Реестр недобросовестных поставщиков – наиболее распространённый страх участников конкурса. Реестр нужен для того, чтобы исполнители контракта добросовестно выполняли свои функции и доводили работу до конца. Довольно часто можно встретить ситуацию, в которой поставщиков включают в реестр даже в отсутствие каких-либо нарушений. Поэтому в сегодняшней публикации разберёмся, за что поставщиков могут включить в такой реестр и как избежать этого. Кроме того, рассмотрим практический случай обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения о включении в реестр. Проанализируем судебную практику по этому вопросу.

Воспользоваться юридической услугой по защите в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков можно по этой ссылке.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Аббревиатура РНП (реестр недобросовестных поставщиков) означает перечень организаций, которые расположены на сайте государственных закупок. Компаниям из этого списка запрещено участвовать в торгах и аукционах в течение двух лет с момента включения их в реестр. В обозначенный перечень попадают поставщики, которые нарушили правила проведения и участия в государственных закупках. Что может относиться к числу таких нарушений:

  • своевременно не отправили обеспечение реализации договора;
  • своевременно не подписали контракт либо отказались от подписания договора;
  • расторгли договор в одностороннем порядке;
  • не реализовали меры антидемпингового характера;
  • условия договора были выполнены некачественно, заказчик расторг договор самостоятельно;
  • условия договора были выполнены некачественно, договор расторгнут по решению суда.

На основании этих условий поставщика могут внести в реестр. Он находится в открытом доступе на сайте единой информационной системы.

Найти можно следующим образом:

  • поставщика — по ИНН;
  • исполнителя (индивидуального предпринимателя — по фамилии, имени, отчеству);
  • компанию – по названию или ИНН.

Для справки: в реестре в октябре 2024 года содержится 94 000 поставщиков (по 44-ФЗ).

Исполнитель контракта не может расторгнуть договор по собственному желанию. Для его расторжения должны быть существенные причины. В качестве примера последних можно привести форс-мажорные обстоятельства: актуальным обстоятельством в настоящее время является введение санкций на определённый товар. Если у исполнителя не было достаточных оснований к тому, чтобы расторгнуть договор, то заказчик должен сообщить о таком нарушении в Федеральную антимонопольную службу.

Данная процедура занимает до 10 дней и выглядит следующим образом:

Первое. Заказчик подаёт соответствующее заявление в управление ФАС по месту регистрации.

Второе. Документы исследуют и назначают по ним комиссию.

Третье. Комиссия проводит заседание и принимает решение относительно доводов заказчика.

Четвёртое. Комиссия принимает решение о том, включать ли данного поставщика в реестр или нет.

Получается, что Федеральная монопольная служба проводит целый процесс перед тем, как внести того или иного поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Посмотрев на скриншот, вы можете увидеть дату исключения поставщика из реестра. Это означает, что через два года информация о нарушителе торгов или аукционов автоматически удаляется. Это означает, что поставщику можно снова участвовать в закупках. Рассматривая процесс включения в РНП, следует указать, что в него можно попасть на трёх этапах проведения закупок:

  • на этапе подписания контракта;
  • на этапе реализации договора;
  • на этапе выполнения гарантий по договору.

Теперь предлагаем подробнее разобрать ситуацию, когда поставщик не успел подписать договор: что делать в такой ситуации и какие пояснения составлять в Федеральную антимонопольную службу.

Поставщик не успел вовремя подписать контракт с заказчиком

Протокол разногласий

Важно отметить, что договор нужно подписать в течение пяти дней после его получения. В случае, если в соглашении имеются ошибки или не уточнены какие-либо положения, то поставщик не может исправлять их самостоятельно. Об этом нужно просить заказчика для того, чтобы последний внёс соответствующие изменения в контракт. С этой целью поставщик составляет протокол разногласий. Такой протокол составляется в произвольной форме, однако есть несколько обязательных требований:

  • протокол должен быть составлен в электронном виде;
  • протокол должен быть подписан электронный подписью;
  • протокол должен быть отправлен заказчику через электронную торговую площадку.

В случае, если заказчик в течение обозначенного срока (пять дней) не получит обратно подписанный контракт или протокол разногласий, то он имеет право подать жалобу в ФАС. Это означает, что у поставщика есть угроза попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Бывают ситуации, когда поставщик не успел подписать контракт, так как неправильно рассчитал время.

Что делать поставщику, если не успел вовремя подписать контракт

В данном случае важно всё равно подписать и направить документы заказчику. То есть даже если срок пропущен, подписать документ необходимо. В случае, если заказчик обратился в ФАС с жалобой, то поставщику необходимо написать заявление в ФАС с объяснением причин пропуска срока. К заявлению необходимо приложить все документы, которые могли бы доказать, что поставщик вёл себя добросовестно и не собирался уклоняться от подписания договора.

Важно. УФАС нужно показать отсутствие умышленного уклонения победителя торгов от заключения с заказчиком контракта.

В нашем практическом примере мы это и сделали. Давайте разберём.

Практический пример. Пояснения в УФАС.

Что произошло?

Исполнитель стал победителем закупки по мероприятию: «Берегоукрепительные работы некапитального характера на Братском водохранилище». Исполнитель выиграл с предложенной ценой в 120 000 рублей, второе место заняла компания с предложением в 273 815 рублей, которая сейчас и исполняет данную закупку т.к. исполнитель не смог предоставить банковскую гарантию.

Контракт не был заключён в связи с тем, что исполнитель не уложился в срок для предоставления банковской гарантии (1 рабочий день, следующий за днем направления проекта контракта), а учитывая 5-часовую разницу с иркутским временем, сделать это было просто физически невозможно. То есть при подписании контракта исполнителю обязательно нужно предоставить банковскую гарантию. Несмотря на столь ограниченный срок, исполнитель предпринял всё возможное, чтобы банковская гарантия была. Никак не отрицая факт непредставления, исполнитель хотел бы сообщить УФАС следующие факты:

Исполнитель предоставил гарантию своевременно, но проблема оказалась в том, что банковская гарантия была представлена на большую сумму. Исполнитель выслал заказчику проект банковской гарантии, на что получил ответ от заказчика «Закупка проводилась электронным запросом котировок. Соответственно, антидемпинговые меры не применяются, то есть размер обеспечения исполнения договора в размере 10 % от начальной максимальной цены договора. В остальной части НГ согласована». То есть от Исполнителя запросили банковскую гарантию на меньшую сумму, чем было, хотя и предыдущая подходила. Логики в этом нет, но так как по телефону заказчик сказал согласовать текст гарантии, но именно поэтому исполнитель и согласовывал это, вместо того, чтобы сразу подгрузить. Спустя ровно 5 минут данное электронное сообщение от заказчика было переслано в банк. Ответ от банка с проектом новой банковской гарантии был получен в этот же день, но это уже был новый день по
иркутскому времени, когда рабочий день был закончен. И директор исполнителя, просто не зная о таком коротком сроке не выслал этот проект заказчику. Время уже было упущено. Даже если бы и выслали, это же был просто проект, который еще не был подписан банком.

Исполнитель не знал о столь коротких сроках, это был первый запрос котировок, где исполнитель принимал участие. Несмотря на то, что исполнитель участвовал уже в закупках, но это был его первый запрос котировок, где сроки максимально ограничены. Исполнитель успешно выполнил не менее 9 контрактов, где был поставщиком услуг, общая сумма исполненных обязательств по этим контрактам более 3 000 000 рублей. Исполнитель прекрасно знает, как исполняются такие контракты, какие требования, но тут произошёл сбой, где не было никакого умысла.

Исполнитель максимально добросовестное юридическое лицо, но проблема в том, что исполнитель — это микропредприятие, в котором нет специального человека, который делает это, это делает сам директор, который очень часто бывает в командировках. Только у директора есть ЭЦП для подписания таких документов и только он это делает.

Исполнитель сэкономил бы заказчику довольно существенный размер денежных средств. Его предложение было в более чем в два раза выгоднее, участника, занявшего второе место.

Какова позиция поставщика?

Подрядчик считает, что включение в реестр недобросовестных поставщиков логично, если бы у него был умысел не заключать такой договор.

Подрядчик считает, что включение было бы возможно, если бы он не предпринял никаких действий для получения банковской гарантии.

Какие требования поставщика?

На основании вышеизложенного исполнитель просит УФАС не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.

Исполнитель просит не принимать никаких решений, не выслушав директора.

Что приложить к пояснению?

Копия приказ о назначении директором;

Копия переписки с банком;

Копия переписки с заказчиком;

Копии проектов банковских гарантий;

Копия скриншота с телефона.

Образец пояснения в УФАС

Скачать готовый пример пояснения в антимонопольную службу можно по ссылке ниже:

Судебная практика

Что произошло?

Общество с ограниченной ответственностью «Б» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы. УФАС требования не признало.

Оператором электронной площадки был установлен регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя — 01.10.2018 23:59. В рамках регламентированного срока заказчику через оператора электронной площадки не был направлен проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Б», не было предоставлено обеспечение исполнения контракта, а также не был направлен протокол разногласий в адрес заказчика.

В связи с чем заказчиком 03.10.2018 был составлен протокол отказа от заключения контракта. Указанный протокол размещен на электронной площадке 03.10.2018, в Единой информационной системе — 08.10.2018.

Действительно, как видно из материалов дела, срок для подписания контракта со стороны ООО «Б» был установлен 01.10.2018. Однако к указанной дате в нарушение требований закона № 44-ФЗ заказчику через оператора электронной площадки не был направлен проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Бонус аудит», не было предоставлено обеспечение исполнения контракта, а также не был направлен протокол разногласий в адрес заказчика.

Данные обстоятельства послужили для признания Общества уклонившимся от заключения контракта.

Какова позиция поставщика?

В обоснование причин пропуска срока, заявитель указывает на неправильный расчет им сроков и пояснил, что намерения по заключению договора у него имелись.

Так, 02.10.2018 ООО «Б» перечислило в адрес заказчика денежные средства в размере … рублей в качестве обеспечения исполнения контракта. В тот же день направило в адрес заказчика соответствующее пояснение и просило согласовать возможность заключения контракта.

Кроме того, о намерении Общества заключить данный контакт свидетельствует также тот факт, что 27.09.2018 заявителем заключён договор субподряда с ИП на выполнение работ в счёт исполнения будущего государственного контракта.

Какое мнение у суда?

По мнению суда, антимонопольным органом не доказано наличие в действиях общества признаков недобросовестности в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков.

По мнению суда, данные обстоятельства в своей совокупности не свидетельствуют о недобросовестном поведении победителя и необходимости внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

«Антимонопольный орган без выяснения всех обстоятельств, оценки характера действий сторон, признал общество недобросовестным поставщиком, исходя из формального установления факта неподписания контракта в установленный срок».

Итог:

Требования ООО были удовлетворены.

Решение УФАС было признано недействительным.

Выводы:

Общество неверно рассчитало срок, в связи с чем не успело подписать контракт. Обстоятельство того, что общество действовало добросовестно и планировало исполнять обязательства по договору подкрепляется следующими доказательствами:

исполнителем было предоставлено денежное обеспечение;

исполнителем был предоставлен договор субподряда с индивидуальным предпринимателем относительно предмета договора.

Помощь юриста

Сложность таких дел состоит в том, что даётся очень мало времени для того, чтобы составить пояснение. Федеральная антимонопольная служба рассматривает жалобы в срок до 10 дней, в связи с чем у поставщика есть срок приблизительно до 3 дней для того, чтобы составить, разработать и подготовить соответствующее пояснение. Кроме этого, необходимо найти доказательства того, что поставщик/исполнитель действовал добросовестно и не имел намерения не заключать договор.

В случае, когда поставщик не успел подписать договор, очень важно показать УФАС отсутствие умышленного уклонения победителя торгов от заключения с заказчиком контракта.

Для этого необходим юрист, который в короткие сроки может составить такое пояснение, аргументировав добросовестность и порядочность участника закупки.

Наша услуга доступна по этой ссылке.

Срок исполнения услуги:

до 3 рабочих дней — подготовка пояснения

до 10 дней — рассмотрение дела.

Место исполнения услуги:

В любом УФАС, выезд не нужен, все слушания проводят дистанционно.

Что включает в себя услуга:

  1. изучение ситуации и документов;
  2. разработка и  подача пояснений в УФАС;
  3. участие в рассмотрении дела онлайн;
  4. отчёт перед клиентом.

Какие документы и сведения необходимы для оказания услуги: 

  1. документы и сведения, регулирующие предмет спора (вся переписка, контракт, претензии, ответы);
  2. уведомление от УФАС при наличии;
  3. доверенность.