Укрупнение лота – это ситуация, когда заказчик включает в предмет закупки либо не связанные товары (работы, услуги), либо однородные товары (работы, услуги), но в необоснованно большом объеме. Жалобы из-за укрупнения закупки подают в суд и в УФАС.

Нормативная база, запрещающая укрупнение закупки

статья 17 (часть 3) Закона о защите конкуренции: нельзя ограничивать конкуренцию на аукционе путем включения в один лот товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), составляющими предмет закупки.

статья 33 (часть 1) Закона № 44-ФЗ и статья 3 (часть 6.1) Закона № 223-ФЗ: описание закупки включает функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (работы, услуги). При этом, не должны включаться требования, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

постановление Верховного Суда РФ от 24.11.2020 № 2-АД20-3: укрупнение лота создает дополнительные барьеры для предпринимателей, предлагающих специализированный товар (работу, услугу). Это приводит к ограничению круга потенциальных участников аукциона, а также к завышению цены контракта.

письмо ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23: в сфере закупок по содержанию автомобильных дорог в российских регионах антимонопольщики ограничили начальные цены контрактов. Например, для городов-миллиоников максимальная начальная цена контракта – 1,8 млрд рублей. Это требование мешает чиновникам увеличивать лоты.

Укрупнение закупки – это ограничение конкуренции

Чтобы лучше понять, когда укрупнение закупки является незаконным, рассмотрим реальные примеры из практики российских судов:

  • Муниципалитет объединил в один лот работы по благоустройству трех парков в различных районах города Краснодара. Несмотря на то, что работы являются однородными, они независимы друг от друга из-за значительной удаленности объектов друг от друга. Включение их в один лот привело к возрастанию начальной цены контракта, а значит, и к увеличению задатка. В итоге участниками электронного аукциона могли стать только крупные игроки с большим капиталом, огромными материальными и трудовыми ресурсами. В результате закупка отменена антимонопольной службой, и суды с ней согласились (дело № А32-12728/2020).
  • ОАО «РЖД» решило закупить электрооборудования для нескольких станций в разных субъектах РФ на сумму почти 2 млрд рублей. УФАС и суды отметили, что объединение нескольких территорий в один лот исключает участие предпринимателей, желающих работать только в одном административном округе. Также ограничивает доступ к участию в закупке малого бизнеса, не способного освоить такой крупный лот и внести заоблачный задаток (дело № А40-293915/22).
  • В Хабаровске объявлен интересный двухэтапный аукцион на поставку угля для электростанций: на I этапе цена определялась исходя из общего объема поставки угля одним лотом для всех электростанций; на II — с разделением лотов по каждой электростанции. Суды разглядели искусственное укрупнение лота на I этапе с целью допуска к закупке только крупных предприятий либо тех, кому заранее известно о последующем дроблении лота (дело № А73-10579/2020).

Итак, укрупнение закупки может быть признано незаконным, если:

а) предмет закупки объединяет независимые лоты

б) ограничивает конкуренцию на аукционе (возрастание суммы задатка, повышение требований к материально-технической базе предприятия, увеличение количества персонала и т.п.)

Жалоба в УФАС на укрупнение закупки

Наверное, у вас возникал вопрос: «Могу ли я оспорить закупку с укрупнением лота, если я не подавал заявку на участие?». Ответ – да, можете. Закон позволяет обжаловать закупку по закону № 223-ФЗ или № 44-ФЗ как реальным участникам закупки, так и потенциальным игрокам. То есть предприниматели, которые заинтересованы поучаствовать в закупке, но из-за нарушений заказчика или организатора торгов не могут этого сделать, тоже вправе жаловаться в УФАС и в суд. Отсутствие заявки легко объясняется укрупнением закупки. Например, предприниматель из малого бизнеса не может внести задаток с 6-7 нулями, не может гарантировать трудоустройство рабочей команды в 100 человек и не имеет сеть филиалов по всей стране (актуально, когда в один лот объединяют работы в разных регионах). При укрупнении закупки заказчик ограничивает конкуренцию уже на этапе подачи заявок.

Перед подачей жалобы важно узнать, по какому закону проводится закупка — № 44-ФЗ или № 223-ФЗ. По Закону № 44-ФЗ заключаются контракты для государственных и муниципальных нужд, а заказчиками выступают – госорганы или местная администрация. Закупки по Закону № 223-ФЗ проводят компании с государственным участием – ГУПы, МУПы, бюджетные и казенные учреждения, монополисты (РЖД, ресурсоснабжающие организации).

Подача жалобы в УФАС приостанавливает закупку

Требования к жалобе в УФАС несколько различаются в зависимости от вида закупки – по закону № 44-ФЗ или № 223-ФЗ:

ТребованиеПо закону № 44-ФЗПо закону № 223-ФЗ
Информация о заявителенаименование/ ФИО, адрес, телефон, электронная почта
Информация о «нарушителе» — организаторе торгов, заказчикенаименование/ ФИО, адрес, телефон
Идентификация закупкиномер извещения об обжалуемой закупке и адрес сайта, на котором она размещена (кроме закрытого аукциона)
Описание нарушениясведения об укрупнении закупки: объединение нескольких независимых заказов в один лот
В чем заключается ограничение конкуренцииповышение задатка, возможность участия только крупных предприятий, увеличение требуемого персонала и материальных ресурсов
Способы подачи— жалоба на электронный аукцион подается только через ЕИС
— при проведении закрытой закупки жалоба подается лично или направляется почтой

Подача жалобы на электронную почту не допускается.
— по почте
— лично
— по электронной почте delo@fas.gov.ru или по электронной почте регионального УФАС (с квалифицированной электронной подписью)
Срок обжалования— Срок обжалования закупочной документации – до окончания приема заявок на участие в торгах

Подать жалобу на извещение о закупке можно только один раз.

— Если неправомерные действия совершены заказчиком, организатором торгов после закрытия приема заявок, то участник закупки может подать жалобу в УФАС в срок 5 дней после размещения итогового протокола в ЕИС.

Такую жалобу не может подать лицо, не принимавшее участие в аукционе.
Срок обжалования закупочной документации – до окончания приема заявок на участие в торгах.
— Если неправомерные действия совершены заказчиком, организатором торгов после закрытия приема заявок, то участник закупки может подать жалобу в УФАС в срок 10 дней после размещения итогового протокола в ЕИС.
— Если же аукцион признан несостоявшимся, а такое бывает, когда в торгах нет хотя бы двух «конкурентов», срок подачи жалобы в УФАС удлиняется до 3 месяцев
ПошлинаНе взимаетсяНе взимается
Основания для возвращения жалобы УФАС— жалоба касается сразу нескольких закупок
— не указаны все требуемые сведения, в том числе подписи и полномочия
— уже есть решение антимонопольного органа или суда по укрупнению закпки
— не указаны все требуемые сведения
— отсутствие подписи (в суете можно забыть подписать свою прекрасную жалобу)
— отсутствие полномочий на подписание жалобы в УФАС (например, приложена «судебная» доверенность)
— отсутствие квалифицированной электронной подписи при подаче жалобы по электронной почте
— уже есть решение антимонопольной службы по вопросу укрупнения обжалуемой закупки
— уже есть судебный акт, проверивший закупку на предмет укрупнения
Срок рассмотрения жалобы в УФАС5 дней7 дней (может быть однократно удвоен при необходимости)  

К нам обратился предприниматель: он не смог поучаствовать в аукционе из-за укрупнения закупки. Выяснилось, что госзаказчику необходимо достать три судна со дна морского, в связи с чем он объявил электронный аукцион. Все затонувшие суда были объединены в один лот, что вызвало повышение начальной цены контракта – 67 млн рублей. Кроме того, к участникам этой закупки предъявлены дополнительные требования, а именно: 1) наличие исполненного контракта за последние 3 года на сумму 13,5 млн рублей; 2) наличие лицензии на переработку лома черных и цветных металлов.

В интересах нашего клиента мы подали жалобу в УФАС на укрупнение закупки. С ней вы можете ознакомиться в нашей статье на Дзене. В данной ситуации укрупнение закупки выразилось в объединении трех независимых предметов в один лот, хотя можно поручить эвакуацию судов разным организациям. Укрупнение закупки приводит к ограничению конкуренции, поскольку не все предприниматели, имеющие возможность поднять судно, ранее заключали контракты на 13,5 млн, а вот на меньшие суммы – вполне. Не обошли мы вниманием и незаконные требования о наличии лицензии.

Подать в суд на УФАС

Если УФАС не рассмотрело жалобу либо отказала в отмене закупки, то можно оспорить решение антимонопольщиков по жалобе в суде.

Продолжим нашу историю. Заявитель направил жалобу в антимонопольный орган на укрупнение лота в закупке по подъему морских судов. Наши юристы оформили жалобу согласно главе 6 ФЗ №44, Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014. По истечении 5-дневного срока и после ответ УФАС не поступил. Мы оспорили такое бездействие в арбитражный суд.

Подача жалобы в УФАС не препятствует параллельному обжалованию закупки в суде

Требования к заявлению об оспаривании решения УФАС:

1.Оспариванию подлежит решение по жалобе заявителя, в том числе решение УФАС об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Если в возбуждении дела отказано, суд анализирует выводы антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также проверяет, все ли доводы заявителя оценены.

2. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения УФАС.

3. Срок подачи заявления в суд – 3 месяца.

4. По общему правилу, к заявлению в суд можно приложить только те документы, которые направлялись в УФАС. Дополнительные доказательства приобщат к делу только в случае, если заявитель подтвердил невозможность их представления в УФАС по уважительной причине.

5. Подписать заявление может либо директор, либо сам предприниматель или же представитель по доверенности. При этом в доверенности необходимо специально оговорить право на подачу заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) органов власти незаконными. Также в этом случае нужно приложить диплом представителя о высшем юридическом образовании.

6. Госпошлина – 300 рублей (для предпринимателей) и 3 000 рублей (для организаций).

7. Заявление подается лично через окно приема суда, направляется по почте или через систему «Мой арбитр».

8. В заявлении указываются:

  • наименование суда
  • сведения о заявителе: для гражданина — ФИО, дата и место рождения, адрес, идентификатор (СНИЛС/ ИНН/ паспорт), телефон и email; для организации — наименование, адрес, ИНН, телефон и email
  • наименование УФАС
  • реквизиты решения
  • в чем заключается нарушение прав
  • каким нормам законодательства противоречит решение УФАС или его бездействие
  • требования заявителя о признании оспариваемого решения УФАС недействительным или его бездействия – незаконным
  • перечень приложений

9. К заявлению прикладываются:

  • доказательства отправки заявления в УФАС
  • документ об уплате госпошлины либо ходатайство об отсрочке
  • текст оспариваемого решения
  • документы, представленные в УФАС для проверки
  • доверенность и диплом представителя

Суд отменит решение УФАС, если оно не соответствует закону либо принято за пределами полномочий и обязательно затрагивает права заявителя. При этом, доказывать соответствие решения закону должно само УФАС, а не заявитель.

Так и произошло в нашем случае. Арбитражный суд признал бездействие УФАС незаконным, поскольку нельзя оставлять без внимания жалобы на укрупнение закупки.

Наши юристы помогут вам отменить незаконную закупку как в УФАС, так и через суд.