Договор оказания услуг
Стоимость услуги: 10 000 рублей.
Срок исполнения услуги: 3 рабочих дня.
Стоимость услуги, срок исполнения зависят от объема представленных документов и сведений.
Что включает в себя услуга по разработке договора оказания услуг:
- изучение ситуации и документов;
- разработка договора оказания услуг;
- передача договора оказания услуг клиенту;
- отчет перед клиентом.
Какие документы необходимы от Вас для оказания услуги:
- документы и сведения, регулирующие правоотношения;
- реквизиты сторон договора;
- юридические и экономические условия договора.
Что нужно сделать, чтобы заказать услугу:
Позвонить нам по телефону, указанному на сайте, а лучше написать на наш адрес эл. почты, описать Вашу потребность и сложившуюся ситуацию, и мы ответим Вами в течение 10 минут, либо просто кликнув кнопку заказать.
Стоимость услуги
10 000 рублей
Статьи по теме

С 1 января 2015 года деятельность по сбору твердых коммунальных отходов (ТКО) отдана в руки региональных операторов. Повсеместно стали заключаться обязательные договоры на вывоз ТКО. В статье расскажем, как расторгнуть договор с региональным оператором, если он не соответствует требованиям законодательства.
Для многих стало удивлением, почему сейчас нужно «платить за мусор» определенной организации, хотя раньше ТКО утилизировались своими силами или управляющими компаниями. Поэтому для начала расскажем, как определяется и функционирует региональный оператор.
К началу 2019 года по стране сформировалась схема обращения с отходами, которая поделена на части, подведомственные различным региональным операторам. Для столичных регионов срок формирования этой схемы отсрочен до конца 2022 года. Чтобы получить статус регионального оператора, юридическое лицо должно выиграть конкурс, который проводят региональные чиновники. Зона деятельности регоператора = территория одного субъекта РФ. Статус оператора отходов дается на 10 лет, но может быть аннулирован и раньше, если регоператор неправильно обращается с отходами.
Эта коммунальная служба «работает» с мусором после того, как заключит с потребителем договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Смысл этих договоров следующий: регоператор обеспечивает транспортировку и захоронение мусора, а жители и компании оплачивают эти действия по цене, установленной региональной тарифной службой. При этом регоператор отвечает только за транспортировку и дальнейшую утилизацию отходов. Обязанность оборудовать специальную бетонную площадку и контейнеры, куда будет складироваться мусор, лежит на потребителе (управляющей компании в случае с МКД).
Договор на обращение ТКО является двусторонне публичным. То есть как «мусорный» оператор, так и собственники ТКО должны при любых обстоятельствах заключить это соглашение. Ни одна, ни другая сторона не может отказаться от его заключения. Почему? С регоператором все понятно: это лицо, ответственное за благоприятную экологическую обстановку в регионе и имеющее исключительное, только ему предоставленное полномочие на утилизацию отходов. Но договор обязателен также для собственника ТКО – а это каждый человек и каждая организация, ведь в процессе жизнедеятельности образуются отходы потребления. Поскольку сам человек не может уничтожить мусор так, чтобы не оставить экологический след, ему запрещается это делать самостоятельно. Вот и получается, что договор с региональным оператором неизбежен.
Исключение: организация вправе отказаться от договора с региональным оператором, если за ней числится полигон для размещения отходов на том же земельном участке, где образуется мусор, или на соседнем участке. В этом случае юридическому лицу разрешается уничтожить отходы самостоятельно.
Для потребителей, которые уклоняются от оформления договоров с регоператором, существует серьезная ответственность:
– административный штраф до 3 000 рублей (для граждан), до 40 000 рублей (для ответственных лиц компаний), до 60 000 рублей (для ИП) или до 350 000 рублей (для компаний);
– приостановление предпринимательской деятельности на 3 месяца;
Это нижний порог административных санкций. Повторные деликты, а также действия, приведшие к причинению вреда или даже эпидемиям, караются гораздо жестче (квалифицированные составы ст. 6.35 КоАП РФ).
– проверки предпринимателей, которые могут быть инициированы по сообщению регионального оператора со ссылкой на то, что есть угроза загрязнения атмосферы в связи с деятельностью проверяемой компании;
– уголовное наказание за нарушения в обращении с опасным мусором (например, радиоактивные вещества) – ст. 247 УК РФ.
К тому же отсутствие договора – это не повод не платить за оказанную услугу. Если регоператор в суде докажет, что по факту мусор вывозился, то шансов не платить у потребителя не останется. Стоимость будет определяться так: норматив потребления умножаем на тариф регоператора.
Отсюда логичный вопрос: есть ли смысл расторгнуть договор с региональным оператором, если потом его все равно придется снова подписывать? Ответ – расторгнуть договор через суд можно и нужно, если подписанный договор не соответствует закону. В дальнейшем необходимо подписать новый договор на ТКО, но уже в соответствии со всеми нормативными требованиями.
Основания расторгнуть договор с региональным оператором:
- Продали квартиру, земельный участок или другую недвижимость, где образуются ТКО.
В этом случае договор со старым собственником прекращается. Одновременно новый собственник должен незамедлительно (через 3 дня) сообщить регоператору о том, что с ним необходимо заключить новый договор.
- Соглашение сторон о прекращении договора.
- Несоответствие договора на ТКО требованиям закона.
Для того чтобы проверить это основание, нужно сравнить ваш экземпляр договора с Типовым договором на ТКО, утвержденным Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016. Если какие-то условия отличаются в невыгодную для потребителя сторону, то можно писать иск о расторжении договора в арбитражный суд.
Примеры из судебной практики, когда потребители добивались подписания договора ТКО на их условиях в соответствии с законом:
– срок оплаты установлен Типовым договором: до 10 числа следующего месяца (например, за январь – до 10 февраля). Другие сроки, предлагаемые регоператором, ничтожны.
– регоператор неправомерно установил срок действия договора ранее даты его заключения, а именно с 01.01.2019. Типовой договор не предполагает указание в качестве даты договора на ТКО иную дату, кроме даты заключения такого договора.
– потребитель вправе выбрать способ определения объема ТКО: либо по нормативу, либо исходя из количества и объема контейнеров. Подчеркнем, выбор учета – это прерогатива потребителя. Регоператоры пытались формировать порочную практику (и до какого-то момента у них это получалось!), согласно которой учет по количеству контейнеров мог осуществляться только при раздельном сборе мусора. Но Верховный суд эту практику пресек: в решении от 17.02.2021 № АКПИ20-956 сказано, что есть два альтернативных способа учета – по нормативу накопления ТКО или по числу контейнеров. То, какой способ выберет потребитель – по норме или по контейнерам, нисколько не зависит от организации раздельного сбора отходов.
Не являются основаниями расторгнуть договор с региональным оператором:
× Региональный оператор оказывает услугу по вывозу ТКО ненадлежащим образом.
В этом случае потребитель может требовать перерасчет платы в меньшую сторону или вообще освобождение от оплаты. Например, Пермская прокуратура в феврале 2022 года защитила права местного жителя. Контейнерная площадка находилась почти в километре от его дома. Хотя по нормативу расстояние до контейнеров не может быть более 100 м. Следовательно, нельзя считать, что гражданин пользовался услугами регоператора. Вся оплата должна быть возвращена ему.
× Ненаправление потребителю проекта договора.
Действительно, вместо договоров потребители получили сразу счета на оплату услуг по вывозу ТКО. Однако судебная практика исходит из того, что такое нарушение не включено в число оснований отказа от договора с регоператором (например: 7-ой кассационный суд, № 88-4165/2022).
× Деятельность без образования мусора
Предприниматели нередко ссылаются на то, что их производство является безотходным. Но такой довод для судов неубедителен. Законодательство не дает юридическому лицу право не заключать договор ТКО в случае, когда в его деятельности не образуется мусор. Кроме того, доказать это очень сложно (например: АС Западно-Сибирского округа, № Ф04-1461/2020).
× Отмена тарифа.
Расчеты за мусор с региональным оператором осуществляются по установленным тарифам. Эти тарифы устанавливают тарифные службы регионов. При этом запрещается взыскивать плату за вывоз ТКО до установления тарифов. Бывает так, что общественники идут оспаривать тариф регионального оператора ввиду его необоснованности. И иногда у них это получается. Последствие отмены тарифа – принятие нового обоснованного тарифа и перерасчет потребителям по заменяющему тарифу. Расторгнуть договор в арбитражном суде по причине отмены тарифа не получится.
Порядок, как расторгнуть договор в арбитражном суде
Основания № 1 и № 2 не требуют обращения в суд. Региональный оператор не будет в этих случаях препятствовать прекращению договорных отношений. А вот по основанию № 3 можно расторгнуть договор через суд.
Шаг 1. Сравниваем свой договор с Типовым договором, разработанным Правительством. Если у вас нет на руках экземпляра договора, то запросите его у регионального оператора. Обнаружив несоответствия, нужно обратиться к Закону об отходах, чтобы установить правильные формулировки договора. Эту непростую задачу можно поручить нашим юристам.
Шаг 2. Готовим протокол разногласий. Этот документ составляется в форме таблицы. Первая колонка – указываем порядковый номер статьи договора. Вторая колонка – редакция регионального оператора, приводится как цитата. Третья колонка – редакция потребителя. И четвертая колонка – правовое обоснование правильности редакции потребителя.
Протокол разногласий необходимо направить в адрес регионального оператора в течение 15 рабочих дней с момента получения вами договора. Иначе по истечении этого срока договор считается принятым на условиях, предложенных регоператором.
Но даже если 15-дневный срок пропущен, потребитель все равно вправе ссылаться на незаконность договора ТКО, если положения такого договора противоречат Типовому регламенту.
В протоколе обязательно укажите, что вы готовы подписать договор на условиях, соответствующих закону и в вашей редакции.
Шаг 3. Через 30 дней после направления протокола разногласий подаем иск о расторжении договора в арбитражный суд. В просительной части иска с учетом правила об обязательности договора для потребителя будут следующими: расторгнуть ваш договор с региональным оператором И обязать регоператора заключить новый договор на вывоз ТКО в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства.
Наши юристы как раз недавно подали к региональному оператору иск о расторжении договора в арбитражный суд.
Этот иск нужно составить по всем канонам АПК РФ, о которых мы часто пишем в наших статьях. Остановимся лишь на особенностях:
– если иск подает предприниматель или компания, то обращаться нужно в арбитражный суд по месту регистрации регионального оператора. Граждане могут расторгнуть договор через суд общей юрисдикции (районный уровень).
– государственная пошлина в арбитраж = 6 000 рублей.
– обязательный претензионный порядок. Мирное начало здесь приравнивается к направлению протокола разногласий или досудебного требования о расторжении договора.
– в приложение к иску надо включить ваш проект договора.
ОБРАЗЕЦ ИСКА:
К нам обратился предприниматель с просьбой повлиять на регионального оператора, который ничего не делает, но ежемесячно выставляет немаленькие счета. Мы решили расторгнуть договор на ТКО с региональным оператором, воспользовавшись условием о периоде действия договора: контракт нашего клиента предусматривал годичный срок действия и предоставлял возможность отказаться от договора за месяц до конечной даты его действия. Мы направили уведомление об отказе от договора и одновременно предложили подписать новый контракт, но уже на законных условиях. Поскольку наше предложение не было принято, мы написали иск в суд на регионального оператора.
Если удастся расторгнуть договор в арбитражном суде, то вы получите судебное решение, где будет содержаться договор на вывоз ТКО в законной редакции. Это судебное предписание после вступления в силу станет основанием для оказания услуг по обращения с ТКО истцу. Никаких дополнительных действий не требуется.

Современный рынок на сегодняшний день обладает широким спектром товаров и услуг, которыми мы можем воспользоваться. Каждый день регистрируется огромное многообразие юридических лиц с самыми разнообразными предлагаемыми товарами и услугами. Пользуясь или приобретая что-либо, мы заключаем договор с юридическим лицом.
Мы расскажем Вам как проверить договор. Юрист в этом отношении является необходимым звеном в достижении нужного результата, баланса рисков и пользы как для клиента, так и для самого юридического лица.
Средняя стоимость услуги – 5 000 руб. , срок исполнения – 1-2 рабочих дня.
Итак, договор – это необходимый юридический документ, который закрепляет права и обязанности сторон и подтверждает согласие каждой из сторон на заключение договора на данных условиях. Подписывая договор, вы соглашаетесь на ту меру ответственности, которая установлена соглашением в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, на гарантии, которые предлагает документ. Ведь качество продукта либо услуги зачастую дает о себе знать спустя время, поэтому в этом отношении необходим временной период, в течение которого действует право требования либо возврата денег, либо обязанность исполнителя переделать работу и так далее.
Что включает в себя проверка договора юристом? Когда к нам обращается какое-либо юридическое лицо, его, в первую очередь, интересует:
- вопрос минимизации убытков, которые он может понести в результате столкновения интересов заказчика-клиента (довести до минимума риски);
- внесение правок, если договор не защищает какое-либо право;
- внесение/удаление пунктов (просто лишних, загружающих договор);
- правовые комментарии к пунктам;
- отчет перед клиентом.
Цель всякой коммерческой организации – получение прибыли, поэтому если не будет установлено надлежащих механизмов реализации целей последнего, деятельность не оправдает себя и, более того, принесет много проблем, связанных с судебными тяжбами и непредвиденными расходами.
Юридическое лицо, как правило, просит внести изменение в договор. Юрист вносит необходимые правки чтобы сократить вероятность наступления рисков для компании . Причем, когда договор заключается между юридическим лицом и физическим лицом, то есть потребителем, то последний как наиболее слабый субъект обладает множеством гарантий, установленных законом. В этом вы убедитесь, заглянув в закон РФ «О защите прав потребителя», в Гражданский кодекс и в другие НПА. Потребитель действительно может много чего взыскать через суд, поэтому “тело” долга вырастит в разы. Фактически, предприниматели осуществляют свою деятельность, что называется, на страх и риск. Поэтому наши юристы помогают сконструировать договор таким образом, чтобы у предпринимателей тоже был свой механизм защиты от рисков и убытков.
Но мы помогаем каждому, потому что простой правоприменитель, как правило, не знает, какие могут наступить последствия и какие у него права после подписания договора, особенно когда договор сформулирован сухим формальным языком, напечатан мелким шрифтом и состоит минимум из пяти страниц, в этом случае мы можем проверить договор. Юрист подскажет Вам простым доступным языком, на какие риски вы соглашаетесь, насколько этот договор удовлетворяет вашим интересам. Ведь подписывая договор, например, с банком на выдачу премиальной банковской карты с ежемесячным обслуживанием при потребности в стандартной банковской карте, Вам навряд ли скажут вслух про ежемесячное обслуживание, зато обязательно подчеркнут процент возврата стоимости от покупки какой-нибудь ненужной вещи.
Либо мы можем внести изменения в договор, стоимость в этом случае будет небольшая, относительно того, что клиент может потерять потенциально. Юрист не просто может внести изменения в договор. Юрист также разъясняет Вам, какие положения нужно учитывать, рекомендует подписывать или не подписывать, иными словами – улучшает договор, стремясь к балансу интересов обеих сторон.
Посмотрим на ситуации со стороны юридического лица. На днях у нас состоялась проверка договора юристом об оказании услуг по подбору пары (брачные услуги). На картинке вы видите, как детально проработан договор от и до.
Мы не просто критикуем, мы вносим правки, то есть делаем всю работу для Вас. Пример нашей ситуации – горький опыт юридического лица с проигранным судебным процессом, вследствие не указания стоимости услуги. Причем вы видите, что нет как такого нарушения прав, которое карается законом, есть – несовершенство юридической техники.
Отсутствует механизм на случай произвольного отказа от договора? Мы знаем, что делать. Отсутствуют гарантии качества результата? Мы знаем, какие механизмы применить. Вы видите на примере, что произведен детальный правовой анализ документа. (правки отмечены другим цветом). Мы даем рекомендации на случай потенциального судебного разбирательства в части доказательств. Вы видите на примере, что представитель юрлица недоумевал, почему он проиграл судебный процесс, так как предоставил, по его мнению, исчерпывающий список доказательств проделанной работы. Тем не менее этого было недостаточно. И действительно, имея обширный судебный опыт, мы уже знаем, как вести себя с судьей, как отстоять позицию и доказать все ключевые факты спора. Но наша цель – избежать судебные тяжба, разработать качественный порядок досудебных мирных переговоров в самом договоре, во избежание судебных расходов.
Этот момент важен и потому, что в некоторых случаях договор может быть расторгнут исключительно в судебном порядке, например, договор аренды, а стороны не всегда приходят к соглашению. Ведь при подписания долгосрочного договора аренды, мы не задумывайся о том, как мы его будем расторгать. Это равносильно тому, как при заключении брака уже думать о том, как вы будете разделывать общее супружеское имущество. Юрист в этом отношении думает наперед и предвидит те или иные риски.
Например, физлицо до того, как заключить тот же договор купли-продажи технически сложного товара, либо имущественного страхования навряд ли осведомлено о всех положениях закона, которые регулируют этот договор. Он перед собой видит только договор, а юрист Вам разъяснит все риски с точки зрения закона и договора, разъяснит Вам ваши права в рамках данного соглашения, сроки исковой давности на случай обращения в суд, либо же он может внести изменения в договор, стоимость которого является для вас существенной.
Обращение к юристу полезно даже в том отношении, если вы заключаете публичный типовой договор. Мы знаем все юридические нюансы, которые можно применить. Ведь, например, тот же договор имущественного страхования, который является договором-присоединения, то есть типовым (вы либо соглашаетесь на условия, либо нет), можно изменить и подстроить под вашу индивидуальную ситуацию.
Если вы юридическое лицо, которое только начинает осуществлять свою деятельность, для Вас важно разработать правильный с точки зрения юридической техники и закона договор, который бы Вам гарантировал полезный результат и прибыль.
Таким образом, профессиональный юрист может проверить договор. юрист может внести изменения в договор, стоимость этой услуги гораздо меньше потенциальных расходов. Ведь в предпринимательстве важна не только прибыль, которая уже заработана, но и доход, который потенциально мог бы быть, если бы не возникло конфликта с клиентом. (так называемая упущенная выгода). Это вопрос не только прибыли, но и деловой репутации.
Таким образом, если необходима проверка договора юристом, то мы готовы это сделать быстро и качественно. Обычно правовая экспертиза занимает максимум один день, но если Вам срочно нужно подписать договор, то мы сделаем к нужному сроку.
Успешные дела

Мы часто пишем о том, как отменить постановление администрации. Действительно, выигрышные дела против муниципалитетов – это наш конёк в спорах с государственными органами. В наших предыдущих статьях вы найдете большое количество подсказок, чтобы успешно оспорить постановление администрации.
Мы с ответственностью заявляем, что выиграть спор с администрацией можно. Это сложно, но мы это делаем постоянно.
В этой статье мы расскажем о том, как нашим юристам удалось оспорить постановление администрации. Этот фундаментальный случай из нашей практики, действительно, заслуживает внимание читателя. Адвокаты нашей компании приложили неимоверные усилия, прошли, что называется огонь, воду и медные трубы, но в итоге убедили антимонопольную службу и суд, что администрация не проводит аукцион незаконно.
Фабула дела: Местная администрация ежегодно объявляла аукционы на обслуживание дорог. Наш клиент решил поучаствовать в таком аукционе. В 2020 году у него не получилось победить. В 2021 году он снова решил поучаствовать, чтоб получить муниципальный контракт на содержание и ремонт автотрассы. «Решил поучаствовать» – это значит, что клиент не только подал заявку, но и подвез технику, нанял рабочих. И как гром среди ясного неба прозвучало заявление администрации, мол, аукцион в этом году проводить не будем, а обслуживать дороги будет созданное самой администрацией муниципальное предприятие (МАП) за счет субсидий на ремонт дорог.
Естественно, такой расклад не устроил нашего клиента, и он обратился к нашим юристам, чтобы обжаловать постановление района.
I. Первым делом, мы написали жалобу в УФАС.
Антимонопольное управление встало на нашу сторону, посчитав что заключение контракта с муниципальным предприятием в обход конкурентных процедур (аукцион и конкурс) нарушает антимонопольные требования. Администрации выдано предупреждение «о необходимости прекращения указанных действий путем принятия нормативного документа о порядке отбора организации для предоставления преференции связанной с финансированием затрат на ремонт и содержание межселенных дорог в срок до 02.06.2021».
II. Одновременно мы подали иск в суд на Порядок предоставления субсидий для содержания и ремонта дорог
Как видно из фабулы, муниципальное предприятие должно было обслуживать дороги за счет субсидий, выделенных из местного бюджета. Другими словами, за счет налогоплательщиков. Порядок предоставления субсидий, утвержденный администрацией, «подстроился» под нужды МАП: данным порядком МАП наделялся исключительным полномочием на обслуживание местных дорог и, соответственно, исключительным правом на субсидирование в этих целях.
Мы обратились в суд с иском о признании указанного Порядка частично незаконным (именно в части наделения МАП полномочием на обслуживание муниципальных дорог) – дело № А80-133/2021.
Заявление подано нами в порядке главы 24 АПК РФ как оспаривание ненормативного правового акта. Однако Администрация заявила, что оспариваемый Порядок – это нормативный акт, так как принят по правилам принятия нормативных актов. Следовательно, по мнению муниципалитета, спор должен рассматриваться в порядке КАС РФ в районном суде. Спор о подсудности был разрешен в пользу нашего клиента по следующим причинам. Главным признаком нормативного акта является его обязательность для неопределенного круга лиц. А оспариваемый Порядок используется лишь при определении субсидии, получаемой МАП из бюджета. Поскольку главный признак отсутствует, то постановление администрации не может рассматриваться в качестве нормативного документа.
По существу спора суд также согласился с позицией наших адвокатов, констатировав противоречия порядка предоставления субсидий ст. 72 Бюджетного кодекса. Данная статья предусматривает определенный порядок удовлетворения муниципальных нужд – закупки по Закону № 44-ФЗ. В нарушение этих правил оспариваемый Порядок субсидирования направлен на реализацию схемы по выделению бюджетных денег заранее выбранному лицу – МАП, без проведения конкурентных процедур. Субсидия в данном случае вообще не могла быть предоставлена, так как а) по закону муниципальные предприятия не могут претендовать на субсидии (ст. 78 и ст. 69 БК РФ); б) Бюджетный кодекс не позволят субсидировать работы по обслуживанию дорог.
Администрация также заявила, что наш доверитель все равно не может претендовать на получение контракта, так как не имеет лицензию на обслуживание дорог. Но суд справедливо подчеркнул, что для этой деятельности лицензия не нужна.
В итоге суд полностью удовлетворил наш иск, признав Порядок предоставления субсидий МАП незаконным.
III. Когда наши адвокаты выиграли дела, администрация придумала еще один трюк. В ответ нами вновь подано заявление о признании действий местных властей незаконными.
Вы удивитесь, какую изобретательность проявила администрация, чтоб обойти предписание ФАС и решение суда. МАП было реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение (МБУ). Для чего? Разгадка в статье 69 Бюджетного кодекса, которая позволяет выделять субсидии бюджетным учреждениям для оказания муниципальных услуг. Одновременно с этой метаморфозой утверждается муниципальная программа, благодаря которой МБУ получает субсидию на ремонт дорог, и муниципальное задание.
Что ж, на каждое действие найдется противодействие. И в юридической деятельности это особенно работает. Юристы нашей компании никогда не сдаются, а без лишних эмоций отстаивают интересы доверителя до тех пор, пока не будет достигнут реальный результат, а не только на бумаге.
Нами без промедления подано заявление в арбитражный суд на незаконные действия администрации. Вы можете ознакомиться с полным текстом нашего документа:
Рекомендации по подготовке заявления в суд на незаконные действия органов власти и дальнейшему ведению дела:
1. Предмет оспаривания: незаконные действия и/или бездействие и/или ненормативный правовой акт.
В нашем случае пришлось оспаривать сразу несколько нарушений, и требования нашего иска выглядели так:
На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами гл. 24 АПК РФ Заявитель просит суд:
признать действия Администрации по предоставлению на основании муниципального задания МБУ права на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, незаконными;
признать бездействие Администрации, выраженное в неприменении конкурсных процедур для определения хозяйствующего субъекта, готового выполнять работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, незаконным.
признать Постановление Администрации от ___ «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в 2021-2023 годах» недействительным полностью;
признать Постановление Администрации от ___ «Об утверждении Муниципального задания на 2021 год муниципальному бюджетному учреждению» недействительным полностью.
2. Чтобы отменить постановление администрации, докажите его несоответствии закону или подзаконному акту вышестоящего органа.
В нашей ситуации утвержденные администрацией муниципальная программа и муниципальное задание противоречит Бюджетному кодексу, так как не содержит требований к ремонтным работам, а также цены этих работ. Кроме этого, муниципальное задание противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях», потому что работы по обслуживанию автомагистралей по своей сути не являются муниципальной услугой.
Бездействие администрации по необъявлению аукциона на заключение муниципального контракта не соответствует Закону № 44-ФЗ.
3. Обязательным условием для удовлетворения заявления является нарушение прав обратившегося в суд лица.
Нарушение прав нашего доверителя связано с тем, что он лишен возможности получить контракт на обслуживание дорог. При этом есть реальные доказательства намерения заявителя выиграть тендер (например, участие в закупке 2020 года, успешное оспаривание других взаимосвязанных постановлений).
4. Срок обжалования постановления муниципалитета – 3 месяца. Счет начинается с момента информирования о незаконных действиях или постановлениях.
Этот момент отражен в отдельном пункте нашего заявления. По истечении разумного срока после вынесения судебного акта, указанного в разделе II нашей статьи, наш доверитель направил запрос в местную администрацию. Только получив ответ администрации, доверитель узнал о создании МБУ, муниципальном задании и отсутствии намерения проводить торги. Поэтому 3-месячный срок исчисляется с даты получения ответа чиновников.
5. Госпошлина равна 300 рублей – для граждан и ИП, а для компаний в 10 раз больше – 3 тысячи.
6. Особые обеспечительные меры – приостановление спорного акта.
Хотя в нашем случае не было потребности истребовать обеспечение иска, стоит рассказать об этой превентивной мере. Для того, чтобы приостановить постановление администрации нужно заявить в суд ходатайство. Оно должно быть мотивированным, то есть содержать достоверную информацию о причинении существенных убытков заявителю или невозможности исполнения судебного акта в случае непринятия этой меры. Но в отличие от обычных обеспечительных мер ходатайство о приостановлении ненормативного акта не облагается пошлиной. Экономия 3 тысячи!
7. Срок обжалования вынесенного судебного решения по результатам рассмотрения вашего заявления в апелляцию – один месяц.
8. Можно взыскать судебные расходы на оплату юриста.
Если предприниматель побеждает в споре, он может в общем порядке потребовать от госоргана компенсировать его издержки на ведение дела (юрист, дорога, почтовые расходы и т.п.). Срок для этого ходатайства – 3 месяца после вступления в силу последнего акта по существу дела. Последним таким актам будет считаться даже отказное определение Верховного суда (такие разъяснения дал Пленум ВС в новом обзоре № 1 за 2022 год).
Честно говоря, не стоит рассчитывать на золотые горы, даже если работа проведена, действительно колоссальная. Все-таки суды несколько занижают юридические расходы, когда на другой стороне орган власти.
Но зато в случае проигрыша бояться кругленькой суммы по судебным расходам от выигравшего госоргана не нужно. На процессы приходят «штатные» юристы, а юридические расходы на работника не взыскиваются.
От рекомендаций вернемся к нашей истории, как обжаловать постановление района.
В наше дело был привлечен прокурор, так как дело касалось местного бюджета. В итоге нам пришлось противостоять сразу трем государственным представителям – администрации, прокурору и бюджетному учреждению. Чиновники заняли следующую позицию: а) обслуживание автодорог – это муниципальная услуга, для которой законодательством предусмотрено выделение субсидий; б) истец-предприниматель зарегистрирован в другом регионе; в) администрация, принимая муниципальное задание и программу, исполняло решение, о котором мы писали в пункте I этой статьи.
На днях завершился этот долгий судебный процесс победой наших адвокатов. Вы можете самостоятельно ознакомиться с решением АС Чукотского автономного округа от 2 июня по делу № А80-500/2021 на сайте «Картотека арбитражных дел». А в этой статье мы дадим только главные выдержки из этого решения.
– нужно видеть грань между муниципальной услугой и муниципальной нуждой, потому что формирование муниципального задания и предоставление субсидий осуществляется только на муниципальные услуги. Различие следующее. За муниципальными услугами обращаются граждане и предприниматели в собственных интересах (наглядный пример – те услуги, за которыми мы идем в МФЦ). А вот удовлетворение муниципальной нужды – это выполнение работ в интересах муниципалитета в целом, чтобы местные власти могли исполнять полномочия, возложенные на них законом.
– ремонт и обслуживание дорожного полотна квалифицировано судом как муниципальная нужда.
– удовлетворение муниципальных нужд происходит только через закупки по Закону № 44-ФЗ. Причина простая: бюджетные деньги должны расходоваться эффективно, а это лучше всего получается на аукционе, организованном по принципу «снижение цены без вреда для качества».
– если муниципалитет сам создает учреждение под выполнение конкретного муниципального задания, а потом сам же выделяет из казны неограниченные субсидии, такая ситуация расценивается как создание преимуществ хозяйствующему субъекту без проведения конкурентного отбора.
– несмотря на то, что бюджетное учреждения не является коммерческой организацией, в данном случае на него распространяются антимонопольные запреты, так как это учреждение получает доход (субсидии).
– муниципальная программа не может сама порождать расходные обязательства; расходные строки предусматриваются законами. Тем более программа не может определять конкретных лиц для финансирования. А в нашем споре администрация прямо указала на субъекта субсидий – свое учреждение.
– нет такого закона, который бы не разрешал предпринимателям вести свою деятельность вне места своей регистрации. В данном случае предприниматель (истец) доказал свое намерение обслуживать местные дороги, еще когда в 2020 году заявился на аукцион против МАП.
– реорганизация МАП в МБУ ничего существенно не поменяла, так как предмет контракта остался прежним – дорожные работы.
А это резолютивная часть судебного акта:
Вот такое решение вынес арбитражный суд в ответ на наш иск. Согласитесь, что этот судебный акт – кладезь правовых позиций для споров с госорганами.
Результат для нашего доверителя замечательный – сломлены административные барьеры, и он может получить крупный контракт на обслуживание дорог.
Выводы, которые можно сделать из этой истории:
- ОСПОРИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ РЕАЛЬНО.
- Чтобы признать незаконным постановление администрации, нужно «наступать по всем фронтам»: жалоба в УФАС, заявление в суд в порядке главы 24 АПК РФ, другие способы в зависимости от ситуации.
- В заявлении нужно обосновать, каким законам и почему противоречат действия или документы администрации. Только так получится отменить постановление администрации. Обратите внимание, что суд воспроизвел в решении наши рассуждения о квалификации дорожных работ в качестве муниципальной нужды.
- Презумпция законности действий госорганов – миф. Не нужно думать, что государственные служащие знают закон лучше, чем юристы из частной практики. Если подозреваете, что ваши права нарушаются, обратитесь к профессионалам. Они помогут выиграть спор с госорганом.