При проведении закупок для муниципальных нужд нередко допускаются нарушения. Эффективный способ защитить свои права – жалоба в ФАС на администрацию. В данном случае на ту администрацию, которая и объявила аукцион.

В целом, можно выделить три закона, за нарушения которых пишется жалоба в ФАС на муниципалитет: Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ, Закон о защите конкуренции. Мы проанализируем вашу закупку на предмет соответствия указанным законодательным актам. Наши юристы имеют большой опыт составления жалоб в антимонопольную службу. Например, о нарушениях по Закону № 223-ФЗ мы уже писали здесь, а о порядке обжалования здесьВ данной статье подробно поговорим о том, как бороться за правду по Закону № 44-ФЗ через антимонопольную службу. Также в нашем блоге вы можете прочитать, как обжаловать действия заказчика в суде.

Закупки проводятся по Закону № 44-ФЗ, если они обеспечивают «жизнедеятельность» гос. органов или преследуют общественно полезные цели. Заказчиками в таких закупках зачастую выступают бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия. К таким закупкам предъявляется большое количество требований. Это объясняется тем, что оплата контрактов происходит за счет бюджетных денег, а также тем, что зачастую контракты заключаются в общественно значимых целях (например, строительство и ремонт дорог).

Различают конкурентные и неконкурентные закупки. В первую группу входят такие процедуры, как конкурс, аукцион, запросы предложений и котировок. К конкурентным закупкам применяются все правила, установленные Законом о защите конкуренции. Чаще всего муниципальные контракты заключаются на аукционе. В аукционе выигрывает тот, кто согласился на наименьшую цену. К примеру, заказчик хочет через аукцион заключить контракт на строительство здания новой школы. Контракт заключат с тем, кто предложит самую низкую стоимость выполнения своих работ по строительству.

Наш подкаст на тему «Как правильно жаловаться в ФАС, чтобы оспорить торги?» → 

Многочисленность аукционов обуславливает и большое количество жалоб на проведение аукционов. Порядок рассмотрения антимонопольной службой таких жалоб регулируется ст. 105 — 106 Закона № 44-ФЗ. А вот ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не применяется, только если торги не нарушают ст. 17 этого закона. На этот нюанс обратил внимание Пленум ВС РФ в пункте 45 нового постановления.

04 марта 2021 года Верховный суд РФ издал Постановление Пленума № 2, где разъяснил многие вопросы в антимонопольной сфере.

Жалобу на проведение аукциона может направить участник закупки. Не нужно думать, что участником закупки признается только тот, кто участвовал в аукционе, то есть хотя бы подал заявку. Здесь закон подразумевает вообще любое лицо, которое потенциально могло принять участие в закупке, т.е. любая компания или физическое лицо. Такой вывод следует из того, что в части 3 ст. 105 нашего закона наряду с участником закупки выделяется участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе. Второму, по сравнению с первым, предоставлена дополнительная привилегия в обжаловании действий заказчика.

Каждый участник (как подавший, так и не подавший заявку) может пожаловаться на заказчика в УФАС. Но действия, которые заказчик совершил после вскрытия конвертов конкурсантов или после рассмотрения их заявок, могут быть обжалованы исключительно теми участниками, которые подали заявки. Жалоба в ФАС на муниципалитет подается в течение всей процедуры закупки, то есть до размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок, а также в течение следующих 5 дней. Отдельный срок есть для жалобы на аукционную документацию: до конца подачи заявок. Если нарушения допущены на электронном аукционе в ходе рассмотрения вторых частей заявок, то жалобу можно подать вплоть до подписания контракта с победителем. Сроки не продляются и не восстанавливаются; если они истекли, то жалобу на проведение аукциона можно подать только через суд.

Кстати, жалобу может подать не только проигравший участник закупки, но и победитель аукциона. Победитель вправе подать жалобу только до заключения с ним контракта. Впоследствии он не вправе ссылаться на допущенные нарушения.

Итак, если укладываемся в эти сроки, то пишем жалобу и отправляем ее в УФАС в своем регионе. На сайте ФАС размещена информация, как можно отправить жалобу в службу:

Если жалоба подана, когда описанные выше сроки истекли, или с иными недостатками, то она возвращается заявителю без рассмотрения. О  возвращении жалобы из УФАС вы узнаете достаточно быстро — всего через два рабочих дня после получения надзорным органом. Если жалоба составлена правильно, то в течение тех же двух рабочих дней ФАС принимает ее к рассмотрению. О принятии жалобы вы оперативно можете узнать в ЕИС.

Также о принятом решении заявитель узнает из письменного сообщения ФАС, а также из реестра жалоб. Данный реестр является открытым и размещен на сайте ФАС.

Жалоба в ФАС на администрацию рассматривается за 5 рабочих дней с момента ее регистрации в УФАС (по сравнению с судом, где производство ведется в течение минимум 2 месяцев, антимонопольная служба действует гораздо оперативней). При рассмотрении жалобы вправе участвовать заявитель и «ответчики», а также их представители (доверенность представителя должна содержать полномочие на представительство интересов в административном органе). Они могут давать пояснения, задавать вопросы, представлять документы. При этом заявитель жалобы не обязан представлять документы, которые есть в распоряжении гос. органов. Например, если понадобилась выписка из ЕГРН, то должностное лицо УФАС само запросит выписку у Росреестра. Всю закупочную документацию также представляет не заявитель, а представитель заказчика.

Подача жалобы в ФАС на муниципалитет позволяет запустить механизм приостановления торгов. Когда в ФАС поступает жалоба, есть вероятность, что комиссия ФАС примет решение приостановить определение поставщика. В период приостановления торгов запрещено заключать контракт.

Результат обжалования действий администрации в ФАС – решение о признании жалобы обоснованной. Одновременно заказчику выдается предписание. Предписание обязывает заказчика исправить выявленные недостатки аукциона, вплоть до аннулирования торгов. Пока предписание не будет исполнено, нельзя заключать муниципальный контракт. Если жалоба в ФАС на администрацию признана необоснованной, а заявитель считает, что нарушения были допущены, то решение ФАС может быть обжаловано в суде. Для судебного обжалования у заявителя есть 3 месяца.

Теперь расскажем о двух ситуациях из нашей практики, когда были допущены нарушения при заключении контрактов.

Первую ситуацию условно можно назвать «Свои да наши». Организация на постоянной основе не просто участвует в аукционах, а всегда их выигрывает. Это объясняется тем, что директор организации и заместители руководителя администрации – близкие родственники. Однако проведение аукционов при наличии конфликта интересов исключено, так как конфликт интересов несовместим с честной конкуренцией. В интересах нашего доверителя мы подали жалобу в ФАС на администрацию, в которой сделали акцент как раз на конфликте интересов. В жалобе мы обратили внимание на разъяснения Пленума ВС РФ, согласно которым родственные связи должны учитываться не только по отношению к руководителям, но и к любым должностным лицам администрации, которые могут влиять на результаты аукциона. Речь здесь идет, в том числе о замах.

Вторая ситуация – «Наши деньги, как хотим, так и распоряжаемся». Суть следующая. Ежегодно администрация объявляла аукционы на содержание автомобильной дороги. Но в 2021 году решила определить подрядную организацию без аукциона. Администрация считает, что она самостоятельно может решить, как выбрать подрядчика – конкурентным или неконкурентным способом. Безусловно, это заблуждение. Создание преимуществ для отдельных компаний, в том числе путем выбора поставщика без проведения честных торгов, признается дискриминацией в экономическом смысле. В нашем случае администрация заключила контракт с лицом, которого выбрала по непонятно каким критериям (читайте – «понятно по каким критериям»). Отсутствие конкуренции при выборе поставщика, как правило приводит, к завышению цены и некачественным работам. Обратите внимание, что в данном случае нарушается основной принцип конкуренции — запрет на дискриминацию, поэтому обжалование происходит не в порядке, описанном в настоящей статье, а по правилам Закона о защите конкуренции.