приложений. Это документы об обстоятельствах дела (правая часть таблицы), а также платежное поручение на госпошлину, почтовая квитанция о направлении иска ответчику, претензия и расчет исковых требований.
Можете ознакомиться с текстом искового заявления, когда не заплатили по муниципальному контракту.
Не забывайте, что за просрочку оплаты, заказчик обязан уплатить пеню. Она рассчитывается по формуле:
Сумма долга * к-во дней просрочки * 1/300 ключевой ставки
Размер ключевой ставки определяется на день уплаты долга (если долг оплачен добровольно) или на день вынесения судебного решения (если долг взыскивается в судебном порядке). В наше время предугадать рост ключевой ставки Банка России крайне сложно: она то резко падает (первое полугодие 2023 года ставка стабильно держалась на уровне 7,5 %), то непрерывно растет (с июля 2023 года ставка выросла до 15 % в настоящее время).
5. Активно возражайте против доводов заказчика; с этой целью может быть назначена судебная строительная экспертиза.
Сначала разберемся, что такое некачественный результат контракта:
— нарушены обязательные требования (СНИПы, ГОСТы)
— объект не пригоден для использования по назначению
В качестве доказательства некачественности используются:
— переписка сторон, где подрядчик признает недостатки, обязуется их устранить
— двусторонний акт приемки с указанием дефектов
— односторонний акт заказчика, если подрядчик вызывался на приемку
— отрицательное заключение государственной экспертизы
Не является доказательством некачественности:
Х односторонний акт заказчика, если он составлен без вызова исполнителя
Х заключение досудебной экспертизы, если она проводилась без привлечения подрядчика
В строительных спорах очень часто назначается судебная экспертиза, так как для выявления недостатков нужно специальное техническое образование. Ходатайство об экспертизе может заявить как заказчик, так и подрядчик. К ходатайству необходимо приложить согласие эксперта на проведение исследования, документы о квалификации эксперта, платежное поручение о внесении денег в депозит на экспертизу.
Тем не менее, в нашем деле экспертиза не проводилась. Хотя суд настоятельно нам рекомендовал заявить такое ходатайство и неоднократно предупреждал, что риск его не заявления ложится на стороны. Мы от лица подрядчика по госконтракту однозначно возражали против экспертизы. Заказчик не оплатил из-за недостатков. Это он на них ссылается. Значит, он и должен предоставить доказательства существования недостатков. Однако сам заказчик против экспертизы не возражал, но и деньги для проведения на депозит не внес. В итоге, у суда не было оснований назначить строительную экспертизу.
Вы скажете: «Ведь заказчик представил акты, фиксирующие недостатки!». Напомним, что все акты заказчик составлял в одностороннем порядке, без вызова представителей подрядчика. В судебной практике по строительным спорам давно сформировалась позиция на это счет:
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Применительно к нашей ситуации, это означает, что односторонние акты заказчика являются отказом от приемки работ, и суду нужно проверить обоснованы ли замечания заказчика.
Почему суд признает односторонние акты заказчика недействительными:
- нет фото- и видео- фиксации дефектов
- нет конкретных характеристик дефектов (размер, площадь, расположение)
- отдельно представленные фотоснимки не позволяют установить, где и когда они сделаны
- некоторые дефекты невозможно установить на глаз (например, как у нас — несоответствие фракции щебня)
Также можно возразить: «Из хронологии событий видно, что подрядчик выполнил работы с просроком». Но по закону просрок не дает заказчику право отказаться от муниципального контракта. Единственное исключение – если в результате позднего выполнения работ результат уже не представляет интереса для заказчика. Яркий пример – арт-объекты, которые возводятся к Новому году.
В нашей ситуации интерес к работе у заказчика не пропадает. Он об этом и не заявлял. Более того, изначально сроки сдвинулись из-за заказчика. Поэтому про просрочку не ему говорить.
В нашей позиции был еще один козырь. Заказчик не оплатил из-за недостатков, НО ИСПОЛЬЗОВАЛ ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ДЕТСКИЙ САД. Мы подтвердили перед судом, что в садик с 01 сентября пошли дети. Заказчик сам ничего дополнительно не ремонтировал, в другие организации за ремонтом не обращался. То есть отремонтированный объект может использоваться по назначению, и заказчик это сам своими действиями подтверждает.
В соответствии со статьей 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Основанием для полного отказа в оплате является выполнение работ настолько некачественно, что требуется их полная переделка. А в настоящем деле таких доказательств нет.
Более того, нам удалось отбить нападки заказчика в части уменьшения цены контракта. А это не много, не мало – 1 млн рублей. Мы убедили суд подойти критически к актам заказчика, в которых он описал недостатки, вот с помощью каких приемов:
— недостатки описаны «в общем и целом», не даны никакие их характеристики и параметры (длина и глубина трещин, их месторасположение).
— не раскрыта методика определения стоимости этих мифических дефектов: заказчик на глазок сказал, что это стоит миллион.
Суд встал на нашу сторону и указал, что подобные недостатки могут быть зафиксированы только специалистами с обязательным указанием их параметров и с расчетом их стоимости. Заказчик от экспертизы уклонился как в досудебном порядке, так и в суде.
6. Необходимо защититься от включения в РНП
Суд по муниципальному контракту нередко сопровождается параллельным процессом: заказчик подает жалобу в УФАС на подрядчика, чтоб последнего внесли в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Попасть в РНП можно, если:
1) победитель уклоняется от заключения контракта, в том числе в установленный срок не подписал контракт либо не перечислил деньги в счет обеспечения своих обязательств по контракту,
2) в ходе исполнения контракта подрядчик существенно нарушает условия выполнения работ.
Внесение в РНП влечет запрет на участие в закупках в течение следующих 2 лет. Кроме того, если подрядчик специализируется на муниципальных контрактах, он фактически теряет источник своего заработка, а также проседает его репутация.
В марте 2022 года принято Постановление Правительства РФ, которое помогло исполнителям избежать РНП в случаях, когда муниципальный контракт не исполнен из-за введенных санкций.
В нашем случае, заказчик как раз обратился в антимонопольную службу, и УФАС начало проверку. Однако нам удалось защитить предпринимателя от включения в РНП. Как мы это сделали, читайте здесь. Ответ УФАС о невключении в РНП можно использовать как весомое доказательство в суде по муниципальному контракту.
7. Получите положительное решение и предъявите его к исполнению.
Результатом нашей работы над делом предпринимателя стало решение о полном удовлетворении иска. С бюджетного учреждения взыскали 5,5 млн рублей:
После того, как решение вступит в законную силу, а это месяц после его принятия в полном объеме или день вынесения апелляционного постановления, нужно взыскать по муниципальному контракту реальные деньги, которые появятся на счете предпринимателя. Когда речь идет о бюджетных средствах, стандартный порядок исполнения через суд или банк не работает. Исполнительный лист предъявляется в финансовый орган администрации (обычно это департамент финансов). К заявлению приложите:
— оригинал исполнительного листа
— оригинал доверенности
— заверенные судом копии судебных актов с отметкой о вступлении в законную силу
Деньги поступят в течение 2 месяцев.
8. Взыщите судебные расходы по спору с муниципалитетом
Победитель судебной баталии может компенсировать понесенные судебные издержки:
— уплаченная госпошлина
— стоимость экспертизы
— вознаграждение юриста по строительному подряду
Иногда это немалые деньги – в районе миллиона рублей. Чтобы их взыскать, необходимо в течение 3 месяцев после вступления в силу последнего судебного акта направить в суд заявление о взыскании судебных расходов.
Выигравшая сторона доказывает факт несения издержек (договор юр.услуг + акт приемки + платежное поручение), а проигравший вправе заявить о чрезмерности судебных издержек. Суды, особенно в спорах с органами власти, очень жестко определяют разумные пределы судебных расходов. Зачастую их существенно занижают.
Вместе с тем, отказать во взыскании оплаченных сумм в полном объеме суды не вправе. Муниципалитеты очень любят ссылаться на дефицит бюджета или на то, что такая строка расходов на плановый год не закладывалась. Данный довод не имеет юридического значения.
Подведем итог.
Чтобы взыскать по муниципальному контракту, придерживайтесь такого плана:
- Необходимо соблюсти претензионный порядок, иначе суд не примет иск;
- Отвечайте на письма и претензии заказчика — это поможет вам защищаться в суде от нападок муниципалитета за недостатки работ;
- Разработайте стратегию дела и соберите все доказательства, чтобы иметь полную картину происходящего;
- Подайте иск в арбитражный суд с соблюдением требований АПК РФ;
- Занимайте активную позицию в процессе, особенно если заказчик «давит» на мифические недостатки вашей работы
- Имейте в виду, что возможно придется защищаться в УФАС от включения в РНП; зато отрицательный ответ антимонопольщиков вы сможете использовать в суде в свою защиту
- Предъявите исполнительный лист о взыскании долга к исполнению с соблюдением особого порядка обращения взыскания на муниципальную казну
- Не забудьте взыскать судебные издержки за счет муниципалитета, если привлекали к делу юристов или проводили экспертизу
Наши юристы будут всегда рады вам помочь, ведь мы имеем большой опыт успешного ведения споров с госорганами и муниципалитетами!