Договор аренды
Стоимость услуги: 10 000 рублей.
Срок исполнения услуги: 3 рабочих дня.
Стоимость услуги, срок исполнения зависят от объема представленных документов и сведений.
Что включает в себя услуга по разработке договора аренды:
- изучение ситуации и документов;
- разработка договора аренды;
- передача договора аренды клиенту;
- отчет перед клиентом.
Какие документы необходимы от Вас для оказания услуги:
- документы и сведения, регулирующие правоотношения;
- реквизиты сторон договора;
- юридические и экономические условия договора.
Что нужно сделать, чтобы заказать услугу:
Позвонить нам по телефону, указанному на сайте, а лучше написать на наш адрес эл. почты, описать Вашу потребность и сложившуюся ситуацию, и мы ответим Вами в течение 10 минут, либо просто кликнув кнопку заказать.
Стоимость услуги
10 000 рублей
Статьи по теме
«Семь раз отмерь, один раз отрежь», — гласит русская пословица. Прежде чем писать иск в суд, надо тоже семь раз подумать, ведь неправильная оценка своих шансов приведет к финансовым и временным потерям при нулевом результате. Расскажем, как мы помогли предпринимателю оценить шансы на выкуп муниципальной собственности.
В данном случае речь пойдет про выкуп по Закону № 159-ФЗ от 22.07.2008, так называемый закон «о малой приватизации». Он дает предпринимателям, арендующим муниципальные помещения, право на их выкуп без торгов. Для реализации этого права нужно соблюсти ряд условий. Об этих условиях мы подробно писали в статье Администрация отказала в выкупе помещения (с актуальными изменениями закона).
Перед юристами Дело Чести встал вопрос: может ли бизнесмен в инициативном порядке выкупить муниципальное помещение, закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП, когда решение о приватизации этого помещения не принято.
Буква закона
Закон № 159-ФЗ регулирует вопросы выкупа из государственной/ муниципальной собственности движимых и недвижимых вещей. Раньше можно было выкупать только недвижимые объекты, но с 01.03.2023 законодательство поменялось и движимое имущество тоже попало под прицел малой приватизации.
Однако есть 6 случаев, где закон № 159-ФЗ не действует:
- имущество закреплено за организациями, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП
- имущественные комплексы ГУПов и МУПов
- имущество бюджетных учреждений, закрепленное на праве оперативного управления
- имущество, ограниченное в обороте
- уже «торгующееся» или проданное имущество (до момента регистрации в Росреестре)
- движимое имущество, не включенное в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП
По закону № 159-ФЗ есть два варианта, когда у арендатора возникнет право выкупа муниципального помещения.
1 вариант – орган власти принимает решение о приватизации муниципального помещения. В таком случае чиновники должны в течение 10 дней направить арендатору уведомление о возможности реализации преимущественного права на выкуп муниципального помещения, предложение о заключении договора купли-продажи и проект договора. В свою очередь, у арендатора есть 30 дней, чтобы отреагировать на это щедрое предложение. Цена объекта будет указана в соответствии с оценочным отчетом в размере рыночной стоимости. Если арендатор не согласен с этой ценой, он вправе оспорить ее в суде.
2 вариант — арендатор вправе не дожидаться, пока муниципальное помещение включат в план приватизации и решат продать. Арендатор в инициативном порядке может сам подать заявление на выкуп, и тогда органу местного самоуправления придется принять решение о приватизации с соблюдением преимущественного права арендатора. Это следует из ч. 2, ч. 2.1, ч. 3 ст. 9 закона № 159-ФЗ.
До 01.01.2009 варианта № 2 не существовало. Заявление предпринимателя о намерении приобрести в собственность арендуемое помещение по рыночной стоимости, поданное до указанной даты, не являлось основанием для приватизации. Только с 2009 года «малая приватизация» с бумаги переместилась в реальность и помогла многим предпринимателям получить в собственность арендуемые площади.
Наш подкаст про то, как Выкупить арендуемое помещение
Однако для помещений, которые закреплены за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, законодатель предусмотрел особый правовой режим.
Право на приобретение муниципального имущества не может быть реализовано в инициативном порядке, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134, пункт 13
Само по себе право хозяйственного ведения – это ограниченное вещное право, пришедшее к нам из советского прошлого. Некоторые ученые называют его «рудиментом», тем не менее, оно полноправно существует в современном Гражданском кодексе (ст. 294 – 295). Унитарное предприятие вправе свободно распоряжаться почти всем своим имуществом, кроме недвижимого. Например, для продажи муниципального помещения требуется согласие органа местного самоуправления.
Преимущественное право арендатора на выкуп такого помещения возникнет при одновременном наличии 3 условий:
- МУП, за которым помещение закреплено на праве хозяйственного ведения, приняло решение о приватизации объекта
- орган местного самоуправления выдал согласие на приватизацию
- арендатор соответствует критериям по закону № 159-ФЗ
Главная сложность заключается в том, что у МУПа нет обязанности принять решение о приватизации, даже если к нему обратился арендатор с такой просьбой. Равно как и у муниципального образования нет обязанности давать согласие на приватизацию. В законе № 159-ФЗ используется слово «вправе». Это означает, что решение о приватизации такого хозяйственно-обособленного имущества принимается по усмотрению органов власти, исходя из тех факторов, которые покажутся им важными.
Если МУП не принимает решение о приватизации, то у предпринимателя не возникает преимущественное право на выкуп.
Оценка шансов на выкуп муниципального помещения
На нашего клиента распространяется закон № 159-ФЗ, ведь часть помещения нельзя признать имущественным комплексом и эта часть закреплена за МУПом на праве хозяйственного ведения, а не оперативного управления.
По задумке предпринимателя, выкуп должен был пройти по второму варианту, то есть в инициативном порядке. Описанный первый вариант не подходит, так как само муниципальное образование решение о приватизации не принимало.
Запросив у предпринимателя договор аренды, мы выяснили, что договор заключен не муниципалитетом, а с унитарным предприятием. Значит, в данном случае нужно учитывать особый правовой режим выкупа муниципального помещения, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием.
Помимо этого мы обратили внимание на отдельные положения договора аренды:
- Срок аренды — с 15.01.2021 по 15.01.2023, и по его окончании договор прекращает свое действие, если арендатор не обратится с ходатайством о пролонгации
- В пунктах 2.2.4, 2.2.9 упоминается балансодержатель объекта
- При заключении договора стороны согласились, что объект не может быть отчужден из собственности муниципального образования (п. 6.8 Договора)
Подписывая такой договор, предпринимателю нужно было обратить внимание на этот пресловутый пункт 6.8. Это положение договора должно было уже на этапе подачи заявки на торги заставить предпринимателя оценить шансы на выкуп муниципального помещения.
Поэтому мы сделали вывод, что преимущественное право на выкуп в настоящее время не возникло: МУП не принимало решение о приватизации, а Управление выразило свое несогласие на отчуждение. На момент заключения договора помещение уже закреплено за МУПом, поэтому нельзя сделать вывод, что муниципальный орган осуществлял действия, направленные на воспрепятствование реализации преимущественного права.
Соответствие критериям (отнесение к субъектам МСП, непрерывный срок аренды, отсутствие задолженности по арендной плате) в данном случае не порождает право на выкуп.
Судебная практика
Мы никогда не дадим правовое заключение, опираясь только на букву закона. Множество ответов на сложные вопросы можно найти только в судебной практике. Среди решений Верховного суда РФ мы нашли подходящие правовые позиции.
Принятие решения о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является правом, а не обязанностью предприятия, принимается им самостоятельно при наличии согласия собственника имущества на его отчуждение. Положениями Закона № 159-ФЗ не предусмотрена ни обязанность такого предприятия принять решение о совершении сделки, направленной на отчуждение закрепленного за ним имущества, ни обязанность собственника недвижимого имущества дать согласие на его приватизацию.
Определение Верховного суда РФ от 13.08.2019 по делу № А14-297/2018
Относительно свежая позиция Верховного суда звучит убедительно. До настоящего времени она не пересматривалась. Нижестоящие суды толкуют закон именно таким образом. Арендатор муниципального помещения, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, не имеет право на выкуп в инициативном порядке (п. 2 ст. 9 закона № 159-ФЗ) и может реализовать преимущественное право лишь в случае, когда МУП примет решение о приватизации с согласия муниципалитета. В качестве примера мы привели ссылки на решения судов Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского округов (релевантная практика по месту нахождения клиента).
Единственный шанс
Уже достаточно давно существует правовая позиция, что суд может признать за арендатором преимущественное права на выкуп, если орган местного самоуправления специально закрепил муниципальное помещение за унитарным предприятием, только чтоб лишить арендатора права на приобретение.
К сожалению, анализ показал, что этот вариант не применим к нашему случаю:
- помещение изначально было закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП
- арендодателем по договору выступает МУП, а не орган местного самоуправления
- на момент заключения договора объект уже был закреплен за МУПом, что исключает злоупотребление со стороны муниципального образования
- последующее изъятие объекта у одного МУПа и его передача в хозяйственное ведение второму МУПу не свидетельствует о злоупотреблении со стороны муниципального собственника, так как при вступлении в арендные отношения предпринимателю было очевидно, что контрагентом является МУП, а не муниципалитет
Но мы решили написать здесь про это, чтобы читатели могли использовать эту позицию в своей работе.
Варианты для клиента
1. Пойти в суд с заявлением об оспаривании отказа МУП и муниципалитета в выкупе помещения.
Со своей стороны, юристы Дело чести дали исчерпывающую письменную консультацию по поводу шансов предпринимателя на реальный выкуп муниципального помещения. Каждый вывод подкреплен ссылкой на закон и судебную практику.
Ниже вы можете ознакомиться с Консультационным заключением, подготовленным юристами Дело чести:
Проведенный анализ показал, что арендатор муниципального помещения, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, не имеет право на выкуп этого помещения в инициативном порядке (в соответствие с ч. 2 ст. 9 Закона № 159-ФЗ).
Мы честно и без прикрас сообщили об этом предпринимателю.
Мы не тянули время, а наоборот, сделали это максимально быстро. Ведь решать, что делать дальше, будет только сам предприниматель. Возможно, он все-таки решит попытать судьбу и обратится в суд. А медлить с таким заявлением нельзя. Срок на его подачу всего 3 месяца.
Мы уважаем любое решение клиента. Именно поэтому наши юристы дали рекомендации предпринимателю и на случай судебной перспективы. Мы обратили внимание, что арендуется не помещение, а его часть. Эта часть не поставлена на кадастровый учет в качестве объекта недвижимости.
«В случае, если Клиент решит обратиться в суд, рекомендуется провести государственный кадастровый учет Объекта с учетом того, что реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом МСП договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134)».
2. Мы порекомендовали предпринимателю провести переговоры с представителями МУП и Управлением имущества с целью выяснения их позиции о дальнейшей судьбе объекта (продолжение аренды или приватизация).
Если местному бюджету в тягость содержать это помещение в собственности (большие налоги, затраты на капитальный ремонт), то они могут пойти на приватизацию. Тогда у предпринимателя возникнет преимущественное право на выкуп.
Если же местные органы выскажут категоричный отказ от приватизации, то предпринимателю следует решить – продолжать аренду без права выкупа или расторгнуть эту аренду, подобрав другое помещение для ведения бизнеса. При заключении нового договора аренды муниципального помещения, предпринимателю придется учесть прошлые ошибки и заключать договор напрямую с органом местного самоуправления.
Предприниматели сталкиваются с тем, что муниципалитеты всячески препятствуют в реализации права на выкуп арендуемого помещения. Например, мы представляли в суде компанию, заявление которой было просто проигнорировано.
В этой статье расскажем, как адвокаты Дело чести предоставили устную консультацию арендатору, столкнувшемуся с отказом администрации в выкупе помещения.
Условия для выкупа муниципального помещения
Что нужно учесть арендатору, чтобы не получить отказ в выкупе помещения? Вопрос риторический. Арендатор может получить отказ даже при соблюдении всех правил. Выкупить муниципальное имущество в упрощенном порядке без суда – удел счастливчиков. Однако все законодательные требования нужно соблюдать, чтоб выиграть суд с госорганом о выкупе помещения.
Выкуп арендуемого помещения регулируется Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «о малой приватизации». С помощью «малой приватизации» субъекты МСП могут получить государственное имущество в упрощенном порядке, без проведения торгов.
С 01 марта 2023 года можно выкупить не только недвижимое имущество, но также движимые вещи
Некоторые объекты власти включают в специальные Перечни. Туда заносится имущество, предназначенное для сдачи в аренду предпринимателям, которые только начинают бизнес и пока не имеют собственных помещений. Также помещения из этих перечней передаются различным центрам поддержки бизнеса, технопаркам, учебно-деловым центрам (инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства). Тоже благая цель. Но это не значит, что арендатор не может выкупить помещение из Перечня. Просто для этого немного другая процедура.
Перечни утверждаются на всех уровнях власти:
- федеральный: распоряжение Росимущества от 31.10.2023 № 1434-р
- региональный
- местный
Условия для выкупа арендуемого имущества в упрощенном порядке:
С 06 апреля 2024 г. уменьшен срок непрерывной аренды помещения в целях его выкупа – с 2 лет до 1 года (для помещений, не включенных в Перечни), с 3 лет до 2 лет (для помещений из Перечня)
№ | Позиции | Условия для выкупа арендуемого помещения, не включенного в Перечень: | Условия для выкупа арендуемого помещения из Перечня: |
1 | Арендатор | Субъект МСП | Субъект МСП |
Условие не считается выполненным, если предприниматель не включен в реестр МСП | |||
2 | Вид имущества | Недвижимое | Движимое и недвижимое |
Движимое имущество, не включенное в Перечень, не может быть выкуплено по закону «о малой приватизации» | |||
3 | Срок аренды | непрерывная аренда 1 год | непрерывная аренда недвижимости — 2 года непрерывная аренда движимых вещей – 1 год |
Условие не считается выполненным, если: — арендатор в это время не числился в реестре МСП — арендатор в течение всего срока аренды или его части не был поставлен на учет в качестве ИП — договор аренды, заключенный на срок более года, не зарегистрирован в Ростреестре — договор аренды недействующий на момент обращения за выкупом (расторгнут до приватизации) | |||
4 | Арендная плата | Отсутствует задолженность по договору аренды | |
Условие не считается выполненным, если: — числится долг по арендной плате — не оплачены неустойки | |||
5 | Назначение имущества | Имущество не предназначено для решения вопросов местного значения (Постановление Конституционного суда № № 22-П от 20.12.2010). | |
6 | Период нахождения в Перечне | Нет | недвижимое имущество — более 5 лет движимые вещи — более 3 лет |
Порядок выкупа муниципального помещения
Последовательность действий для выкупа арендуемого муниципального помещения показана в тайм-лайне и может пройти по 4 вариантам:
Конечно, огромное количество споров связано с ценой выкупа: муниципалитеты ее завышают, а предприниматели хотят купить подешевле. Поэтому имейте в виду, что изначально цену указывает госорган. Вы ее найдете в приложениях к уведомлению о приватизации (решение о приватизации, предложение о выкупе, проект ДКП с указанием цены, требование о погашении долга по аренде). Однако арендатор вправе оспорить эту цену и в суде снизить ее до рыночной стоимости выкупаемого помещения. Процедура выкупа приостанавливается на весь срок судебного разбирательства.
ГУПы и МУПы, решившие продать закрепленное за ними имущество, тоже обязаны соблюдать преимущественное право арендатора на выкуп.
Отказ в выкупе арендуемого помещения
Отказ администрации в реализации преимущественного права арендатора может быть выражен в нескольких формах:
- прямой отказ в ответ на заявление арендатора о выкупе
- приватизация помещения без уведомления арендатора
- закрепление помещения на праве хозяйственного ведения за ГУП или МУП
- включение помещения в Перечень
Про последний случай мы рассказывали в статье Отказ Департамента от преимущественного права выкупа. Это ситуация, когда по прошествии 1-2 лет аренды госорган включает помещение в Перечень и тем самым искусственно удлиняет сроки. Такую рокировку в суде признают недобросовестным поведением, а арендатору восстановят право на выкуп.
Огромный риск для арендатор – это заключение договора с новым владельцем и регистрация в Росреестре перехода права собственности. В этому случае суд неизбежен не только с администрацией, но и с новым собственником. Арендатору в срочном порядке (срок – 2 месяца) придется подать иск о переводе на себя прав и обязанностей покупателя.
Человек узнал о приватизация, когда получил во такое письмо о прекращении муниципальной собственности с требованием вносить арендную плату новому «частному» собственнику:
Устная консультация арендатора
Адвокаты Дела чести тщательно подготовились к устной консультации. У арендатора есть шанс на выкуп муниципального помещения.
Устная консультация Дело чести – это тщательная подготовка по внутренним стандартам, изучение проблематики, анализ законодательства и судебной практики, а также рекомендация клиенту, что делать в его конкретном случае. То есть устная консультация – это не просто разговоры. Это предметное обсуждение проблемы клиента, по результатам которого он может как самостоятельно отстаивать свои права, так и поручить юристам ведение своего дела.
Итак, что предполагает устная консультация в Дело чести:
1. Определение проблемы клиента
В данном случае клиента лишили преимущественного права на выкуп арендуемого помещения. Клиент хочет понять, могла ли администрация в обход арендатора продать муниципальное помещение «постороннему» лицу? «Посторонний» взято в кавычки, потому что на деле помещение внесено в уставный капитал подведомственного муниципального предприятия. То есть администрация, чтобы не дать право выкупа арендатору, за месяц до истечения 2-летнего срока поменяла собственника. Для клиента важно найти перспективные пути решения его проблемы.
Отдельно отметим, что мы проводим анализ документов клиента. В данном случае стоит уделить внимание договору аренды, переписке с администрацией, а также просмотреть Перечни на официальном сайте.
Мы обратили внимание, что оснований для расторжения договора аренды не было:
2. Анализ нормативно-правовой базы с адаптацией для клиента
В нашем случае клиенту разъяснили положения закона «о малой приватизации» № 159-ФЗ. И нашли ответ конкретно на его вопрос. Согласно руководящим разъяснениям Высшего арбитражного суда аналогичные действия местной администрации признаются злоупотреблением:
Суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение помещения и в том случае, если со стороны государственного органа были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами МСП преимущественного права (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения).
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 (пункт 5)
3. Демонстрация клиенту судебной практики
За 15 лет существования закона № 159-ФЗ суды рассмотрели тысячи споров про выкуп муниципальных помещений. Ничто не ново под луной. Поэтому мы изучаем судебную практику, чтобы понять, как служители Фемиды пресекают незаконные действия администраций.
Мы выслали клиенту решения суда по схожим основаниям. Истец-арендатор там выиграл спор. Чтобы клиенту не пришлось читать весь многостраничный судебный акт, мы выделили важные места полужирным шрифтом и подчеркнули.
По результатам анализа судебной практики мы подсветили для клиента важный момент, чтоб выиграть суд. Нужно не просто показать, что администрация намеренно препятствует реализации вашего права. Необходимо заявить, что это помещение вообще никак не используется в хозяйственной деятельности МУПа (новоиспеченного собственника).
«Указав, что поскольку ответчиком не доказана необходимость использования арендуемых помещений для выполнения муниципальных функций и полномочий, целевое назначение имущества не менялось, помещения не планировались для использования в каких-либо иных целях, кроме использования арендатором под столовую – ресторан».
4. План действий
Клиенту недостаточно знать, что он прав. Он может и сам это интуитивно понимал до консультации юриста. Главная наша задача как специалистов – дать пошаговую инструкцию, как защитить свои права. В данном случае – как клиенту выкупить арендуемое муниципальное помещение.
По итогам консультации адвокаты разработали следующий план действий:
- заявление в суд о признании незаконными действий администрации по проведению приватизации без соблюдения преимущественного права арендатора
- заключение договора аренды с новым собственником
- получение решения суда, заключение нового договора аренды с администрацией
- подача заявление о выкупе в администрацию
- получение отказа от администрации, суд.
5. Сообщение клиенту о порядке оказания услуг
В конце каждой устной консультации мы сообщаем клиенту, в какой срок ему нужно начать действовать. Как известно, сроки судебного оспаривания ограничены.
Для клиента мы разъяснили, что срок на первый этап «Заявление в суд о признании действий администрации незаконными» — всего 3 месяца. Этот срок начинается с момента опубликования оспариваемого распоряжения на официальном сайте администрации, то есть с 08.08.2024.
Мы также рассказали, чем смогут помочь наши юристы с указанием конкретной стоимости.
6. Встреча или удаленный формат
Если вы находитесь в Москве, устная консультация может пройти в виде встречи с нашим юристом. В целях экономии драгоценного времени вы можете связаться с нами по телефону, в мессенджерах или в ином удобном удаленном режиме.
Успешные дела
Что делать, если администрация расторгает договор аренды? Не отчаиваться и обратиться к профессиональным юристам, потому что одностороннее расторжение договора с администрацией допускается только в суде. Наши юристы:
— проконсультируют Вас по вопросу, дав четкие ответы со ссылками на закон и судебную практику
— подготовят ответ на предупреждение о расторжении договора аренды
— подготовят отзыв на иск администрации
— обеспечат участие в судебных заседаниях непосредственно, по ВКС или через онлайн-заседание
В статье о расторжении договора аренды мы обещали рассказать о продолжении истории с арендой причала на Чукотке. Напомним, администрация сдала в аренду предпринимателю сооружение для швартовки морских судов. Предприниматель использовал причал для стоянки собственного транспорта. Однажды к причалу подплыл теплоход и начал пришвартовываться. Работники предпринимателя оказали ему противодействие, так как никаких предупреждений о стоянке теплохода, а тем более оплаты за такую стоянку не поступало. После этого инцидента администрация решила в одностороннем порядке отказаться от договора аренды и подала иск в суд:
Иск администрации принят, делу присвоен № А80-417/2021:
Мы, в свою очередь, возражаем против исковых требований. В качестве основания для прекращения договора аренды администрация называет «нарушение целевого использования». Но действия предпринимателя не попадают под этот термин. Договор аренды не обязывает предпринимателя бесплатно обеспечивать пришвартовку и стоянку морских судов третьих лиц. Тем более такой обязанности нет в законе. Смысл аренды и заключался в передаче владения и пользования причалом предпринимателю на возмездной основе. Никто другой, в том числе и сама администрация, не вправе пользоваться этим причалом по своему желанию и по своим условиям. В данном случае было не нарушение целевого использования, а защита своего владения по праву аренды:
Результаты этого спора пока неизвестны, судебное заседание отложено. Если у Вас похожая ситуация — муниципалитет расторгает договор, то следите за развитием событий по нашему спору. Или продолжите чтение статьи. Далее мы расскажем о том, что делать, если администрация расторгает договор аренды муниципального имущества.
- Проверить, есть ли основания для расторжения договора аренды с администрацией.
В любом случае договор по инициативе арендодателя-администрации может быть расторгнут по следующим причинам (эти основания установлены законом, и если даже они не прописаны вашем договоре, арендодатель вправе на них ссылаться):
1.1. Существенное или неоднократное нарушение условий договора. Существенность в каждом случае оценивается судьей, но при любом раскладе – это синоним значительности. Например, в одном деле суд расценил как существенное нарушение неполное внесение арендной платы на протяжении большого отрезка времени. Неоднократность означает «2 и более».
1.2. Использование объекта не по назначению.
1.3. Существенное ухудшение состояния объекта.
1.4. Просрочка арендных платежей 3 раза подряд и более. Очень важно платить вовремя, так как следуя позиции ВС РФ, собственник объекта может расторгнуть договор аренды даже в случае полного погашения долга. Единственное ограничение – разумный срок заявления такого иска (определяется судьей).
1.5. Если капитальный ремонт – обязанность арендатора, то нарушение сроков его производства. Но такое бывает редко, чтобы кап.ремонт осуществлялся арендатором.
Другие случаи могут быть согласованы сторонами в договоре аренды. И они не обязательно должны быть связаны с правонарушениями. Например, суды признали законным договорное условие, согласно которому отказ от аренды допускается, если у собственника возникла производственная необходимость в использовании объекта. Также в договорах встречалось условие о праве арендодателя на отказ при просрочке внесения только одного платежа – оно признано судами законным.
В договоре аренды «B2B» можно согласовать безмотивированный отказ с обязательным предупреждением за несколько дней/ месяцев. Такое условие распространено на практике, так как внешние обстоятельства быстро меняются, и сторонам не хочется, чтобы выгодный изначально договор превращался в оковы.
По ст. 610 ГК РФ договоры, заключенные на неопределенный срок, могут расторгаться в одностороннем порядке с уведомлением другой стороны за 3 месяца.
Часто случается, что имущество переходит из муниципальной собственности в региональную, частную и т.д. Так вот, смена собственника – это не основание для отказа от аренды. Новый владелец должен соблюдать права арендатора.
Также не прекращает аренду истечение срока договора. Когда срок договора подходит к концу, при нежелании сохранения аренды арендодатель должен сообщить об этом арендатору. Иначе договор возобновляется на неопределенный срок (пролонгация).
- Особенности расторжения договора аренды с администрацией на землю.
Здесь применяются все основания из пунктов 1.1 — 1.5, а также дополнительные случаи по ст. 46 ЗК РФ:
2.1. нарушение целевого использования, установленного категориями земель и видом разрешенного использования
2.2. порча земли и отсутствие необходимых мероприятий по рекультивации
2.3. по истечении 3 лет с момента предоставления земли не началось строительство на нем жилого дома или сельхозиспользование
2.4. самовольное строительство. В этом случае договор прекращается, если арендатор не ликвидировал постройку. Не поможет даже наличие на земельном участке иных ОКС арендатора – участок разделят за счет арендатора.
Долгосрочные договоры аренды (более 5 лет) расторгаются только при существенных нарушениях и только по суду.
- Получали ли вы предупреждение от арендодателя.
Арендодатель обязан направить арендатору письменное предупреждение, где прописывает нарушения и требует их ликвидировать. То есть если в разумный срок арендатор выполняет требования администрации, то договор аренды остается в силе. Разумным сроком, по общему правилу, считается 30 календарный дней. И только если нарушение не устранено, администрация расторгает договор аренды.
Предупреждение должно быть направлено с описью вложения. Иначе непонятно, что именно арендодатель положил в конверт.
- Соответствует ли иск администрации требованиям закона.
Договор аренды по основаниям 1.1 – 1.5 может быть расторгнут только в судебном порядке. Конечно, такое правило применимо только для тех ситуаций, когда арендатор хочет продолжить пользоваться объектом.
*Если же арендатор согласен на прекращение арендных отношений, то стороны просто подписывают соглашение о расторжении, передают объект по акту приема-передачи, закрывают сальдо и расходятся с миром.
* По тем основаниям, которые стороны самостоятельно включили в договор, можно установить внесудебный процесс расторжения.
*Также не потребуется идти в суд, если отказ от договора происходит безмотивированно. В этом случае договор прекращается, как только заканчивается указанный в уведомлении срок. За подобный отказ от договора может взыматься плата (≠ штраф). Пропишите в договоре размер этой платы, и сторона, инициировавшая прекращение договорной связи, заплатит ее контрагенту. Аналогичное правило и при неопределенном сроке договора.
Иск администрации о расторжении договора аренды подается в арбитраж, если на другой стороне предприниматель или коммерческая организация, и в районный суд, если дело касается гражданина. Когда администрация перепутала подведомственность, пишите ходатайство о передаче дела по подсудности. Арбитраж передает иск в областной суд, который определит территориальную подсудность и отправит дело в соответствующий районный суд. А СОЮ передает дело в арбитражный суд субъекта.
Также суды возвратят администрации иск, если она не отправляла на адрес арендатора предупреждение, о котором мы писали в пункте 3. Это расценивается как непринятие мер досудебного урегулирования конфликта (аналогично претензионному порядку).
Иск оставят без рассмотрения, когда представитель органа повторно не явился в суд, а ответчик-арендатор не просит рассматривать дело. Здесь действует правило интереса: если истец не активен, то суд, а тем более ответчик работать за него не будут.
Производство по иску администрации прекратят при мирном урегулировании вопроса. Мировое соглашение на взаимовыгодных условиях – это способ прекращения судебного дела.
- Соответствует ли позиция арендодателя, изложенная на бумаге, его действиям.
Бывает так, что собственник направил арендатору предупреждение о намерении прекратить аренду, но потом в суд не обратился. Арендатор при этом продолжает пользоваться его имуществом. Арендодатель вроде как и не возражает, да к тому же берет арендную плату.
Если такое состояние длится достаточно долго, то при обращении в суд арендатор может смело ссылаться на это, говоря, что арендатора все устраивало. А если отказ был безмотивированным, то уведомление о расторжении и вовсе утрачивает силу и считается ненаправленным.
- Расторжение договора аренды и ковид.
Короновирус настолько сильно повлиял на бизнес, что Верховный суд принял уже три «короновирусных» обзора. В Обзоре детально разъясняются положения закона, позволяющие отказаться от договора аренды.
1 апреля 2020 на фоне пандемии короновирусной инфекции был принят Закон № 98-ФЗ. Нас интересует ст. 19 этого закона, собственно, разъяснением которой и занимался Верховный суд.
В вопросе 3 Обзора № 2 (апрель 2020) разъяснен порядок предоставление отсрочки по внесению арендных платежей предпринимателям, функционировавшим в отраслях бизнеса, включенных в «мораторный список» (был размещен на сайте ФНС). До 1 октября 2020 им было разрешено не вносить аренду. Следовательно, если администрация ссылается на просрочку платежей как на основание расторжения аренды, а эта просрочка имела место в 2020 году, при том что арендатор включен в мораторный список, то такой отказ незаконен.
Далее в обзоре изложено право на уменьшение арендной платы по причине ограничений в использовании помещений из-за локдауна. То есть если администрация отказалась уменьшать арендную плату, а потом по причине просрочки муниципалитет расторгает договор, то в суде арендатор вправе на это указать.
В вопросе 5 Обзора № 3 (февраль 2021) сказано, что уменьшение аренды не препятствует дополнительно просить отсрочку.
- Расторжение договора аренды и банкротство арендатора
Есть общее правило, что все требования к должнику по основаниям, возникшим до возбуждения дела о банкротстве, предъявляются исключительно в банкротном деле. При нарушении этого правила судьи оставляют иск без рассмотрения. Но с правом аренды оказалось не все так очевидно, и Верховному суду пришлось разрешать этот вопрос. Администрация обратилась в суд в общем порядке с иском к ООО «Почтовый ящик 287» о расторжении договора аренды лесного участка. Как вы понимаете, организация уже была банкротом. Суды трех инстанций оставили иск без рассмотрения, а вот ВС РФ рассказал, почему все не так просто.
В деле о банкротстве рассматриваются только споры, способные повлиять на размер конкурсной массы. Право аренды может быть реализовано, только если арендатор вправе сдавать имущество в перенаем без согласия арендодателя. В этом случае право аренды продается с торгов. Тогда оно, безусловно, влияет на размер конкурсной массы.
А вот если для передачи прав и обязанностей по договору аренды нужно согласие собственника, то есть два варианта. Если собственник дает согласие на перенаем, то это актив должника. Но, конечно, это лишь в теории. На практике, если уж администрация расторгает договор аренды, то она явно не намерена давать согласие на смену арендатора. Тогда муниципалитет расторгает договор в общеисковом процессе, а не в деле о банкротстве.
Итак, отказаться от договора не так-то просто, даже если об этом просит администрация. Если вы действительно заинтересованы в пользовании объектом, обращайтесь к нашим юристам. Мы обязательно постараемся найти спасательный круг для вашей аренды.