- Торговые реалии России и Киргизии.
- Перечень условий вашей будущей сделки.
- Предмет, количество, качество и назначение поставляемого товара.
- Что ждёт виновную в неисполнении или в ненадлежащем исполнении сторону.
- Заранее учитываем обстоятельства, не подконтрольные сторонам.
- Какой товар можно экспортировать из РФ, документальное оформление сделки.
Торговые реалии России и Киргизии.
Киргизия славится производством огромного количества хлопка, тканей, текстильной продукции, фруктов и овощей, что позволят наращивать экспорт в данных сферах. Международный потребительский спрос успешно поддерживается за счёт предложения, формируемого с помощью пошивочных цехов и фабрик.
В то же время, основой российского импорта в Кыргызстан является иная продукция: лес, удобрения, пиломатериалы, уголь и другие сырьевые товары. Активное российско-киргизское торговое сотрудничество во многом обусловлено действующими европейскими санкционными списками товаров, ограничивающими и запрещающими прямые торговые пути.
РФ и Кыргызская республика являются участниками совсем недавно вступившего в силу и уже ратифицированного Россией международного многостороннего Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, которое было заключено 8 июня 2023 г. между странами СНГ. Соглашение направлено на секторальное расширение сфер услуг, экспортирующихся и импортирующихся из и в страны-участницы.
Такой узкий предмет регулирования соглашения как торговля услугами, а также инвестиционная деятельность свидетельствует об укреплении трансграничного взаимодействия и развитии тесного международно-правового сотрудничества. Заключение данного Соглашения государственными акторами на международно-правовой СНГ-площадке следует понимать как публично-правовую санкцию-разрешение к действию для внутригосударственных участников коммерческих правоотношений – физических и юридических лиц, стремящихся к заключение выгодных им внешнеэкономических контрактов.
Всё указанное – непосредственные предпосылки для заключения внешнеэкономической сделки между российским и киргизским контрагентом, об особенностях которого мы расскажем вам в настоящей статье.
Перечень условий вашей будущей сделки.
Среди возможных и самых важных условий внешнеторгового контракта обычно фигурируют следующие:

— предмет контракта: наименование, количество, качество и назначение поставляемого товара;
— цена контракта;
— условия поставки, транспортные обязательства сторон;
— условия оплаты товара;
— страхование товара;
— ответственность сторон;
— положения о возможном изменении или расторжении договора: форс-мажорная, санкционная оговорки, валютная оговорка, адаптационная оговорка;
— порядок разрешения возможных споров: претензионный порядок + арбитражная оговорка или пророгационное соглашение;
— применимое к контракту право.
Каждое упомянутое контрактное условие требует детальнейшего анализа и множества нюансов. Без юриста, специализирующегося на составлении внешнеэкономического контракта, а также на его согласовании и полном сопровождении, невозможно получить желаемый для интернационального коммерсанта результат.
Наша команда в полном объеме погружена во все особенности данных процессов, чтобы гарантировать итог, соответствующий всем вашим ожиданиям и, в том числе теоретическим неожиданностям, к которым международная торговля не всегда бывает готова. Далее рассмотрим некоторые контрактные положения, требующие особого внимания.
Предмет, количество, качество и назначение поставляемого товара.
После преамбулы, в которой указываются сведения о вас и вашем контрагенте, необходимо конкретизировать товар или иной торговый объект, в том числе услугу или работу, который поставляется или которая осуществляется по внешнеэкономическому контракту. Конкретизация происходит в положении, которое мы рекомендуем назвать как данный раздел – «предмет, количество, качество и назначение». Помимо перечисленного может быть предусмотрен и ассортимент, что будет зависеть от особенностей вашего конкретного контракта.
Это положение служит большой и значимой цели, поскольку может помочь избежать возможных споров, могущих возникнуть в ходе исполнения сторонами своих контрактных обязательств.
Дело в том, что в ходе или в результате исполнения может случиться несколько неприятных моментов. Например, поставщик осуществит поставку одного товара, а оказалось, что покупателю требовался другой по качеству, по фасону, по цвету. Однако покупатель со своей стороны не оговорил, что ему требовался именно тот другой товар по качеству, фасону, цвету, ассортименту и т.д.. Следовательно, огромная значимость данной превентивной конкретизации предмета договора очевидна.

Спасительным кругом может послужить информация о дальнейшем назначении товара. Например, стороны не указали, что товар, поставляемый продавцом, понадобится покупателю к показу на выставке, для чего он должен быть определенного цвета, фасона и количества. И когда покупатель направил продавцу соответствующую рекламацию, то продавцу ничего не оставалось, кроме вежливого отказа, поскольку поставщик не располагал таковыми сведениями о дальнейших нуждах его контрагента.
Тем самым, рекомендуемые нами сведения, которые разумно превентивно указывать в контракте, требуют углубленной и оправданной конкретизации, чтобы избежать практически всех из могущих к возникновению между сторонами споров. До контрагента есть смысл донести все, даже самые мельчайшие подробности. Исходя из своего опыта и анализа судебной практики применительно к вашему товару мы готовы предложить вам наиболее приемлемые для вас варианты контрактных условий, в полной мере определяющих объект вашей российско-киргизской сделки.
Что ждёт виновную в неисполнении или в ненадлежащем исполнении сторону.
Если сторона относится пренебрежительно к исполнению собственных обязательств, то её не избежать ответственности за допущенные нарушения. В нашем случае Россия и Киргизия являются участниками Венской конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г., в силу действия которой применимыми будут положения о процентах за пользование денежными средствами, которые можно взыскивать с покупателя за возможную неоплату цены контракта или с продавца за возможную непоставку товара.
Иной момент состоит в том, чтобы в вашем контракте заранее предусмотреть карательный и соответствующий закону штрафной механизм. В частности, можно указать как единовременную санкцию за непоставку и (или) неоплату товара, так и неустойку, исчисляемую определенным периодом. Например, за один месяц 3% от стоимости товара за его непоставку и (или) неоплату, за второй месяц уже 3,5% или же постоянный размер неустойки за весь период неисполнения или ненадлежащего исполнения.
Помимо данного контрактом закрепленного механизма будут работать конвенционные положения о процентах за пользование чужими денежными средствами. Их природа состоит в том, чтобы карать нарушителя не столько за неисполнение, сколько за сам факт пользования деньгами, которые ему не принадлежат. Тем самым, они не являются именно мерой ответственности, к коей стоит относить неустойку. Следовательно, Венская конвенция о международной купле-продажи товаров 1980 г. даёт основания взыскивать по своей сути «двойные» проценты: неустойку (единовременный штраф или периодичные проценты) и проценты за пользование чужими деньгами.
Заранее учитываем обстоятельства, не подконтрольные сторонам.
Киргизско-российский контракт вряд ли может выступить объектом воздействия со стороны внешних факторов, не зависящих от воли сторон. И тем не менее, торговая действительность сурова и довольно часто бывает непредсказуема, что требует повышенного внимания к фактическим обстоятельствам, существующим на мировой арене.
В качестве особенно популярных и даже вездесущих в международной коммерческой среде фигурируют правила о форс-мажоре. Стандартный набор типичной форс-мажорной оговорки: открытый перечень обстоятельств, который стороны наделили форс-мажорным характером; необходимость своевременного уведомления сторонами друг друга в момент возникновения форс-мажорного события под страхом взыскания возможных убытков; подтверждение форс-мажора сертификатом или справкой из местной или федеральной Торгово-промышленной палаты.

Стоит помнить, что функционал конструкции форс-мажора ограничивается освобождением от ответственности: при возникновении блокады, эпидемии, войны или другого согласованного обстоятельства, доказанного в качестве форс-мажора, сторона, будучи под его влиянием, может быть лишь освобождена от ответственности, то есть может не платить за штраф, неустойку, убытки, проценты за пользование чужими деньгами и т.п.
При этом контрагент не может полностью отказаться не исполнять договор. Легальными основаниями подобного отказа являются иные конструкции, отличные от форс-мажора: односторонний отказ от исполнения, расторжение договора, невозможность исполнения.
В практике контракт-драфтинга иногда встречаются такие варианты форс-мажорных оговорок, в которых наряду с правовым последствием в виде освобождения от ответственности происходит расторжение договора, если обстоятельство непрерывно действует в течение определенного периода времени. Например, если эпидемия не прекращается 6 месяцев, то по достижении данного срока заинтересованная в расторжении договора сторона может направить уведомление другой стороне о расторжении договора, а другая должна его принять, и договор будет считаться автоматически расторгнутым с момента получения другой стороной данного уведомления.
Помимо форс-мажорной оговорки целесообразно уделить толику внимания и времени для согласования адаптационной оговорки. Суть примерно та же – перечень нескольких внешних обстоятельств. Однако, в сравнении с форс-мажором, адаптационная клаузула направлена отнюдь не на освобождении «нарушителя» от ответственности, а на сохранение деловых отношений между сторонами.
Обычно адаптационная оговорка предусматривается в контрактах, рассчитанных на долгосрочное взаимодействие, за счёт чего повышается риск воздействия на контракт огромного количества факторов и событий. Тем самым, положение помогает заранее избежать влияния на контракт определенных факторов.
Особенно важную роль играют контрактные адаптационные механизмы цены договора. Нередко она подвержена не только рыночным колебаниям, но и действию обязательных нормативных актов «сверху», сверхимперативно изменяющих порядок её уплаты.
Если рыночные неожиданности судебная практика обоснованно относит к категории предпринимательского риска, то в отношении государственно-властных предписаний вопрос стоит достаточно непросто. Его решение может заключаться в адаптационной оговорке: на случай принятий государствами, в которой зарегистрированы стороны, норм права, регламентирующих особый порядок уплаты контрактной цены, в действие вступают согласованные сторонами внутренние редакционные механизмы, изменяющие её так, как того требует воля стороны и при этом действующие в строгом соответствии с «новыми» неожиданными ценовыми предписаниями.
Какой товар можно экспортировать из РФ, документальное оформление сделки.
Если товар импортируется в Киргизию из РФ, то, прежде всего, необходимо проверить, существует ли фактическая возможность заключения контракта с данным предметом. В отношении государств-членов ЕАЭС нельзя обойтись без разрешения от Правительства РФ (Постановление от 03.03.2022 № 312) для некоторых товаров следующих видов:

- сельскохозяйственная техника и её части;
- транспортные средства и их комплектующие;
- промышленная продукция;
- телекоммуникационное оборудование и его части;
- лабораторное, геолого-разведывательное, геофизическое оборудование и его части;
- медицинское.
Исполнение по внешнеэкономической сделке с данными товарными категориями будет возможно только при наличии правительственного разрешения. После подтверждения фактической возможности поставить именно ваш товар и заключения контракта стоит задаться вопросом и полном документальном сопровождении сделки.
Документарное оформление внешнеэкономической сделки с киргизским партнёром:
— контракт;
— коммерческие документы, счет-фактура, инвойс;
— транспортные накладные;
— сертификаты о соответствии товара евразийским требованиям (происхождение, качество, техпаспорт, инструкции по эксплуатации);
— документы, подтверждающие выполнение условий о запретах и ограничениях (лицензии, сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения и пр. документация о соответствии товара евразийским требованиям).
Отметим, что таможенную декларацию оформлять для нашей российско-киргизской сделки не необходимости, о чем нам говорит ЦБР в своем Письме от 21.09.2015 № 014-12-1/8198 о вступлении в силу Договора о присоединении Киргизии к Договору ЕАЭС.
Документы, которые необходимо предоставить, чтобы подтвердить обоснованное применение нулевой ставки НДС налогоплательщиком-экспортёром на территории его государства:
- договоры-основания для экспорта товара;
- банковская выписка, которая подтверждает фактическое поступление денежных средств от реализации экспортированного товара на счёт налогоплательщика-экспортера;
- заявление об импорте товара и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства, в который был импортирован товар.
Срок для представления документов составляет 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Тем самым, для исполнения налоговой обязанности важна дата именно фактической передачи товара, а не согласованный сторонами в контракте юридический срок, в который товар должен быть поставлен. В целях исчисления НДС датой отгрузки считается дата составления первого первичного учетного документа.
Обращаясь к нам за юридической помощью в составлении внешнеторгового контракта между сторонами из РФ и КР, вы получаете не просто договор, а рабочий документ, гарантирующий как ваше исполнение, так и исполнение со стороны вашего контрагента.
Объем любой новостной статьи не позволяет в полной мере отразить абсолютно все нюансы многоаспектного процесса по заключению контракта. Их достаточно много в силу специфики внешнеторгового контракта. Без квалифицированной юридической помощи, особенно со стороны нашей команды, очень сложно достичь желаемого вами результата.