Знакомство с настоящей статьей даст Вам ясное представление о том, как удалить отзыв о работодателе на сайте. Всё здесь! На сегодняшний день такой запрос получил широкое распространение в юридической практике. И, кстати, не на ровном месте. В интернете большое разнообразие различных сайтов-отзовиков, специализация которых в следующем – создать благоприятную среду для размещения обиженными работниками гневных отзывов о «плохом» работодателе. Многие из них, разумеется проплачены конкурентами, написаны на эмоциях, откровенная клевета и полное несоответствие действительности: отрицательный эффект на деловую репутацию работодателя колоссальный.
Наш телегам чат, где юристы бесплатно ответят на вопросы по удалению информации.
Наш подкаст на тему «Как удалить клевету?» →
Как итог, работодатели обращаются в те самые интернет-площадки с требованием удалить отзывы сотрудников, а те в ответ не теряются и предлагают услугу (!) за немалые деньги по удалению данного отзыва со своего же собственного сайта. Фактически, они на этом и зарабатывают. А самое главное – заплатить для удаления отзыва далеко не гарантия. Тот же самый отзыв может появится на этом сайте еще раз и затем распространиться на другие площадки.
Мы – противовес всей этой незаконной деятельности, а она подчеркнем, незаконная однозначно. Выход есть – мы помогаем работодателям удалять такие отзывы оперативно и, самое главное – законно и навсегда. Услуга по удалению отзывов разработана с учетом нашего опыта и включает в себя следующее:
- Анализ правовой ситуации клиента;
- Уведомления автора отзыва/администратора сайта;
- Разработка искового заявления, жалоб, иных документов, отстаивание позиции в суде;
- Взаимодействие с Роскомнадзором.
Стоимость комплексной услуги 75 000 рублей, срок – в зависимости от вашей ситуации, но не больше 3-х месяцев с судом. Во многих случаях дело ограничивается только одним из этапов, и стоимость, соответственно, будет меньше.
Давайте проясним, как работает механизм по удалению негативных отзывов, но обращаем внимание, что универсального алгоритма, чтобы удалить отзывы работников, нет, все будет зависеть от характера правонарушения и действий сторон. Не всегда Роскомнадзор будет принимать жалобу к рассмотрению и действовать в защиту, так как она элементарно может быть вне зоны его полномочий.
Большинство отзывов, размещаемых работниками на различных сайтах, сопряжены с тотальным нарушением действующего законодательства. Почти всегда целый букет (физические лица нехорошо знают законы):
- нарушение правомерного режима использования персональных данных;
- распространений сведений, не соответствующих действительности;
- распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
- нарушение авторских прав.
Что это значит? Это значит, что мы можем оспорить и удалить отзывы работников на основании закона.
Есть несколько этапов, почти всегда обходимся без суда:
- Обращение к администрации сайта/к самому сотруднику, если известен, но они, как правило, действуют анонимно;
- Обращение в Роскомнадзор с жалобой;
- Обращение в суд для установления факта недостоверности распространяемых сведений.
Если известен работник, который оставил негативный отзыв, то можно обратиться к нему напрямую, направляем претензию с требованием удалить отзывы о работодателе, так как есть нарушение закона. Так как большинство из них не хотят намеренно нарушать чьи-то права, то они в этом плане отличаются исполнительностью. Но зачастую, подобные сайты – кладезь незаконных отзывов, и «точечное» обращение к самим работникам – не очень хорошая стратегия. Здесь, как и почти во всех иных сферах, воздействовать следует на источник – сам сайт.
Основной и обязательный этап – обращение к владельцу сайта с требованием удалить отзывы о работодателе. Как правило, и они идут на встречу, так как понимают, что их бездействие может привести к ответственности. Но не обойтись без тех, кто стоит на своем.
Рекомендуется отразить следующие положения в обращении:
- Факт наличия неправомерного отзыва на его сайте;
- Суть нарушения (перечислены выше);
- Основание ответственности;
Это самое хорошее поле для того, чтобы разгуляться и приукрасить все те последствия, которые наступят при неудовлетворении требования об удалении отзыва. Может быть разное: возмещение убытков, блокировка сайта Роскомнадзором (карательный эффект впечатляющий, мы, кстати, «осадили» таким образом несколько сайтов), штрафы и так далее.
- Обязательно отразите ссылку на отзыв или скрин, припугните судом и установите срок на ответ. Мы не советуем ждать ответ более 3 дней.
Как узнать администратора сайта
Обратиться можно к следующим сервисам.
Единственный нюанс: владельцем сайта может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. Если физическое – то сервис не предоставит нам его данные, так как они являются персональными. Тогда понадобится адвокатский запрос регистратору доменных имен. Тут уж, чтобы удалить отзывы сотрудников, не обойтись без юридической помощи.
Если площадка все-таки не реагирует, нужно будет обращаться в Роскомнадзор. Здесь уже не просто обращение, а официальное письмо-жалоба на бездействующий сайт. За климатом в сети «Интернет» следит именно он.
Пишем жалобу, где излагаем фактические обстоятельства дела. Этап серьезный по той простой причине, что уже необходимо писать официальную жалобу в госорган. С соблюдением всех реквизитов, с грамотным изложением сути дела и с доказательственной подкрепленностью.
Тогда Роскомнадзор берет всё в свои руки: самостоятельно обращается к владельцу сайта с просьбой удалить отзыв сотрудника, самостоятельно подготавливает исковое заявление (если нужно) и материалы дела в защиту заявителя, самостоятельно участвует в судебных заседаниях. В общем, все делает за нас. С нас требуется только качественное заявление как этакий спусковой механизм для начала всей процессии.
Но самый лучший результат, который может нас ожидать по итогу – блокировка сайта и, как результат, внесение такового в реестр запрещенных сайтов. А такое полномочие как раз есть у Роскомнадзора, именно по его решению сайт блокируется. Сейчас, например, заблокировать сайт можно и без суда, и решение Роскомнадзора – самодостаточный для этого документ, являющийся основанием для нежелательной блокировки.
Он Вас обо всем уведомляет.
Есть случаи, где не обойтись без суда, так как именно в судебном порядке нужно будет установить некоторые факты для движения дела дальше. Такой порядок, например, предусмотрен при:
— признании недостоверными распространяемых сведений;
— признании сведений, порочащими честь, достоинство или деловую репутацию.
Законодатель предусмотрел основания ответственности – распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (что повсеместно при размещении негативных отзывов). Так как в нашей статье речь идет больше про отзывы работников, то для нас будет иметь, в том числе, значение влияние на деловую репутацию юридического лица. Единственное, есть сложность в возможности натолкнуться на субъективную оценку работника (мнением), которая не является правовым основанием для удаления, так как не признается нарушением. Юридического значения данная конструкция не имеет, юрист сразу это разграничиваем. Юрист в данном отношении полезен, потому что он сумеет разграничить чье-то субъективное мнение от указания на конкретные утверждения. Здесь, кстати, все просто, и даже не нужен специалист. Если те или иные утверждения можно доказать, то они подпадают под действие нормы, а значит являются неправомерными.
Вот выдержка из решения суда тех отзывов, которые мы признали недостоверными.
Другое популярное нарушение, делающее отзывы незаконными – неправомерное использование персональных данных работодателя тоже карается законом, а сейчас, кстати, такое нарушение получило еще большее ужесточение, так как в интернете сплошь и рядом используются персональные данные для разных целей. Плюс, под ними можно понимать все что угодно. Если работник негативно отзывается, допустим, о генеральном директоре, а не о самой компании, в которой он работал, то есть высокий риск «нарваться» на ответственность. У нас им посвящена отдельная статья.
Удалять отзывы о работе приходится и в ситуации, когда отзыв оставили сотрудники компании-конкурента. Все это действо – результат так называемой недобросовестной конкуренции, чтобы понизить спрос потребителей на Ваши услуги или работы, переманить клиентов на свою сторону и вообще убрать с рынка.
Это важно учитывать, так как даже при должном отношении к сотрудникам, при создании созидательной благоприятной среды и наличии профессиональной этики Вы можете стать жертвой негативного отзыва со стороны конкурента.
У нас есть опыт составления подобных жалоб, когда недобросовестные интернет-площадки в итоге были заблокированы. Например, крупнейший сайт с миллионной аудиторией www.orabote.ru. Чтобы не брать кота в мешке, вы можете ознакомиться с нашей судебной практикой по данной категории дел. И они, кстати, изощрились и создали схожую другую площадку www.neorabote.net, которую мы тоже успешно заблокировали.
Профессиональный юрист берет на себя задачу по взаимодействию с самим сайтом, с судом, с Роскомнадзором. Процедура удаления, как видите, непростая и не универсальная, в каждом случае нужен индивидуализированный подход. Негативные отзывы могут привести к самым нежелательным последствиям, и те, кто вовлечен в бизнес-процессы, это очень хорошо понимают, поэтому важно удалять такие отзывы быстро с минимумом затрат.