«Воруют контент» – эту фразу достаточно часто произносят не только профессиональные авторы статей или крупные блогеры, но и обычные пользователи социальных сетей с небольшой аудиторией. Универсального совета для защиты контента от кражи дать невозможно. Попросту потому, что его не существует. Всегда есть и будет вероятность того, что ваши творения могут быть украдены.

К юристам нашей компании достаточно часто обращаются с проблемой кражи контента. При этом клиенты понимают, как важно решить эту проблему при ведении бизнеса или блога, который приносит существенный доход.

Во-первых, это – не справедливо, когда воруют контент, т.е. выдают вашу работу за свою.

Во-вторых, никто не имеет права зарабатывать на вашем творчестве.

И наконец, если уж у вас воруют контент, то за это вам должны заплатить.

Иногда проблема решается очень просто, а иногда приходиться судиться и исполнять решение суда. Все зависит о того кто и где ворует контент, насколько он сговорчив и готов на компромисс. Тут очень много факторов, определяющих порядок действий и стоимость наших услуг. Вы можете написать нам, описать ситуацию, мы оперативно ответим и предложим варианты решения, сразу указав полную стоимость.

Но обо всем по порядку. Начнем с терминологии.

Кстати, наш подкаст на тему “Что делать, если воруют контент в Инстаграм?” → 

«Украли контент» – фраза общеупотребима и вполне понятна, но что она означает в переводе на юридический язык?

В целом под контентом может пониматься что угодно – статьи, публикации, фотографии, видео и многое другое. На юридическом – объекты авторского права. Воровство – это неправомерное использование этих самых объектов авторского права.

Положения Гражданского кодекса РФ гласят, авторские права включают в себя личные неимущественные права и исключительные права. В свою очередь, личные неимущественные включают в себя такие права как право авторства, право на имя, право на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения, а исключительные имущественные права непосредственно связаны с использованием произведения.

Вполне реальна ситуация, в которой исключительные права принадлежат не автору произведения, а другому лицу. Например, фотограф сделал фотографию по заказу журнала. Если кто-то украдет снимок, то требовать компенсацию за нарушение авторских прав или убытки будет журнал, а не фотограф. Но при этом у фотографа останется право признаваться автором своей работы. Также он может потребовать возмещения морального вреда в свою пользу.

Но в этой статье мы рассмотрим более типичную ситуацию, в которой автор является правообладателем и он обладает всеми возможными способами правовой защиты. Приведем пример из своей практики.

Недавно к нам обратился клиент со следующей проблемой –  товар, представленный в некой публикации в социальной сети Instagram полностью идентичен тому, что изготавливает и реализует наш клиент.

Причем у нашего клиента имеется заявка на изобретение, что означает наличие приоритета. Более того, публикация содержит фотографии, которые собственноручно делал наш клиент. К тому же, у него есть доказательства этому факту, а именно – дата публикации фотографии в аккаунте. Наш клиент не передавал права на патент, права на фотографии, они принадлежат только ему, договоров об отчуждении никогда не заключал.

А у продавца-нарушителя как раз-таки нет прав на изготовление и реализацию товара и на публикацию фотографий.

Для нашего клиента мы составили документ – требование об удалении публикации, с которым мы обратились к автору поста с требованием о взыскании убытков, либо выплаты компенсации за нарушение авторских прав. К тому же в наши планы входит привлечь его к административной или уголовной ответственности.

Помимо этого, мы подали жалобу в Инстаграмм. Изложив суть ситуации для администраторов социальной сети, юристы нашей компании в жалобе, поданной в Инстаграмм, потребовали удалить публикацию, а также заблокировать аккаунт в связи с систематическим нарушением прав нашего клиента.

С полной версией нашего обращения вы можете ознакомиться ниже.

А теперь подробнее поговорим о том, в какой ситуации проблема «воруют контент» вообще существует и когда целесообразно «качать свои права». Для того, чтобы точно определиться с этим вопросом, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам, знающим как разобраться в этой проблеме. Советуем вам обратиться к юристам нашей компании.

Так, у нас существует четкий алгоритм определения того, как действовать. И в этой статье мы поделимся с вами основными моментами.

Итак, шаг первый – необходимо понять, нарушены ли вообще ваши авторские права.

Для этого необходимо обратиться к положению ГК РФ, в котором указаны случаи, когда использование вашего творения все-таки разрешено. К ним относится использование в информационных, научных, учебных или культурных целях. При этом, стоит не забывать, что должны быть указаны имя автора и источник цитирования. Зачастую именно с помощью этого положения коммерческие организации пытаются оправдать себя. Но эти попытки бесполезны, так как перечень вариантов правомерного использования установлен в законе. Кроме этого, возможно цитирование и использование исключительно отрывков, а не целых произведений. И самое главное – использование возможно только в некоммерческих целях.

Существуют ситуации, когда использование текста не является нарушением. Например, если в источнике, где опубликован текст, прописано, что он может быть использован с указанием авторства и активной ссылкой на оригинал. Без указания авторства использование будет признаваться нарушением.

Итак, если вы точно определили, что ваше авторское право нарушено, можете переходить ко второму шагу.

Шаг второй – поиск нарушителя.

Способ поиска нарушителя будет зависеть от вида источника, в котором произошло нарушение авторского права.

Во-первых, это может случиться в печатных изданиях. В этом случае нужно проверить данные о публикации, в которых зачастую указывается автор и все о редакции, которая опубликовала ее.

Во-вторых, раз мы говорим о контенте, то ваши права нарушены в Интернете. Если украли контент в Интернете, информацию о собственнике сайта можно проверить через специальный раздел, который обычно именуют «О нас». Если вдруг такой раздел отсутствует, то их можно получить от регистратора доменного имени.  Но в данном случае, необходимо учитывать, что указанная информация не находится в открытом доступе и ее можно получить только лицу, у которого есть статус адвоката по специальному запросу. Следовательно, вам потребуется помощь юриста.

В-третьих, если рассматривать нарушения в Интернете, то самыми обширными площадками для нарушений авторских прав являются социальные сети. Причем, доказывание этого факта будет очень сложным.  Например, опубликовали пост в Инстаграме, а кто его опубликовал – не ясно, то есть по профилю невозможно идентифицировать пользователя. Именно поэтому зачастую приходится обращаться с жалобой в Инстаграм. И зачастую максиму чего можно добиться – это удаления контента и блокировка аккаунта,

Шаг третий – написание претензии.

Самое главное при написании претензии – это указать верный адрес и четко сформулировать требования. Причем не просто требовать того, что вашей душе угодно, а только то, что положено по закону. Общие меры восстановления права сводятся к возможности правообладателю требовать прекратить нарушение прав, возместить убытки или выплатить компенсацию. Так, например, если украли фотографию, то вы можете:

1) просить удалить ее с сайта, на котором вы не давали право публиковать свою работу;

2) требовать указать вас в качестве автора со ссылкой на ресурс, в котором ваша фотография была ранее опубликована;

3) заплатить вам компенсацию за нарушение авторских прав или возместить убытки, которые вы понесли из-за нарушения.

Последнее – самое популярное требование. На нем остановимся подробнее.

Гражданское законодательство устанавливает «вилку» для определения судами размера компенсации. Она может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей – конкретную сумму будет определять суд. Также при определении размера компенсации используют такой показатель как стоимость контрафактных копий.

На практике чаще всего используют первый вариант, так как он удобнее и универсальнее.

Шаг четвертый – зафиксировать нарушение.

Ответ на вопрос «Как это сделать?» будет зависеть, прежде всего, от вида нарушения и «места его совершения».

Так, если авторские права были нарушены, например, в журнале, то достаточно будет приложить тот самый журнал.

Если же нарушение было совершено в Интернете, то необходимо сделать скриншот и заверить его у нотариуса. Однако, не все нотариусы это делают и не все суды принимают такую форму. Чаще всего необходим нотариально заверенный протокол осмотра веб-страниц. Сделать этот протокол также не очень просто, так как, во-первых, процедура достаточно дорогостоящая (от 6,5 до 30 тысяч рублей), а, во-вторых, опять же – не каждый нотариус это делает.

Также обращаем ваше внимание, что этот шаг необходимо осуществлять только после того, как вы точно решили идти в суд.

Переходим к пятому шагу – судебного разбирательства.

Иски о нарушении авторских прав рассматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами по месту нахождения ответчика. В целом, судебное разбирательство производится по обычным правилам, установленным в процессуальном законодательстве. Спецификой будет лишь то, что необходимо доказать в суде. О специфики доказательств мы уже говорили ранее.

И, наконец, последний и очень важный шаг – это исполнительное производство.

Суд вынес решение в вашу пользу, присудил, например, компенсацию. После этого необходимо получить исполнительный лист и обратиться с ним либо в банк, либо к приставам. Первое – быстрее, но если отсутствую актуальные реквизиты, то придется обращаться к приставам и постоянно напоминать о себе.

Таким образом, борьба с нарушением авторских прав – реальная процедура, которая в большинстве случаев заканчивается вполне успешно.