Регистрация договора аренды в Москве и Московской области
Стоимость услуги: 25 000 рублей
Услуга может быть оказана как в Москве, Московской области, так и за пределами этих регионов.
Срок исполнения услуги: 8 рабочих дней.
Что включает в себя услуга по регистрации договора аренды в Москве и Московской области:
- устные консультации в период оказания услуги;
- запрос, получение от арендодателя необходимых документов для сделки;
- разработка (экспертиза) договора аренды;
- формирование полного пакета документов для регистрации сделки;
- подача документов в Росреестр (центр государственных услуг, МФЦ, «Мои документы»)
- получение и передача клиенту выписки из ЕГРН — документа, подтверждающего переход права собственности.
Какие документы необходимы от Вас для оказания услуги:
- реквизиты арендодателя и арендатора, копия;
- свидетельство о праве собственности, при наличии;
- коммерческие условия сделки;
- доверенность на представителя, подлинник.
Дополнительные услуги, которые могу потребоваться:
- проверка кредитного договора;
- участие в дополнительных переговорах с банком, продавцом, госорганом;
- экспертиза юридической чистоты сделки.
Что нужно сделать, чтобы заказать услугу:
Позвонить нам по телефону, указанному на сайте, а лучше написать на наш адрес эл. почты, описать Вашу потребность и сложившуюся ситуацию, и мы ответим Вами в течение 10 минут, либо просто кликнув кнопку заказать.
Стоимость услуги
25 000 рублей
Статьи по теме

В этой статье мы расскажем о том, какие споры по аренде недвижимости успешно разрешались нашими юристами. Конечно, мы приведем примеры из нашей большой «арендной» практики и, как обычно, дадим образец документа.
Наш обзор будет включать следующие споры по аренде недвижимости:
— расторжение договоров аренды через суд
— выкуп арендованного помещения по закону о «малой приватизации», включая оспаривание стоимости выкупа
— регистрация договора аренды и дополнительных соглашений к нему
Это наиболее часты споры в нашей практике. Конечно, наши юристы также сталкиваются с иными спорами по аренде, ведь их огромное множество. Поэтому вы можете обратиться к нам по любому вопросу.
- Расторжение договоров аренды через суд
Мы зачастую выступаем на стороне арендаторов, когда арендодатель хочет расторгнуть договор аренды. Мы участвовали в спорах, когда инициатором расторжения арендных отношений были как частные лица, так и госорганы.
Например, недавно мы рассказывали, как администрация пыталась через суд расторгнуть договор аренды причала за то, что наш клиент-арендатор не позволил судну бесплатно (!) и без предупреждения (!) пришвартоваться. Мы подготовили отзыв на иск и представляли интересы арендатора в арбитражном суде. В итоге суд принял решение в нашу пользу и полностью отказал в иске администрации (дело № А80-417/2021):
То, что арендодатель хочет расторгнуть договор аренды, конечно, само по себе недостаточно для прекращения аренды, если этого не желает арендатор.
Арендодатель должен дождаться окончания срока аренды. Но даже по окончанию срока аренды просто так избавиться от арендатора не получится. В силу закона арендатору предоставлено преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор может воспользоваться преимущественным правом, если одновременно выполнены пять условий:
— объект аренды – не вещи, взятые в прокат, не транспортное средство, не земля, не водный объект и не лесной участок
— преимущественное право не исключено договором аренды
— арендатор не нарушал договор (не было просрочек, нецелевого использования и т.д.)
— арендатор заблаговременно направил арендодателю уведомление о своем желании заключить договор снова
— арендодатель в будущем намерен продолжить сдавать имущество в аренду
А вот расторгнуть договор аренды до истечения его срока можно только в суде и только в случаях, прямо предусмотренных ГК:
а) существенное или неоднократное нарушение условий аренды
б) нарушение целевого назначения имущества
в) существенное ухудшение состояния объекта
г) больше 2 раз подряд не внесена арендная плата
д) несвоевременно производится капитальный ремонт, если по условиям договора он входит в обязанности арендатора)
Другие основания для одностороннего отказа от аренды можно включить в договор. Например, договор одного из наших клиентов предусматривал такое основание:
При прекращении аренды убедитесь, что арендодатель проверил имущество, и подпишите соответствующий акт.
Итак, договор аренды недвижимости прекращается по истечении срока. Но закон или договор дают право в строго определенных случаях расторгнуть договор аренды досрочно. Также имейте в виду, что арендодатель может отказаться от договора только после письменного предупреждения в адрес арендатора и только в случае, если арендатор не исполняет законных требований арендодателя, изложенных в претензии.
- Выкуп арендованного помещения по закону о «малой приватизации», включая оспаривание стоимости выкупа
Говоря о «малой приватизации», мы имеем в виду предоставленное с 2009 года законом № 159-ФЗ право субъектам МСП выкупать арендуемые площади без торгов в упрощенном порядке у госорганов. Более подробно о тонкостях выкупа вы можете прочитать в этой статье или посмотреть видео:
⇒ Законом № 168-ФЗ от 11.06.2022 внесены изменения в ст. 19 Закона о защите конкуренции. Отныне государственные/ муниципальные преференции, включая право выкупа арендуемых помещений, распространяются на самозанятых. В сфере претендентов на муниципальные помещения пополнение!
Условия для выкупа государственного/ муниципального помещения. Все казенные помещения для целей выкупа можно разделить на две группы: одни включены в особые Перечни, утверждаемые на каждом уровне власти (местный, региональный, федеральный), другие – нет. Помещения включаются в Перечни с целью оставления за госорганами «неприкосновенного запаса» недвижимости, которую можно будет в случае чего передать для нужд все того же малого бизнеса на условиях аренды. Однако включение помещения в Перечень не препятствует выкупить его, а только немного ужесточает условия выкупа. Важно одно: помещение, включенное в перечень, можно выкупить только по прошествии 5 лет с того момента, как оно впервые было туда включено. Итак, исчерпывающие условия выкупа помещения:
а) статус МСП (для всех помещений вне зависимости от включения в Перечень)
б) аренда длится не менее 2 лет (если помещения нет в Перечне) или не менее 3 лет (помещение в Перечне)
в) не зафиксировано нарушений договора аренды, прежде всего, просрочек внесения арендных платежей (для всех помещений вне зависимости от включения в Перечень)
г) помещение не может использоваться для исполнения госорганами своих полномочий (для всех помещений вне зависимости от включения в Перечень)
К нам очень часто обращаются предприниматели, так как местные власти отказывают согласовать выкуп арендованных помещений. Это говорит о том, что несмотря на существование специального закона, его реализация отдана в руки чиновников, а они не всегда готовы распрощаться с государственной собственностью.
В нашем блоге мы рассказывали о случаях отказа в выкупе помещения. Например, в одной ситуации нашему доверителю отказали в выкупе, поскольку договором аренды определен годичный срок аренды, следовательно, владение в течение двух лет не подтверждается. В суде мы заявили о пролонгации: с молчаливого согласия арендодателя предприниматель продолжил использовать помещение, платил аренду. В итоге решением Арбитражного суда Чукотского АО по делу № А80-278/2021 на администрацию возложена обязанность заключить договор купли-продажи помещения с предпринимателем.
Встречались также такие основания для отказа в выкупе, как отсутствие кадастрового номера у объекта или включение помещения в неопубликованный Перечень. Наши юристы мотивированно обосновали несостоятельность этих причин отказа.
Хотим предупредить, что местные власти после заявления о выкупе становятся слишком внимательными арендодателями. В этом мы убедились на собственном опыте. После того, как был подан иск в суд с требованием о выкупе помещения, администрация организовала «контрольный» выход на объект с проверкой. Причем арендатор не предупреждался о посещении. Вместо арендатора администрация решила пригласить сотрудников полиции… Как нам стало известно, по итогам проверки был составлен некий акт, подтверждающий, что арендодатель проверил имущество. Однако арендатору он, конечно, не направлен. Со своей стороны мы подготовили заявление с требованием предоставить акт и разъяснить причины обращения в полицию:
Отдельно нужно сказать об оспаривании стоимости выкупа. Получить согласие администрации на выкуп помещения – это пол дела. Нужно еще, чтобы это помещение оказалось по карману.
Определение стоимости выкупаемого помещения подпадает под полномочия местных властей. Закон содержит только указание, что эта цена должна быть рыночной. На деле, органы существенно завышают цену, поэтому приходится оспаривать стоимость выкупа в суде.
Чтобы подать иск у предпринимателя есть 30 дней с момента получения проекта договора на выкуп.
Наш клиент тоже попал в такую ситуацию. В первую очередь, мы обратили внимание на то, что администрация определила рыночную стоимость НЕ на дату получения муниципалитетом заявления на выкуп. Хотя только это дата может являться датой оценки при выкупе помещений у города. Конечно, по таким делам неизбежно встает вопрос о судебной оценочной экспертизы. Как правило, стоимость выкупа определяется на основании заключения судебной экспертизы.
Выкуп арендуемых помещений у властей требует небольших усилий: долго и без нарушений пользоваться недвижимостью. Но реализации права на выкуп часто препятствуют необоснованные требования чиновников или завышение стоимости выкупа.
- Регистрация договора аренды и дополнительных соглашений к нему
Споры по аренде недвижимости могут быть далеко за пределами арбитражных судов. Недопонимания возникают и при регистрации аренды. Поэтому к нам обращаются за услугой «Регистрация договора аренды в Москве и Московской области». Услуга включает в себя все этапы от составления договора аренды до передачи вам выписки ЕГРН с отметкой о зарегистрированном обременении.
Помните, что регистрация договора аренды – это насущная необходимость, а не простая формальность. Если договор по закону должен быть зарегистрирован, а это долгосрочные договоры аренды недвижимости (на срок год и более), то он считается заключенным для третьих лиц с момента такой регистрации.
Для оформления аренды потребуется:
— нотариальная доверенность (сдать документы на регистрацию от имени заявителя может только лицо с оригиналом нотариальной доверенности)
— договор аренды (составляется нашими юристами)
— акт приемки, подтверждающий, что арендодатель проверил имущество, а арендатор принял его (рекомендуется, чтобы он был)
За государственную регистрацию договора аренды уплачивается пошлина в размере 22 000 рублей (для организаций) или 2 000 рублей (для граждан и ИП).
Пошлина оплачивается по реквизитам того территориального управления Росреестра, где вы подаете заявление. Необязательно нужно подавать заявление там, где находится недвижимость. Существует понятие «экстерриториальное заявление». То есть недвижимость может находиться на Дальнем Востоке, а заявление можно подать в Москве через МФЦ. В этом случае пошлину оплачиваем по реквизитам Московского управления Росреестра.
Также нередко возникает необходимость изменить договор аренды. Это можно сделать либо путем подписания нового договора аренды или через дополнительное соглашение к старому договору. В 2020 году мы бы посоветовали клиенту выбрать второй способ, даже если арендодатель хочет расторгнуть договор аренды. Почему? Дело как раз в пошлине. Ранее дополнительные соглашения к договору аренды квалифицировались как внесение изменений в регистрационные записи. Следовательно, пошлина взымалась в размере 1000 рублей (для организаций) и 350 рублей (для физлиц и ИП).
Но в ноябре 2020 года Минфин РФ дал разъяснения, что доп.соглашения к договору аренды нужно квалифицировать как сделку и взымать пошлину в сумме 22 000 рублей/ 2 000 рублей. Далее пошла волна отказов Росреестра в регистрации доп.соглашений, если заявитель платил пошлину как за регистрацию изменений. И к концу 2021 года спор между предпринимателем и Росреестром попал в Верховный суд.
В Определении от 21.10.2021 № 307-ЭС21-8546 Верховный суд подтвердил, что за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды уплачивается пошлина в размере 22 000 рублей (юр.лица) или 2 000 рублей (граждане).
На сайте Росреестра уже обновлена информация: теперь в разделе «Размеры госпошлин» доп.соглашения указываются в одной категории с договорами аренды:
Чтобы избежать приостановки государственной регистрации и, тем более, отказа в государственной регистрации, который влечет полную потерю уплаченной пошлины, рекомендуем обращаться к юристам, имеющим положительный опыт взаимодействия с Росреестром.
Будем рады, если статья оказалась полезной для Вас, а споры по аренде, особенно с госорганами, стали казаться не такими безнадежными! Залог успеха – хороший юрист, знающий закон и тенденции практики.

Для компаний и ИП, которым нужен земельный участок, есть удобный способ, который выражается в получении земли во временное пользование от местной администрации (иначе говоря аренда). Но что делать, если администрация не дает в аренду участок? Как происходит спор по аренде земельных участков? Об этом мы и расскажем. В статье представлен пример иска.
Администрация не дает в аренду участок: все об аренде
Все положения и нормы, которые пригодятся в исследовании вопросов аренды земельных участков, находятся в двух актах, — Гражданском и Земельном кодексах. Первый из них регулирует заключение, действие и расторжение указанного договора, а второй содержит положения об особенностях аренды земли. Право арендовать земельный участок закрепляется не только за гражданами России, но и за иностранцами и лицами без гражданства. Каких-то особенных требований к арендатору закон не предъявляет. Исходя из этого, делаем вывод, что любой гражданин может взять в аренду участок, который находится в муниципальной или государственной собственности. Расскажем об основаниях.
Для проявления инициативы необходимо подать заявление. Если в процессе проведения проверки документации, поданной заинтересованным лицом, не обнаружится нарушений законодательства, то выносится положительное решение. Есть определенные ограничения. В аренду нельзя взять любой приглянувшийся участок. Итак, нельзя претендовать на аренду следующих земель:
- заповедников или национальных парков;
- Вооруженных Сил России;
- органов государственной власти для осуществления их деятельности и т. д.
- Помимо указанных ограничений, существует ряд запретов на проведения аукциона таких земель, как:
- границы которых не уточнены;
- собственность на которые не зарегистрирована;
- использование которых не разрешено;
- категория которых не установлена;
- участки которых изъяты из оборота;
- на которых расположен незавершенный строительный объект.
Получить участок в аренду можно несколькими способами:
- бесплатно (в тех пределах, которые установлены законом);
- на торгах;
- без проведения торгов.
Нас интересует именно второй вариант. В указанном случае проведение аукциона является обязательным. В процессе торга определяется право на пользование земельным участком, полностью готового к использованию (у него есть кадастровый номер и определено целевое назначение). Участвовать в таких торгах имеют право все желающие. Победителем является тот субъект, который предложил максимальную цену. Основанием проведения торгов выступает распоряжение местной администрации. Ну а что делать, если администрация не дает в аренду участок? Как отменить аукцион по аренде земельных участков?
Департамент не дает в аренду участок: пошаговая инструкция обжалования
Оспорить отказ в предоставлении земли становится возможным после получения решения комиссии (соответствующей выписки) или справки об отказе, которая была представлена на этапе предварительного согласования.
При ненадлежащем либо малоубедительном пояснении, касающихся причин отказа, необходимо руководствоваться нормами статей с 39.14 по 39.17, 64 ЗК РФ. Исходя из этого, субъект, который является претендентом на участок, должен выполнить следующее:
- опровергнуть основания, которые указаны в обозначенных документах;
- указать на то, что следствием отрицательного решения администрации стало нарушение прав;
- представить доказательства того, что право на земельный участок является законным.
Спор по аренде земельных участков: досудебное урегулирование спора
Законодательством установлено, что земельные споры разрешаются в судебном порядке. До того, как принять дело к своему производству, последнее может быть направлено в третейский суд. Важно учитывать, что если департамент не дает в аренду участок, то обжаловать данное действие сначала необходимо именно там. То есть администрация будет выступать первым шагом, после которого наступает второй — обращение в суд, где будет рассмотрено все то, что не удалось урегулировать на досудебном этапе.
Заявление необходимо адресовать уполномоченному лицу администрации. Кто именно будет таковым зависит от конкретного субъекта России. Например, глава городской или районной администрации.
Администрация не дает в аренду участок: содержание жалобы
- необходимо указать причины, на основании которых гражданин претендовал на получение земли и положения, послужившие основанием отказа;
- обозначить дату рассмотрения вопроса на слушаниях либо дату подачи заявления;
- перечислить правовые нормы, которые были нарушены, следствием чего стало отрицательное решение;
- указать статьи закона, которые должно было учитывать должностное лицо в процессе принятия решения;
- изложить описание ситуации по существу.
На обозначенное выше заявление должен быть дан ответ. Последний включает доказательства, которые подтверждают позицию администрации, со ссылкой на нормативные акты. Если и в этом случае заявление отклонено, то разрешение спора возможно только через суд.
Отменить аукцион по аренде земельных участков: обращаемся в суд
Если администрация не дает в аренду участок, то в течение десяти дней необходимо обратиться в суд. Данный срок начинает течь с момента получения отрицательного ответа на жалобу. Если пропустить обозначенный в законе срок, то принятое решение вступит в силу и земельный участок получить не удастся. Не отчаивайтесь, указанная информация актуальна для тех, кто пропустил срок без уважительной причины. В случае, если имеют место объективные обстоятельства, ввиду которых лицо не имело возможности обратиться в суд, то последний можно восстановить. Для этого следует оформить заявление и приложить к нему доказательства, которые подтвердят причину пропуска подачи иска.
Департамент не дает в аренду участок: в какой суд идти?
Споры, которые касаются решений администрации, должны рассматриваться в соответствии со статьями 218-224 КАС РФ. К подобным вопросам можно применить и нормы гражданского права, которые регламентируют осуществление искового производства. Исходя из норм закона, необходимо обращаться в районный или городской суды по месту нахождения органа, который отказал в аренде земельного участка.
Спор по аренде земельных участков: содержание иска
То, что в исковое заявление должны быть включены все базовые элементы, которые полагаются для исков любой категории, вы и так знаете. Расскажем лучше о том, что важно указать при обжаловании решения администрации на примере случая, который произошел с нашим клиентом. Коротко о том, что стало поводом для обращения в суд:
Наш клиент (юридическое лицо) желал получить 4 земельных участка (находятся в государственной собственности, в выписке из ЕГРН нет сведений о зарегистрированных на них правах) на праве аренды с соблюдением конкурентных способов определения арендатора. Желаемый срок аренды земельных участков 20 лет. Земельные участки хотел приобрести в аренду в целях расположения на них складских помещений и гаражей для автомототранспортной техники. В связи с этим он обратился к администрации, но ответа не получил.
Мы пошли в суд, составив при этом исковое заявление. Что важно учитывать:
- коротко и по существу рассказать суть спора/проблемы;
- представить позицию заявителя:
- В нашей ситуации заявитель указал, что на лицо полное игнорирование требований законодательства всеми заинтересованными лицам. Заявитель хочет получить в аренду участки, платить и пополнять бюджет, но получает отписки, никто не хочет исполнять свои функции. Клиент считает, что заинтересованное лицо намерено бездействует, просто не хочет предоставлять в аренду земельные участки в связи с личной неприязнью к директору ООО.
- перечислить нормы закона, которые были нарушены администрацией;
- четко указать требования:
- В нашем случае были перечислены следующие: признать бездействие заинтересованных лиц незаконным; обязать последних предоставить сведения о собственниках земельных участков и вынести решение о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельных участков.
- составить перечень приложений к заявлению. Ими могут быть выписки из ЕГРН, квитанция об оплате государственной пошлины, ответы от органов местного самоуправления и т. д.
После подачи искового заявления к нам поступил ответ от администрации. Его суть состоит в том, что на двух земельных участках стоят зарегистрированные строения. Однако на двух других участках есть строения, но они являются бесхозными. Поэтому два из четырех земельных участков они должны были предоставить в аренду.
Составить ответ на указанные доводы администрации нам еще предстоит. Однако представим те положения закона, на которые мы будем опираться:
- Согласно пп. 8 и 9 п. 8. статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, государству или муниципалитетам:
Администрация будет ссылаться на то, что на земельных участках расположены некие объекты недвижимости (хотя таковыми их назвать нельзя), которые находятся в непригодном для эксплуатации состоянии. Заявитель понимает позицию администрации, она следующая: пусть все разрушится, пусть никто не пользуется, лишь бы оно не досталось директору ООО. Это сделано намерено, чтобы ограничить конкуренцию, не дать экономических преимуществ заявителю. Однако администрация не обладает разрешительной документацией на данные «объекты недвижимости», они никому не принадлежат, они также не являются бесхозными в установленном законом порядке, нет ни кадастрового паспорта, нет правоустанавливающих документов — нет ничего, фактически — это незарегистрированный самострой;
- при определении правил подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации воля законодателя была направлена на обеспечение исключительного права собственника объекта недвижимости на землепользование и принципа единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка. Это логично, но у «объекта недвижимости» нет собственника, следовательно, ничье право не нарушается.
- согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Поскольку доказательств наличия зарегистрированного за кем-либо вещного или иного права на здания, расположенные на Земельных участках, Администрацией не представлено, логично сделать вывод о том, что оснований для применения положений подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ в рассматриваемом случае не имеется. В свою очередь наличие не принадлежащего кому-либо на праве собственности, ином вещном или другом праве здания на испрашиваемом Заявителем земельном участке не ограничивает иных потенциальных участников на участие в торгах на право заключения договора аренды такого земельного участка, таким образом, возможное заявленное Администрацией основание не является в рассматриваемом случае препятствием в заключении договора аренды земельного участка на конкурентной основе.
Это дело еще не завершено. Однако мы рассчитываем исключительно на положительный исход. Мы не раз сталкивались с тем, чтобы назначить или отменить аукцион по аренде земельных участков, знаем, как разговаривать с органами местного самоуправления, что указать в заявлении для суда. В следующих публикациях обязательно поделимся результатом нашей работы. А пока можно прочитать или посмотреть много других интересных случаев.