Жалобы на госконтракты – явление далеко не редкое в сегодняшних реалиях. Интересы и законные права исполнителей зачастую нарушаются заказчиками, особенно в части оплаты поставленных товаров или выполненных услуг. Да, система  госзакупок пока еще далека от совершенства. Тем более, нынешнее законодательство в большей мере учитывает возможные риски именно со стороны заказчиков, тем самым ситуация лишь усугубляется. В сегодняшней статье мы обсудим, как составлять жалобу на госконтракт, куда ее подавать, как отменить закупку, как решается вопрос с нарушениями по госконтракту в прокуратуре, и зачем вообще писать жалобу в прокуратуру, если этим занимается ФАС?

Мы уже подробно писали про то как жаловаться на победителя закупки в ФАС, как жаловать в ФАС на администрацию, как жаловаться на электронный аукцион, как жаловаться на документацию аукциона и т.п. Все это было описанием порядка и процедуры жалобы именно ФАС, мы не затрагивали тот факт, что жалобу можно направить и в прокуратуру. Иногда мы это делаем, это эффективно. Но не всегда. Рассказываем.

Основная мысль в том, что жалоба в прокуратуру на госконтракт пишется тогда, когда есть что проверять “на местности” и тогда, когда есть совсем уж грубые нарушения законодательства, которые могут повлечь возбуждение уголовного дела. Например, заказчик проводит закупку на поставку, которая уже осуществлена, либо закупку на строительство объекта часть которого уже возведена. Тут ФАС не будет выезжать и проверять это, это к прокуратуре, чтобы они выехали и установили факты.

Кстати, наш подкаст на тему “Как правильно жаловаться в ФАС, чтобы оспорить торги?” → 

Итак, самое основное – при выявлении нарушений со стороны госзаказчика, необходимо вовремя на это среагировать и пресечь злоупотребления, направив жалобу, однако законом установлены определенные сроки, которых нужно придерживаться. Сроки касаются именно жалобы в ФАС,не в прокуратуру. Например, если обнаружены нарушения в области закупки товаров, то жалобу на госконтракт можно подать не позднее 10 дней с момента подведения итогов закупки. В зависимости от этапа закупки и вида нарушения будет дифференцироваться и состав лиц, правомочных обжаловать незаконные действия.

  

Хотим обратить внимание читателя на важность закупочной документации. Зачастую споры возникают на том основании, что товары в документах иногда обладают такой характеристикой, которая делает существование этих самых товаров невозможным. Например, даже самые незначительные характеристики того или иного продукта могут стать для поставщика фатальными. Так, поставщик, воспринимая те или иные отступления от техзадания за несущественные, полагаясь на добросовестность заказчика и здравый смысл, рискует расторжением договора в одностороннем порядке со стороны заказчика. И тут – по накатанной – финансовые, репутационные риски, реестр недобросовестных поставщиков, проблемы с бизнесом…

Мы уже успели вас напугать?

Не стоит отчаиваться. Всегда можно подать жалобу на госконтракт. В том числе, в случае возникновения спора по госконтракту, можно обратиться в ФАС, прокуратуру. Не забывайте также, что наши компетентные адвокаты в Анадыре, Москве и других городах всегда готовы стоять на страже Ваших законных интересов.

Обратимся к закону № 44-ФЗ. В соответствии со статьей 8 этого нормативного акта, контракт может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по инициативе заказчика/поставщика. В крайнем случае, правомочием на расторжение конкретного контракта может быть наделен суд.

Если контракт расторгается по соглашению сторон, в принципе, никаких проблем не возникает. Соглашение на то и соглашение. Если стороны не имеют в отношении друг друга никаких претензий, они могут спокойно снять с себя «стальные кандалы» взаимных прав и обязанностей.

А вот в случае с расторжением контракта по инициативе заказчика уже возникают вопросы. Конечно, закон устанавливает определенные условия, при наличии которых контракт может быть расторгнут заказчиком. Последний должен обосновать причины принятия такого решения. Так, правомерным расторжение будет считаться в случае, если поставщик, например, указал о себе неверные сведения, поставил не тот товар или товар ненадлежащего качества, плохо выполнил работы и т.д. Но поставщик здесь может столкнутся с определенными рисками, о которых мы писали выше. Поэтому уже на первых этапах очень важно скрупулёзно подойти к вопросу документации, согласованию условий. Ответственность за невнимательность, увы, зачастую лежит на плечах предпринимателей-поставщиков.

Поставщик также может расторгнуть контракт в случае ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств.

Итак, соберем все вышесказанное воедино и раскроем алгоритм действий в случае наличия нарушений по госконтракту.

  • Пишем претензию заказчику, четко указываем, какие условия были нарушены, что требуется от контрагента, грозим неустойкой.
  • Второй пункт у нас варьируется в зависимости от ситуации. Так, можно либо обратиться с иском в арбитражный суд, либо решить вопрос с нарушениями по госконтракту в прокуратуре.

Странно, но факт, что лишь около 1% предпринимателей обращаются в прокуратуру. Хотя эта статистика представляется нам не совсем обоснованной. Решение споров по госконтракту в прокуратуре – довольно эффективный метод. Причем в прокуратуру можно обратиться на любой стадии, что очень удобно.

Обращаться нужно в прокуратуру соответствующего субъекта. Органы прокуратуры рассмотрят заявление, направят запрос об устранении нарушений законодательства и примут соответствующие меры, в том числе привлекут виновных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (в зависимости от характера и степени правонарушения).

Важно отметить, что решение прокурора не лишает права лица обратиться за защитой своих интересов в суд. Органы прокуратуры должны обосновывать и мотивировать каждый свой ответ на заявление или жалобу, а также разъяснять порядок обжалования решений.

Обратимся к практике нашей компании. Так, мы составили жалобу и направили ее Прокурору Чукотского района Чукотского автономного округа «на неисполнение контракта по содержанию автомобильной дороги».

Суть дела в следующем. Заказчиком, некоторым муниципальным унитарным предприятием, был дважды проведен аукцион, победителем в котором дважды стал некий индивидуальный предприниматель, ставший в последствии исполнителем. В обязанности исполнителя входило содержание дорог на определенном участке, уборка снега и проч. Однако невооруженным взглядом было видно, что исполнитель по договору исполнял свои обязанности некачественно, снег не убирался с дорог, никакого содержания не производилось. Заявитель, направивший жалобу, заинтересован в установлении реальных цен на стоимость услуги, но лишен этой возможности. Более того, заявитель обладает достаточным количеством технического оборудования для выполнения аналогичных услуг, в отличие от исполнителя.

Таким образом, муниципальное предприятие всячески избегало сотрудничества с заявителем, пренебрегая при этом качеством дорог.

Наши юристы составили следующую жалобу:

Вскоре от Прокуратуры поступил положительный ответ, в соответствии с которым в адрес МУП было направлено представление об устранении нарушений. С ответом прокуратуры можете ознакомиться ниже.

Подводя итог, повторимся, что споры по госконтрактам возникают достаточно часто. И несмотря на более крепкую законодательную защищенность заказчиков, отстоять свои интересы предпринимателям вполне возможно. В этом деле не стоит пренебрегать помощью компетентных специалистов. Юристы нашей компании имеют богатый опыт в решении подобных вопросов. Наши адвокаты в Анадыре, Москве и других городах всегда будут рады Вам помочь. Мы работаем как очно, так и дистанционно. Формат работы не столь важен, сколь важен результат. А за результат мы ручаемся. Отстаивать законные права и интересы наших клиентов – Дело Чести нашей компании.