Спор с государственным органом
Стоимость услуги: 55 000 рублей – в г. Москва;
55 000 рублей – в Московской области;
Услуга может быть оказана за пределами Москвы и Московской области.
Срок исполнения услуги:
- срок разработки и подачи иска в суд – 5 рабочих дней;
- срок рассмотрения дела судом – около 2 месяцев.
Что включает в себя услуга по спору с государственным органом в арбитражном суде:
- изучение ситуации и документов, выработка правовой позиции;
- разработка и подача искового заявления в арбитражный суд;
- участие в судебных заседаниях (не более 3-х заседаний);
- получение решение суда и передача клиенту.
Какие документы и сведения необходимы от Вас для оказания услуги:
- документ, подтверждающий вашу позицию, подлинники;
- документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка(при наличии), подлинник;
- реквизиты сторон, при наличии;
- доверенность на представителя, подлинник.
Что нужно сделать, чтобы заказать услугу:
Позвонить нам по телефону, указанному на сайте, а лучше написать на наш адрес эл. почты, описать Вашу потребность и сложившуюся ситуацию, и мы ответим Вами в течение 10 минут, либо просто кликнув кнопку заказать.
Стоимость услуги
50 000 рублей
Статьи по теме

Споры с ФАС – это та сфера, о которой мы пишем часто, потому что в нашей практике много успешных дел по защите от недобросовестной конкуренции. Сегодняшняя статья посвящена тому, как отменить решение ФАС в суде. Мы постараемся охватить все аспекты судебного обжалования актов антимонопольной службы. На основе этой инструкции вы сможете составить полноценную жалобу на антимонопольщиков. Хотя мы рекомендуем все-таки пользоваться квалифицированной юридической помощью наших специалистов, ведь это экономит ваше время, ресурсы и, как ни странно, деньги.
Заказать услугу можно по ссылке.
Итак, какие обязательные шаги нужно сделать, чтоб написать качественное заявление на отмену решения ФАС?
- Выбрать суд
В данном случае нельзя руководствоваться общим правилом о том, что предприниматели судятся в арбитраже, а граждане – в районных судах. Споры с ФАС при любом раскладе рассматриваются региональным арбитражным судом. Не важно, является заявитель физическим лицом или коммерческим субъектом (организация или ИП). Вытекает такое правило из самой сути антимонопольного регулирования: оно направлено на поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде. А значит несогласия, связанные с применением такого регулирования, также являются экономическими.
Для наглядности можно зайти на сайт любого районного суда и указать в качестве ответчика УФАС. Вы увидите, что попытки оспорить акт ФАС в общей юрисдикции приводят к одному из следующих вариантов:
– отказ в принятии иска
– прекращение судебного производства
– передача дела в арбитраж
Определить территориальную подсудность просто, ведь в отличие от общей юрисдикции, в каждом регионе только один арбитражный суд первой инстанции. Подаем заявление в арбитражный суд субъекта, где находится УФАС, принявшее обжалуемый документ.
- Определить порядок обжалования
Не секрет, что судебные процессы не проходят по одному сценарию. В зависимости от сути иска параллельно существуют различные виды судопроизводства: приказное, упрощенное, общее, особое, банкротное, корпоративное и так далее. Нужное нам для того, чтобы обжаловать решение ФАС в суде, – оспаривание ненормативных правовых актов (глава 24 АПК РФ).
Кстати, наше видео по этой же теме.
При подаче заявления на ФАС необходимо руководствоваться правилами именно главы 24 АПК РФ. В ней содержатся специальные требования как по форме заявления, так и по его содержанию. Ниже обратим внимание на важные процессуальные моменты из главы 24 АПК РФ.
Срок на подачу жалобы в суд – 3 месяца. Это общее правило. В зависимости от вида акта срок может быть более коротким. На специальные сроки мы обратим внимание в третьем пункте нашей статьи.
Госпошлина – 300 рублей для граждан и 3000 – для юридических лиц. Здесь также действуют правила об отсрочке, рассрочке и зачете госпошлины.
К заявлению прикладываются только те доказательства, которые представлялись во время разбирательства в ФАС. Это правило – следствие недопустимости повторного рассмотрения антимонопольного дела в суде. А если заявитель, равно как антимонопольщики, приносит новые документы, которые ФАС не видела, то как раз и получается новое рассмотрение. Но преодолеть это правило все-таки можно, пояснив причины несвоевременного представления документов.
В заявлении обязательно разъясняется, каким образом затрагиваются права заявителя. Потому что для того, чтобы отменить решение ФАС в суде нужно не только сослаться на незаконность, но и обосновать нарушение именно своих прав.
- Проанализировать документ, который вы намерены признать незаконным
Арбитражный кодекс требует, чтоб в заявлении были обязательно указаны полные реквизиты обжалуемого решения: дата, номер, название. Но заявителю помимо этой поверхностной информации о документе нужно знать его вид и правовую направленность. Это поможет понять, имеется ли в принципе возможность обжаловать ваш документ и по каким основаниям его можно отменить.
Управление ФАС по итогу рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства издает следующие документы, которые можно обжаловать:
а) решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Довольно часто такие решения принимаются в тех случаях, когда заявитель руками ФАС хочет решить гражданско-правовой спор со своим контрагентом. То есть через административную процедуру пытаются взыскать деньги, компенсировать убытки, понудить заключить обычный договор. ФАС мотивирует свой отказ в возбуждении дела возможностью передать разногласия сторон в суд. Единственным субъектом, который может отменить решение ФАС в суде – это лицо, по заявлению которого отказались возбуждать дело.
б) предписания. Данным документом ФАС предписывает прекратить незаконные действия/ устранить последствий своих незаконных действий/ восстановить положение, существовавшее до нарушения/ о перечислении денег в бюджет.
Отдельный подвид предписания – это предписания, выданные организаторам торгов или заказчикам из-за нарушений при проведении аукционов и конкурсов. В этих предписаниях обычно содержатся следующие требования: отменить протокол закупки/ изменить аукционную документацию/ аннулировать торги.
Из судебной практики можно вывести критерии законного предписания. Оно должно:
– по форме и содержанию отвечать требованиям Закона о защите конкуренции
– быть исполнимым
– содержать только законные и обоснованные требования
– быть ясным, не содержать неопределенностей
– не нарушать права заявителя как предпринимателя
– требования должны быть соразмерными. Принцип соразмерности раскрыт в пункте 54 Постановления Пленума № 2 от 04.03.2021: предписание должно содержать только необходимые требования; если предписание влечет для предпринимателя весомые убытки и есть иной способ устранить последствия нарушения, то предписание не отвечает критерию соразмерности.
Пример из практики: Нередко предприниматели ставят под сомнение законность предписания ФАС со следующей формулировкой: «продолжить торги с последней предложенной цены – СУММА». Такое дело попало на рассмотрение АС Республики Татарстан (№ А65-8947/2021). Суд первой инстанции посчитал, что такая формулировка незаконна и отменил предписание ФАС. Но все вышестоящие инстанции вплоть до Верховного суда такой подход не поддержали. Действительно, ФАС отменила протоколы торгов, но обязала продолжить аукцион с последней предложенной цены. В этом нет никакого противоречия. Несмотря на отмену протоколов, заявки участников не отозваны. Поэтому новому участнику придется предлагать большую цену. Продолжение торгов с последней цены позволяет продать имущество должника дороже, что соответствует как интересам должника, так и требованиям о поддержании конкуренции. Вывод – предписание ФАС законно.
Пример из практики: АС Пермского края в деле № А50-7408/2019 анализировал на предмет законности не предписание ФАС, а торги во исполнение этого предписания. Антимонопольщики выдвинули в адрес Заказчика требование «вернуть заявку единственному участнику». В этом деле суд подчеркнул, что решение ФАС было незаконным, так как отзыв заявки связан исключительно с волеизъявлением участника торгов. Организатор не может вернуть заявки участникам.
в) предупреждение. Особенность этого документа следующая: УФАС дает только предварительную оценку действиям предпринимателя, но факт нарушения не считается установленным. Поэтому можно только предложить добровольно ликвидировать возможные нарушения. Если в предупреждение включена мера гос.принуждения, оно незаконно.
г) предостережение должностным лицам.
д) постановление о назначении административного наказания. ФАС выполняет надзорные функции по отношению ко многим субъектом экономического рынка. Например, это «естественные» монополии – ресурсоснабжающие организации, сетевики. В отношении таких организаций ФАС может проводить проверки и накладывать штрафы.
Чтобы отменить решение ФАС в суде, надо уложиться в сокращенные сроки оспаривания – 10 дней после того, как получили постановление.
Обжаловать решение ФАС в суде рекомендуется по нижеперечисленным основаниям (хотя поле креатива здесь не ограничивается):
– истекли сроки давности
– неверно применены норма права
– имеются основания для замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ)
– возможно снизить штраф ниже минимальной санкции в половину (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ)
– малозначительность (в этом случае факт нарушения не отрицается, но наказание не назначается).
е) решение. Решение выносится по результатам полноценного дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решение содержит вывод о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также пункт о (не)выдаче предписания.
Решение управлений ФАС можно оспаривать не только в суде, но и в коллегиальном органе ФАС. Жалоба в комиссию ФАС подается не позднее одного месяца с даты принятия решения УФАС. Заметьте, что этот срок можно восстановить по аналогии с восстановлением пропущенных сроков в суде.
При подаче жалобы в комиссию ФАС следует учесть, что после этого подать жалобу в суд можно будет только в течение 1 месяца с даты вступления в силу решения комиссии ФАС.
ж) приказ о возбуждении дела. На первый взгляд, это ведомственный документ, не затрагивающий заявителя. Но приказ ФАС можно оспаривать, если истекли сроки давности.
з) приказ о назначении проверки. Этот документ никаких нарушений предпринимателя не устанавливает, но все-таки может быть оспорен, если: ФАС не уполномочен проверять компанию; нарушена периодичность плановых проверок; не было оснований для внеплановой проверки, включая несогласование с прокуратурой, когда это требуется.
и) акт проверки. Логичным продолжением предыдущего пункта является акт проверки. Отменить акт ФАС тоже можно, в чем мы убедились на собственном опыте.
Пример из нашей практики. Наш клиент долгое время осуществлял услуги нецентрализованного водоотведения в поселении. Но затем муниципальный заказчик сообщил, что больше в услугах нашего клиента не нуждается, потому что заключил контракт с другим поставщиком. Выяснилось, что закупка проводилась у единственного поставщика. На наш вопрос, что за критерий избрал заказчик, что под него подходит только единственный поставщик – МУП, мы получили простой ответ: только у МУП есть лицензия на обслуживание МКД. Ответ нам показался странным: причем же тут лицензия на МКД; у МУП также, как у нашего клиента нет лицензии на нецентрализованное водоотведение. Мы обратились в УФАС, чтоб оно провело проверку легитимности действий заказчика. В результате мы получили вот такой “внушительный” акт проверки, в заключении которого указано, что нарушений у заказчика не выявлено:
Мы решили оспорить акт ФАС в арбитраже. Это заявление вы можете использовать в качестве образца:
И буквально на днях суд полностью удовлетворил наши требования отменить акт ФАС (дело № А80-485/2021). Незаконность акта выразилась в поверхностном подходе УФАС к заявлению нашего клиента; суд отметил, что антимонопольная служба лишь продублировала письменные пояснения заказчика, а вот доводы нашего клиента даже не анализировала. УФАС обязали еще раз провести проверку, но уже на совесть:
- Заявить ходатайство об обеспечительных мерах.
Для подобных заявлений в главе 24 закреплены специальные обеспечительные меры, которые не могут быть поданы в других делах. Это приостановление действия оспариваемого акта. Для этого заявитель должен написать ходатайство, где он указывает почему приостановление необходимо (в будущем решение суда может быть не исполнено или есть риск значительных убытков). Госпошлина по такому ходатайству не платится.
Но наличие специального механизма не исключает принятие других мер. Например, УФАС выдало предписание изменить аукционную документацию и назначить новые торги. К моменту, когда заявитель собрался обжаловать предписание, оно фактически уже исполнено: документация изменена, торги назначены. Тогда смысла в приостановлении предписания нет. Но можно попросить приостановить торги, оформив это как ходатайство о принятии обеспечительных мер. В этом случае пошлина оплачивается в размере 3 тысячи рублей.
Если обжаловать решение ФАС в суде, принятое по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного закона (пункт е), то никакого отдельного ходатайства не нужно. Действие решения автоматически приостанавливается на все время судебной тяжбы (ст. 52 Закона о защите конкуренции).
Чего, кстати, не скажешь о решениях по нарушениям в торговых процедурах. ФАС в 2019 году объяснило, что решения УФАС, принятые по ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, обжаловать, конечно, можно. Но судебное обжалование не будет приостанавливать исполнение этого решения. Для приостановления надо подать ходатайство в суд.
Надеемся, наша статья и другие материалы по этой теме помогут Вам отстоять свои права на равенство в экономической сфере!

В данной статье расскажем про отказ в выкупе помещения по закону о «малой приватизации».
Мы повстречали очень много отказов администраций, никто просто так Вам не даст возможность выкупить, хотя по закону у Вас есть такое правое, поэтому будьте готовы, что Вас может ждать бой в виде суда.
Ранее мы уже писали, как выкупить арендуемое помещение в упрощенном порядке. Напомним основные моменты «малой приватизации»:
Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ
Субъекты: малый и средний бизнес
Объекты: недвижимое имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ или муниципалитету.
Преимущество: в отличие от обычной приватизации не требуется проведение аукционов, а недвижимое имущество передается в частную собственность по упрощенным процедурам.
В статье мы будем говорить о помещениях. Но аналогичные правила распространяются и на другие объекты недвижимости: здания, сооружения, инженерные сети (да, даже на них) и все, что имеет и не имеет кадастровый номер. В то же время, не любая недвижимость может быть выкуплена в таком облегченном порядке. Законодатель запрещает передавать без торгов следующие объекты:
– имущественные комплексы ГУПов и МУПов
– объекты, закрепленные за учреждениями на праве оперативного управления
– объекты, ограниченные в обороте
– земельные участки (специальные разъяснения Высшего арбитражного суда). Но это не значит, что земля под выкупленным объектом никогда не будет принадлежать заявителю. Есть принцип единства судьбы здания и земли под ним. В силу этого принципа Земельный кодекс предусматривает упрощенный способ получения в собственность государственной земли – также без торгов. Просто, это делается по другой процедуре, а не в рамках «малой приватизации”.
Также неприкосновенным для преимущественного выкупа признается имущество, которое уже передано на торги (опубликовано объявление о торгах), а если имущество закреплено за унитарным предприятием, то имущество не подпадает по «малую приватизацию”, когда оно продано в частную собственность.
Далее остановимся на порядке выкупа объектов недвижимости по процедурам «малой приватизации».
Этап 1. Определяем, включено ли арендуемое вами помещение в Перечень имущества, подлежащего передаче предпринимателям по договору аренды.
Такие перечни формируются для того, чтобы в публичной собственности остался необходимый минимум объектов, которые могут быть предоставлены нуждающимся в них предпринимателям. Перечни формируются федеральными, региональными и местными властями. Актуальный перечень подобного федерального имущества утвержден распоряжением Росимущества от 29.10.2021 № 501-р и размещен на официальном сайте ведомства. В этом списке вы найдете буквально всю информацию об объекте: начиная с адреса и кадастрового номера, заканчивая наименованием арендатора. На сайте московского департамента городского имущества такие перечни для удобства размещены с разбивкой на земельные участки, объекты нежилого фонда и объекты нежилого фонда, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Если арендуемое вами помещение не включено в перечень, то процедура проходит в соответствии с «Этапом 2 (Упрощенный)». Если имущество в таком реестре значится, то выкуп будет осуществляться согласно «Этапу 2 (Упрощенный, по Перечню)».
Этап 2 (Упрощенный). Данный этап заключается в проверке условий для осуществления выкупа. В случае, когда арендуемое помещение не включено в Перечень, предприниматель – субъект МСП должен соответствовать следующим критериям:
1) Аренда длится минимум два года. Данное условие считается выполненным только тогда, когда все эти два года заявитель числился в реестре МСП. Кроме того, аренда должна быть непрерывной (без существенных перерывов). Применительно к данному критерию судебная практика выработала такие подходы:
– рассматривался случай, когда арендатором выступал гражданин как физическое лицо; затем он получил статус ИП; через год после регистрации в качестве ИП гражданин обратился за выкупом. В выкупе правомерно отказано, так как не доказано, что гражданин арендовал помещение в течение 2 лет в статусе МСП.
– второй кейс связан с незарегистрированным договором аренды, когда такая регистрация обязательна (срок аренды более 11 месяцев). Незарегистрированный договор считается незаключенным. Следовательно, нет оснований полагать, что аренда длилась два года.
– важно, чтобы договор действовал, когда администрация примет решение о приватизации. Если он прекратился ранее, то рассчитывать на выкуп не стоит.
2) На момент подачи заявления о выкупе отсутствует задолженность по договору аренды. Сюда включается как сама арендная плата, так и санкции (пени за просрочку, штрафы за нарушение целевого использования и т.д.).
3) Отсутствует необходимость использования арендуемого помещения для решения вопросов местного значения. Это условие в законе не прописано, но содержится в обязательном для применения Постановлении Конституционного суда № № 22-П от 20.12.2010.
Этап 2 (Упрощенный, по перечню). Здесь мы также проверяем соответствие критерием, но только для ситуации, когда имущество присутствует в Перечне. Предпринимателю – субъекту МСП нужно соблюсти совокупность условий:
1) Аренда длится минимум три года. Используются те же самые подходы к определению срока аренды, как описано выше.
2) На момент подачи заявления о выкупе отсутствует задолженность по договору аренды.
3) Отсутствует необходимость использования арендуемого помещения для решения вопросов местного значения.
4) Арендуемое помещение находится в Перечне 5 и более лет.
Если предприниматель соответствует всем перечисленным критериям, то можно подавать заявление о выкупе.
Этап 3. Направляем собственнику заявление о выкупе арендуемого посещения.
Данное заявление проверяется муниципалитетом на предмет соответствия требованиям закона.
После проверки орган должен заказать оценочный отчет о рыночной стоимости выкупаемого помещения.
Определив цену помещения, а также иные существенные условия будущего договора, орган направляет заявителю проект договора купли-продажи.
На практике зачастую администрация отказывает в выкупе, ссылаясь на невыполнение требований закона или на недопустимость передачи помещения в частную собственность. В таком случае нужно инициировать суд о выкупе недвижимости.
Этап 4. Суд о выкупе недвижимости, если администрация отказывает в выкупе
Если администрация направила письменный отказ в выкупе помещения, то необходимо подать заявление о признании такого отказа незаконным. Если же администрация предпочла проигнорировать вашу заявку, то нужно подать заявление о признании незаконным бездействия органа власти.
В любом случае заявление в суд нужно подать не позднее, чем через 3 месяца с момента получения сведений о нарушении прав.
В данном случае обращение нужно направлять в арбитражный суд, так как спор имеет предпринимательский характер. Территориальная подсудность зависит от места расположения администрации.
О том, как оформить иск правильно, читайте в нашем блоге.
После подачи иска стоит определиться, будете ли вы участвовать в судебных заседаниях сами или поручите судебную тяжбу юристу. Прежде чем сделать выбор, учитывайте, что подобные дела не разрешаются в одном судебном заседании. Ответчики приносят все новые и новые возражения, постоянно прикрываются кругом своих полномочий, пытаются привлечь иное государственное ведомство в качестве «надлежащего» ответчика. При этом, ни один письменный документ администрации не должен остаться без ответа со стороны истца. Если вы придете к выводу, что вам нужен юрист, то можете смело обращаться к нашей команде. Не пугайтесь, что наш офис в Москве. Мы оказываем юридические услуги не только в столице и Московской области, но и по всей России. Участие в судебных заседаниях обеспечивается с помощью веб-конференции, которая со времен пандемии успешно применяется в российских арбитражах.
Далее расскажем о трех случаях из нашей практики, когда выкупить арендуемое помещение удается только через суд.
Кейс № 1: «Дело о «прекратившейся» аренде».
Наш доверитель в 2015 году взял в аренду у Администрации гараж. В марте 2021 и повторно в апреле 2021 наш клиент писал в Администрацию заявление о выкупе. Однако обращение истца проигнорировано.
Единственным способом достучаться до администрации оказался судебный процесс. Наши юристы подготовили исковое заявление, в котором содержались следующие требования:
В ходе судебного разбирательства администрация представила следующие контраргументы.
– «Арендатор направил заявление о выкупе без подписи своего уполномоченного представителя». В ответ на такой довод суд попросил администрацию принести заявление без подписи заявителя. Однако этого администрацией не сделано.
– «Договор аренды заключен на срок с ДД.ММ.2015 по ДД.ММ.2016, следовательно, заявитель не доказал, что непрерывно арендует гараж 2 года». Суд напомнил, что в данном случае договор аренды заключен на аукционе в отношении муниципального имущества. В силу ст. 17.1 Закона о защите конкуренции арендатор по такому договору имеет преимущественное право на перезаключение договора после истечения его срока. При этом, до перезаключения договора арендатор может продолжить пользоваться помещением на прежних условиях, если арендодатель не выразил намерения отказаться от аренды. Поэтому в силу закона договор аренды в данном случае продлился. Также суд отметил, что администрация регулярно выставляла счета на оплату аренды вплоть до 2021 года. Это только еще раз подтверждает, что администрация согласилась на продление первоначального договора.
– «Администрация не является надлежащим ответчиком». Суд проанализировал Положение о приватизации, утвержденное Советом депутатов муниципалитета, и установил, что вопросами приватизации ведает именно администрация.
В результате решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 09.11.2021 по делу № А80-278/2021 наши требования были полностью удовлетворены. Кстати, апелляция оставила это решение в силе:
Кейс № 2: «Дело об объекте без кадастрового номера»
Наш доверитель арендует у муниципалитета часть здания. Эта часть не имеет своего кадастрового номера, но является обособленным помещением. В ответ на заявление мы получили такой отказ в выкупе помещения:
Отказ в выкупе помещения в очередной раз оспорен нами в суде. В данном случае в исковом заявлении нам необходимо было не столько подтвердить соответствие критериям, а обосновать допустимость приватизации объекта, не поставленного на кадастровый учет.
В данном случае мы апеллировали к разъяснениям, содержащимся в специальном Информационном письме ВАС РФ, посвященном различным спорным ситуациям с выкупом помещений по закону № 159-ФЗ. В пункте 8 этого документа сказано, что приватизация части объекта допускается при условии, если она представляет собой обособленное нежилое помещение. Вот отрывок из нашего иска на этот счет:
Кейс № 3: «Дело о странном реестре»
Наш клиент арендует нежилое помещение давно, без просрочек по арендной плате. Одним словом – не придраться. Но администрация и тут нашла «зацепку». Правда, администрация отказывает в выкупе не письменным документом, как положено, а в ходе устного разговора. Основание – помещение включено в муниципальный Перечень.
Напомним, что включение помещения в Перечень не означает, что выкупить арендуемое помещение нельзя. Просто, выкуп происходит по более сложной процедуре, в частности, срок аренды должен быть дольше, а имущество должно быть включено в Перечень 5 лет («Этап 2 (Упрощенный, по перечню)»). Поскольку в нашем случае эти условия пока не достигнуты, мы приняли решение оспорить отказ в выкупе помещения.
Проанализировав сайты муниципальных властей, наши юристы обнаружили, что никакие Перечни администрацией не опубликованы. Однако Закон обязывает эти Перечни публиковать (ст. 18 Закона о развитии МСП). Вступление нормативного акта в силу, а именно к нормативным актам относятся Перечни, не может быть ранее его официального опубликования. Поэтому если администрация отказывает в выкупе по причине включения помещения в Перечень, а этот Перечень даже не опубликован, то такое поведение незаконно.
Мы сделал акцент на этом обстоятельстве в исковом заявлении:
Этап 5. Выигрыш в суде не означает, что администрация все исполнит сама. Как правило, нужно добиваться запуска процедуры выкупа.
Несмотря на то, что требование о выкупе не связано со взысканием имущества, можно обратиться к приставам, предварительно получив в суде исполнительный лист.
Более эффективным нам представляется подача заявления о взыскании астрента (= судебная неустойка).
Астрент – это денежная санкция за неисполнение судебного решения, которое не связано со взысканием денежного долга, а направлено на побуждение ответчика выполнить свои обязанности. Если в срок, установленный судебным актом, ответчик так и не исполнил возложенные на него обязанности, истец может подать в тот же суд в рамках того же дела заявление о взыскании астрента.
В обоснование такого ходатайства нужно сослаться на неисполненное решение, а также объяснить, что возможность выполнить обязательства у ответчика имеется. Требование о выплате судебной неустойки формулируются следующим образом: «Прошу взыскать с ответчика судебную неустойку в размере ___ рублей за каждый день неисполнения судебного акта». Размер астрента предлагается истцом по собственному усмотрению. А вот суд может этот размер уменьшить, оценив насколько такая мера может реально побудить ответчика исполнить постановление суда.
Астрент взыскивается в пользу истца, а не в бюджет. Полагаем, такая мера служит достаточной компенсацией убытков арендатора.
Этап 6. Последним этапом будет оформление собственности на помещение в Росреестре. Для этого обратитесь, например, в ближайший МФЦ вместе с продавцом – администрацией. Предоставьте 3 экземпляра договора купли продажи, платежное поручение на сумму 22 тысячи руб. Через 9 рабочих дней вы будете являться полноправным собственником помещение, которым раньше вы пользовались по договору аренды. Это именно тот результат, к которому стремятся наши доверители и на достижение которого направлены все наши усилия. Мы готовы сопровождать процедуру выкупа от А до Я!
Успешные дела

Споры с ФАС – это та сфера, о которой мы пишем часто, потому что в нашей практике много успешных дел по защите от недобросовестной конкуренции. Сегодняшняя статья посвящена тому, как отменить решение ФАС в суде. Мы постараемся охватить все аспекты судебного обжалования актов антимонопольной службы. На основе этой инструкции вы сможете составить полноценную жалобу на антимонопольщиков. Хотя мы рекомендуем все-таки пользоваться квалифицированной юридической помощью наших специалистов, ведь это экономит ваше время, ресурсы и, как ни странно, деньги.
Заказать услугу можно по ссылке.
Итак, какие обязательные шаги нужно сделать, чтоб написать качественное заявление на отмену решения ФАС?
- Выбрать суд
В данном случае нельзя руководствоваться общим правилом о том, что предприниматели судятся в арбитраже, а граждане – в районных судах. Споры с ФАС при любом раскладе рассматриваются региональным арбитражным судом. Не важно, является заявитель физическим лицом или коммерческим субъектом (организация или ИП). Вытекает такое правило из самой сути антимонопольного регулирования: оно направлено на поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде. А значит несогласия, связанные с применением такого регулирования, также являются экономическими.
Для наглядности можно зайти на сайт любого районного суда и указать в качестве ответчика УФАС. Вы увидите, что попытки оспорить акт ФАС в общей юрисдикции приводят к одному из следующих вариантов:
– отказ в принятии иска
– прекращение судебного производства
– передача дела в арбитраж
Определить территориальную подсудность просто, ведь в отличие от общей юрисдикции, в каждом регионе только один арбитражный суд первой инстанции. Подаем заявление в арбитражный суд субъекта, где находится УФАС, принявшее обжалуемый документ.
- Определить порядок обжалования
Не секрет, что судебные процессы не проходят по одному сценарию. В зависимости от сути иска параллельно существуют различные виды судопроизводства: приказное, упрощенное, общее, особое, банкротное, корпоративное и так далее. Нужное нам для того, чтобы обжаловать решение ФАС в суде, – оспаривание ненормативных правовых актов (глава 24 АПК РФ).
Кстати, наше видео по этой же теме.
При подаче заявления на ФАС необходимо руководствоваться правилами именно главы 24 АПК РФ. В ней содержатся специальные требования как по форме заявления, так и по его содержанию. Ниже обратим внимание на важные процессуальные моменты из главы 24 АПК РФ.
Срок на подачу жалобы в суд – 3 месяца. Это общее правило. В зависимости от вида акта срок может быть более коротким. На специальные сроки мы обратим внимание в третьем пункте нашей статьи.
Госпошлина – 300 рублей для граждан и 3000 – для юридических лиц. Здесь также действуют правила об отсрочке, рассрочке и зачете госпошлины.
К заявлению прикладываются только те доказательства, которые представлялись во время разбирательства в ФАС. Это правило – следствие недопустимости повторного рассмотрения антимонопольного дела в суде. А если заявитель, равно как антимонопольщики, приносит новые документы, которые ФАС не видела, то как раз и получается новое рассмотрение. Но преодолеть это правило все-таки можно, пояснив причины несвоевременного представления документов.
В заявлении обязательно разъясняется, каким образом затрагиваются права заявителя. Потому что для того, чтобы отменить решение ФАС в суде нужно не только сослаться на незаконность, но и обосновать нарушение именно своих прав.
- Проанализировать документ, который вы намерены признать незаконным
Арбитражный кодекс требует, чтоб в заявлении были обязательно указаны полные реквизиты обжалуемого решения: дата, номер, название. Но заявителю помимо этой поверхностной информации о документе нужно знать его вид и правовую направленность. Это поможет понять, имеется ли в принципе возможность обжаловать ваш документ и по каким основаниям его можно отменить.
Управление ФАС по итогу рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства издает следующие документы, которые можно обжаловать:
а) решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Довольно часто такие решения принимаются в тех случаях, когда заявитель руками ФАС хочет решить гражданско-правовой спор со своим контрагентом. То есть через административную процедуру пытаются взыскать деньги, компенсировать убытки, понудить заключить обычный договор. ФАС мотивирует свой отказ в возбуждении дела возможностью передать разногласия сторон в суд. Единственным субъектом, который может отменить решение ФАС в суде – это лицо, по заявлению которого отказались возбуждать дело.
б) предписания. Данным документом ФАС предписывает прекратить незаконные действия/ устранить последствий своих незаконных действий/ восстановить положение, существовавшее до нарушения/ о перечислении денег в бюджет.
Отдельный подвид предписания – это предписания, выданные организаторам торгов или заказчикам из-за нарушений при проведении аукционов и конкурсов. В этих предписаниях обычно содержатся следующие требования: отменить протокол закупки/ изменить аукционную документацию/ аннулировать торги.
Из судебной практики можно вывести критерии законного предписания. Оно должно:
– по форме и содержанию отвечать требованиям Закона о защите конкуренции
– быть исполнимым
– содержать только законные и обоснованные требования
– быть ясным, не содержать неопределенностей
– не нарушать права заявителя как предпринимателя
– требования должны быть соразмерными. Принцип соразмерности раскрыт в пункте 54 Постановления Пленума № 2 от 04.03.2021: предписание должно содержать только необходимые требования; если предписание влечет для предпринимателя весомые убытки и есть иной способ устранить последствия нарушения, то предписание не отвечает критерию соразмерности.
Пример из практики: Нередко предприниматели ставят под сомнение законность предписания ФАС со следующей формулировкой: «продолжить торги с последней предложенной цены – СУММА». Такое дело попало на рассмотрение АС Республики Татарстан (№ А65-8947/2021). Суд первой инстанции посчитал, что такая формулировка незаконна и отменил предписание ФАС. Но все вышестоящие инстанции вплоть до Верховного суда такой подход не поддержали. Действительно, ФАС отменила протоколы торгов, но обязала продолжить аукцион с последней предложенной цены. В этом нет никакого противоречия. Несмотря на отмену протоколов, заявки участников не отозваны. Поэтому новому участнику придется предлагать большую цену. Продолжение торгов с последней цены позволяет продать имущество должника дороже, что соответствует как интересам должника, так и требованиям о поддержании конкуренции. Вывод – предписание ФАС законно.
Пример из практики: АС Пермского края в деле № А50-7408/2019 анализировал на предмет законности не предписание ФАС, а торги во исполнение этого предписания. Антимонопольщики выдвинули в адрес Заказчика требование «вернуть заявку единственному участнику». В этом деле суд подчеркнул, что решение ФАС было незаконным, так как отзыв заявки связан исключительно с волеизъявлением участника торгов. Организатор не может вернуть заявки участникам.
в) предупреждение. Особенность этого документа следующая: УФАС дает только предварительную оценку действиям предпринимателя, но факт нарушения не считается установленным. Поэтому можно только предложить добровольно ликвидировать возможные нарушения. Если в предупреждение включена мера гос.принуждения, оно незаконно.
г) предостережение должностным лицам.
д) постановление о назначении административного наказания. ФАС выполняет надзорные функции по отношению ко многим субъектом экономического рынка. Например, это «естественные» монополии – ресурсоснабжающие организации, сетевики. В отношении таких организаций ФАС может проводить проверки и накладывать штрафы.
Чтобы отменить решение ФАС в суде, надо уложиться в сокращенные сроки оспаривания – 10 дней после того, как получили постановление.
Обжаловать решение ФАС в суде рекомендуется по нижеперечисленным основаниям (хотя поле креатива здесь не ограничивается):
– истекли сроки давности
– неверно применены норма права
– имеются основания для замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ)
– возможно снизить штраф ниже минимальной санкции в половину (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ)
– малозначительность (в этом случае факт нарушения не отрицается, но наказание не назначается).
е) решение. Решение выносится по результатам полноценного дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решение содержит вывод о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также пункт о (не)выдаче предписания.
Решение управлений ФАС можно оспаривать не только в суде, но и в коллегиальном органе ФАС. Жалоба в комиссию ФАС подается не позднее одного месяца с даты принятия решения УФАС. Заметьте, что этот срок можно восстановить по аналогии с восстановлением пропущенных сроков в суде.
При подаче жалобы в комиссию ФАС следует учесть, что после этого подать жалобу в суд можно будет только в течение 1 месяца с даты вступления в силу решения комиссии ФАС.
ж) приказ о возбуждении дела. На первый взгляд, это ведомственный документ, не затрагивающий заявителя. Но приказ ФАС можно оспаривать, если истекли сроки давности.
з) приказ о назначении проверки. Этот документ никаких нарушений предпринимателя не устанавливает, но все-таки может быть оспорен, если: ФАС не уполномочен проверять компанию; нарушена периодичность плановых проверок; не было оснований для внеплановой проверки, включая несогласование с прокуратурой, когда это требуется.
и) акт проверки. Логичным продолжением предыдущего пункта является акт проверки. Отменить акт ФАС тоже можно, в чем мы убедились на собственном опыте.
Пример из нашей практики. Наш клиент долгое время осуществлял услуги нецентрализованного водоотведения в поселении. Но затем муниципальный заказчик сообщил, что больше в услугах нашего клиента не нуждается, потому что заключил контракт с другим поставщиком. Выяснилось, что закупка проводилась у единственного поставщика. На наш вопрос, что за критерий избрал заказчик, что под него подходит только единственный поставщик – МУП, мы получили простой ответ: только у МУП есть лицензия на обслуживание МКД. Ответ нам показался странным: причем же тут лицензия на МКД; у МУП также, как у нашего клиента нет лицензии на нецентрализованное водоотведение. Мы обратились в УФАС, чтоб оно провело проверку легитимности действий заказчика. В результате мы получили вот такой “внушительный” акт проверки, в заключении которого указано, что нарушений у заказчика не выявлено:
Мы решили оспорить акт ФАС в арбитраже. Это заявление вы можете использовать в качестве образца:
И буквально на днях суд полностью удовлетворил наши требования отменить акт ФАС (дело № А80-485/2021). Незаконность акта выразилась в поверхностном подходе УФАС к заявлению нашего клиента; суд отметил, что антимонопольная служба лишь продублировала письменные пояснения заказчика, а вот доводы нашего клиента даже не анализировала. УФАС обязали еще раз провести проверку, но уже на совесть:
- Заявить ходатайство об обеспечительных мерах.
Для подобных заявлений в главе 24 закреплены специальные обеспечительные меры, которые не могут быть поданы в других делах. Это приостановление действия оспариваемого акта. Для этого заявитель должен написать ходатайство, где он указывает почему приостановление необходимо (в будущем решение суда может быть не исполнено или есть риск значительных убытков). Госпошлина по такому ходатайству не платится.
Но наличие специального механизма не исключает принятие других мер. Например, УФАС выдало предписание изменить аукционную документацию и назначить новые торги. К моменту, когда заявитель собрался обжаловать предписание, оно фактически уже исполнено: документация изменена, торги назначены. Тогда смысла в приостановлении предписания нет. Но можно попросить приостановить торги, оформив это как ходатайство о принятии обеспечительных мер. В этом случае пошлина оплачивается в размере 3 тысячи рублей.
Если обжаловать решение ФАС в суде, принятое по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного закона (пункт е), то никакого отдельного ходатайства не нужно. Действие решения автоматически приостанавливается на все время судебной тяжбы (ст. 52 Закона о защите конкуренции).
Чего, кстати, не скажешь о решениях по нарушениям в торговых процедурах. ФАС в 2019 году объяснило, что решения УФАС, принятые по ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, обжаловать, конечно, можно. Но судебное обжалование не будет приостанавливать исполнение этого решения. Для приостановления надо подать ходатайство в суд.
Надеемся, наша статья и другие материалы по этой теме помогут Вам отстоять свои права на равенство в экономической сфере!