Тема сегодняшней публикации становится все более актуальной и волнует большое количество граждан. Сегодня поговорим о том, что представляет из себя конфликт интересов в закупках. Закупки являются одним из государственных секторов, наиболее уязвимых для коррупции из — за больших объемов денежных средств и высокого уровня усмотрения и бюрократии, которые часто являются участниками таких процессов. Коррупция в сфере закупок напрямую влияет на доступ граждан к основным услугам, таким как образование, здравоохранение и инфраструктура. Поэтому когда речь заходит о том, что участвуют родственники при закупке, то возникает сразу много вопросов о честной и здоровой конкуренции. Как было в случае с нашим клиентом, о котором мы расскажем несколько позднее. Интересную статью на эту тематику можно изучить тут.
Итак, кратко опишем основные вопросы, которые будут исследованы в теме «Конфликт интересов при заключении контракта»:
- Что такое конфликт интересов в закупках?
- Как взаимосвязаны закупки и коррупция?
- Могут ли принимать участие родственники при аукционе?
- Возможно ли избежать конфликт интересов при заключении контракта и как это сделать?
Неприятно признавать, но коррупция в сфере закупок в настоящее время может принимать различные формы (например, взяточничество, конфликт интересов или фальсификация торгов) и может проявляться на всех этапах цикла закупок: начиная от принятия решения о заключении контракта, спецификаций контракта, процесса торгов, оценки и присуждения до реализации контракта и окончательного учета. Тем не менее, коррупционные риски особенно трудно обнаружить из-за размера, количества и сложности соответствующих транзакций, которые часто требуют высокого уровня технических знаний на всех этапах процесса. Отсюда следует то, что конфликт интересов при заключении контракта — сложная процедура, которую довольно сложно доказать.
Конфликт интересов в закупках определяется как ситуация, в которой у государственного должностного лица наличествует частный либо иной интерес, который заключается в том, чтобы повлиять на беспристрастное и объективное выполнение его служебных обязанностей. Если ситуации с конфликтом интересов не выявляются и не регулируются должным образом, они предоставляют государственным должностным лицам возможности использовать свое общественное положение в своих личных интересах.
В сфере государственных закупок конфликт интересов может возникать на различных этапах процесса закупок всякий раз, когда на решения или действия государственных должностных лиц влияют их частные интересы.
Например, беспристрастность может быть затруднена, если один из сотрудников по закупкам, ответственных за принятие решения о том, какой компании будет предоставлен контракт, имеет экономический интерес в одной из компаний, участвующих в торгах, или если кто-либо из его родственников или близких друзей является владельцем одной из этих компаний. Родственники при закупке — довольно распространенная ситуация в том числе и в нашей практической деятельности. Конкретный пример из нашей практики приведем немного позднее. Конфликт интересов может также возникнуть, если сотрудникам по закупкам предложат работу (после государственной службы) в одной из компаний, участвующих в торгах.
Оценка заявок и заключение контрактов чаще всего оцениваются как самые уязвимые этапы процесса закупок из-за высокого требуемого уровня знаний и особенностей комитетов по присуждению и мониторингу. Члены комитета по оценке могут использовать свои полномочия, а также доступ к конфиденциальной информации, чтобы предоставить преференциальные полномочия одному из участников торгов в соответствии со своими собственными интересами.
В таких обстоятельствах, когда принятие государственных решений носит предвзятый характер, нет никакой гарантии, что контракты заключаются в общественных интересах, что правительство получает выгоду от наилучшего конкурентного предложения и что достигается соотношение цены и качества. Кроме того, повторяющиеся случаи беспристрастных и несправедливых процессов закупок могут привести к недовольству общественности и низкому доверию к государственным учреждениям.
Можно ли избежать конфликта интересов при закупках? Как это сделать?
Существует ряд правовых инструментов, направленных на предотвращение конфликта интересов в сфере государственных закупок. Решение этой проблемы заключается в принятии законодательства, касающегося проблемы конфликта интересов или путем регулирования добросовестности в государственных закупках в целом. Требования к декларированию интересов также могут быть эффективным способом предотвращения конфликта интересов.
Таким образом, чтобы предотвратить и избежать конфликта интересов в государственных закупках, необходимо урегулировать три основных вопроса:
- функции, которые должны осуществлять должностные лица по закупкам;
- учет интересов;
- шаги, которые необходимо предпринять при выявлении конфликта интересов.
Предлагаем рассмотреть некоторые особенности регламентации конфликта интересов при закупках:
1. К должностным лицам по государственным закупкам или членам комитета по оценке должны применяться определенные запреты и ограничения.
Например, нормы могут запрещать должностным лицам и членам комитета по оценке владеть долями собственности в компаниях, имеющих деловые отношения с государством; занимать в течение определенного периода времени после ухода с государственной должности должность в компаниях, с которыми государство вело деловые отношения; занимать другую должность в иной ветви власти.
2. Должностные лица по закупкам или члены комитета по оценке обязаны заявлять о своей заинтересованности при вступлении в должность и/или в конкретных случаях, обозначенных в законе.
3. Должностные лица по закупкам также должны регулярно декларировать свои активы; обязательства; доходы из всех источников, подарки и другие преимущества и т.д. Также важно требовать раскрытия точных сумм всех доходов и определения конкретных источников, а также предоставления такой информации общественности в доступной для поиска базе данных.
Важно отметить, что в вопросах, где выявлен конфликт интересов, должностные лица должны быть немедленно отстранены от участия в процессе. Но ключевая проблема, которая остается нерешенной, касается эффективного применения этих норм. К сожалению, данная проблема порождает проблемы в практике осуществления закупок, которые приводят, например, к следующей ситуации, в которой ключевой составляющей являются родственники при аукционе:
Практический случай:
Ситуация заключается в том, что Администрация некого городского округа на протяжении многих лет заключала с МАП муниципальные контракты на разного рода работы и услуги. За все время было заключено как минимум 50 муниципальных контрактов на общую сумму 213 351 145 руб.
В процессе изучения ситуации выяснилось, что основными участниками данной схемы были родственники при закупке: сын, который является начальником отдела закупок городского округа, мать — заместитель главы администрации и начальник Управления финансов, экономики и имущественных отношений городского округа является и отец — фактический руководитель МАП, до января 2020 являлся официальным руководителем юридического лица в должности «начальник».
После того как наш клиент начал участвовать в аукционах Администрации, МАП сменил руководителя, что выглядело совсем подозрительно: мать контролирует финансы, сын контролирует аукционы, а отец — исполняет муниципальные контракты.
Все заключенные контракты размещены на сайте госзакупок, а значит данная информация не будет опровергаться ни Администрацией, ни руководством МАП.
Однако, учитывая законодательство РФ, родственники при аукционе — явление незаконное, а значит контракты не могли быть заключены из-за конфликта интересов.
Наш клиент неоднократно обращался с соответствующими жалобами, требованиями и просьбами. Он выявил возможную коррупционную схему. Наш клиент регулярно требует от Администрации проведение аукционов в соответствии с законом, однако его требования не привели к желаемому результату.
Желая все-таки добиться своего, клиент обратился к нам. Мы регулярно занимаемся вопросами оспаривания подобных аукционов. Что мы сделали? Мы составили качественную жалобу в ФАС. Кроме этого, иногда мы подключаем правоохранительные органы, если подобные действия происходят систематически и злостно: составляем заявление в МВД.
Прикладываем нашу жалобу:
Мы рассчитываем только на положительный результат. У нас большой опыт ведения споров с государственными учреждениями и должностными лицами (довольно сложно связываться с муниципалитетом или государством). Мы знаем как себя вести в подобных случаях и что необходимо указать в жалобе для того, чтобы решение было принято в нашу пользу. Обо всех наших услугах вы узнаете здесь.