Чем быстрее приближалось лето 2021 года, тем призрачнее становились надежды на отдых в Турции. В статье поговорим о том, как подать в суд на турецкую компанию, когда отпуск сорвался из-за короновирусных ограничений.

Зачастую российские туристы заранее бронируют отели, ведь в этом случае удается неплохо сэкономить. Например, один из наших доверителей уже в сентябре 2019 года выбрал пятизвездочный отель в Турции на лето 2020 года. Но, как мы все помним, в марте 2020 года жизнь россиян, как и всего мира, кардинально изменилась. Ограничения международного сообщения, да и риск заразиться ковидом в путешествии заставили нашего клиента перенести дату бронирования на август 2021 года. Но, как оказалось в начале этого лета, ситуация не поменялась по сравнению с предыдущим годом: с 13.04.2021 по 01.06.2021 в связи с продолжающейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой было приостановлено авиационное сообщение с Турцией.

Напомним, что российскими чиновниками был принят ряд мер с целью защиты наших туристов. В частности, в июле 2020 Правительство РФ утвердило Положение № 1073, в котором разработало порядок расторжения договоров с российскими туристами, заключенных до конца марта 2021 года. В это же время приняты специальные правила № 991 о праве авиакомпаний в одностороннем порядке отменять рейсы в случае возникновения угрозы распространения короновируса. Отдельные вопросы применения этих актов разъяснены в специальном «короновирусном» обзоре Верховного суда РФ № 3.

…Тогда наш клиент (наверное, как и многие другие россияне) решил расторгнуть договор с турецкими компаниями. Но депозит по договору уже уплачен. И перед многими встал логичный вопрос: КАК ВЗЫСКАТЬ ДОЛГ ТУРЕЦКОЙ КОМПАНИИ?

Для начала необходимо направить в адрес турецкой компании отказ от договора. Это письменный документ, содержащий следующие элементы:

— реквизиты отправителя и получателя (наименование, идентификационные коды, адрес, контакты).

— обоснование вашего права на отказ от договора. Например, можете использовать такую формулировку:

«В силу части 1 ст. 1212 ГК РФ наши отношения регулируются нормами российского права, так как я являюсь физическим лицом-потребителем, а вы осуществляете свою профессиональную предпринимательскую деятельность с целью привлечения российских туристов. Российский закон о защите прав потребителей предоставляет потребителю в любое время отказаться от договора оказания услуг при условии выплаты понесенных вами затрат (статья 32). Аналогичное право предоставлено российским Законом об основах туристской деятельности (статья 10)».

— четко сформулированные «денежные» требования. Пример формулировки:

«Прошу в течение 10 календарных дней возвратить сумму депозита в размере 5 000 долларов, перечисленную вам по платежному поручению № 1 от 01.01.2020, по следующим реквизитам…».

Как только турецкая фирма получит ваше письмо с отказом от договора, заключенный договор будет считаться правомерно расторгнутым. Но самое главное – это вернуть деньги. И если после получения отказа вам не вернули сумму депозита, то нужно подавать в суд на турецкую компанию.

«Куда подавать иск? В Турцию?» Нет, иск к турецкой компании мы подаем в российский суд. Такое право нам предоставляет Закон о защите прав потребителей. Если истец выступает в правоотношении в качестве потребителя, то есть приобретает товары для собственных, личных нужд, а не с коммерческой целью, то именно истец выбирает суд для рассмотрения спора. Это касается и ситуаций, когда в качестве ответчика выступает иностранная фирма.

Иск можно подать:

А) по адресу фирмы, то есть в Турцию;

Б) по адресу истца-потребителя;

В) по месту, где заключен ваш договор или где он фактически исполняется.

Наиболее распространенный вариант – Б. Это удобнее всего. В большей части России районный суды общей юрисдикции находятся недалеко от дома.

«Сколько денег можно взыскать? Только потребовать возврат аванса? А кто будет компенсировать время и нервы?» Как и любой потребитель, турист вправе воспользоваться всем набором потребительских привилегий.

Во-первых, мы требуем возврата депозита в полном объеме. Фактически, мы не получили никакие услуги, следовательно, турецкая компания не понесла никаких расходов в связи с заключением вашего договора. Конечно, в судебном заседании ответчик может использовать этот аргумент и просить уменьшить запрашиваемую вами сумму на сумму из расходов. Однако опытные юристы смогут защитить вас от этих нападок.

Во-вторых, турист-потребитель вправе взыскать штраф за неисполнение в добровольном порядке его законных требований. Размер этого штрафа – 50 % от присужденной в пользу потребителя суммы. Предупреждаем, что некоторые суды склонны снижать этот штраф на основании ст. 333 ГК РФ. Опять-таки компетентные юристы помогут донести до судьи, что размер штрафа обоснован.

В-третьих, оцените свои нравственные страдания и взыщите моральный вред. В этой части иска подробно опишите свои ощущения. Расскажите, что вы испытали, когда поняли, что испорчен отдых и вдобавок перспектива возврата денег весьма туманна. К сожалению, никаких «средств измерения» морального вреда до сих пор не придумали. Поэтому посоветуйтесь с юристом, какой размер морального вреда допустимо указать в иске.

Все эти требования были заявлены нами в споре с турецкой компанией. Ознакомьтесь с нашим иском в Пресненский районный суд.

«А выгодно ли судиться?» Потребительские иски – самые выгодные для истцов с точки зрения судебных издержек:

— потребители не платят государственную пошлину.

— потребители в случае выигрыша в суде могут возместить расходы на юриста за счет проигравшей турецкой компании.

Надеемся, что эта статья наглядно показала вам, что не стоит бояться судов с иностранными компаниями. Потребительские споры рассматриваются российским судом и по российскому праву. Это важное преимущество, которое поможет выиграть в суде и вернуть деньги за несбывшуюся турецкую мечту.