Судебный спор по выкупу помещения
Стоимость услуги: 150 000 рублей.
Услуга может быть оказана во всех регионах России. Наши специалисты участвуют в заседаниях во всех судах России в дистанционном (онлайн) формате с помощью системы видео-конференц-связи.
Срок выполнения услуги: 3 месяца.
Что включает в себя услуга по выкупу помещения через суд:
- изучение Вашей ситуации и анализ документов, выработка правовой позиции;
- разработка и подача искового заявления в суд;
- участие в судебных заседаниях;
- получение решение суда и помощь клиенту в его исполнении.
Какие документы и сведения необходимы от Вас для оказания услуги:
- договор аренды помещения;
- результаты независимой оценки стоимости выкупа помещения;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- доверенность на представителя (подлинник).
Что нужно сделать, чтобы заказать услугу по снижению кадастровой стоимости через суд:
Вы можете позвонить нам по телефону, указанному на сайте, или написать на наш адрес электронной почты, и мы ответим Вам в течение 10 минут, либо просто кликнуть кнопку заказа услуги. Опишите вашу потребность и сложившуюся ситуацию, и мы ответим Вами в течение 10 минут.
Стоимость услуги
Статьи по теме

Многие владельцы нежилых зданий, будь то склады, магазины, офисные помещения или производственные объекты, сталкиваются с вопросом: можно ли оформить в собственность земельный участок, на котором расположено это строение? Ответ — да, можно. Российское законодательство предусматривает такую возможность, и в ряде случаев — даже по льготной выкупной стоимости.
Заказать услугу по обжалованию и обязанию муниципального органа предоставить право выкупа можно здесь.
Наличие прав на землю под зданием — важный фактор для бизнеса. Это не только снижает юридические риски, связанные с арендой, но и увеличивает рыночную стоимость самого объекта, расширяя возможности для инвестиций, перепланировки и перепродажи. К тому же собственник земли избавляется от необходимости ежегодно продлевать договор аренды и зависеть от решений муниципальных властей.
Процедура выкупа земли регулируется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами. Однако на практике она может быть довольно запутанной, особенно если участок стоит на кадастровом учёте с ограничениями, либо если ранее договор аренды был заключён без надлежащего оформления. Важно понимать, кто именно имеет право на выкуп, как рассчитывается стоимость, какие документы потребуются и какие подводные камни могут возникнуть на каждом этапе.
В этой статье мы подробно разберём, в каких случаях возможен выкуп земли под нежилым зданием, как правильно инициировать этот процесс, какие нюансы учесть при взаимодействии с органами власти, и как ускорить оформление прав собственности.
Право преимущественного выкупа
Правом на преимущественный выкуп могут воспользоваться представители малого и среднего бизнеса, которые арендуют государственное или муниципальное имущество (федерального, регионального или местного уровня) непрерывно в течение не менее двух лет и не имеют задолженности по арендным платежам, штрафам или пеням. При этом следует учитывать, что не все объекты подлежат приватизации — некоторые из них входят в специальные перечни, в отношении которых выкуп невозможен.
Инициатором выкупа может выступить как собственник имущества, направивший арендатору предложение заключить договор с приложением его проекта, так и сам арендатор, удовлетворяющий всем законным критериям — в таком случае он может подать заявление о выкупе по собственной инициативе.
Арендатор имеет право в любой момент отказаться от участия в сделке, что подтвердил Верховный суд в одном из своих решений. Однако такой отказ автоматически влечёт за собой утрату права на преимущественный выкуп, и воспользоваться этой возможностью повторно уже не получится.
Законодательство о выкупе арендуемого участка
Согласно земельному законодательству, предусмотрена возможность выкупить земельный участок по установленной доле от его кадастровой стоимости.
Правовой основой для этого служит статья 39.20 Земельного кодекса РФ, в которой закреплено право граждан и организаций приобрести в собственность земельный участок, находящийся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, если на нём расположены здания или сооружения, принадлежащие им на праве собственности.
Важно отметить, что такой участок должен находиться в аренде, заключённой с уполномоченным государственным или муниципальным органом, а объект недвижимости — быть построенным на законных основаниях, с соблюдением всех разрешительных требований.
Размер выкупной стоимости определяется нормативными актами конкретного субъекта РФ.
Для справки. В Московской области, например, действует постановление Правительства № 639/16 от 02.05.2012, которое устанавливает базовую выкупную цену в размере 15 % от кадастровой стоимости участка, а также предусматривает ряд исключений из этого правила.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через торги, как правило в форме аукциона. Однако законом предусмотрены исключения, обозначенные в пункте 2 той же статьи.
Так, подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусматривает возможность приобретения земельного участка без проведения торгов, если на нём уже находятся здания, сооружения или помещения, принадлежащие заявителю на праве собственности, в случаях, указанных в статье 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, приоритетное право на покупку или аренду таких участков предоставляется физическим и юридическим лицам, владеющим недвижимостью, расположенной на этих землях. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены иными положениями Земельного кодекса или другими федеральными законами.
Кроме того, порядок предоставления земельных участков без торгов, если они находятся в государственной или муниципальной собственности, закреплён в статье 39.14 ЗК РФ. Он включает:
- подготовку схемы размещения участка;
- подачу заявления о предварительном согласовании;
- принятие соответствующего решения;
- выполнение кадастровых работ;
- постановку участка на учёт;
- подачу заявления о предоставлении участка и заключение договора.
При этом Земельный кодекс не требует от собственников зданий и сооружений дополнительного обоснования запрашиваемой площади участка в рамках статьи 39.20 ЗК РФ.
Судебная практика
Важно отметить, что в процессе выкупа земельного участка между собственником расположенного на нём объекта недвижимости и органом, уполномоченным распоряжаться государственной или муниципальной землёй, нередко возникают разногласия. Мы проанализировали судебную практику по наиболее распространённым спорам, связанным с выкупом земли.
Дело № 1
Собственник здания или сооружения вправе выкупить весь земельный участок, на котором размещён его объект, вне зависимости от соотношения площади постройки и общей площади участка. Например, в деле № А45-11700/2022 объект недвижимости имел площадь 164 кв. м, а участок — 3 654 кв. м. Суд признал отказ мэрии в выкупе необоснованным, указав, что статья 39.20 ЗК РФ предоставляет исключительное право собственнику на приобретение участка, а основания для отказа ограничены положениями статьи 39.16 ЗК РФ. Более того, суд принял во внимание экспертное заключение, согласно которому застройка охватывает 40 % участка, включая пожарные проезды и производственные зоны, использовавшиеся в предпринимательской деятельности.
Дело № 2
Однако существуют и противоположные позиции. Так, Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск прокурора, признал недействительными сделки по продаже двух участков общей площадью более 16 000 кв. м, на которых арендаторами были построены склады площадью около 270 кв. м каждый. Суд пришёл к выводу, что для функционирования таких объектов не требуется столь большая территория, и не согласился с доводами предпринимателя и местной администрации о необходимости обустройства подъездных путей и вспомогательной инфраструктуры.
Вывод: Таким образом, судебная практика остаётся неоднозначной, и при спорах по вопросам выкупа земельного участка существенную роль играет грамотная правовая позиция и доказательства, подтверждающие обоснованность размера участка.
Дело № 4
Суд может признать отказ местной администрации в предоставлении земельного участка для выкупа неправомерным, если причина отказа связана с невозможностью раздела арендованного участка. В деле № А66-3897/2023, например, муниципалитет ссылался на то, что при разделе границы новых участков окажутся чрезмерно вытянутыми и изломанными, а сами участки — непригодными для предполагаемого использования. Однако суд посчитал такие аргументы недостаточными для отказа в выкупе.
Если границы участка пересекаются с так называемыми красными линиями (часто устанавливаемыми уже после образования земельного участка), либо проходят через дороги или общественные зоны — такие как скверы, — это может препятствовать приватизации.
Дело № 5
Однако бывают и противоположные ситуации. Так, в одном из дел суд посчитал недопустимым установление красных линий, пересекающих нежилое здание, принадлежащее предпринимателю, поскольку это препятствовало реализации его законного права на приватизацию земли под объектом. В результате суд отменил утверждённую администрацией планировку и обязал заключить с предпринимателем договор купли-продажи.
Еще одна распространённая проблема — отказ в продаже земельного участка по причине несоответствия разрешённого использования тем целям, которые заявлены в обращении. Хотя Земельный кодекс действительно предусматривает возможность отказа на этом основании, возникает вопрос: насколько обоснован такой отказ, если на момент заключения договора аренды целевое назначение участка соответствовало нуждам заявителя?
Дело № 6
Окончательную точку в этом вопросе поставил Верховный суд в январе 2023 года, рассмотрев кассационную жалобу ООО «База Бадаева» (дело № А56-37142/2021). Заявитель владел складом, построенным на арендуемом государственном участке, и намеревался выкупить землю. Однако получил отказ из-за изменений в Генеральном плане, исключивших складское назначение из допустимых видов использования участка. Верховный суд разъяснил, что право собственности на недвижимость предполагает возможность ее эксплуатации, даже если текущие градостроительные нормы не соответствуют прежним. Такое использование земли допустимо, если оно не угрожает жизни, здоровью, окружающей среде или культурному наследию.
Запомнить арендатору
Перед подачей заявления важно взвесить свои возможности и решить, действительно ли вы готовы приобрести объект. Если вы откажетесь от заключения договора купли-продажи, то утратите право на преимущественный выкуп.
Если арендодатель указывает слишком высокую цену, то следует сначала обратиться к независимому оценщику для проведения предварительной оценки, а затем уже решать, стоит ли идти в суд. При отсутствии опыта ведения таких дел разумнее привлечь профессиональных юристов, поскольку попытка сэкономить может в итоге привести к ещё большим потерям.
Выкупную цену возможно оспорить через иск об урегулировании разногласий по условиям договора, а не через оспаривание установленной рыночной стоимости. В случае, если суд примет сторону арендатора, то договор будет считаться заключённым с момента вступления решения в законную силу. С этого момента уже нужно исполнять обязательства, в том числе произвести оплату. Предприниматели часто совершают ошибку, ожидая подписанного документа, прежде чем выполнить условия сделки. Такое поведение может привести к судебным претензиям со стороны уполномоченного органа, вплоть до требования неустойки или расторжения договора в зависимости от его условий.
Практический случай
Суть дела: Наш клиент — ООО на основании договора купли-продажи является собственником нежилого помещения. Нежилое здание расположено на земельном участке. Однако сложилась следующая ситуация: здание принадлежит на праве собственности ООО (клиенту), а земельный участок, на котором оно расположено — нет.
ООО обратилось к администрации с заявлением о предоставлении права выкупа
земельного участка, получив ответ следующего содержания: «….границы земельного участка,
указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению…».
Естественно, такой ответ нас не устроил, поэтому мы решили обратиться в суд, так как нам необходимо реализовать имеющееся право на оформление земельного участка под зданием.
Заявление, подготовленное нами для администрации:
Ответ администрации нас не удовлетворил. Поэтому пришлось отстаивать свои интересы в арбитражном суде.
Заявление в арбитражный суд:
Решение суда еще не состоялось, однако мы уверены в положительном результате.
Юристы
Юристы нашей компании оказывают полное сопровождение процесса выкупа арендуемой земли у администрации, начиная с оценки правовой возможности выкупа. Специалисты проверяют соответствие арендатора требованиям законодательства, анализируют наличие необходимых документов, срок аренды, отсутствие задолженности и соответствие объекта условиям статьи 39.20 Земельного кодекса РФ. На этом этапе также проводится правовая экспертиза договора аренды и сведений из Росреестра.
Кроме этого, мы подготавим заявление и весь пакет документов для подачи в уполномоченный орган, а при необходимости — схему расположения участка, кадастровый план или заключение независимого оценщика. Проследим за соблюдением всех процедурных сроков и взаимодействуют с представителями администрации, что снизит риск отказа или затягивания процесса.
Если возникают споры — например, отказ администрации, несоответствие вида разрешенного использования или проблемы с границами участка, то наши юристы представляют интересы клиента в суде. Мы докажем правомерность требования выкупа, обоснуем фактическую необходимость использования всей площади участка, а при необходимости — оспарим незаконные действия властей. Сопровождение профессионалов значительно повышает шансы на успешное оформление участка в собственность.

Одним из направлений экономической политики Российской Федерации является оказание содействия частным хозяйствующим субъектам в приватизации государственного и муниципального имущества.
Отдельное внимание в данной сфере уделяется вопросу о продаже субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Среди нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, особое внимание заслуживает Федеральный закон «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 № 159-ФЗ (далее – Закон № 159-ФЗ), статья 3 которого определяет применяемые по общему правилу основные одновременно необходимые условия реализации субъектами МСП преимущественного права покупки арендуемого ими недвижимого имущества, находящего в публичной собственности:
2) имущество должно находиться во временном владении и (или) пользовании субъекта МСП в течение одного года и более в соответствии с ранее заключенным договором аренды;
3) у субъекта МСП отсутствует задолженность по арендной плате за указанное имущество;
4) наличие субъекта МСП в реестре субъектов МСП на дату заключения договора-купли-продажи арендуемого имущества.
Однако, несмотря на наличие достаточно однозначных условий реализации субъектами МСП преимущественного права на приобретение такого имущества, на практике нередки ситуации, когда, даже при их соблюдении арендаторами, собственники не торопятся расставаться с арендуемым имуществом под различными предлогами. В таких случаях субъекты МСП вынуждены обращаться за судебной защитой своих прав.
По данной категории споров сформировалась достаточно обширная судебная практика, которая помогает систематизировать наиболее частные основания отказа публичных субъектов в содействии субъектам МСП в реализации их законных прав по приобретению арендуемого имущества, а также получить представление о том, на какую из сторон и с какой мотивировкой встают суды при рассмотрении исков арендаторов о признании незаконными действий собственников имущества и понуждении их в устранении предполагаемых нарушений Закона № 159-ФЗ.
Кроме того, изучение судебной практики позволяет предвосхитить возможные возражения собственника имущества и совершить все необходимые действия, которые в случае перехода спора в судебную стадию окажут решающее значение при его рассмотрении:
1. Наличие в технической документации арендуемого помещения сведений о его неизолированности и невозможности обособления само по себе не является безусловным основанием для признания невозможным выделения такого помещения в самостоятельный объект и отчуждения его в пользу субъекта МСП.
Администрацией в продаже имущества было отказано со ссылкой на то, арендуемое помещение не сформировано в качестве самостоятельного объекта недвижимости и является частью здания, осуществить раздел путем выделения испрашиваемого объекта технически невозможно. Указанные доводы были подтверждены техническим паспортом объекта, а также заключением кадастрового инженера.
В ходе судебного разбирательства Обществом была инициирована судебная строительно-техническая экспертиза, результаты которой показали, что сформировать в качестве обособленного объекта нежилое помещение общей площадью 450 кв. м, расположенное в нежилом двухэтажном здании общей площадью 1104,6 кв. м, без каких-либо дополнительных условий возможно.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и вышестоящих инстанций пришли к выводу о том, что законодательство не устанавливает единственно верного способа подтверждения возможности обособления помещения в связи с чем при наличии противоречащих друг другу доказательств их следует оценивать в совокупности.
Учитывая наличие положительного заключения по результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы помещения, подтверждающего возможность его обособления, а также соответствие Общества всем необходимым условиям, предусмотренным ст. 3 Закона № 159-ФЗ, суды признали бездействие Администрации незаконным. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2024 по делу № А80-91/2022).
2. Отсутствие утверждения со стороны представительного органа муниципального образования условий приватизации объектов недвижимости не может являться препятствием для реализации субъектом МСП преимущественного права покупки арендованного имущества.
Общество обратилось в Администрацию муниципального образования с заявлением о намерении выкупить арендуемую им производственную базу.
Администрацией в реализации преимущественного права было отказано со ссылкой на то, что представительным органом муниципального образования решение об утверждении условий приватизации арендуемой производственной базы не принималось.
Бездействие Администрации по неисполнению обязанностей по проведению мероприятий, направленных на отчуждение производственной базы в пользу Общества, было обжаловано последним в судебном порядке.
Признавая бездействие Администрации незаконным суды мотивировали его тем, что компетентный орган местного самоуправления не вправе отказать субъекту МСП, соответствующему установленным статьей 3 Закона № 159-ФЗ критериям, в заключении договора купли-продажи муниципального имущества и обязан совершить все перечисленные в ч. 3 ст. 9 Закона № 159-ФЗ действия, субъекты РФ и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости. (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2024 по делу № А03-11298/2023).
3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества не распространяется на случаи, когда собственником имущества является акционерное общество с государственным участием.
Общество обратилось к Акционерному обществу с заявлением о выкупе арендуемого им здания, мотивируя его выполнением всех необходимых условий, предусмотренных ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В ответ на заявление от Акционерного общества поступил отказ, который был обжалован Обществом в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды пришли к выводу отсутствии оснований удовлетворения заявленных требований, мотивируя его тем, что Закон № 159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности движимого и недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, его положения не распространяют свои действия на коммерческие организации, целью деятельности общества является извлечение прибыли. Ответчик вправе по своему усмотрению совершать в отношении здания любые действия, в том числе, отчуждать данное имущество в собственность других лиц. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2024 по делу № А40-143235/2023).
4. Уклонение муниципального образования от заключения договора купли-продажи арендуемого субъектом МСП имущества не может быть признано добросовестным в условиях недоказанности собственником значимости такого имущества для решения социальных вопросов местного значения.
Общество обратилось к Департаменту городского имущества с заявлением о предоставлении ему преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества.
Департаментом городского имущества в реализации указанного права отказано со ссылкой на то, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 № 22-П принудительное отчуждение из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых для решения вопросов местного значения, не предполагается.
Впоследствии отказ был обжалован в судебном порядке.
Признавая отказ незаконным, суды исходили из того, что Департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им мер, направленных на использование спорного помещения в дальнейшем с целью реализации функций, возложенных на муниципальное образование, а также негативных последствий отчуждения муниципального имущества для его собственника. Указанное имущество не включено в специальный перечень, утвержденный в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2024 по делу № А53-26403/2023).
5. Несогласие собственника имущества на зачет стоимости произведенных с его согласия арендатором – субъектом МСП неотделимых улучшений арендованного имущества при заключении договора купли-продажи не может являться основанием для отказа в заключении такого договора.
Вступившим в законную силу судебным актом на Министерство государственного имущества и земельных отношений была возложена обязанность по заключению договора купли-продажи арендованного недвижимого имущества с Обществом – субъектом МСП.
Впоследствии Министерство отказалось от заключения договора купли-продажи в связи с несогласием с выкупной ценой по договору, из которой Обществом была вычтена стоимость произведенных за время аренды неотделимых улучшений имущества.
Отказ Министерства послужил основанием для обращения Общества в суд с заявлением о разрешении разногласий по договору купли-продажи и определении цены имущества за вычетом стоимости его неотделимых улучшений.
Отклоняя доводы Министерства о том, что неотделимые улучшения произведены только для целей самого общества, суды пришли к выводу, что из положений п. 6 ст. 5 Закона № 159-ФЗ прямо следует обязанность арендодателя зачесть в счет стоимости выкупаемого имущества стоимость неотделимых улучшений в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателя. Оснований для отказа в заключении договора купли-продажи у Министерства не имелось.
6. Наличие в арендованном помещении иного имущества, в отношении которого не был заключен договор аренды, не является препятствием для реализации преимущественного права на приобретение такого помещения.
Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им теплопункта.
В удовлетворении заявления Администрацией было отказано в связи с наличием в арендуемом помещении иного имущества, демонтаж которого невозможен, в отношении которого договор аренды заключен не был. Заявление было оспорено Предпринимателем в судебном порядке.
При разрешении спора судами доводы Администрации о том, что помещение и находящееся в нем имущество соотносятся как главная вещь и принадлежность и из этого следовала необходимость заключения договора аренды в отношении всего имущественного комплекса были отклонены, отказ в реализации преимущественного права на приобретение теплопункта признан незаконным. (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу № А39-6488/2023).
7. Реализация преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, находящего в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия, допускается только при наличии согласия собственника этого имущества.
Предприниматель обратился в управление и предприятие с заявлениями о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения в соответствии с нормами Закона № 159-ФЗ.
Управление сообщило предпринимателю, что принятие решения о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, принимается им самостоятельно при наличии согласия собственника имущества на его отчуждение, а также указало об отсутствии намерения муниципального образования дать согласие на отчуждение предпринимателю спорного нежилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска суды указали, что по смыслу ст. 3 Закона № 159 -ФЗ принятие решения о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, является правом, а не обязанностью предприятия, принимается им самостоятельно при наличии согласия собственника имущества на его отчуждение.
Положениями Закона № 159-ФЗ не предусмотрена ни обязанность такого предприятия принять решение о совершении сделки, направленной на отчуждение закрепленного за ним имущества, ни обязанность собственника недвижимого имущества дать согласие на его приватизацию. Принятие решения государственным или муниципальным предприятием и согласие собственника, направленные на отчуждение имущества, в данном случае являются добровольным волеизъявлением и не могут быть получены в принудительном порядке. (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2024 по делу № А66-6134/2024).
8. Отсутствие под арендуемым нежилым зданием сформированного земельного участка не может служить основанием для отказа в реализации преимущественного права на приобретение такого здания.
Предприниматель обратился к Администрации муниципального образования с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им имущества в собственность. В удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием сформированных земельных участков под указанными объектами.
Предприниматель, считая отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества незаконным, обратился в суд.
Признавая отказ незаконным, суды исходили из того, что положения Закона № 159-ФЗ предоставляют субъектам МСП исключительное право на выкуп арендованных у государства объектов недвижимости и не распространяются на отношения по выкупу земельных участков. Кроме того, отсутствие сформированного под испрашиваемыми нежилыми зданиями земельного участка, необходимого для использования здания, не может служить основанием для отказа индивидуальному предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого недвижимого имущества, поскольку такое основание для отказа не предусмотрено названным Законом. (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2025 по делу № А07-29844/2023).
Таким образом, рассмотренная судебная практика свидетельствует о том, что случаи уклонения публично-правовых образований от заключения договоров купли-продажи в отношении арендуемого субъектами МСП имущества не являются редкостью. При этом при подготовке обоснованной правовой позиции и обжаловании подобного бездействия в судебном порядке суды нередко встают на сторону субъектов МСП, если они соответствуют всем критериям, установленным в Законе № 159-ФЗ.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то важно своевременно обратиться за квалифицированной юридической помощью, чтобы не пропустить срок на обжалование бездействия и увеличить шансы на признание его незаконным.
Успешные дела

В последние годы российская власть предпринимает активные шаги для улучшения бизнес-климата в стране и расширения прав субъектов малого и среднего бизнеса. Одним из значимых мероприятий, направленных на поддержку предпринимателей, стало принятие закона, позволяющего малым и средним предприятиям выкупать у муниципалитетов помещения, которые они арендуют. Данная инициатива открывает новые горизонты для бизнеса, предоставляя ему возможность не только снизить финансовые затраты на аренду, но и обеспечить стабильность в ведении своей деятельности.
Выкуп арендуемого помещения у администрации представляет собой выгодное решение для предпринимателей. Почему? Дело в том, что это позволяет не только сэкономить средства в долгосрочной перспективе, но и создать надежную основу для дальнейшего развития бизнеса.
В нашей практике мы сталкивались с успешными примерами реализации данного механизма. Так, одно из малых предприятий в нашем сопровождении смогло выкупить помещение, в котором велась его деятельность на протяжении нескольких лет. Это позволило бизнесу не только снизить финансовые риски, но и укрепить свои позиции на рынке, обеспечив долгосрочную стабильность, о чем мы и расскажем в данной статье.
Если у вас остались вопросы относительно процедуры выкупа помещений у муниципалитета или вам необходима помощь в этом вопросе, не стесняйтесь обращаться к нам. Наши специалисты готовы предоставить квалифицированную консультацию и поддержку на всех этапах процесса.
Кто может выкупить помещение у администрации?
Выкуп помещения у администрации возможен лишь при соблюдении определенных условий, о которых мы расскажем вам далее.
Во-первых, вы должны быть субъектом малого и среднего предпринимательства, ведь законодательство предоставляет возможность выкупа в первую очередь для них.
Проверить это просто: достаточно ввести ИНН или ОГРН вашего бизнеса в официальный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства от Федеральной налоговой службы. В появившемся списке необходимо найти ваше предприятие и посмотреть на столбец «категория»: там будет указано либо микропредприятие, либо малое предприятие, либо среднее предприятие. Если напротив вашего бизнеса указано, что оно «не является субъектом МСП» – к сожалению, выкупить помещение по данной инструкции не получится.
Итак, если вы обнаружили себя в данном реестре, то выкуп помещения у администрации для вас возможен. Следует обратиться к остальным условиям.
Во-вторых, у вас не должно быть задолженности по арендной плате за помещение, включая неустойку в форме штрафов или пени. Проверить задолженность можно по-разному в зависимости от того российского региона, где вы арендуете помещение. Наши специалисты готовы помочь вам определить, подходите ли вы под это условие.
Например, в Москве вы можете проверить наличие задолженности по арендуемому помещению с помощью онлайн-сервиса от Департамента городского имущества Москвы по ссылке.
Важно помнить, что задолженности у вас не должно быть на день, когда вы подаете заявление в администрацию для выкупа помещение. Если вы погасите задолженность до этого момента, то данное условие можно считать соблюденным.
В-третьих, важен срок аренды, который должен превышать два года непрерывно. Иными словами, с момента заключения договора или дополнительного соглашения к договору и до момента подачи заявления о выкупе помещения должно пройти не менее двух лет.
Какое помещение можно выкупить?
Законодательство предусматривает условия для выкупа не только в отношении самого предпринимателя, но и в отношении помещения, которое он выкупает.
Если оно входит в специальный список государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в собственность или пользование субъектам малого и среднего бизнеса, то оно должно находиться в этом списке не менее 5 лет, чтобы вы могли его приобрести в рамках выкупа.
Этот список регулярно обновляется и варьируется в зависимости от региона, поэтому мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам. Они проанализируют арендуемое вами помещение и выяснят, соответствует ли оно требованиям для выкупа.
Для любого предприятия важно определить стоимость помещения, которое он намеревается выкупить. Чтобы исключить риск коррупционных факторов, закон предусматривает, что стоимость помещения должна быть рыночной. Как это определить? Оценку стоимости произведет независимый оценщик, который никак не связан ни с вами, ни с администрацией, чтобы обеспечить его объективность. Вы можете рассчитывать на беспристрастную оценку стоимости помещения, причем стоимость будет определена на день подачи заявления о выкупе.
Как договориться с администрацией о выкупе помещения?
Согласно действующему законодательству, процесс выкупа помещения у администрации начинается с подачи соответствующего заявления. Данный шаг является обязательным условием для инициирования процедуры. Заявление может быть составлено в свободной форме: это предоставляет заявителям возможность выразить свои намерения наиболее удобным и понятным способом.
Несмотря на то, что обязательных реквизитов заявления закон не предусматривает, мы рекомендуем вам указать там обязательно следующие сведения:
- информация о заключенном договоре аренды (номер договора, дата заключения, дополнительные соглашения – при наличии)
- сведения о помещении (адрес местоположения, площадь, информация из реестра государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в собственность или пользование субъектам малого и среднего бизнеса)
- предпочтительный способ оплаты помещения (единовременно, в ежемесячную или ежеквартальную рассрочку на семь лет)
В конечном итоге, правильное оформление и подача заявления могут значительно ускорить процесс получения разрешения на выкуп помещения, поэтому мы рекомендуем внимательно отнестись к данному этапу и обратиться при необходимости за помощью к профессиональным юристам.
Как оспорить отказ местной администрации?
В последние годы мы все чаще наблюдаем, как администрации муниципалитетов отказывают субъектам малого и среднего бизнеса в выкупе арендуемых помещений. Причины таких отказов зачастую оказываются необоснованными и могут варьироваться от формальных отговорок до оспаривания условий договоров аренды. Подобные действия приводят к затягиванию процесса и создают серьезные препятствия для развития бизнеса.
Помните, что такая порочная практика игнорирования ваших интересов как предпринимателей требует активного реагирования: обращения в суд за защитой нарушенных прав.
Судебное разбирательство по таким спорам осуществляется в арбитражных судах, поскольку необоснованный отказ в выкупе помещения относится к экономическим спорам и подсуден системе арбитражных судов.
Шаг 1. Подача иска
В исковом заявлении необходимо соблюсти определенную структуру:
- реквизиты (наименование суда, данные истца, его представителя и ответчика)
- описание основных фактов (дата заключения договора аренды, информация о пролонгировании договора путем заключения дополнительных соглашений, ваша попытка выкупить помещение законным способом и необоснованный отказ муниципалитета)
- позиция истца и основание требований (здесь необходимо предоставить нормативную базу, подтверждающую ваши требования)
- сами требования (обязать Администрацию устранить допущенные нарушения ваших прав и реализовать ваше преимущественное право на выкуп помещения)
- приложения (все документы, подтверждающие ваши заявление требования)
Не забудьте заплатить государственную пошлину за подачу искового заявления и предоставить квитанцию об оплате, что является обязательным условием принятия вашего иска к производству.
Шаг 2. Участие в судебном разбирательстве
После подачи иска наступает стадия судебного разбирательства. На начальном этапе судья определяет, какие доказательства необходимы для рассмотрения дела. Важно, чтобы вы представили все документы, подтверждающие вашу позицию: оригиналы договоров аренды, результаты строительно-технической экспертизы, кадастровый паспорт помещения и другие.
Если вам не хватает доказательств, вы можете истребовать их у муниципалитета путем подачи ходатайства. Например, вы может попросить суд запросить документы у муниципалитета, которые подтверждают ваши требования. Судья оценивает обоснованность таких ходатайств и принимает решение о том, какие документы следует истребовать.
После сбора доказательств начинается стадия прений. На этом этапе стороны излагают свои позиции, аргументируя свои требования и возражения. По итогам прений суд принимает решение, основываясь на представленных доказательствах и аргументах. Стадия судебного разбирательства требует от участников активной подготовки и внимательного отношения к деталям, что играет ключевую роль в успешном разрешении спора. Именно поэтому мы считаем крайне важным привлечь на данной стадии специалистов, которые имеют опыт судебных прений с органами власти и участия в разбирательствах в арбитражных судах.
На этапе судебного разбирательства Администрация муниципалитета может прибегать к откровенно недобросовестным действиям по затягиванию процесса и воспрепятствованию реализации вами законных прав. Именно поэтому необходимо профессиональное юридическое сопровождение, которое поможет вам отразить аргументы администрации и отстоять свою позицию.
Наше успешное дело
В нашей практике к м обратился субъект малого бизнеса – общество с ограниченной ответственностью, которое на протяжении нескольких лет добросовестно арендовало нежилое помещение в Чукотском муниципальном районе. Наш клиент обратился к нам с просьбой помочь составить заявление о выкупе помещения, и мы ему в этом посодействовали. Однако далее мы столкнулись с отказом со стороны Администрации.
На этапе составления иска для дальнейшего судебного разбирательства мы обратили особое внимание на то, что нашим клиентом были соблюдены необходимые условия:
- непрерывное владение помещением с 2019 по 2022 годы
- включение истца в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
- соответствие помещения требованиям закона
- направление заявления о выкупе помещения в рамках претензионного порядка
Для того, чтобы оспорить незаконные аргументы администрации, наши специалисты привлекли строительно-техническую экспертизу и отразили ее результаты в исковом заявлении.
Благодаря убедительной аргументации мы выиграли дело, и суд встал на нашу сторону, обязав администрацию не препятствовать выкупу помещения.


Что мы можем предложить?
Мы команда высококвалифицированных профессионалов в области гражданско-правовых дел, и наши юристы специализируются в том числе на выкупе арендуемых помещений у администраций муниципалитетов. Наше сопровождение охватывает все этапы данного процесса, начиная от анализа правовых аспектов и заканчивая представлением ваших интересов в суде. Мы готовы оказать вам всестороннюю поддержку вне зависимости от региона вашей деятельности, ведь мы понимаем, что каждая ситуация уникальна.
Сложности, возникающие при взаимодействии с муниципальными органами, могут быть значительными, однако наш опыт позволяет эффективно преодолевать любые преграды. Мы тщательно изучаем законодательство и практику, что помогает нам находить оптимальные решения для наших клиентов. Мы индивидуально подходим к каждому делу, разрабатывая стратегию, максимально соответствующую вашим потребностям и целям.
Кроме того, мы обладаем возможностями для участия в арбитражных процессах с использованием системы видео-конференц-связи, что позволяет нам оперативно реагировать на вызовы и защищать ваши интересы в любой точке России. Мы также обеспечиваем полное сопровождение сделок, включая подготовку необходимых документов и консультации по вопросам оценки недвижимости. Доверьте свое дело нашей команде, и мы сделаем все возможное для достижения положительного результата и защиты ваших прав.