Очень часто в мебельных магазинах можно встретить следующее объявление: «Мебель обмену и возврату не подлежит». Сотрудники, работающие в магазине, могут также заявлять о таких правилах, установленных в этом магазине. Но насколько правомерно размещать такие объявления? Давайте разберёмся!

А Вы знали, как вернуть деньги за оплаченный абонемент в фитнес-клуб? Об этом мы рассказали на своем канале на YouTube. Подписывайтесь, там много интересного.

Можно ли вернуть деньги за мебель? В Законе РФ «О защите прав потребителей» указано, что мебель – это товар, продажа, возврат и обмен которого регламентируется Законом.

По закону, покупатели имеют право вернуть отдельные предметы мебели (кровать, диван, стол и др.) на протяжении 14 дней. Можно будет обменять их на другое или получить компенсацию в том случае, если они не подойдут по комплектации,  оттенку  или  другим  параметрам.

Но стоит отметить, что с момента покупки должно пройти не более 14 дней. Все предметы необходимо оставить в таком же виде, как и при покупке. Именно 14 дней – это срок для качественной мебели, которая не подошла по определённым параметрам и в таком случае можно вернуть деньги за мебель. Но когда речь идёт уже о некачественной мебели, то тогда её можно будет вернуть на протяжении гарантийного  срока.

Гарантийный срок – это отличный инструмент для потребителя. Если говорить простыми словами, то это срок, в течение которого покупатель может обнаружить недостатки товара. А предъявить претензию по качеству он может и за пределами гарантии, главное, что недостаток обнаружен в обусловленный срок.

Правила возврата мебели у нас будут сводиться к следующему:

1) Потребитель имеет право вернуть товары надлежащего качества в течение 14 дней, если они не соответствуют каким-либо характеристикам, при условии, что они сохранили свой первоначальный внешний вид.

2)  Некачественная мебель может быть возвращена, если во время доставки не был подписан договор, подтверждающий отсутствие дефектов. После подписания его будет  трудно  вернуть.
3) Если во время использования товара был обнаружен производственный дефект, то потребитель, согласно закону, имеет право вернуть полную стоимость товара или обменять его на товар, не имеющий дефектов.
4) При возврате вы должны предоставить чек о покупке. При отсутствии чека потребитель имеет право потребовать поднять кассовую ленту, где отображались покупки (при сроках не больше 30 дней), а также пригласить человека, который был  свидетелем покупки.

Отсутствие чека не повод отказывать покупателю в возврате. Это прямая норма статей 18 и 25 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и статьи 493 Гражданского кодекса РФ. Все потому, что покупатель может найти и другие способы доказать факт покупки.

Но всё ли настолько радужно или есть случаи, когда нельзя вернуть деньги за мебель?

Рассмотрим следующие ситуации. В соответствии с законодательством не может быть возвращена мебель следующих видов:

–  мебельные  гарнитуры
–  мебельные  комплекты
– мебель, которая имеет нормальное качество и была изготовлена на заказ

Подробнее остановимся на процедуре оформления возврата, так как именно на данном этапе нужно быть внимательным, чтобы вернуть деньги за мебель.

1) Вам необходимо связаться с магазином и изложить свои требования. Если продавец отказывается, то необходимо предъявить письменную претензию за некачественный товар или за то, что продавец отказывается его принимать в течение двух недель. Она составляется в двух экземплярах. Одна остается в магазине, а продавец ставит дату и подпись на другом и отдает его потребителю.
2) Претензии покупателя должны быть удовлетворены в течение десяти дней с даты  предъявления  претензии.
3) Если ответа не последовало или он не удовлетворил покупателя, то придется обратиться  в  вышестоящие  структуры.

Если продавец отказывается возвращать товар без дефектов, то стоит подать заявление и направить его в суд. По делу будут приняты во внимание существующие обстоятельства и вынесен окончательный вердикт.
Но рассмотрим именно ситуацию, где необходимо вернуть деньги за некачественную мебель.

Если продавец отказывается возвращать средства за некачественный товар, то следующим шагом является проведение независимой экспертизы, которая поможет выявить дефекты и причины их появления. Если дефект является промышленным, продавец обязан вернуть денежные средства или выполнить другие требования, установленные законом. Продавец также должен возместить расходы  на  проведение  независимой  экспертизы.

Необходимый список документов, который потребуется для возврата:
–  чек,  подтверждающий  совершение  покупки (но необязательно);
– претензия на возвращение некачественной мебели (при наличии дефектов), если ситуация  не  была  урегулирована  в  устной  форме;
–  заключение  независимой  экспертизы;

Если ситуация не разрешится, то с этим же перечнем бумаг и исковым заявлением можно обратиться в суд и потребовать выплаты. Так как спор потребительский, то Вы также можете претендовать на возмещение морального вреда.

Также, отвечая на вопрос, как вернуть деньги за некачественную мебель, нужно обозначить следующие моменты: нужно выяснить является ли недостаток существенным или нет. Представления о существенности дефекта может быть субъективным, поэтому необходимо на Постановление Пленума 17, в соответствии с которой существенным недостатком товара  признаётся:
– Дефект, который не получается устранить. Соответственно, товар не может быть использован  по  назначению.
– Дефект, устранение которого потребует несоразмерных расходов.

Разберёмся на примере фирмы, где был выявлен существенный недостаток у мебели.

Компания по производству мебели изготовила в установленные сроки кухонный гарнитур с поцарапанными фасадами. Этот недостаток не является существенным, так как он не мешает использовать гарнитуру по прямому назначению, а устранение недостатков не требует непропорциональных затрат. Следовательно, покупатель не имеет права требовать полного возврата денег. В случае, если дверцы шкафа не открывались или отсутствовала бы столешница, то мы могли бы смело заявить о наличии существенного недостатка. В подобной ситуации покупатель имел бы право полностью расторгнуть договор купли-продажи.

Главное, чтобы не так… ↑

Исходя из вышесказанного, сделаем следующий вывод: можно вернуть деньги за некачественную мебель, но при этом должны быть учтены нюансы, связанные с существенными недостатками, а также внимательно подойти к документационным вопросам, которые необходимы для возврата.

Итак, мы можем вернуть деньги за мебель. Но стоит учесть еще один немаловажный момент. Можно ли вернуть мебель после сборки? Часто бывают случаи, когда покупают мебель, собирают, прилагая усилия, а потом понимают, что мебель оказалась некачественной или же покупатели прогадали с размером.

Ответ можно найти в том же Законе «О защите прав потребителей». В соответствии со статьей 18 ЗПП, предварительно собранная мебель не подлежит замене на любую аналогичную (в том числе при желании корректировки форм, цвета или размеров). Получается, что возврат собранной мебели по законодательству РФ невозможен. Но не стоит отчаиваться и думать, что деньги потрачены впустую. Везде есть свои исключения, которые важны для учёта.

Вернуть мебель после сборки представляется возможным в том случае, если:
– брак не был обнаружен при получении товара, но был замечен во время сбора и монтажа
– элемент общего комплекса не вписался по размеру и не может быть смонтирован в  общую  конструкцию.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий было подтверждено, то производится возврат средств или в качестве альтернативы возможна замена всей конструкции или ее ремонт за счет продавца (производителя).

Также важно выяснить, как происходит процесс возврата неподходящей (бракованной) мебели в магазин. Для начала покупатель должен выразить желание вернуть приобретенный товар обратно. Ход дальнейших действий зависит от производителя. В большинстве случаев продавец захочет придумать альтернативный вариант — например, отремонтировать вещь или предоставить недостающие детали. В этом случае экспертиза становится решающим элементом.

Требование потребителя о возврате собранной мебели должно быть продублировано. Кроме того, продавец должен заверить обе копии соответствующей подписью. В них должны быть указаны дата и отметка о получении. В течение ближайших десяти дней потребитель должен получить ответ в соответствии с Законом “О защите прав потребителей”.

Если товар был создан на основе индивидуальных расчетов, возвращать его не обязательно ни при каких обстоятельствах. Исключение может быть сделано только в том случае, если товар представляет собой отдельный технический элемент и не был изготовлен на заказ. Он должен обладать индивидуальными характеристиками и не производиться серийно.

Теперь при виде очередного объявления «Мебель обмену и возврату не подлежит» можете смело игнорировать это утверждение и защищать свои права, если придется столкнуться с ситуацией возврата мебели по различным причинам.