Знаете ли вы что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Если вы решили прочитать эту статью, скорее всего вы о нем наслышаны.

А как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП)?

Эти и другие насущные вопросы по теме РНП за расторжение контракта разберем в нашей статье, а также расскажем об одном из наших успешных дел в этой категории споров.

Но обо всем, как обычно, по порядку.

Что такое госконтракт и зачем он нужен?

Понятие «государственный контракт» содержится в Федеральном законе “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ФЗ №44).

В статье 3 ФЗ №44 содержится следующее определение:

«государственный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд»

Из определения становится понятно, что одной стороной государственного контракта является государство (в лице РФ, субъекта РФ или муниципального образования). Другой стороной является Исполнитель – лицо, требования к которому установлены в ст. 31 ФЗ №44. Например, у Исполнителя не должно быть неуплаченных налогов, судимости в сфере экономики и другое.

 Многие юристы и правоведы госконтракт называют «специфической формой сотрудничества в правовом поле». Основная специфика этого соглашения заключается в том, что одной из его сторон является государство, а значит, деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках.

Государственные контракты необходимы для удовлетворения государственных нужд (например, в поставках определенных товаров, работ, услуг), которые необходимы для решения таких важных задач как:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона территории;
  • государственная безопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • отдельные целевые муниципальные или региональные программы.

В государственном контракте, как и в любом другом, закрепляются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для его заключения необходимо пройти следующие обязательные этапы:

  1. Определение нужд государства, то есть какие услуги, товары или работы необходимо поставить или выполнить.
  2. Размещение закупки. Поставщик или заказчик определяется одним из конкурентных способов – через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) или оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. Разработка проекта контракта. Проект, как правило, разрабатывается бюджетным учреждением или госорганом, выступающим в качестве заказчика.
  4. Подписание письменного документа (простая письменная форма)

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Если говорить просто, то реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это своего рода «черный список» ненадежных участников закупок, которые допустили нарушения или не исполнили взятые на себя обязательства по контрактам и договорам, заключенным в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если компанию включили в РНП, то это серьезно влияет на ее репутацию и может оттолкнуть контрагентов.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков также относится к мерам ответственности, к которой прибегают для того, чтобы лицо надлежащим образом исполняла принятые на себя обязательства по государственному или муниципальному контракту.

Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ №44 в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по
решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения
контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Реестр представлен в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Его ведение относится к обязанностям Федеральной антимонопольной службы (ФАС). При ведении РНП Федеральная антимонопольная служба руководствуется порядком, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078.

В 2022 году Федеральной антимонопольной службой было рассмотрено более 7 000 обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП. Из них более 3 000 были включены в него.

На данный момент в реестре недобросовестных поставщиков зафиксировано более 74 000 записей.

Информация из РНП прежде всего руководствуются заказчики. У них есть право ограничить доступ к закупкам для участников, сведения о которых содержатся в РНП. При этом они обязаны направлять в ФАС информацию об участниках и поставщиках, которые нарушили обязательства, предусмотренные контрактной системой и системой закупок отдельных видов юридических лиц.

Существует два пути для попадания в «черных список» (РНП):

  • Участник побеждает в закупочной процедуре, но уклоняется от заключения контракта в рамках 44-ФЗ или договора в рамках 223-ФЗ.
  • Поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия или не выполнил взятые на себя обязательства.

Какие последствия влечет добавление в реестр недобросовестных поставщиков?

После включения в реестр недобросовестных поставщиков компанию или индивидуального предпринимателя ждут следующие ограничения:

  1. Запрет на участие в закупках в течение двух лет;
  2. Потеря денежных средств, которые были внесены в счет обеспечения заявки.

Обеспечение заявки – это особый инструмент, который защищает заказчика от недобросовестных поставщиков. Если все проходит хорошо, то деньги, по общему правилу, возвращаются (ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ), если нет, то заказчик, как уже было сказано ранее, их теряет.

  1. Лишение права обжалования действий заказчика по закупкам, в которых установлено требование по отсутствию сведений о поставщике в РНП (п. 5 ст. 105 Закона 44-ФЗ).
  2. И конечно же – большой удар по репутации компании или ИП.

РНП — это красный свет для контрагента, означающий одно – компания недобросовестна.

Как видите, в РНП лучше не попадать и еще на этапе невозможности исполнения контракта по каким-либо причинам – обращаться к грамотным специалистам за помощью для того, чтобы этого избежать.

Наиболее популярная причина неисполнения государственных или муниципальных контрактов – наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Что такое обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)?

В законодательстве Российской Федерации отсутствует термин «непреодолимая сила» или «форс-мажор».

В п. 3 ст. 401 ГК РФ сказано:

«если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».

Из этой выдержки мы видим, что бремя доказывания обстоятельств непреодолимой силы законом возложено на исполнителя.

Для того, чтобы вашу ситуацию отнесли к обстоятельству непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило:

чрезвычайный (наступление обстоятельства не является обычным в конкретных условиях)

И

непредотвратимый при данных условиях характер (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Важно!

Оба критерия применяются в совокупности, то есть обстоятельство должно быть одновременно чрезвычайным и непредотвратимым.

Кроме этого, по мнению Верховного суда Российской Федерации, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы “нормального”, обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).

А как влияют санкции на исполнение обязательств по государственному контракту? Можно ли их считать форс-мажором?

Ответ на этот вопрос содержится в Постановлении Правительства от 21.03.2022 № 417.

В нем сказано, что «исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами».

Помимо этого законодательного акта, Минфин выпустил Письмо от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, которое содержит разъяснения по вопросу применения вышеназванного Постановления.

Основные моменты заключаются в следующем:

  • Информация в РНП не включается автоматически. Это происходит по результатам рассмотрения обращения заказчика и проверки, содержащихся в нем фактов на заседании комиссии уполномоченного органа.
  • Если будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о нем не включается в реестр.

К обстоятельствам непреодолимой силы относятся:

  • введение политических или экономических санкций иностранными государствами;
  • введение мер ограничительного характера иностранными государствами.

К ним не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

Наш опыт

Нет, не опыт включения нас или наших клиентов в РНП. Наоборот – мы добились того, чтобы нашего клиента не включили в реестр недобросовестных поставщиков.

В марте прошлого года между муниципальным бюджетным учреждением (далее – Заказчик) и индивидуальный предпринимателем (далее – Подрядчик), который и обратился к нам за юридической помощью, был заключен муниципальный контракт (далее – Контракт). По нему Подрядчик принял на себя обязательство по выполнению ремонта системы наружного водопровода в одном из муниципальных учреждений поселка. Обязательство Заказчика, соответственно, оплатить выполненные работы.

Работы Подрядчик должен был выполнять в соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом.

Срок для выполнение работ – практически все лето – с 1 июня по 20 августа 2022 года.

Цена контракта – около 1 300 000 рублей. При этом в качестве обеспечения исполнения Контракта наш клиент внес на счет Заказчика шестьдесят тысяч рублей.

Подрядчик не приступил к выполнению работ в срок, в связи с чем получил письменную претензию от Заказчика с требованием приступить к выполнению работ незамедлительно.

Мы подготовили ответ, в котором дали свое объяснение произошедшей ситуации. Дело в том, что регион, в котором наш Подрядчик осуществляет работы, имеет свою специфику: трубы, которые используются в работе, можно привезти только один раз в год.

После нашего ответа последовало повторное письмо в адрес Подрядчика с тем же требованием, на что был предоставлен ответ с той же сутью – из-за «ледовой» доставку груза осуществить невозможно.

Понимая, что произошла форс-мажорная ситуация, мы направили письмо с просьбой о переносе сроков. Но Заказчик отказал, поскольку мероприятия по подготовке образовательных организаций завершаются 20 августа.

Мы запросили от организации, которая должна была привезти трубы, официальной письмо с причинами, по которым доставка невозможна. После получения письма мы его направили Заказчику, в нем содержалась все та же причина – невозможность доставки в связи с неблагоприятными погодными условиями.

В связи с этим Заказчик реализовал свое право на односторонний отказ от Контракта и издал соответствующий приказ, который мы приняли решение оспорить в суде.

Помимо этого, Заказчик обратился в УФАС для включения Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Мы подготовили пояснения для антимонопольной службы.

Первое, что мы хотели донести УФАС – это факт того, что данный приказ в настоящее время оспаривается в суде.

Помимо этого, мы обратили внимание на то, что в Контракте нет промежуточных сроков выполнения работ, есть только начальный и конечный.

Суть Технического задания – Подрядчик должен демонтировать старые трубы и поставить новые. Соответственно, основное, что требуется для исполнения Контракта – это трубы, которые Исполнитель заблаговременно заказал. Исполнитель мог начать работы, демонтировать старые трубы и ждать доставку новых, но понимая специфику региона, Исполнитель не стал ничего демонтировать до доставки труб.

Ведь Заказчик мог оказаться без водопровода на долгое время!

Это действие подтверждает добросовестность Подрядчика.

Стоит отметить еще и тот факт, что Подрядчик является нашим постоянным клиентом и независимым подрядчиком в регионе, который исполняет контракты дешевле, сбивает стоимость всех аукционов, оспаривает все незаконные действия и решения муниципальных образований, госорганов регионе.

Мы не один раз выступали его представителями в судах и других государственных органах. Именно с этим связано желание избиваться от такого подрядчика, поэтому Заказчик нарушает процедуру, предусмотренную законом.

Сроки Контракта должны быть перенесены, либо Контракт должен быть расторгнут по соглашению сторон.

При этом в Контракте содержится следующий пункт:

«при наступлении обстоятельств вне разумного контроля сторон, сроки выполнения этих обязательств отодвигаются на время действия этих обстоятельств, если они значительно влияют на выполнение в срок всего  Контракта или той его части, которая подлежит выполнению после наступления обстоятельств форс-мажора».

Также в Контракте говорится о том, что если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении трех месяцев и не обнаруживают признаков прекращения, настоящий Контракт может быть расторгнут Заказчиком и Подрядчиком по взаимному соглашению Сторон.

Следовательно, в этой ситуации могло быть два варианта развития событий:

–  стороны должны были перенести сроки исполнения Контракта

ИЛИ

– заключить соглашение о расторжении Контракта.

Расторжение на основании одностороннего отказа Заказчика неправомерно!  

Также стоит учесть то обстоятельство, что уведомление о наступлении форс-мажора было направлено во время исполнения Контракта, сразу после того, когда стало понятно, что доставки не будет.

Нельзя трубы погрузить вертолет – грузы доставляются раз в год водным транспортом.

Подрядчик не мог предположить, что единственная в год доставка грузов сорвется, соответственно это обстоятельство было непредотвратимым и чрезвычайным.

На основании этого, мы просили УФАС по Чукотскому автономному не включать Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

 В качестве доказательств своих аргументов мы приложили следующие документы:

– Переписка межу сторонами;

– Информационное письмо от Перевозчика;

– Документы на трубы.

С полным текстом наши пояснений вы можете ознакомиться ниже.

 

УФАС в своем решении изложила основание, по которому включают в реестр недобросовестных поставщиков – это такое уклонение лица от исполнения Контракта, которое свидетельствует о:

  • его недобросовестном поведении;
  • совершении им умышленных действий (бездействий);
  • нарушающим права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Все это должно приводить к неэффективному использованию бюджетных средств.

Следовательно, УФАС должен опираться не только на факт неисполнения Контракта, но и исследовать все обстоятельства всесторонне, чтобы понимать всею картину произошедшего.

УФАС пришла к выводу о том, что Подрядчик совершил все возможное для исполнения своих обязательств, привел существенные аргументы неисполнения условий Контракта в полном объеме, пытался урегулировать конфликт и действовать в интересах Заказчика.

УФАС пришла в выводу о невключении представленных сведений Заказчиков в реестр недобросовестных поставщиков.

Резюмируя все вышесказанное, делаем следующие выводы:

– включение компании или ИП в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это красный флаг для заказчиков и контраагентов в целом;

– для того, чтобы не попасть в РНП – нужно не уклоняться от заключения контракта после выигранного тендера и исполнять его надлежащим образом;

– если исполнение контракта по каким-либо причинам невозможно, необходимо вести переписку с заказчиком, отвечать на все его запросы и письма, уведомлять его заранее обо всем.
В случае, если получили письмо о расторжении – действовать быстро, писать в УФАС подробные письменные пояснения.
– если причиной неисполнения контракта является наступление форс-мажорных обстоятельств, то об этом необходимо сразу сообщать заказчику, а также в последствии доказывать наступление непреодолимого обстоятельства для того, чтобы избежать включения в РНП.

Ниже вы можете ознакомиться с решением ФАС об отказе во включении нашего клиента в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, на нашем примере мы показали, что избежать включения в РНП – это реальная задача для нашей компании, мы имеем огромный опыт работы в указанном направлении, что доказывает популярность этой услуги и результаты проделанной работы.