Юридическое сопровождение бизнеса в РФ
Стоимость услуги
по согласованию сторон
Статьи по теме
На фоне санкционной политики, ключевой вопрос во внешнеторговых отношениях – «Как иностранной компании взыскать долг с российской организации?» Это общий вопрос, он актуален для все контрагентов, из какой страны бы они ни были. В этой статье продолжим тему о внешнеторговом контракте с Казахстаном. Расскажем, как компании из Казахстана взыскать долг с российском компании. Особое внимание уделим получению исполнительного листа в государственном суде для непосредственного списания денег.
Арбитражное соглашение
Обратите внимание на свой внешнеторговый контракт. В нем есть раздел «Арбитражная оговорка». Взыскание долга с российской компании в пользу поставщика из Казахстана происходит в твердом соответствии с этими условиями.
Арбитражная оговорка определяет:
- компетентный суд: государственный суд России или Казахстана, третейский суд или международный коммерческий арбитраж.
- применимое право: российские законы, право Казахстана или законодательство третьей страны (например, если недвижимость находится в этой третьей стране)
- место арбитража
- арбитры
- язык третейского разбирательства
- окончательность арбитражного решения: когда арбитражная оговорка не содержит указание на окончательность решения третейского суда, оно может быть обжаловано
«Все споры, разногласия или требования, возникающие из договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в МКАС при ТПП РФ в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Если внешнеторговый контракт по каким-то причинам не содержит арбитражную оговорку и отдельное арбитражное соглашение сторонами не подписывалось, то нужно руководствоваться Соглашением стран СНГ о порядке разрешения споров от 20.03.1992.
Вид спора | Государственный суд | Пример |
Понуждение к исполнению договорной обязанности | по месту, где должно быть исполнение | Российская компания из Москвы должна оплатить товар, пришедший из Казахстана, – АС города Москвы |
Заключение, изменение, расторжение контракта | по месту «сильного» обязательства | Поставщик из Туркестана хочет изменить условия поставки в Россию — Специализированный межрайонный экономический суд Туркестанской области |
Возмещение вреда | по месту причинения ущерба | Во время транспортировки груза из Казахстана в Россию произошло ДТП на подъезде к Оренбургу – Арбитражный суд Оренбургской области |
Защита деловой репутации | по месту нахождения истца | Российский блогер-предприниматель порочит товары компании из Алматы – специализированный межрайонный экономический суд г. Алматы |
Права на недвижимое имущество | по месту нахождения имущества | Компания из Казахстана просит снять ипотеку на здание в Подмосковье – Арбитражный суд Московской области |
Претензионный порядок
По российским законам, прежде чем обращаться в арбитражный суд нужно направить претензию контрагенту по внешнеторговому контракту. Если российская компания отказывается платить долг по претензии, через 30 дней можно идти в суд.
Мы рекомендуем искать компромисс на досудебной стадии, так как:
- ускоряется процесс реального получения денег (даже при рассрочке)
- исключаются судебные издержки, включая госпошлину, расходы на юристов, оплату экспертиз
- сохраняется деловая репутация обеих сторон
- укрепляется сотрудничество или хотя бы оно спокойно прекращается
- вычеркивается риск «судебного усмотрения»: когда решение не понравится ни той, ни другой стороне
Секреты эффективной претензии:
1. Убедительность в фактах
Необходимо убедить российского партнера, что казахстанская компания без проблем взыщет долг. Внешнеэкономический договор со стороны казахстанской компании исполнен точно и в срок. Акты сдачи-приемки имеются. Никакое положение внешнеторгового контракта не позволяет российской компании не платить или просто отказаться от договора. Имеется вся разрешительная и техническая документация, заключение государственных экспертиз.
2. Убедительность в праве
Напишите в претензии, какие нормы применимого права нарушает российский контрагент. Например, по российскому Гражданскому кодексу заказчик не вправе в одностороннем порядке отказаться от договора или изменить его условия, если только самим договором ему не дано такое право (ст. 309, 310 ГК). Если вы договорились о применении Инкотермс, расшифруйте российскому контрагенту базис поставки. Сообщите, когда контрагент должен был заплатить.
3. Негативные последствия
Должник должен ясно понять, что ему выгоднее договориться с вами сейчас и уплатить долг, чем тянуть время в суде.
Любой контракт включает раздел «Ответственность сторон». Процитируйте пункт про неустойку. Стандартная пеня 0,1 % при большой цене контракта сулит приличный «прицеп» к телу долга. Однако если ваш контракт не предусматривает пеню, казахстанский поставщик все равно может рассчитывать на финансовые санкции. По ст. 395 ГК проценты по долгу начисляются по ключевой ставке. С 16 сентября 2024 г. ее размер ни много, ни мало – 19 % годовых.
Период неустойки не ограничен датой вынесения судебного акта. Взыскатель может просить суд выдать исполнительный лист на «открытые проценты», то есть до момента фактического погашения долга.
Помимо неустойки должнику грозят судебные расходы. Проигравший в российском суде должник должен компенсировать истцу все судебные издержки, включая госпошлину, юридические услуги, затраты на экспертизу, транспортные, почтовые и другие расходы.
Несвоевременное исполнение судебного акта повлечет индексацию присужденных сумм. Согласно ст. 183 АПК РФ присужденные денежные суммы (включая основной долг, пени и проценты, судебные издержки) индексируются со дня вынесения решения по индексу потребительских цен Росстата.
Взыскатель может подать заявление об индексации не позднее 1 года после исполнения должником судебного решения
Постановление Конституционного Суда РФ № 31-П от 20.06.2024
В России у должника есть 5 дней, чтоб добровольно погасить долг. Иначе судебные приставы вынесут постановление о взыскании исполнительского сбора. Его размер – 7 % от присужденной суммы, но минимум – 10 тыс. рублей.
4. Соблюдение формальных требований
Требований к содержанию претензии в законе нет, но есть пара формальных моментов, без которых претензионный порядок не будет соблюден:
а) претензионная переписка должна вестись по адресам, указанным в контракте
б) претензия должна содержать наименование, обратный адрес и реквизиты отправителя
Взыскание долга в российском суде
Если арбитражная оговорка относит спор к юрисдикции российского суда, компания из Казахстана подает иск в арбитражный суд РФ.
Есть несколько огромных плюсов, когда компания из Казахстана взыскивает долг в государственном суде РФ:
- можно без проблем получить исполнительный лист
- возможность пересмотра неудовлетворительного судебного акта в 4 вышестоящих инстанциях
- качественное экономическое правосудие в России
- российская электронная система «Мой арбитр» — одна из передовых систем Legal Tech в мире, позволяющая в онлайн режиме участвовать в судебных заседаниях, знакомиться с делом, направлять ходатайства, получать исполнительный документ.
Процесс в государственном арбитраже мы подробно описывали в статье Не оплатили по договору оказания услуг. Прочитав этот материал, казахстанская компания узнает, как написать и подать иск, какие документы представить в качестве доказательств, когда можно получить деньги в упрощенном производстве и как компенсировать судебные издержки.
Казахстанские компании судятся в России с учетом Конвенция о правовой помощи (г. Кишинев 07.10.2002), то есть пользуются теми же правами и льготами резидентов
Ключевые особенности участия казахстанской компании в арбитражном суде:
- к иску прикладывают актуальную, то есть полученную за 30 дней, выписку из торгового реестра Республики Казахстан
- увеличиваются сроки рассмотрения дела до 1 года из-за того, что казахстанская компания извещается о суде через Минюст Казахстана
- документы госорганов Казахстана с гербовой печатью принимаются без какого-либо специального удостоверения
- внешнеторговый контракт требует нотариальный перевод, кроме случаев, когда он составлен на двух языках и один из них – русский
Исполнение решения российского суда
У казахстанской компании не будет никаких проблем, чтоб получить исполнительный лист по российскому арбитражному решению. После вступления решения в законную силу нужно подать ходатайство о выдаче исполнительного листа. Суд отправит исполнительный документ по указанному адресу или выдаст на руки.
Оригинал исполнительного листа можно сдать в банк, где у российской компании открыт счет, ЛИБО в службу судебных приставов по месту регистрации российского должника. Отделение ФССП обладает широкими полномочиями по взысканию – от наложения ареста на счета и имущество до запрета физическому лицу выезжать за границу.
С 09.01.2023 в заявлении о возбуждении исполнительного производства нужно указывать реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российском банке. Поэтому до предъявления исполнительного листа приставам компании из Казахстана нужно открыть счет в российской кредитной организации. При этом Верховный суд запретил указывать банковский счет российского представителя для целей перечисления туда денег, причитающихся иностранной фирме (определение от 27.05.2024 № 306-ЭС24-1663).
Исполнение решений специализированных экономических судов Казахстана
Согласно Кишиневской конвенции о правовой помощи на территории России признаются и исполняются решения специализированных экономических судов Казахстана.
Однако казахстанской компании придется пройти процедуру признания иностранного судебного решения.
Признание иностранного решения в России предполагает проверку соответствия публичному порядку, но не пересмотр дела по существу
Заявление о приведении в исполнение судебного решения Казахстана подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту регистрации должника.
Срок – 3 года с даты вступления в законную силу
Что обязательно указать:
- наименование и адрес взыскателя
- наименование и адрес должника
- суд на территории Казахстана, вынесший решение
- реквизиты казахстанского судебного акта
- требование о признании и приведении в исполнение
- перечень приложений
Что обязательно приложить:
- копия решения суда Казахстана с подписью судьи, гербовой печатью и отметкой о вступлении в законную силу
- копия извещения должника из материалов иностранного дела
- нотариальный перевод судебного решения и иностранного извещения на русский язык
- почтовая квитанция о направлении заявления должнику
- доверенность и диплом представителя
- платежное поручение по госпошлине
Госпошлина — 30 % от госпошлины по имущественному требованию исходя из присужденной суммы
Основания для отказа в исполнении решения Казахстана:
- исполнение решения противоречит публичному порядку РФ
- нет отметки о вступлении в силу
- нет извещения российской компании в Казахстане
- исключительная компетенция российского суда
- имеется российское решение по тем же требованиям
- в российском суде раньше начался аналогичный спор
- пропущен срок на приведение к исполнению
Наконец, взыскатель получает российский зеленый исполнительный лист и может сдать его в банк или приставам.
Взыскание долга в третейском суде и исполнение
Адвокаты Дело чести представляют интересы бизнеса не только в государственных судах, но и в арбитражных учреждениях:
- МКАС при ТПП РФ
- Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма
- Арбитраж в Лондоне
- Международный арбитраж в Париже
- Третейский суд РФ
Как исполнить решение российского третейского суда?
Заявление о принудительном исполнении третейского решения подается в арбитражный суд субъекта РФ по адресу ответчика.
Что обязательно указать:
- наименование и адрес взыскателя
- наименование и адрес должника
- состав третейского суда, его место нахождения
- наименование арбитражного учреждения, администрировавшего третейское разбирательство
- реквизиты третейского решения
- требование о выдаче исполнительного листа
- перечень приложений
Что обязательно приложить:
- копия решения третейского суда (заверяется администратором или нотариально для ad hoc)
- внешнеторговый контракт с арбитражной оговоркой
- почтовая квитанция о направлении заявления должнику
- доверенность и диплом представителя
- платежное поручение по госпошлине
Основания для отказа:
- исполнение решения противоречит публичному порядку РФ
- ограниченная дееспособность стороны
- недействительность или ограниченность арбитражного соглашения
- нет извещения ответчика о третейском разбирательстве
- незаконный состав третейского суда
- исключительная компетенция государственного суда
Публичный порядок нарушается, когда исполнение решения угрожает безопасности России, приводит к банкротству градообразующего предприятия, свидетельствует о выводе активов, не отвечает принципу добросовестности.
Успешное прохождение этой стадии даст взыскателю заветный исполнительный лист.
Как исполнить решение иностранного арбитража?
В целом процедура проходит также, как приведение в исполнение решение государственных судов Казахстана.
Отличие – в прилагаемых к заявлению документах:
- иностранное арбитражное решение
- соглашение о третейском разбирательстве
- их нотариальный перевод на русский язык
Вы – арендатор недвижимого имущества, находящегося в собственности государства или муниципалитета, и хотите выкупить его, но цена «кусается»? Расскажем, как оспорить стоимость выкупа и существенно снизить стоимость недвижимости.
Это не первая статья, касающаяся данной тематики, однако у нас есть новая информация, которой мы спешим поделиться с вами. Мы продолжаем серию статей о выкупе арендуемого недвижимого имущества.
Забегая вперёд, скажем, что нам удалось в несколько раз снизить цену недвижимости. Расскажем об этом ниже.
А пока можно посмотреть основную информацию в видео:
Не согласен со стоимость выкупа: могу ли оспорить?
Отметим, что в случае несогласия с ценой, установленной государством или муниципалитетом, федеральный закон № 159 позволяет арендатору недвижимости оспорить её стоимость.
пункт 8 статьи 4:
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.
Сразу отметим, что мы можем определить действительную стоимость желаемого объекта выкупа и легальным способом снизить его цену. При этом мы работаем не только в Москве и Московской области. В зависимости от того, насколько город или любой другой субъект Российской Федерации оценил недвижимость, реальная её стоимость может отличаться на 50 и более процентов.
Хочу снизить стоимость выкупа: что делать?
Общая процедура выкупа недвижимости установлено законом № 159. Она включает в себя следующие этапы:
1. Подача заявления субъектом, являющимся малым или средним предпринимателем, в Департамент городского имущества об осуществлении преимущественного права выкупа с приложением необходимых документов.
2. Постановка на кадастровый учёт, соблюдение необходимых условий, подготовка документации для оценки недвижимости.
3. Реализация оценки рыночной стоимости недвижимого имущества по заказу Департамента городского имущества, а также получение экспертного заключения на отчёт о произведённой оценке.
4. Разработка документа о приватизации.
5. Направление проекта договора купли-продажи стороне сделки.
Важно указать, что неподписание договора, а точнее его проекта, ведёт к утрате преимущественного права выкупа. На подписание договора купли-продажи или направления протокола разногласий к нему законом отведено 30 дней. Однако хотим представить пример из судебной практики, в котором на основании, указанном выше, Департамент городского имущества отказал обществу в преимущественному праве выкупа.
Случай из практики Верховного суда:
Общество с ограниченной ответственностью «СТК ПЛАЗА» обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с предложением заключить договор купли-продажи арендуемого имущества.
Департамент принял решение о приватизации спорного недвижимого имущества и направил в адрес общества для подписания проект договора купли-продажи арендуемого обществом имущества.
Общество сообщило, что не согласно со стоимостью выкупа, предложенной Департаментом, направило в адрес ответчика договор купли-продажи, протокол разногласий с условием, содержащим иную цену, заключение о стоимости на основании независимого отчета об оценке.
Департамент в разумный срок не известил о результатах рассмотрения протокола разногласия, в связи с чем ООО, полагая, что действия препятствуют обществу в праве на выкуп, обратился в суд. Однако в удовлетворении исковых требований было отказано.
Верховный суд не согласился в нижестоящими инстанциями, указав следующее:
1. В течение десяти дней с даты принятия решения об выкупа арендуемого имущества, уполномоченный орган направляет арендатору предложение о заключении договора купли-продажи и проект договора.
2. В случае согласия предпринимателя на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи должен быть заключен в течение тридцати дней (отсчет идет со дня получения предложения и/или проекта договора).
3. У предпринимателя есть право в любой день до истечения этого срока подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
4. В законе имеются и основания, в соответствии с которыми предприниматель теряет преимущественное право выкупа, одно из них связано как раз с истечением 30 дневного срока. Следовательно, суды при рассмотрении дела должны были установить истечение обозначенного срока со дня получения таким субъектом проекта договора купли-продажи и неподписание его в этот срок.
5. Вместе с тем, закон № 159 не запрещает арендатору указать, что он не согласен со стоимостью выкупа. Направление обществом на предложенный Департаментом проект договора купли-продажи протокола разногласий было обусловлено несогласием истца с условием о выкупной цене, которая, по его мнению, была завышенной. В обоснование иной цены выкупаемого имущества обществом был представлен отчет об оценке. Именно по этой причине обществом не был подписан предложенный проект в течение тридцати дней с момента его получения и направлен протокол разногласий.
6. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ, в соответствии со статьей 443 Гражданского кодекса, признается новой офертой.
7. При реализации арендатором преимущественного права на выкуп имущества в случае неподписания им предложенного публичным образованием проекта договора купли-продажи арендуемого имущества и направления в предусмотренные законом сроки протокола разногласий к проекту договора, который является новой офертой, его отклонение либо неполучение извещения о результатах рассмотрения, арендатор вправе передать разногласия, возникшие между ними при заключении договора, на рассмотрение суда.
Отсутствие подписи арендатора в проекте договора купли-продажи в случае несогласия с предложенными ему условиями в проекте договора (например, когда он хочет снизить стоимость выкупа) и использование предусмотренной законом возможности направить протокол разногласий по заключению договора на иных условиях в обозначенные законом сроки не может быть истолковано как обстоятельство, влекущее прекращение преимущественного права на выкуп (ВС РФ).
В данном случае Верховный суд стал на сторону общества с ограниченной ответственностью. Указанное дело стало прецедентом для иных судебных инстанций. А что из этого дела важно подчеркнуть субъекту малого или среднего предпринимательства?
Для того чтобы оспорить стоимость выкупа, предприниматель обязан обратиться в суд с соответствующим иском в суд. Почему обязан? Так как другого выхода у него, в данном случае, нет. Если предприниматель в течение 30 дней не примет одно из двух решений: либо подписывать договор, либо обращаться в суд, то преимущественное право выкупа будет утрачено. Для того чтобы восстановить это право, необходимо будет заново подавать соответствующее заявление в администрацию. Таким образом, с исковым заявлением об оспаривании стоимости выкупа нужно обращаться в течение 30 дней после получения проекта договора купли-продажи недвижимости.
Снизить стоимость выкупа: случай из практики
Что произошло?
Между ООО и Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского муниципального района был заключен договор аренды муниципальной собственности (гаража).
Истец получил проект договора купли-продажи гаража, согласно которому стоимость выкупаемого объекта недвижимости составляет 42 440 184 рублей. Проект Договора содержит ссылку на некий отчет о рыночной стоимости объекта. При этом данный отчет не был доведен до истца. Мы его запросили, но пока не получили.
Позиция ООО (наш клиент):
Общество обратилось в суд с тем, чтобы оспорить стоимость выкупа. Естественно, что наш клиент не готов отдавать за гараж сумму в 42 миллиона рублей, которая непонятно из чего сложилась.
Кроме этого, рыночная оценка имущества безосновательно выполнена оценщиком по состоянию на 29 декабря 2021 года.
Как и чем мы подтвердили позицию истца в суде?
1. ФЗ № 159: Течение тридцатидневного срока на заключение договора купли-продажи приостанавливается в случае оспаривания субъектом малого или среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, до дня вступления в законную силу решения суда. Это значит, что истец реализует свое право и оспаривает величину рыночной стоимости объекта, указанную в отчете.
2. Постановление Президиума ВАС: Оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Это значит, что выкупная цена помещения должна определяться на дату 2 марта 2021 года — дату обращения истца за приобретением объекта аренды.
3. Постановление Президиума ВАС: При рассмотрении дела, связанного с оспариванием величины стоимости объекта оценки, отчет оценщика рассматривается судами как одно из доказательств по делу. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика суд может назначить экспертизу, в том числе в виде иной независимой оценки. Это значит, что рыночная стоимость, указанная отчете об оценке, как минимум, раз в 10 превышает реальную стоимость объекта недвижимости, ввиду этого единственный выход – это назначение независимой оценки судом.
Что просили у суда?
1. отчет о рыночной стоимости гаража;
2. признать недостоверной рыночную стоимость гаража;
3. определить рыночную стоимость гаража.
Вот так выглядит документ, подготовленный нашими юристами:
Управление финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского муниципального района в ответ на наши требования составило отзыв на искового заявление.
В чем состояла суть возражений:
1. В адрес Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район от общества с ограниченной ответственностью протокол разногласий к проекту договора, с просьбой урегулировать вопросы, связанные с проектом договора, не поступало.
2. ФЗ № 135: Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, законом.
3. Управление финансов, экономики и имущественных отношений считает, что цена реальная, не является завышенной, как утверждает истец, что цена превышает реальную стоимость как минимум в 10 раз: в результате сравнений рыночной стоимости аналогичных зданий, но меньшей площадью в интернет-сервисах для размещения объявлений о товарах, недвижимости на территории Чукотского автономного округа (Авито, Домклик и других сайтах) видно, что средняя стоимость 1 квадратного метра составляет от 60 000 рублей и выше.
Что попросил ответчик?
Отказать истцу в удовлетворении иска.
Отзыв на наш иск ниже:
Оперативно нами было составлено возражение на отзыв. Вот, что мы указали:
Истец сразу же после получения проекта направил по электронной почте заявление о несогласии со стоимостью оценки рыночной стоимости, это же заявление 08.04.2022 продублировал по Почте России.
Ответчик ссылается на некие скрины объявлений о продаже недвижимости, согласно которым он вычислил стоимость квадратного метра:
Во-первых, ответчик- это не экспертная и не оценочная организация, и не имеет никакого права выводить собственную стоимость.
Во-вторых, истец может предоставить точно такие же объявления, где стоимость в раз 10 ниже. Ни истец, ни ответчик в этом не эксперты.
В-третьих, этим всем должен заниматься оценщик: искать объявления, смотреть другие аналогичные такие сделки, а не как третье лицо — оценивать стоимость гаража на основании, например, следующих вводных данных — восстановительная стоимость единицы аналогичного здания в ценах 1969г. по УПВС № 25 (таблица 72), в рублях за м3. Почему третье лицо не выбрало оценочный метод оценки, а затратный? Если таких аналогичных сделок полно.
Составленное нами возражение:
При этом нами была проведена собственная экспертиза, оценившая спорную недвижимость в 2 700 000 рублей. Однако, как мы как мы и предполагали, управление и администрация не согласились с указанной стоимостью, желая получить за гараж 42 миллиона рублей. Суд согласился с позицией администрации и управления, решив назначить свою экспертизу.
Итог вновь проведённой экспертизы удивил всех участников судебного процесса. Дело в том, что новый эксперт, которого назначил суд, определил стоимость гаража в 1 759 000 рублей. Таким образом, администрации и управлению намного выгоднее было бы согласиться со стоимостью, которую предложил наш оценщик.
В результате муниципальные органы сделали хуже самим себе, а нам удалось снизить стоимость выкупа с 42 000 000 до 1 700 000 рублей.
Выдержка из оценки, запрошенной судом:
Запомнить:
Если вы считаете стоимость выкупаемого имущества не соответствующей действительности, есть возможность ее снижения. Для этого необходимо обратиться в суд в течение 30 дней после получения проекта договора купли-продажи недвижимого имущества. Данный срок пропускать нельзя, так как утрачивается преимущественное право выкупа.
В качестве ответчиков будут выступать следующие субъекты: орган местного самоуправления, с которым планируется заключить договор купли-продажи (то есть орган, с которым у предпринимателя заключён договор аренды недвижимости) и оценщик, который подготовил отчёт для органов местного самоуправления.
Исковое заявление будет рассматриваться в арбитражном суде по правилам, установленным в арбитражном процессуальным кодексе (АПК РФ). В данном случае действует общее правила о подсудности иска, в соответствии с которым иск подается по месту нахождения ответчика. Следовательно, в нашем случае, необходимо определиться, в какой арбитражный суд идти – по месту нахождения органа местного самоуправления либо по месту нахождения оценщика.
Перед подачей искового заявления должна быть уплачена пошлина в размере 6000 рублей.
Составляя исковое заявление, необходимо убедить и удостоверить суд в том, что стоимость действительно необоснованно высока. Необходимо объяснить, почему истец совершенно не согласен со стоимостью выкупа.
Так как эта задача не из лёгких, мы расскажем о четырёх способах обоснования оценки, подготовленной в интересах муниципальных органов.
Первым способом будет являться предоставление заключения специалиста, которое было сделано по заказу истца.
Подобное заключение позволит показать суду разницу между двумя оценками. На основании этого судья поймёт, что первый отчёт, предоставленный администрацией или иным субъектом, может быть недостоверным. В данном случае перед ним станет выбор между двумя заключениями. При такой ситуации суд поступает двумя способами: либо назначает судебную экспертизу, либо самостоятельно анализирует два заключения, отдавая предпочтение тому, в котором допущено минимальное количество ошибок, которые могли бы повлиять на окончательную стоимость выкупаемой недвижимости.
Вторым способом является составление рецензии на оценку, предоставленную ответчиками.
Рецензия — это документ, который также выполняется оценщиком для того, чтобы найти ошибки в отчёте, подготовленном для администрации. Безусловно, большим преимуществом будет поиск такого оценщика, квалификация которого будет выше квалификации оценщика муниципального органа. В рецензии он может подробно указать, какие ошибки были совершены.
Рецензия представляется истцом в суд для того, чтобы убедить суд в необходимости назначения судебной экспертизы, так как документы, предоставляемые администрацией, являются необоснованными и недостоверными. В тексте рецензии стоимость выкупаемого имущества не указывается. Ввиду этого её логическим продолжением будет являться ходатайство о назначении экспертизы.
Третьим способом является возражение истца относительно подготовленного администрацией отчета.
Данный способ можно также отнести к составлению рецензии, однако его отличие от второго способа состоит в том, что свои возражения указывает сам истец, а не квалифицированный оценщик. При этом такой вариант вполне допустим, кроме этого он является более выгодным с материальной точки зрения.
Четвёртым способом будет являться составление ходатайства о назначении судебной экспертизы.
Так как по делам такой категории у истца есть право просить о назначении подобной экспертизы в случаях, когда он не согласен со стоимостью выкупаемой недвижимости.
Что должно включать в себя в такое ходатайство?
вопросы для оценщика;
стоимость услуг эксперта;
срок проведения экспертизы;
кандидатура оценщика и экспертной организации, в которой он состоит.
Четыре перечисленных способа могут помочь организации или предпринимателю снизить стоимость выкупаемой недвижимости. Из представленных нами примеров из судебной практики видно, что суды, при обоснованной позиции истца, становятся на его сторону. При этом не стоит бояться больших сумм, как видите из нашего примера, мы смогли снизить стоимость выкупа в несколько раз. В случае если вам необходима юридическая помощь и сопровождение подобных сделок, вы можете обратиться к нашим специалистам.
Успешные дела
Мы часто пишем о том, как отменить постановление администрации. Действительно, выигрышные дела против муниципалитетов – это наш конёк в спорах с государственными органами. В наших предыдущих статьях вы найдете большое количество подсказок, чтобы успешно оспорить постановление администрации.
Мы с ответственностью заявляем, что выиграть спор с администрацией можно. Это сложно, но мы это делаем постоянно.
В этой статье мы расскажем о том, как нашим юристам удалось оспорить постановление администрации. Этот фундаментальный случай из нашей практики, действительно, заслуживает внимание читателя. Адвокаты нашей компании приложили неимоверные усилия, прошли, что называется огонь, воду и медные трубы, но в итоге убедили антимонопольную службу и суд, что администрация не проводит аукцион незаконно.
Фабула дела: Местная администрация ежегодно объявляла аукционы на обслуживание дорог. Наш клиент решил поучаствовать в таком аукционе. В 2020 году у него не получилось победить. В 2021 году он снова решил поучаствовать, чтоб получить муниципальный контракт на содержание и ремонт автотрассы. «Решил поучаствовать» — это значит, что клиент не только подал заявку, но и подвез технику, нанял рабочих. И как гром среди ясного неба прозвучало заявление администрации, мол, аукцион в этом году проводить не будем, а обслуживать дороги будет созданное самой администрацией муниципальное предприятие (МАП) за счет субсидий на ремонт дорог.
Естественно, такой расклад не устроил нашего клиента, и он обратился к нашим юристам, чтобы обжаловать постановление района.
I. Первым делом, мы написали жалобу в УФАС.
Антимонопольное управление встало на нашу сторону, посчитав что заключение контракта с муниципальным предприятием в обход конкурентных процедур (аукцион и конкурс) нарушает антимонопольные требования. Администрации выдано предупреждение «о необходимости прекращения указанных действий путем принятия нормативного документа о порядке отбора организации для предоставления преференции связанной с финансированием затрат на ремонт и содержание межселенных дорог в срок до 02.06.2021».
II. Одновременно мы подали иск в суд на Порядок предоставления субсидий для содержания и ремонта дорог
Как видно из фабулы, муниципальное предприятие должно было обслуживать дороги за счет субсидий, выделенных из местного бюджета. Другими словами, за счет налогоплательщиков. Порядок предоставления субсидий, утвержденный администрацией, «подстроился» под нужды МАП: данным порядком МАП наделялся исключительным полномочием на обслуживание местных дорог и, соответственно, исключительным правом на субсидирование в этих целях.
Мы обратились в суд с иском о признании указанного Порядка частично незаконным (именно в части наделения МАП полномочием на обслуживание муниципальных дорог) – дело № А80-133/2021.
Заявление подано нами в порядке главы 24 АПК РФ как оспаривание ненормативного правового акта. Однако Администрация заявила, что оспариваемый Порядок – это нормативный акт, так как принят по правилам принятия нормативных актов. Следовательно, по мнению муниципалитета, спор должен рассматриваться в порядке КАС РФ в районном суде. Спор о подсудности был разрешен в пользу нашего клиента по следующим причинам. Главным признаком нормативного акта является его обязательность для неопределенного круга лиц. А оспариваемый Порядок используется лишь при определении субсидии, получаемой МАП из бюджета. Поскольку главный признак отсутствует, то постановление администрации не может рассматриваться в качестве нормативного документа.
По существу спора суд также согласился с позицией наших адвокатов, констатировав противоречия порядка предоставления субсидий ст. 72 Бюджетного кодекса. Данная статья предусматривает определенный порядок удовлетворения муниципальных нужд – закупки по Закону № 44-ФЗ. В нарушение этих правил оспариваемый Порядок субсидирования направлен на реализацию схемы по выделению бюджетных денег заранее выбранному лицу – МАП, без проведения конкурентных процедур. Субсидия в данном случае вообще не могла быть предоставлена, так как а) по закону муниципальные предприятия не могут претендовать на субсидии (ст. 78 и ст. 69 БК РФ); б) Бюджетный кодекс не позволят субсидировать работы по обслуживанию дорог.
Администрация также заявила, что наш доверитель все равно не может претендовать на получение контракта, так как не имеет лицензию на обслуживание дорог. Но суд справедливо подчеркнул, что для этой деятельности лицензия не нужна.
В итоге суд полностью удовлетворил наш иск, признав Порядок предоставления субсидий МАП незаконным.
III. Когда наши адвокаты выиграли дела, администрация придумала еще один трюк. В ответ нами вновь подано заявление о признании действий местных властей незаконными.
Вы удивитесь, какую изобретательность проявила администрация, чтоб обойти предписание ФАС и решение суда. МАП было реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение (МБУ). Для чего? Разгадка в статье 69 Бюджетного кодекса, которая позволяет выделять субсидии бюджетным учреждениям для оказания муниципальных услуг. Одновременно с этой метаморфозой утверждается муниципальная программа, благодаря которой МБУ получает субсидию на ремонт дорог, и муниципальное задание.
Что ж, на каждое действие найдется противодействие. И в юридической деятельности это особенно работает. Юристы нашей компании никогда не сдаются, а без лишних эмоций отстаивают интересы доверителя до тех пор, пока не будет достигнут реальный результат, а не только на бумаге.
Нами без промедления подано заявление в арбитражный суд на незаконные действия администрации. Вы можете ознакомиться с полным текстом нашего документа:
Рекомендации по подготовке заявления в суд на незаконные действия органов власти и дальнейшему ведению дела:
1. Предмет оспаривания: незаконные действия и/или бездействие и/или ненормативный правовой акт.
В нашем случае пришлось оспаривать сразу несколько нарушений, и требования нашего иска выглядели так:
На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами гл. 24 АПК РФ Заявитель просит суд:
признать действия Администрации по предоставлению на основании муниципального задания МБУ права на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, незаконными;
признать бездействие Администрации, выраженное в неприменении конкурсных процедур для определения хозяйствующего субъекта, готового выполнять работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, незаконным.
признать Постановление Администрации от ___ «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в 2021-2023 годах» недействительным полностью;
признать Постановление Администрации от ___ «Об утверждении Муниципального задания на 2021 год муниципальному бюджетному учреждению» недействительным полностью.
2. Чтобы отменить постановление администрации, докажите его несоответствии закону или подзаконному акту вышестоящего органа.
В нашей ситуации утвержденные администрацией муниципальная программа и муниципальное задание противоречит Бюджетному кодексу, так как не содержит требований к ремонтным работам, а также цены этих работ. Кроме этого, муниципальное задание противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях», потому что работы по обслуживанию автомагистралей по своей сути не являются муниципальной услугой.
Бездействие администрации по необъявлению аукциона на заключение муниципального контракта не соответствует Закону № 44-ФЗ.
3. Обязательным условием для удовлетворения заявления является нарушение прав обратившегося в суд лица.
Нарушение прав нашего доверителя связано с тем, что он лишен возможности получить контракт на обслуживание дорог. При этом есть реальные доказательства намерения заявителя выиграть тендер (например, участие в закупке 2020 года, успешное оспаривание других взаимосвязанных постановлений).
4. Срок обжалования постановления муниципалитета – 3 месяца. Счет начинается с момента информирования о незаконных действиях или постановлениях.
Этот момент отражен в отдельном пункте нашего заявления. По истечении разумного срока после вынесения судебного акта, указанного в разделе II нашей статьи, наш доверитель направил запрос в местную администрацию. Только получив ответ администрации, доверитель узнал о создании МБУ, муниципальном задании и отсутствии намерения проводить торги. Поэтому 3-месячный срок исчисляется с даты получения ответа чиновников.
5. Госпошлина равна 300 рублей – для граждан и ИП, а для компаний в 10 раз больше – 3 тысячи.
6. Особые обеспечительные меры – приостановление спорного акта.
Хотя в нашем случае не было потребности истребовать обеспечение иска, стоит рассказать об этой превентивной мере. Для того, чтобы приостановить постановление администрации нужно заявить в суд ходатайство. Оно должно быть мотивированным, то есть содержать достоверную информацию о причинении существенных убытков заявителю или невозможности исполнения судебного акта в случае непринятия этой меры. Но в отличие от обычных обеспечительных мер ходатайство о приостановлении ненормативного акта не облагается пошлиной. Экономия 3 тысячи!
7. Срок обжалования вынесенного судебного решения по результатам рассмотрения вашего заявления в апелляцию – один месяц.
8. Можно взыскать судебные расходы на оплату юриста.
Если предприниматель побеждает в споре, он может в общем порядке потребовать от госоргана компенсировать его издержки на ведение дела (юрист, дорога, почтовые расходы и т.п.). Срок для этого ходатайства – 3 месяца после вступления в силу последнего акта по существу дела. Последним таким актам будет считаться даже отказное определение Верховного суда (такие разъяснения дал Пленум ВС в новом обзоре № 1 за 2022 год).
Честно говоря, не стоит рассчитывать на золотые горы, даже если работа проведена, действительно колоссальная. Все-таки суды несколько занижают юридические расходы, когда на другой стороне орган власти.
Но зато в случае проигрыша бояться кругленькой суммы по судебным расходам от выигравшего госоргана не нужно. На процессы приходят «штатные» юристы, а юридические расходы на работника не взыскиваются.
От рекомендаций вернемся к нашей истории, как обжаловать постановление района.
В наше дело был привлечен прокурор, так как дело касалось местного бюджета. В итоге нам пришлось противостоять сразу трем государственным представителям – администрации, прокурору и бюджетному учреждению. Чиновники заняли следующую позицию: а) обслуживание автодорог – это муниципальная услуга, для которой законодательством предусмотрено выделение субсидий; б) истец-предприниматель зарегистрирован в другом регионе; в) администрация, принимая муниципальное задание и программу, исполняло решение, о котором мы писали в пункте I этой статьи.
На днях завершился этот долгий судебный процесс победой наших адвокатов. Вы можете самостоятельно ознакомиться с решением АС Чукотского автономного округа от 2 июня по делу № А80-500/2021 на сайте «Картотека арбитражных дел». А в этой статье мы дадим только главные выдержки из этого решения.
— нужно видеть грань между муниципальной услугой и муниципальной нуждой, потому что формирование муниципального задания и предоставление субсидий осуществляется только на муниципальные услуги. Различие следующее. За муниципальными услугами обращаются граждане и предприниматели в собственных интересах (наглядный пример — те услуги, за которыми мы идем в МФЦ). А вот удовлетворение муниципальной нужды – это выполнение работ в интересах муниципалитета в целом, чтобы местные власти могли исполнять полномочия, возложенные на них законом.
— ремонт и обслуживание дорожного полотна квалифицировано судом как муниципальная нужда.
— удовлетворение муниципальных нужд происходит только через закупки по Закону № 44-ФЗ. Причина простая: бюджетные деньги должны расходоваться эффективно, а это лучше всего получается на аукционе, организованном по принципу «снижение цены без вреда для качества».
— если муниципалитет сам создает учреждение под выполнение конкретного муниципального задания, а потом сам же выделяет из казны неограниченные субсидии, такая ситуация расценивается как создание преимуществ хозяйствующему субъекту без проведения конкурентного отбора.
— несмотря на то, что бюджетное учреждения не является коммерческой организацией, в данном случае на него распространяются антимонопольные запреты, так как это учреждение получает доход (субсидии).
— муниципальная программа не может сама порождать расходные обязательства; расходные строки предусматриваются законами. Тем более программа не может определять конкретных лиц для финансирования. А в нашем споре администрация прямо указала на субъекта субсидий – свое учреждение.
— нет такого закона, который бы не разрешал предпринимателям вести свою деятельность вне места своей регистрации. В данном случае предприниматель (истец) доказал свое намерение обслуживать местные дороги, еще когда в 2020 году заявился на аукцион против МАП.
— реорганизация МАП в МБУ ничего существенно не поменяла, так как предмет контракта остался прежним – дорожные работы.
А это резолютивная часть судебного акта:
Вот такое решение вынес арбитражный суд в ответ на наш иск. Согласитесь, что этот судебный акт – кладезь правовых позиций для споров с госорганами.
Результат для нашего доверителя замечательный – сломлены административные барьеры, и он может получить крупный контракт на обслуживание дорог.
Выводы, которые можно сделать из этой истории:
- ОСПОРИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ РЕАЛЬНО.
- Чтобы признать незаконным постановление администрации, нужно «наступать по всем фронтам»: жалоба в УФАС, заявление в суд в порядке главы 24 АПК РФ, другие способы в зависимости от ситуации.
- В заявлении нужно обосновать, каким законам и почему противоречат действия или документы администрации. Только так получится отменить постановление администрации. Обратите внимание, что суд воспроизвел в решении наши рассуждения о квалификации дорожных работ в качестве муниципальной нужды.
- Презумпция законности действий госорганов – миф. Не нужно думать, что государственные служащие знают закон лучше, чем юристы из частной практики. Если подозреваете, что ваши права нарушаются, обратитесь к профессионалам. Они помогут выиграть спор с госорганом.