Осуществление государственных закупок довольно часто происходит с нарушением норм законодательства. Одним из способов защиты в такой ситуации является обращение в Федеральную антимонопольную службу. Как возбудить дело в УФАС? Именно об этом поговорим в сегодняшней статье. Если вы когда-либо сталкивались с ограничением здоровой конкуренции либо предъявлении незаконных требований, тогда эта публикация для вас. Обозначенные выше нарушения происходят в связи с незнанием норм антимонопольного законодательства или с намеренным нарушением прав других субъектов для личной выгоды. Федеральная антимонопольная служба и ее управления выступают органами, которые обязаны осуществлять контроль за осуществлением государственных закупок. Прежде, чем мы перечислим направления сегодняшней публикации, ознакомьтесь с интересной статьей на схожую тему. Итак, в этой статье вы узнаете ответы на следующие вопросы:

  1. Как возбудить дело в УФАС?
  2. Что означает жалоба на отсутствие закупки?
  3. Как обжаловать аукцион по ремонту дороги?
  4. И что делать если администрация не проводит аукцион?

Нарушения по 223 Федеральному закону (О закупках)

Любой субъект, который участвует в торгах, может обратиться за защитой своих прав в суд или антимонопольный орган. В этой связи участники аукционов, считая, что их права нарушены хотят возбудить дело в УФАС.

Представим следующий алгоритм обращения, например, подается жалоба в ФАС на администрацию:

1 Подача жалобы:

а) если соответствует нормам закона, то идет в следующую стадию;

б) если не соответствует нормам закона, то возвращается заявителю;

2 Принятие жалобы на рассмотрение (от 1 до 2 действия может пройти не более трех дней);

3 Подготовка к рассмотрению заявления : в этой стадии возможно подать возражение на жалобу. Возражения принимаются за два дня до рассмотрения жалобы.

4 Рассмотрение дела по существу: осуществляется в течение трех месяцев с момента поступления жалобы;

5 Принятие решения.

Жалоба на отсутствие закупки: действующее законодательство

В настоящее время возбудить дело в УФАС можно на основании положений закона о государственных закупках. Последний сформирован двумя группами актов: национальным законодательством (в частности, Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг»и Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг специальными видами юридических лиц») и наднациональным законодательством (статья 88 Договора о Евразийском экономическом союзе и приложение 25 к нему).

В обозначенных нормативных актах существует ряд проблем, которые могут оказать влияние на субъектов, участвующих в деле.

  • Во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия выходят из-под регулирования Федерального закона № 44 благодаря государственной помощи в виде субсидий.
  • Во-вторых, субъективные критерии играют все более важную роль в процедурах закупок.
  • В-третьих, подрядные организации часто применяют открытую процедуру заключения контрактов на строительные работы вместо использования аукциона, что намного дешевле и позволило бы построить десятки дополнительных школ и больниц из-за разницы в ценах.
  • В-четвертых, организации-заказчики обычно устанавливают выборочные стандарты при применении ограниченной процедуры. Более того, невозможно контролировать участие малых и средних предприятий.
  • В-пятых, существует законодательный пробел, касающийся требований к экспертам и порядка проведения экспертизы.

Отметим, что сфера государственных закупок является одной из самых коррумпированных не только в Российской Федерации, но и в Европейском Союзе. Поскольку рыночная экономика, преобладающая в настоящее время в мире, предусматривает ограниченное вмешательство государства в рыночный процесс, государственные закупки можно рассматривать как инструмент такого вмешательства. Более того, иногда государственные закупки используются для того, чтобы скрыть государственную помощь, которая запрещена по общему правилу. Предлагаем рассмотреть обозначенное выше на примере.

Практическая ситуация: аукцион по ремонту дороги

От индивидуального предпринимателя поступила жалоба в ФАС на администрацию. В своем заявлении он указал, что администрация устроила аукцион по ремонту дороги. Кроме этого, она незаконно наделила полномочиями МП «А»по проведению торгов в целях отбора организаций, которые будут осуществлять ремонт. У администрации были запрошены все данные, при анализе которых выяснилось, что получателем субсидии на возмещение затрат на ремонт дорог были предоставлены преференции. Последние заключались в финансовой поддержке и в том, чтоадминистрация не проводит аукцион. Нами была составлена жалоба на отсутствие закупки, по итогам которой администрации было вынесено предупреждение о прекращении действий, которые содержат нарушения норм антимонопольного законодательства. ФАС указала, что если администрация не проводит аукцион, то она тем самым нарушает условия конкурентной борьбы, при которой на предоставление субсидии на возмещение затрат при выполнении дорожных работ могут претендовать два или более субъекта. Таким образом жалоба на отсутствие закупки помогла в данном случае нашему клиенту-предпринимателю отстоять свои права на равноправное участие в аукционе.

Возбудить дело в УФАС: процедура

Закон «О защите конкуренции» в статье 18.1 устанавливает короткую процедуру, согласно которой участники госзакупок могут обратиться с жалобой в УФАС, после чего всего лишь в течение недели разрешится дело. Такой небольшой срок устанавливается для того, что антимонопольный орган отменил неверное действие одного из участников торгов до того момента, когда будет заключен контракт. В случае, если последний уже заключен, то аннулировать такой документ сможет только судебный орган, а УФАС может оштрафовать нарушителя закона. Судебное рассмотрение вопроса занимает намного больше времени (несколько месяцев), чем упрощенная процедура, о которой мы писали выше.

В принципе, в законе нет ограничений подать исковое заявление и жалобу в одно и то же время. Но все-таки мы рекомендуем сначала использовать досудебное урегулирование спора.

Электронный торг:

Действия, производимые администратором электронного аукциона могут быть оспорены в течение тридцати дней. В подобном заявлении должны быть указаны действия заказчика, организации или органа, членов комиссии в течение обозначенного выше времени.

Отметим, что возможность оспаривания наличествует до истечения срока подачи электронной заявки. Важно указать, что в срок до присуждения контракта можно обжаловать любое действие участника аукциона. Если указанный срок истек, то оспаривание действий обозначенных лиц будет возможно только в суде.

Согласно Закону «О защите конкуренции» если его нормы нарушены, то процедура осуществления закупок приостанавливается до разрешения споров. Субъект, в отношении которого подана жалоба должен сообщить участнику о сути жалобы, дате и месте ее рассмотрения и разрешения. Сделать это он обязан в течение одного дня с момента получения уведомления. УФАС принимает соответствующий документ о приостановке аукциона.

Содержание жалобы в УФАС:

Любая жалоба, касающаяся нарушения антимонопольного законодательства, должна содержать следующую информацию:

  • подробные данные о заявителе;
  • сведения о закупке;
  • информация о действиях заказчика (либо о его бездействии);
  • сведения, которые подтверждают позицию заявителя;
  • документы, доказывающие полномочия участника аукциона, который подписывает жалобу;
  • список приложений.

Подача жалобы в антимонопольный орган:

Заявление должно быть оформлено в письменной форме. Запрос должен включать в себя информацию о предоставляющем заявление субъекте, предмет жалобы, сведения о правонарушении и документы, подтверждающие позицию заявителя. Если указанные документы не могут быть представлены по каким-либо причинам, то заявителю необходимо указать и обосновать, почему они не могут быть предоставлены. Кроме этого, необходимо обозначить орган или субъект, у которых такая информация может быть получена. Это достаточно важное замечание, так как его несоблюдение влечет отклонение жалобы (согласно 44 Федеральному закону).

Завершая рассмотрение этой темы, хотим рассказать об интересных делах, возбужденных ФАС России:

1 Антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела в отношении крупнейших операторов мобильной связи. Причина — цены на банковские sms-рассылки в России. Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении 4 крупных операторов мобильной связи. Они не устранили ранее выявленные нарушения антимонопольного законодательства, связанные с разницей в тарифах на отправку SMS в банки. Об этом сообщается на сайте ФАС.

В июне было установлено, что цены на SMS для государственных банков в компаниях«МегаФон»,«МТС»,«Т2 мобайл»и «ВымпелКом»ниже, чем для частных банков. ФАС предупредила операторов об этом и предписала устранить дискриминационные условия в течение 14 дней после получения предупреждения.

Нарушения не устраняются в установленный срок. В результате ФАС возбудила дела в отношении операторов большой четверки. Основанием является создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Помимо более выгодных условий для госбанков, ФАС заинтересовалось решением оператора«ВымпелКом»отменить возможность транслитерации текста с кириллицы на латиницу. Таким образом, SMS-рассылка может подорожать.

В отношении компании «ВымпелКом»дело также было возбуждено по признакам нарушения пунктов 3, 8 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции.

Оператор мобильной связи Tele2 рассматривает возможность обжалования в суде предупреждения ФАС о ценах на sms-рассылки для банков. «МегаФон»также сообщил, что его тарифы на sms-рассылки для банков соответствуют рыночному уровню.

2 Федеральная антимонопольная служба России оштрафовала Apple на 906 миллионов рублей (12 миллионов долларов). Штраф был наложен за нарушение российского антимонопольного законодательства. В 2006 году ФАС возбудила дело против Apple по жалобе Лаборатории Касперского. В ведомстве выяснили, что ИТ-гигант злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке мобильных приложений на операционной системе iOS.

ФАС считает, что действия Apple привели к предоставлению конкурентных преимуществ собственным продуктам и одновременному ухудшению условий распространения продуктов конкурентов — приложений родительского контроля.

Кроме того, корпорация Apple должна будет удалить из своей документации положения, дающие ей право отклонять сторонние приложения в App Store по любой причине.

Компании также было приказано не допускать льготных условий для собственных приложений по сравнению с приложениями других разработчиков. Apple ответила, что не согласна с решением Федеральной антимонопольной службы и будет соответствующим образом его обжаловать.

Зачем вам юрист?

Традиционно считается, что обжалование аукционов и торгов является одной из самых непростых категорий дел. В документах, которые регламентируют обозначенные процедуры, порой сложно разобраться самому юристу, что говорить о человеке, у которого нет соответствующего образования. Сложность состоит еще и в разрозненности нормативных актов и множестве норм и правил осуществления указанной процедуры. Все это обусловливает не только проблемы с обращением в УФАС, но и количеством правонарушений в этой сфере. Очень часто происходит так, что сторона, которая обжалует действие/бездействие того или иного субъекта-участника, сама нарушает закон, не зная об этом. Но, как известно, это не освобождает последнюю от ответственности. Юрист в таких делах просто необходим. Он оценит обстановку и природу правонарушения. Специалист укажет вам на возможные ваши ошибки и поможет их устранить. Кроме этого, юрист уже не раз имел дело в органами ФАС, поэтому знает наверняка, что указать в жалобе и как ее правильно подать.