С 01.04.2021 года вступили нововведения, которые будут провоцировать написание жалобы на запрос котировок. Думаете, что это очень смелое заявление? Однако практика уже показывает его достоверность, о чём мы поговорим позже. В чем же дело?

Именно в том, что увеличили начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК).

В этой статье мы более детально разберём: что из себя представляет запрос котировок и его условия, нововведения и как отменить запрос котировок и его результаты. Бонусом будет: свежий обзор нашей практики. Также рекомендуем вам ознакомиться с аналогичной статьёй для более полного понимания картины.

Чтобы понять, как отменить запрос котировок, необходимо знать, что это вообще за процедура и на каких условиях она проводится. Итак, запрос котировок – это некое размещение запроса на определённый товар, работу или услугу, при котором победителем признаётся лицо, предложившее наиболее лучшие условия исполнения контракта за минимальную цену. У нас есть два основных лица: заказчик и поставщик услуг, работ или товаров. Однако это не исчерпывающий круг лиц при запросе котировок. ФАС играет также огромную роль, поскольку она способна отменить запрос котировок. Тут же возникает следующий вопрос: кто может участвовать, какие условия должны быть выполнены. Давайте рассмотрим.

Наш подкаст на тему “Как правильно жаловаться в ФАС, чтобы оспорить торги?” → 

Участвовать при запросе котировок может неограниченный круг лиц. Специальных требований к участникам нет, однако есть некоторые нюансы. Так, например, один член закупки имеет право подать одну единственную заявку на участие согласно части 1 статьи 77 федерального закона №44. Также согласно части 3 статьи 72 ФЗ №44 – участие в запросе котировок является бесплатным и за это никто не имеет право требовать деньги. Уже потихоньку появились первые причины, позволяющие отменить запрос котировок. О них мы поговорим позже, сейчас нам необходимо выяснить: какой орган регулирует процедуру запроса котировок. ФАС – тот самый орган.

Федеральная антимонопольная служба – это, в первую очередь, орган исполнительной власти, который занимается контролем за соблюдением антимонопольного законодательства, принимает участие в принятие нормативно-правовых актов и выполняет другие немаловажные функции для государства. Именно в этот орган подаётся жалоба на запрос котировок. ФАС принимает решение, на исход которого влияет признание жалобы обоснованной или необоснованной, и в случае, если имеются правонарушения, устанавливает предписания об устранении нарушений. Разобрав непосредственно орган, перейдём к лицам, которые могут пожаловаться, и условиям, при которых возможно отменить запрос котировок.

Кстати, наше видео по оспариванию электронных аукционов:

К лицам, которые могут составить жалобу на запрос котировок относятся: любой субъект закупок (заказчик, участник, оператор и так далее). Наиболее частыми причинами составления жалобы на запрос котировок являются:

  • Беспричинное отклонение заявки на участие;
  • Невыполнимые сроки для работ и услуг (хотя априори они очень короткие при запросе котировок);
  • Неточность в протоколах;
  • Сговор между заказчиком и победителем;
  • Расторжение контракта для повторного принятия участия в закупке на более выгодных условиях.

И последний пункт самый интересный, так как на момент написания статьи он очень актуален. Дело в том, что с 01.04.2021 года НМЦК увеличилось с 500 тысяч рублей до 3-х миллионов рублей, ровно в 6 раз. Однако мы же прекрасно понимаем, что жизнь не останавливалась в этот период, и были и те лица, которые заключили контракт на менее выгодных для себя условиях: они-то и начали создавать себе место под солнцем, беспричинно расторгая контракты, для их повторного заключения. Кстати, мы уже столкнулись с такого рода ситуацией и написали жалобу в ФАС, об этом мы поговорим чуть позже, поскольку, определив причины написания жалобы, нам важно разобрать непосредственно саму жалобу и её структуру.

Жалобу на запрос котировок подаётся в зависимости от ситуации:

  1. Если объект жалобы документация, то даётся срок обжалования до конца приёма заявок;
  2. Решение комиссии заказчика – в течение 5 дней с момента публикации протокола в ЕИС;
  3. Аккредитация на площадке – 30 дней;
  4. Нарушение правил проведения торгов – 5 дней со дня проведения;
  5. На действия заказчика – 10 дней с даты опубликования итогов закупки.

По окончанию этих сроков вы не сможете составить жалобу в ФАС. В этой ситуации нас ждёт более длительная процедура в виде подачи иска в суд, о ней мы расскажем в одной из наших следующих статей. Вернёмся к нашей теме.

Непосредственно жалобу можно подать абсолютно любым методом: с помощью курьера, личной персоной, почтой и другими способами в территориальное управление ФАС (есть в каждом субъекте РФ) по месту жительства лица, действия которого будут оспариваться. Естественно, жалоба будет письменной, а её структура будет выглядеть следующим образом:

  1. Данные заявителя (ФИО или наименование организации, ИНН, адрес и так далее);
  2. Указание органа ФАС, в который идёт обращение;
  3. Данные заказчика (наименование предприятия, адрес, ИНН и другие данные, которые вы увидите ниже в файле);
  4. Основные факты, в них мы укажем действия, совершенные заказчиком и поставщиком;
  5. Позиция заявителя – здесь мы объясним наши доводы;
  6. Основания жалобы в ФАС – тут нашими инструментами будут как и ФЗ №44, так и ФЗ “О защите конкуренции” и другие законы;
  7. Требования заявителя;
  8. Приложения, в которых указывается документация, подтверждающая правоту и обоснованность требований заявителя.

Орган будет рассматривать жалобу в течение 5 рабочих дней с момента её подачи. Однако есть и специальные случаи, к примеру, когда необходимо будет предоставить дополнительную документацию, естественно, срок увеличится. Тут же и отметим, что вашу жалобу могут отклонить. Это может произойти, если:

  1. Она не будет соответствовать требованиям из 105 статьи ФЗ №44;
  2. Пропущены сроки подачи (об этом мы говорили ранее);
  3. Подаём на одно и то же действие второй раз (нельзя подавать жалобу на оспоренное в ФАС действие);
  4. Вы в реестре недобросовестных поставщиков;

Федеральная антимонопольная служба известит вас о том, что вашу жалобу отклонили в течение двух дней. Если будет так  и сроки по итогу будут просрочены, то нас, опять же повторимся, ждёт суд. Определившись с жалобой и её структурой немаловажным моментом, будут выступать последствия этой жалобы. Ведь не просто так мы это делаем.

Последствия жалобы можно рассмотреть, как программу РСДРП: минимум и максимум. В первом случае  предписание ФАС отменит итоги закупки. Во втором случае, помимо первой санкции поставщика могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Результатом попадания в “чёрный список” приведёт к невозможности участия в закупках. Это как бан на каком-нибудь сайте. Естественно, гуманный закон предусматривает исключения из данного реестра по истечению срока в 2 года. Таким образом, мы по кирпичикам разобрали как и процедуру запроса котировок, так и написание жалобы на данную процедуру. Вспомним и начало нашей статьи, в которой мы указали на то, что нововведения спровоцируют нарушения законодательства. Наши юристы уже столкнулись на практике и уже написали жалобу в ФАС. Об этом поподробнее.

Дело обстояло следующим образом: между муниципальным образованием и ИП (далее “победитель” или “заказчик”) был заключен контракт. Вторая сторона якобы не справлялась со своими обязательствами, а результатом стало расторжение первого контракта. Далее муниципальное образование уже проводит запрос котировок, однако выигрывает лицо, которое не справилось со своими обязанностями. Наш заявитель, понимая, что двустороннее расторжение контракта было направлено на улучшение условий и повышение прибыли  заказчика, которого мы упомянули в начале, заявляет о том, что заказчик должен быть внесён в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием является следующий нормативно-правовой акт: ст. 23 ФЗ “О защите конкуренции”. В требованиях наш клиент указал не только отмену запроса котировок, но и внесение победителя в реестр недобросовестных поставщиков и, вдобавок, проверку процедуры проведения запроса котировок.

Таким образом, это дело ещё рассматривается. Мы обязательно вам расскажем, чем это всё закончится.

Напоследок хотелось бы отметить, что наши юристы могут помочь вам отменить запрос котировок. За нашими плечами не только знания, но и опыт.