Субъекты, которые участвуют в торгах, довольно часто допускают ошибки, нарушая права иных участников либо злоупотребляя правами. Ввиду этого важно знать, как должна выглядеть жалоба в УФАС на закупку. Федеральная антимонопольная служба является органом, который уполномочен рассматривать жалобы участников государственных закупок. В этой статье, как и в предыдущих публикациях по этой теме, поговорим о том, по каким причинам, в какой срок и каким образом необходимо подавать жалобу в УФАС на аукцион. Кроме этого, расскажем о том, как получить положительное решение.

Субъекты госзакупок

Участники государственных закупок в зависимости от применимого законодательства могут иметь различные правовой статус. Речь идёт о двух законах:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ;

2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

В зависимости от применения того или иного закона различаются правомочия, основания и процесс обращения с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Под участниками торгов, которые могут обращаться в ФАС, следует понимать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые соответствуют одному из следующих статусов:

1. Лицо имеет намерение подать заявку на участие в закупке, но не может это осуществить в связи с тем, что имеет место нарушение со стороны оператора электронной площадки. То есть право обозначенных выше субъектов ограничивается уже на этапе возможности принятия участия в аукционе.

2. Лицо уже подало заявку на участие, однако не смогло одержать победу в связи с наличием нарушений законодательства.

3. Лицо является победителем торгов, с которым заказчик должен заключить договор, однако не осуществил эту обязанность из-за незаконного отказа либо другого нарушения.

Отметим, что юридические лица или предприниматели, которые заключили контракт с заказчиком, формально не являются субъектами – участниками государственных закупок. Они переходят в статус исполнителя, например, подрядчика. Тем не менее, за ними сохраняется право на жалобу в УФАС на закупку, то есть на действия заказчика, которые нарушают интересы лица. Защитить свои права участники торгов могут двумя основными способами:

1. жалоба в УФАС  на аукцион;

2. суд;

3. сначала жалоба, а затем суд.

Важно отметить, что субъекты, которые могут обратиться с жалобой в ФАС, не ограничиваются только исполнителями контракта. Помимо них в рассматриваемый орган могут обращаться и другие лица, даже которые не имеют никакого отношения к государственной закупке. Например, к таком к такому субъекту относится прокуратура или граждане, которые считают, что закупки закупка проведена с нарушением закона.

Сроки подачи жалобы в ФАС (по закону 44-ФЗ)

Для удобства эти сроки укажем в таблице.

Вид жалобы в УФАС на закупкуСрок подачи
на действия заказчика1. не позднее 5 дней после даты размещения протокола результатов закупки

2. если действия, которые подлежат жалобе, совершены после рассмотрения иных частей заявок или в процессе подписания контракта, то до заключения государственного контракта
на действия заказчика, имеющие отношение к заключению контрактане позже даты заключения государственного контракта
на положения документациидо завершения срока подачи заявки на участие в закупке
на оператора торговой площадки30 дней с даты осуществления действий, подлежащих обжалованию

Разработка и подача жалобы в УФАС  на аукцион

Перед тем, как подготовить жалобу, необходимо ответить на несколько вопросов. Итак, чек лист по составлению жалобы такой:

1. Определена категория жалобы;

2. Определен порядок обращения с жалобой;

3. Определен орган, в который необходимо подавать жалобу;

4. Определены сроки, в которые необходимо обратиться с жалобой (поможет таблица).

Федеральная антимонопольная служба делит жалобы в области государственных закупок на две категории, эта классификация происходит в зависимости от применяемого закона:

1. жалоба по ФЗ № 44;

2. жалоба по ФЗ № 223.

Жалоба может быть представлена в ФАС двумя способами:

1. бумажный;

2. электронный.

Конечно, выбор осуществляется самим субъектом, который подает жалобу. Однако в настоящее время, безусловно, проще и оперативнее будет подача электронные жалобы. Для ФАС такой формат тоже является более удобным, ввиду того, что они могут быстрее рассмотреть и принять решение по жалобе.

При этом сама Федеральная антимонопольная служба представила полезную информацию о содержании жалобы. Так, по рекомендациям ФАС, в жалобе должны быть указаны следующие сведения:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы;

5. к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов;

6. жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Пример/образец жалобы, связанной с укрупнением лота

Что произошло:

Департамент природных ресурсов объявил о проведении закупки посредством аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке документации по удалению имущества, затонувшего в акватории бухты Эмма и удалению затонувшего имущества. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта — 67 000 000 рублей 00 коп.

Были предъявлены дополнительные требования к участникам аукциона — наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в данном случае – 13 400 000 рублей.  Это первое дополнительное требование.  

Следующее требование – «в подтверждение своего соответствия установленному требованию о наличии лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в составе документов заявки на участие в электронной закупке участник закупки представляет выписку из соответствующего реестра таких лицензий, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении», что никак не соответствует предмету закупки, не нужна тут никакая лицензия.

В техническом задании есть серьезная ошибка в описании затонувшего имущества.  Эти недостоверные сведения влияют на закупку. Указано, что якобы два судна находятся по одним и тем же координатам, однако это не так, этого не может быть. Они затонули в разное время и в разных местах, они видны, поэтому это можно установить без экспертиз и невооруженным взглядом.

Более того, нет даже фотографий того, что надо вытаскивать из воды, потенциальный исполнитель не видит четкий объем работ.   

Получается, что это искусственно придуманные требования, которые не должны быть в закупке:

  1. Это намеренное укрупнение лота, которое ограничивает конкуренцию на этом рынке. Это не единый объект, а 3 разных судна, которые можно и нужно доставать по отдельности. Они располагаются в разных местах, их никак не поднять одновременно за один заход. Нет такого судна, который мог бы вмести в себя сразу три затонувших объекта.
  2. В Чукотском автономном округе не так много таких компаний, которые вообще заходят в эти районы в период навигации, они смогут достать это имущество, но далеко не все имеют у исполненные контракты на 13 400 000 рублей, разделение этой закупки на 3 приведет к тому, что многие смогут заявиться на эту закупку. Поэтому абсолютно точно разделение закупки приведет к тому, что будут несколько компаний, которые смогут исполнить этот контракт и стоимость уменьшится.
  3. Наличие лицензии является незаконным требованием. В техническом задании по закупке не написано ни одного действия, которое требовало бы наличия лицензии. Мы настаивали на том, что, если УФАС сомневается в утверждении заявителя, то должно запросить пояснения у лицензирующего органа, который выдаёт такие лицензии. 

Что получается?

Заказчик аукциона нарушил нормы российского законодательства (на лицо искусственное укрупнение лота), чтобы начальная (максимальная) цена контракта было высокой. Формально, он имеет на это право, но это приведет к удорожанию закупки. 

Местные компании при разделении этой закупки смогут принять участие в ней.  Ресурсы у всех имеются, сроки также будут соблюдены, но они не могут этого сделать в связи с введенным искусственными ограничениями. Разделение закупки помогло бы сэкономить заказчику десятки миллионов. 

Вероятнее всего, получится ситуация, что заявку на осуществления аукциона не сможет подать никто, кроме одного единственного участника аукциона (а в последующем — победителя), для которого и делается все это (вероятно).

УФАС может провести экспертизу состояния конкуренции на товарном рынке по укрупнению лота, может легко разобраться в том, что там лицензия не нужна, и тем более разобраться в координатах. 

Что просим?

Провести проверку условий аукциона, в том числе, в части укрупнения закупки, а также   провести экспертизу анализа состояния конкуренции на товарном рынке, оценить требования по наличию лицензии, а также неверные координаты имущества.

Пример/образец жалобы, подготовленной нашими юристами:

Решение по жалобе в УФАС (ФАС)

В течение двух рабочих дней жалоба будет принята либо возвращена. Орган разместит информацию на официальном сайте с уведомлением субъектов, связанных этой жалобой.

Если жалоба принята,

то в течение трёх дней решение будет размещено на официальном сайте. Жалобу следует искать по наименованию заказчика либо закупки, номеру жалобы либо номеру извещения о закупке.

Жалоба может быть не принята по причинам:

не соответствует требованиям законодательства;

отсутствует подпись либо подписано субъектом, полномочия которого не были подтверждены документально;

пропущен срок, установленный для подачи жалобы;

по жалобе уже принято судебное решение либо решение контрольного органа, например, в случае, когда жалобу подал другой участник аукциона.

Субъект может подать повторную жалобу при условии устранения всех имеющихся нарушений (содержание или оформление) или оспорить непринятие жалобы, то есть её возвращение, в судебном порядке.

Юристы

Наши специалисты занимаются делами подобной категории. Как вы видите на нашем примере и по предыдущим публикациям, мы довольно часто сталкиваемся с государственными закупками, которые осуществляются с нарушением закона.

В связи с этим мы знаем, как правильно писать жалобы в ФАС либо его управления, а также можем помочь на всех иных этапах защиты интересов участников аукциона.