Что делать, если риэлтор не возвращает деньги? В последнее время всё чаще увеличивается предложение услуг специалистов в сфере недвижимости, посредников между продавцом и покупателем. Эти лица называются иначе «риэлторы». Особенно ярко их распространение прослеживается при анализе сервисов и сайтов с объявлениями, где риэлторы предлагают заключить договор аренды или купли-продажи на более выгодных условиях, нежели другие продавцы. Да, им придётся заплатить комиссию, но вы всё равно останетесь в плюсе. Представим, что мы обратились к нему, заключили договор, внесли денежные средства, а он, не выполняя своих обязанностей, просто исчез.
Что делать, если риэлтор не оказал услугу? В этой статье мы расскажем, как действовать, если риэлтор не возвращает деньги; куда обращаться; можно ли, и если да, то как подать в суд на риэлтора?
Квартирные вопросы всегда были, есть и будут насущными. На нашем канале в YouTube мы выкладывали ролик по поводу предоплат, вносимых при покупке квартиры. Подписывайтесь, там много интересного.
Но вернемся к нашей теме.
Первое, о чём необходимо сказать при заключении любого вида сделки – это внимательность при заключении договора. Мы уверены, для вас, наши грамотные читатели, данное правило не является новым, но о нём часто забывают даже юридически подкованные люди. Поэтому настоятельно рекомендуем обращать внимание на каждый пункт договора во избежание негативных последствий. Не подписывайте документы, если вы не согласны с условиями или сомневаетесь в их законности, ведь договор – это добровольный документ, заставить заключить который никто не имеет права. Кроме того, при заключении договора оказания услуг необходимо детально регламентировать действия исполнителя (риэлтора): их объём, вид и перечень. Обязательно требуйте включать в договор условия об ответственности риэлтора за невыполнение. При этом важно учитывать, что клиент имеет право не только расторгнуть договор, но и потребовать уплату неустойки. Но что делать, если договор заключён, а риэлтор не возвращает деньги?
Шаг 1.
Если риэлтор не оказал услугу, то первое, что необходимо сделать – это написать в его адрес претензию. Все основания для это имеются, главное – грамотно её составить. Для профессионального и юридически верного написания вы можете обратиться к нашим юристам, которые помогут вам в её составлении. В случае самостоятельного написания вам следует придерживаться следующих правил. Во-первых, указываем все важные факты, условия договора, обязанности риэлтора.
Например, «в настоящий момент Вами не были исполнены обязательства, определённые договором, а именно…». И далее перечисляем положения договора со ссылкой на конкретные пункты. Затем описываемые факты, подкрепляемые нормативной базой. Основное положение, на которое лучше всего ссылаться – статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», где говорится о том, что потребитель в любое время имеет право отказаться от исполнения договора, однако оплатит фактически понесённые расходы, если такие были. Также можно указать статью 15 и пункт 5 статьи 28 вышеупомянутого закона.
Эти положения подтверждают, что если риэлтор не оказал услугу, то он обязан выплатить компенсацию морального вреда и неустойку. Далее необходимо написать конкретные требования: возвратить уплаченные денежные средства, выплатить неустойку, компенсировать моральный ущерб и указать конкретные суммы, которые были изложены на протяжении претензии. К претензии прикладываем в первую очередь, договор, также расчёт неустойки и другие имеющиеся в наличии документы, подтверждающие противоправность лица, осуществляющего услуги. В соответствии со статьёй 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» наши требования должны быть удовлетворены в десятидневный срок. Следовательно, если в течение десяти дней денежные средства возвращены, неустойка выплачена и моральный ущерб компенсирован, наша миссия выполнена. Но такое бывает довольно редко, так как риэлторы зачастую просто игнорируют подобные документы. Что же делать в такой ситуации?
Интересный факт. В Екатеринбурге установлена скульптура «Риэлтор и собачка». Риэлтор работает на ноутбуке и разговаривает по мобильному телефону.
Шаг 2.
Если требования в течение десяти дней удовлетворены не были, у нас есть варианты обратиться в Роспотребнадзор, полицию или в прокуратуру. Для этого нужно написать жалобу или заявление в один из названных органов с подтверждающими документами, где изложить все обстоятельства.
Шаг 3.
В случае, если этот вариант для вас неподходящий или не подействовал, остаётся последний и самый серьёзный вариант – подать в суд на риэлтора. Для этого необходимо написать исковое заявление с требованиями вернуть денежные средства за неоказанную услугу. Вы также можете обратиться к нам за его написанием.
Подаётся данное заявление в суд по месту нахождения ответчика – по месту регистрации или проживания риэлтора. Если цена иска не превышает 100 тысяч рублей, то мы обращаемся в мировой суд. Если превышает, то в районный.
При написании искового заявления нам необходимо указать, во-первых, фактические обстоятельства дела, где обязательно описываем не только ситуацию, но и досудебный порядок урегулирования спора, то есть о том, когда мы подавали претензию, был ли на неё ответ, изменилось ли что-то после обращения к ответчику.
Также в случае обращения в государственные органы, об этом тоже стоит указать в исковом заявлении. Важный момент при написании заявления – качественно проработать доказательственную базу. Идеально, если каждый довод будет подкреплён доказательствами.
Наша главная миссия – доказать бездействие ответчика. Обычно это бывает тяжело, но при наличии таких доказательств исход дела для нас будет положительным с большей вероятностью.
Дело в том, что в судебной практике ответчику удаётся довольно редко в подобной ситуации доказать свою правоту. Это происходит потому что сложно доказать факт совершения определённых действий, а особенно — указать их конкретный объём. А это значит, что сложно доказать факт оказания услуги. Особенно часто это проявляется до заключения договора купли-продажи или аренды, которые являются весомым основанием для суда убедиться в правомерности ответчика. При их отсутствии же это проблематично. Также, после ознакомления с доказательствами ответчика, если вы будете уверены в их незаконности, недостоверности или ложности, вы обязательно должны сказать об этом суду во время судебного заседания и походатайствовать об исключении данного доказательства из доказательственной базы. При возможности аргументируйте свои слова конкретными фактами и сведениями, чтобы судья был уверен в вашей правоте.
Далее в исковом заявлении необходимо указать нормативную базу, где делаем ссылки на положения законодательства, имеющие отношение к нашему делу. Завершаем исковое заявление требованиями, которые просим удовлетворить. Об этих требованиях мы уже говорили выше.
Обратимся к судебной практике, где истец решил подать в суд на риэлтора. В Советском районном суде города Томска было рассмотрено судебное дело, по которому истец просит взыскать денежные средства, излишне уплаченные по договору возмездного оказания услуг. Ответчиком являлось юридическое лицо, представляющее риэлторские услуги. В соответствии с договором истцом была оплачена сумма в размере 40 000 рублей. Риэлтор по договору был обязан оказать информационно-консультационные, посреднические (риэлтерские) услуги по изучению рынка жилья, поиску и предоставлению варианта приобретения жилого помещения (домовладения) или иного объекта. Однако, истец самостоятельно нашёл квартиру на сайте объявлений «Авито». Поскольку истец приобретал недвижимость, данной услугой он не воспользовался, и услуга ему оказана не была. В итоге исковые требования судом были удовлетворены и с ответчика были взысканы денежные средства в сумме 32 000 рублей.
Таким образом, данный пример подтверждает, что при грамотном и правильном подходе можно добиться справедливости. Важно не забывать про наши советы и верить в то, что закон будет на вашей стороне!