Исполнитель, которому пришла претензия по госконтракту, может поступить двумя способами: либо он подготовит ответ на претензию, либо никак не будет на нее реагировать. В статье расскажем, почему не стоит игнорировать претензии заказчика, и как правильно на них отвечать.
Если же у вас самих есть претензии к государственному заказчику, вы можете воспользоваться нашими статьями о том, как взыскать долг с госзаказчика.
Для Вашего удобства мы структурировали статью на блоки:
1 – претензия госзаказчика как юридический документ
2 – последствия оставления претензии по госконтракту без ответа
3 — как ответить на претензию заказчика
4 – что нельзя писать в ответе на претензию
БЛОК № 1. ПРЕТЕНЗИЯ ГОСЗАКАЗЧИКА КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Если исполнитель получил претензию заказчика по госконтракту, то нужно готовиться к суду.
Статьей 4 АПК РФ установлено, что истец до обращения в суд обязан направить потенциальному ответчику досудебную претензию, если дело связано со взысканием денег по госконтракту или с его прекращением. Если по истечении 30 дней с момента направления претензионного письма спор между сторонами не угас, то можно передать его на рассмотрение суда. Заметьте, что 30-дневный срок – это общее правило, если более длинные или короткие сроки не установлены договором или специальными законами. Поэтому обязательно посмотрите в вашем контракте раздел «Разрешение споров», «Прочие условие» или подобное.
Фактическое неполучение ответчиком претензионного письма не препятствует обращению в суд. В законе закреплена «презумпция доставки» (ст. 165.1 ГК РФ). Если истец направил претензию по правильному адресу, то есть согласно выписке из ЕГРЮЛ или по адресу, указанному в контракте, а ответчик не получил корреспонденцию, то претензия считается врученной.
Претензия должна описывать нарушение подрядчика, устанавливать сроки устранения нарушения, предупреждение о расторжении контракта при неустранении недостатков и применении штрафных санкций.
Как видим, порядок оформления претензий достаточно хорошо регламентируется законом, чего нельзя сказать про ответы на претензию. В законе нет нормы, которая бы обязывала компанию, получившую претензию, направить ответ. На первый взгляд, правомерный вывод – можно ничего не делать. Однако мы считаем такой подход неверным. Исполнитель сам себе роет яму, когда оставляет претензии заказчика без ответа (исключение – случаи, описанные в блоке № 4). Далее две главные причины, почему ответ на претензии необходимо сделать.
БЛОК № 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ОСТАВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ ПО ГОСКОНТРАКТУ БЕЗ ОТВЕТА
— Риск попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Статьей 104 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что недобросовестными поставщиками наряду с теми, кто уклонился от заключения госконтракта, являются исполнители, с которыми контракты расторгнуты из-за допущенных нарушений (судебный и внесудебный порядок).
Рассмотрим простой пример. Между госзаказчиком и компанией заключен контракт на поставку продукции в муниципальное учреждение. В ходе исполнения контракта заказчик выявил, что некоторая продукция некачественная. Заказчик направил компании письмо-претензию, где просил заменить некачественную продукцию. От компании никакого ответа не последовало. В итоге заказчик воспользовался своим правом отказаться от контракта с компанией. А УФАС в свою очередь внесла сведения о компании в реестр недобросовестных поставщиков. В результате – компания не может рассчитывать на победу в аукционах в течение двух лет, пока сведения о ней включены в реестр. А ведь этой ситуации можно было избежать, если претензия заказчика по госконтракту была бы рассмотрена. Своевременно заменив некачественный товар, компания урегулировала бы вопросы с заказчиком и контракт нельзя было бы расторгнуть.
Свежая судебная практика: Говоря об одностороннем расторжении контракта, стоит упомянуть свежее определение Верховного суда по делу № А59-585/2021. В нем закреплена важная позиция: решение госзаказачика об одностороннем отказе от контракта можно отменить, а затем подписать расторжение по соглашению сторон (что не влечет включение подрядчика в реестр). Но сделать это можно только до вступления в силу такого решения госзказачика. После вступления в силу решения нет возможности его аннулировать (ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
— 100%-ое попадание дела в суд. Если у заказчика есть к вам претензии, лучше всего попытаться урегулировать их миром. Если нарушения, на которые ссылается заказчик, действительно, имели место быть, то добровольно устраните их и сообщите об этом заказчику. Если нарушений не было, а заказчик просто придирается к вам, чтоб заплатить поменьше, то советуем мотивированно написать об этом в ответе на претензию. Ваш ответ, возможно, предотвратит необоснованные нападки заказчика, и дело вообще не уйдет в суд. Но даже если несмотря на ваш ответ, заказчик инициирует спор по госконтракту в арбитражном суде, то вы сможете показать судье, что все делали правильно и заказчик еще до подачи иска знал об отсутствии нарушений. Этот аргумент безусловно будет расценен в вашу пользу.
Итак, во избежание негативных последствий необходимо готовить ответ на претензию по муниципальному контракту.
БЛОК № 3. КАК ОТВЕТИТЬ НА ПРЕТЕНЗИЮ ЗАКАЗЧИКА
Как уже было отмечено, строгих правил оформления ответов не существует. Поэтому при подготовке ответа нужно исходить из целей подрядчика – снять необоснованные претензии; решить вопросы миром, но одновременно создать почву для того, чтобы выиграть возможный суд по госконтракту.
- В ответе на претензию ссылайтесь на конкретные положения госконтракта и на закон.
Мы не раз встречались с тем, что заказчики трактуют контракт как-то по-особенному, в свою пользу. Чтобы пресечь такую трактовку, нужно цитировать пункты вашего договора и положения закона. А затем делать вывод, как толкуете контракт вы.
Например, наш клиент получил претензию от заказчика, который сетовал на нарушение сроков начала работ по контракту. Претензия заказчика по госконтракту содержала требование предоставить ответ на следующий день:
Наши юристы подготовили ответ в срок, который просила администрация – один день. Но вообще-то требовать ответ в такой кратчайший срок недопустимо, исходя из понятия «разумный срок» (согласно ст. 314 ГК – это 7 дней).
По существу мы сослались на положения госконтракта, предусматривающие только окончательный срок выполнения работ – август 2022. Никакие промежуточные сроки сторонами не оговаривались. Однако это не умаляет право заказчика периодически контролировать ход работ. Поэтому мы объяснили, почему 1 июня не приступили к исполнению контракта. После этого заказчик новые претензии не предъявлял:
- В ответе на претензию госзаказчика опишите свою версию событий.
Этот принцип мы также продемонстрируем на нашей ситуации. Наш клиент заключил контракт с администрацией на ремонт детского сада. Ремонт нужно было начать 1 июня. Но подрядчик не приступил к работам вовремя, несмотря на то, что заказчик перевел всех детей в другой сад. Такую версию событий приподносит претензия по госконтракту:
Однако в действительности события развивались по-иному. На самом деле, подрядчик (наш клиент) прибыл на объект 1 июня, но работа встала, так как оказалось, что учреждение принимает детей. Подрядчик направил заказчику письмо с просьбой перевести детей в другое образовательное учреждение. В ответ заказчик попросил сдвинуть сроки начала работ. Следующим письмом подрядчик в целом согласился на изменение начального срока, но при условии, что и конечный срок сдвинется. И только из претензии подрядчик узнал, что детский сад с 14 июня пустует. По каким-то причинам заказчик ему об этом не сообщил. В свете этих событий администрация не выглядит обманутым заказчиком, поэтому о них точно нужно писать в ответе на претензию:
Претензия по муниципальному контракту содержала только события, о которых выгодно говорить заказчику. Наш ответ призван показать ситуацию в целом, чтоб и заказчик «поостудил пыл», и в будущем суд видел, что мы все делали правильно.
- При подготовке ответа учитывайте складывающуюся судебную практику в спорах по госконтракту.
Тенденции судебной практики изменчивы, но вряд ли можно спорить с тезисом, что суды зачастую встают на сторону госзаказчика. Поэтому хороший юрист по Закону № 44-ФЗ просто необходим в спорах с госзаказчиками.
Яркий пример – свежее дело Верховного суда № А40-133808/2020, рассмотренное 20 июня 2022 г. Заказчик и подрядчик несколько лет назад успешно завершили работу по контракту, подписав все положенные акты приемки работ. Спустя некоторое время распорядитель бюджетных средств, которому подчиняется заказчик, проверил, все ли работы выполнил подрядчик. По результатам проверки был составлен акт, что выполнены далеко не все оплаченные работы, переплата составила примерно 32 миллиона рублей. В итоге заказчик пошел взыскивать с подрядчика неосновательное обогащение. Московские суды встали на сторону подрядчика, потому что заказчик сам принял все работы и подписал акты без претензий (ст. 720 ГК РФ). Но ВС РФ бросил заказчику спасательный круг. Дело в том, что ст. 720 говорит, что нельзя ссылаться на недостатки работ, принятые по акту, если иное не установлено договором. А в контракте было хитрое условие: заказчик может предъявить недостатки, выявленные контрольным бюджетным органом после закрытия контракта. Диспозитивный характер ст. 720 ГК РФ в совокупности с принципом «эффективного расходования бюджетных средств» позволили заказчику выиграть дело, несмотря на приемку работ без замечаний.
Но можно найти и судебные акты в пользу подрядчика. Например, суды в деле № А53-6608/2021 поддержали добросовестного подрядчика. Контракт связан с подготовкой проектной документации. В ходе госэкспертизы проекта выявлены недостатки, возникшие из-за неполноты тех.задания, то есть по вине заказчика. Заказчик попросил подрядчика выполнить проект по уточненному задания, что и было сделано подрядчиком. Но оплатить проект заказчик отказался, так как подрядчик не уложился в первоначальные сроки. Суды встали на сторону подрядчика, указав: просрочка возникла по вине самого заказчика; претензия по госконтракту не направлялась заказчиком; уведомление об отказе направлено заказчиком по неверному электронному адресу и не считается полученным подрядчиком.
Таким образом, получение претензии – это веский повод заняться поиском судебных актов в пользу исполнителя.
- Ответ на претензию отправьте всем лицам, контролирующим муниципальный заказ.
Кому, кроме заказчика отправить ответ на претензию? Мы свои ответы продублировали учредителю заказчика и организации, разместившей закупку. Это поможет привлечь внимание вышестоящих органов к необоснованным претензиям по госконтракту:
БЛОК № 4. ЧТО НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ В ОТВЕТЕ НА ПРЕТЕНЗИЮ
Помимо рекомендаций, как ответить на претензию заказчика, есть антисписок «Что нельзя писать в ответе на претензию». Ниже представляем вашему вниманию этот перечень:
1. Нельзя признавать нарушения. В судебной практике давно устоялся принцип «эстоппель». Это запрет на противоречивое поведение стороны контракта. Применительно к претензионному порядку это значит, что если сторона согласилась с выявленными недостатками работ, то потом в суде нельзя будет говорить, что недостатков не было.
2. Нельзя признавать долг. Признание долга – это важный юридический акт. Согласно ГК признание долга прерывает сроки исковой давности.
Рассмотрим пример. Заключен госконтракт на подрядные работы. По закону претензия по муниципальному контракту из-за ненадлежащего качества может быть предъявлена в течение 2 лет после приемки работ. В установленный гарантийный срок заказчик выявил недостатки. Сразу заказчиком направлена претензия по муниципальному контракту с требованием вернуть часть денег. Если подрядчик согласиться, что недостатки есть, то трехлетний срок исковой давности будет исчисляться с момента ответа на претензию. А если подрядчик мотивированно отклонит претензию заказчика, то срок исковой давности будет исчисляться с момента выявления недостатков (этот момент иногда намного раньше). Поэтому, когда в суде возникнет спор по госконракту, подрядчик сможет заявить о пропуске срока исковой давности. Это самостоятельное основание для отказа в иске госзаказчику.
3. Нельзя отвечать на претензию, направленную с нарушениями. Соблюдение претензионного порядка – это обязательное условие для принятия иска заказчика к производству арбитражного суда. К иску должны быть приложены доказательства направления претензии: сама претензия, доказательства ее направления оговоренным сторонами контракта способом, ответ на претензию (при наличии). Если претензионный порядок не соблюден, то исковое заявление возвращают или оставляют без рассмотрения.
Нередко можно встретить случаи, когда претензия направляется по неправильному адресу, либо по электронной почте, когда такого способа нет в контракте, либо вручается под отметку «охраннику». Даже если вы каким-то чудом получили такую претензию, не надо на нее отвечать. В суде госзаказчик не сможет доказать, что выполнил досудебный порядок, так как претензия считается не направленной в адрес исполнителя. А у вашей фирмы появляется как минимум — время для подготовки к суду, и как максимум – истечение срока исковой давности.
4. Нельзя просить не применять санкции. Если Вы попросите дополнительное время на устранение недостатков или не начислять неустойку, станет очевидно, что вы признаете обоснованность претензии. Лучше написать, что недостатки возникли не по вашей вине, но вы их устраните, так как заинтересованы в успешном закрытии контракта.
Применительно к неустойкам не забывайте о государственных механизмах поддержки бизнеса. Так Постановлением Правительства № 783 от 04.07.2018 разрешено списывать неустойки в следующих ситуациях:
— полностью исполненные контракты
— контракт не исполнен в 2020 году из-за ковида
— контракт не исполнен в 2021-2022 из-за скачка цен на стройматериалы
— контракт не исполнен из-за санкций
Также напоминаем про введенный мораторий на банкротство с 01 апреля по 01 октября 2022 года. Он предполагает запрет на начисление неустоек в указанный период для любых предприятий.
Подводя итог, напомним наш посыл – выиграть суд с госорганом реально. Юристы оказываются бессильны только тогда, когда к ним обращаются слишком поздно. Если уже на стадии подготовки ответа на претензию с Вами будет работать профессиональный юрист, очень велики шансы разрешить спор в Ваших интересах!