А на повестке дня актуальнейшая тема – как удалить отзывы сотрудников. Неспроста поднятая и не раз обсуждаемая, она требует все большего внимания и внесения коррективов. Негативные отзывы сотрудников – часть злободневности любой организации, потому что, так или иначе, при расторжении трудовых правоотношений задеваются чьи-то интересы, а чем это чревато, вы сами понимаете. Мы помогаем удалять такие отзывы.

Услуга по удалению отзывов разработана в соответствии с нашей юридической практикой и включает в себя весь необходимый функционал для осуществления данной процедуры:

  • Анализ правовой ситуации;
  • Уведомления автора отзыва/держателя сайта;
  • Разработка искового заявления, отстаивание позиции в суде;
  • Передача положительного судебного решения в Роскомнадзор.

Стоимость: 75 000 рублей, срок – в зависимости от вашей ситуации, но не больше 3-х месяцев с судом.
Это стоимость комплексной услуги, включающей в себя судебный процесс.
Возможно, что для удаления отзывов Вам будет достаточно только некоторых действий из комплекса.
Поэтому, оплата происходит поэтапно. Например, разработка жалобы в Роскомнадзор стоит 7 500 руб.

Конструкция описываемой ситуации включает два элемента:

  1. Негативные отзывы сотрудников недостоверны;
  2. Негативные отзывы сотрудников нарушают правовой режим персональных данных.

Что это значит? Это значит, что мы можем оспорить и удалить отзыв работника на основании закона. В первом случае – недостоверность приводит к ухудшению и умалению деловой репутации юридического лица путем распространения таких сведений, во втором – к нарушению режима персональных данных. Это абсолютно две разные правовые ситуации, которые имеют место быть.

В статье будет представлен общий алгоритм, а вот применительно к конкретным ситуациям из нашей юридической практики Вы можете прочитать на нашем сайте другие статье по удалению отзывов о работе.

Итак, кратко обозначим этапы:

  1. Обращение к администрации сайта/ к самому работнику, если известен;
  2. Обращение в Роскомнадзор с жалобой (при нарушении режима персональных данных);
  3. Обращение в суд для установления факта недостоверности распространяемых сведений, затем передача решения суда Роскомнадзору.

I этап и важный этап

Обращение непосредственно к спорной интернет-площадке. Если все будет гладко, то на нем все и закончится. Уведомляем администратора сайта о том, что на его сервисе содержится незаконный отзыв, просим удалить отзыв работника, и по идее конфликт на этом заканчивается. Выжидаем пару дней (максимум три), если не отвечает, то обращаемся в Роскомнадзор.

II этап.

Здесь мы буквально в паре слов раскроем полезность данной госструктуры для общей картины. Роскомнадзор – некий такой надзиратель, которые следит за порядком во всемирной цифровой среде: следит за публикуемыми материалами, анализирует различные сервисы на предмет нарушений. В некоторых ситуациях (ну уж очень экстраординарных) действует по своей инициативе. Когда же случай больше частный, то действует по заявлению лица.

Не во всех ситуациях Роскомнадзор сможет нам помочь. Как серьезный субъект исполнительной власти, он действует, когда есть конкретное объективное правонарушение. В нашем случае – это неправомерное использование персональных данных. Ситуация повсеместная, потому что для нарушения достаточно просто обозначить ФИО ненавистного начальника/руководителя/директора; наименование организации – и вуаля – вы нарушитель.

Пишем жалобу, где излагаем фактические обстоятельства дела. Этап серьезный по той простой причине, что уже необходимо писать самую настоящую жалобу в госорган. С соблюдением всех реквизитов, с грамотным изложением сути дела. Роскомнадзор должен быть убежден, что наличествует нарушение прав, чтобы начать действовать. Для нас это тоже важно, так как ни одна интернет площадка не порадуется такому визиту и, скорее всего, удалит злосчастный отзыв, и с этой точки зрения Роскомнадзор очень эффективен.

Если известен сам работник, который оставил негативный отзыв, то мы обращаемся к нему, но сразу оговоримся, что большинство из них действует инкогнито. Удалить отзывы сотрудников нам помогает еще и суд, но мы стараемся исчерпать все способы защиты до суда, потому что на него уходит много времени и денег.

III этап

Но если вдруг ситуация того требует, то обращаемся в суд с целью установления юридического факта недостоверности распространяемых сведений. Зачем нам это нужно? Законом предусмотрено основания ответственности – распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Так как в нашей статье речь идет больше про отзывы работников, то для нас будет иметь значение влияние на деловую репутацию юридического лица. Вы сейчас подумаете, что влиять могут и достоверные сведения и будете правы, однако наличие неправдивой информации в общем доступе напрямую гарантирует установление факта нарушения. Это облегчает доказывание в судебном процессе. Плюс ко всему, сложность в том, чтобы удалить отзывы сотрудников, состоит еще и в том, что можно натолкнуться просто на эмоциональное восприятие физического лица, его субъективную оценку. Юридического значения данная конструкция не имеет, мы сразу это разграничиваем. Юрист в данном отношении полезен, потому что он сумеет разграничить чье-то личное мнение от указания на конкретные события.

Уже с юридической точки зрения поясним Вам, что в таких делах на истце лежит бремя доказывания следующих фактов:

  1. Наличие деловой репутации;
  2. Распространение сведений, порочащих деловую репутацию;
  3. Влияние таких сведений (умаление).

С другой стороны, ответчиком должна быть доказана правдивость распространяемых сведений. Таким образом, чтобы удалить отзывы сотрудников, в суде необходима совокупность доказательств с обеих сторон. После вынесения решения, удостоверяющего неправомерность публикуемых сведений, мы направляем судебное решение в Роскомнадзор, чтобы тот уже в принудительном порядке удалил отзыв о работе.

Иными словами, вы как пострадавшая организация сами все доказываете. Поэтому до суда необходимо обратиться к профессиональному юристу для анализа правовой ситуации. Возможно, суд и не понадобится.

Удалять отзывы о работе приходится и в ситуации, когда отзыв оставили работники организации-конкурента. Все это действо – продукт так называемой недобросовестной конкуренции, чтобы понизить спрос на Ваши услуги/продукцию и переманить клиентов на свою сторону.

Начнем немножко сдалека. В интернете полно сервисов, на которых недовольные работники публикуют свои отзывы об уже бывшем работодателе, порой, слишком эмоционально окрашенные и, как правило, не соответствующие действительности. Иногда подобный «шлейф» проходит незаметно, иногда приводит к нарушению наших личных прав, в частности – прав на персональные данные.

Это важно учитывать, так как даже при должном отношении к сотрудникам, при создании созидательной благоприятной среды и наличии профессиональной этики Вы можете стать жертвой негативного отзыва со стороны конкурента.

Немного иная траектория развития имеется при наличии отзывов, содержащих персональные данные о работодателе. В данной ситуация задействуется полный функционал Роскомнадзора, который самостоятельно на основании заявления пресекает подобные правонарушения. Касаемо существа персональных данных на сайте представлены статьи по ссылке.

Порядок примерно такой:

  1. Уведомляет о наличии информации, содержащей сведения о персональных данных на странице;
  2. Обращается в суд при нереагировании держателя сайта: сам разрабатывает исковое заявление, сам выступает в суде.
  3. Отчитывается перед адресантом жалобы.

У нас есть опыт составления подобных жалоб, когда недобросовестные интернет-площадки в итоге были заблокированы. Например, крупнейший сайт с миллионной аудиторией www.orabote.ru. Чтобы не брать кота в мешке, вы можете ознакомиться с нашей судебной практикой по данной категории дел.

Профессиональный юрист берет на себя задачу по взаимодействию с самим сайтом, с судом, с Роскомнадзором. Процедура удаления, как видите, непростая. Нужно постараться в досудебном порядке и в самом суде, проследить за исполнением решения суда, ведь даже после вступившего в законную силу решению суда ответчик может не исполнять предписанное.

К тому же, если вы являетесь юридическим лицом, деловая репутация является важнейшим активом в ведении предпринимательской деятельности, и наличие негативных отзывов о Вас может умалять деловую репутацию в глазах широкого круга потребителей.