За окном лето, а значит, наступил прекрасный период отпусков. Или… не совсем прекрасный? Люди при покупке туров или просто авиабилетов часто сталкиваются с задержками рейсов, их отменой, с тем, что не могут вернуть путевку в исключительных случаях и возвратить средства за купленный билет. В статье мы поговорим об иске к авиакомпании. Расскажем, когда стоит обращаться в суд, что для этого нужно.

Распространение коронавирусной инфекции многократно усложнило ситуацию с перелетами. Непривитым гражданам приходится сдавать ПЦР-тесты за несколько дней до вылета. Конечно, может быть ситуация, когда анализ выявит в организме человека инфекцию: как следствие, вход заграницу ему будет автоматически закрыт, а путевку/билет нужно возвращать. Потребность вернуть путевку может возникнуть и по множеству других причин: травма, проблемы с визой и другие непредвиденные обстоятельства. К сожалению, авиакомпания или туроператоры редко идут навстречу. Как говорится «не мои проблемы» — будьте готовы  Поэтому вопрос о том, как подать в суд на авиакомпанию, остается среди потребителей очень актуальным. Возвращаясь к коронавирусу (не хочется, но мы вынуждены возвращаться к этой злободневной теме снова и снова), стоит сказать, что ситуация с возвратом денежных средств усложнилась в разы. Так, в начале 2020 года, в случае отмены рейсов из-за коронавируса, если дело доходило до суда с авиакомпанией, покупатель путевки мог без особых трудностей вернуть свои законные средства обратно. Однако затем, в конце июля 2020-го выходит Постановление Правительства РФ №1073, в соответствии с которым у авиакомпаний появилась возможность не возвращать деньги целых три года, предоставив взамен ваучер. Некоторая гражданка с активной позицией обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о том, что данный нормативный акт противоречит Закону «О защите прав потребителей», но высшая инстанция исковые требования, к сожалению, отклонила.

Отдельный вопрос, конечно, как Постановление Правительства может менять ГК РФ, но работаем с тем, что имеем. Если вам юристы обещают вернуть за месяц другой, то либо не знают практику и закон, либо нагло врут.  Не всегда можно выиграть суд с авиакомпанией.

Чуть позже в статье мы рассмотрим конкретные случаи, когда иск к авиакомпании удовлетворялся судом, а когда исковые требования оставались без удовлетворения. Везде есть свои нюансы. Но сразу скажем Вам, что, по вышеупомянутому Закону «О защите прав потребителей», у человека есть возможность получить хорошую компенсацию в случае выигрыша в суде с авиакомпанией. Поэтому, если Вы задаетесь вопросом о том, как подать в суд на авиакомпанию, советуем не пренебрегать помощью юриста, который проконсультирует по всем необходимым вопросам и поможет составить грамотный иск. Тем более, в случае положительного исхода дела, Ответчик будет обязан возместить Вам расходы на юриста.

Итак, начнем с наименее суровой, но не перестающей быть неприятной ситуации. Предположим, рейс задержали, либо же самолет прилетел в пункт назначения по непонятным причинам значительно позже назначенного времени. Можно ли рассчитывать на какую-то компенсацию?

Да, можно. Покупая билет на самолет, Вы заключаете с авиакомпанией договор перевозки, в соответствии с которым пассажиров должны доставить в пункт назначения в определенные в расписании сроки. Если без уважительных причин рейс был задержан, либо же пилоты в процессе полета решили отклониться от расписания, авиакомпания должна понести ответственность. Пассажир может претендовать на выплату:

  • ШТРАФА. В соответствии со 120 статьей Воздушного кодекса, перевозчик должен выплатить пассажиру штраф в размере 25% от МРОТ (= 100 руб.) за каждый час опоздания.

  • ПЕНИ. Авиакомпания должна будет оплатить неустойку в размере 3% за каждый час опоздания.
  • ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ.
  • КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА. Рекомендуем оценивать свои моральные страдания в пределах 10 000 рублей. Суд (если дело вообще дойдет до суда с авиакомпанией) и такую сумму редко когда удовлетворяет, ограничиваясь компенсацией размеров в 2000-3000 рублей.

Как же подать в суд на авиакомпанию? Не спешите. Рекомендуем для начала направить должнику досудебную претензию, в которой необходимо изложить все фактические обстоятельства и потребовать уплаты определенной суммы. Если в течение 10 дней ответа нет, как и денег, можно составлять иск к авиакомпании. О том, как его составлять, расскажем буквально через несколько абзацев.

Важно! Если рейс задержали, или отклонения в расписании произошли в виду обстоятельств непреодолимой силы, рассчитывать на уплату штрафа и неустойки в нельзя. Этим и злоупотребляют компании: самолет сломался, не было другого, пилот заболел — это не причина, а вот плохие погодные условия — это форс-мажор.

Теперь рассмотрим более суровую ситуацию, когда полету вообще не суждено состояться, по разным причинам: будь то болезнь покупателя авиабилета, возникновение у него проблем с визой, либо же вовсе утеря билетов.

Получается, путевку или билет нужно возвращать. Однако авиакомпания навстречу не идет, игнорирует, ссылается на то, что свои обязательства она исполнила или же указывает на якобы незаконность действий потребителя. Порядок действий тот же: для начала необходимо связаться с авиакомпанией, попытаться урегулировать вопрос мирно (советуем направлять сообщения по электронной почте и дублировать заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы затем Вы могли использовать факт обращения в качестве доказательства в суде). Если желанного результата Вы не добились, составляем претензию в свободной форме, направляем компании, 10 дней ждем ответ. Если деньги возвращать отказались или начали «кормить завтраками», самое время писать иск к авиакомпании.

Еще раз напомним, что в этом вопросе лучше не пренебрегать помощью компетентного юриста. Профессионал сможет грамотно и четко изложить все фактические обстоятельства и убедить суд в том, что деньги нужно вернуть. Если иск удовлетворят, на Ответчика будет возложена обязанность не только вернуть средства за билет, но и возместить расходы на юриста, оплатить штраф, неустойку и моральный вред.

Итак, любое исковое заявление начинается с так называемой «шапки». В шапке указываете суд, в который обращаетесь (иск можно подать по месту жительства потребителя-покупателя билета), ответчика, его контактные данные, истца, его контактные данные, данные о представителе при наличии. Госпошлину по Закону о защите прав потребителей мы не платим.

Далее необходимо изложить все фактические обстоятельства дела: когда и куда был куплен билет, какие исключительные обстоятельства имели место быть, препятствующие полету, указываете на попытки связаться с ответчиком и вернуть деньги и др.

Следующий смысловой элемент в иске: правовые основания. Здесь необходимо сослаться на законы, причем не абы какие, а лишь те, которые непосредственно регулируют Вашу ситуацию. Так, например, один из таких законов – Закон «О защите прав потребителей».

Важно четко и ясно выразить свои требования в просительной части. Завершающим элементом являются приложения – это документы и их копии, имеющие значение для дела.

Представляется интересным недавно нашумевшее дело, касающееся спора некоторого гражданина с «Аэрофлотом». Суть заключается в том, что мужчину с его спутницей не пустили на борт самолета (они направлялись на Бали) по той причине, что в его паспорте отсутствовало несколько пустых страничек. Деньги за билеты авиакомпания возвращать отказалась. Однако Петродворцовый суд Петербурга встал на сторону мужчины и обязал взыскать с ответчика в пользу пассажира в общей сложности около 160 000 рублей.

Не бойтесь судебных разбирательств, не стесняйтесь отстаивать свои законные права. Судебная практика показывает, что закон зачастую становится на сторону потребителя. Главное – соблюсти процедуру, ответственно подойти к сбору документов и составлению искового заявления. Наши юристы всегда будут рады Вам в этом помочь.