Муниципальные контракты зачастую сопровождают собой возникновение споров и в дальнейшем судебное разбирательство. Многие уверены в том, что невозможно одержать в победу в суде над муниципальным или государством органом. Однако это совсем не так. В данной публикации мы рассмотрим, что такое муниципальный контракт, какова последовательность действий в случае, если заказчик не платит по контракту, а также же рассмотрим практический случай, произошедший с нашим клиентом.

Заказать услугу по взысканию средств с заказчика в суде можно по этой ссылке.

Муниципальный контракт: понятие и процесс выполнения

Муниципальный контракт – это соглашение между бюджетным учреждением (муниципальным заказчиком) и подрядчиком, заключенное в рамках государственных или муниципальных закупок. Контракт регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цель контракта – обеспечение муниципальных нужд, таких как строительство объектов, ремонт дорог, поставка оборудования или предоставление услуг.

Основные этапы работы по контракту:

  1. Проведение закупки (тендера) и заключение контракта.
  2. Исполнение обязательств подрядчиком.
  3. Приемка выполненных работ заказчиком.
  4. Оплата выполненных работ.

Заказчик вправе предъявлять замечания к выполненным работам, но они должны быть обоснованы и подтверждены документально.

Что нужно знать о муниципальном контракте?

1. Срок: заказчик обязан произвести оплату за выполненную работу в течение семи дней с даты подписания им актов приемки в Единой информационной системе (ЕИС).

2. Неоплата в установленный срок: в случае несвоевременной оплаты со стороны заказчика наступает нарушение закона. За невыполнение обязательств по оплате контракта предусмотрены следующие меры ответственности:

а) неустойка за просрочку платежа: при задержке оплаты контракта заказчику начисляется пеня за каждый день просрочки. При этом причины задержки значения не имеют. Если заказчик не произвел своевременную оплату, то ему придется уплатить пеню за все дни просрочки.

б) штрафование ответственных лиц

За несоблюдение сроков оплаты контракта ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 30 000 до 50 000 рублей согласно статье 7.32.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Для справки:

Пеня представляет собой вид неустойки, назначенной за просрочку выполнения договорных обязательств. Штраф же является неустойкой за другие виды нарушений условий договора, помимо нарушения сроков. Важно, чтобы общая сумма всех штрафов не превышала стоимость самого контракта.

Возможно одновременное взыскание штрафа и пени. Это происходит, к примеру, когда поставщик нарушает сроки поставки и условия качества товара.

3. Муниципальный контракт может быть прекращен одним из трех способов:

а) путем взаимного согласия сторон;

б) через судебное решение;

в) при одностороннем отказе одной из сторон от исполнения контракта в рамках гражданского законодательства.

4. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков: односторонний отказ от контракта грозит внесением подрядчика в данный реестр. Односторонний отказ от контракта начинает действовать спустя 10 дней с момента направления уведомления исполнителю. С этой даты контракт будет считаться расторгнутым. Вместе с уведомлением заказчик готовит и направляет акт о нарушении обязательств по договору.

Если исполнитель устранит все выявленные недочеты в течение этих 10 дней, то заказчик обязан отозвать свое решение.

Кроме того, после вступления в силу одностороннего отказа, у заказчика есть два рабочих дня, чтобы направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о внесении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Инструкция: что делать, если заказчик не платит по контракту

Если бюджетное учреждение отказывается оплачивать работу по муниципальному контракту, ссылаясь на замечания, следует предпринять следующие шаги:

Шаг 1: Уточнить причины отказа

  • Необходимо запросить письменное обоснование от заказчика. Согласно закону, заказчик обязан письменно уведомить подрядчика о выявленных недостатках, указать их характер и предложить сроки на устранение.
  • Нужно проверить основания претензий. Замечания могут быть связаны с качеством, сроками выполнения или объемом работ.

Шаг 2: Проверить документацию

  • Нужно сравнить замечания с условиями контракта и приложенной проектной документацией. Следует убедиться, что работы выполнены в соответствии с техническим заданием.
  • Необходимо проверить акты приемки (например, форма КС-2, КС-3). Если заказчик их подписал, то это свидетельствует о принятии работ.

Шаг 3: Устранить замечания, если они обоснованы

  • Если замечания подтверждаются документально, то следует согласовать с заказчиком сроки устранения недостатков.
  • После устранения нужно оформить акт о выполнении работ с учетом исправлений.

Шаг 4: Зафиксировать нарушение со стороны заказчика

Если подрядчик уверен, что работы выполнены в соответствии с условиями контракта, но заказчик отказывается принимать их:

  • Необходимо направить заказчику претензию в письменной форме, ссылаясь на нормы контракта и приложив доказательства (акты, фотографии выполненных работ).
  • Нужно зафиксировать отказ от оплаты через электронную переписку или почтовое уведомление.

Шаг 5: Привлечь третьих лиц для фиксации факта исполнения

  • Можно вызвать независимую экспертизу, чтобы подтвердить, что работы выполнены качественно и в полном объеме.
  • Следует пригласить заказчика для совместной проверки с составлением акта о выполненных работах и их качестве.

Шаг 6: Обратиться в суд

Если досудебное урегулирование не дало результата, то:

  1. Необходимо подготовить исковое заявление в арбитражный суд:
    • указать суть спора (неоплата выполненных работ);
    • приложить контракт, акты выполненных работ, переписку и результаты экспертиз.
  2. В иске нужно требовать:
    • оплату выполненных работ;
    • возмещение убытков (например, расходы на экспертизу);
    • компенсацию за просрочку оплаты (пени).

Практический случай

Исковое заявление

В этом деле мы представляли интересы подрядчика. Для того, чтобы взыскать долг по оплате муниципального контракта, нам пришлось обратиться в арбитражный суд. С этой целью мы разработали и подали исковое заявление. Вот, что произошло.

Между сторонами был заключен муниципальный контракт на проведение ремонтных работ в детском саду. Согласно условиям контракта, начало работ должно было состояться 1 июня 2022 года, а завершение — 1 сентября 2022 года. Однако 1 июня 2022 года, когда подрядчик попытался приступить к работе, представитель заказчика сообщил, что детский сад продолжает функционировать и доступ к помещениям предоставлен не будет ранее августа, так как дети посещают садик.

3 июня 2022 года подрядчик направил заказчику уведомление с требованием обеспечить доступ к помещению. В ответ 7 июня 2022 года заказчик предложил перенести начало работ с 1 июня 2022 года на 10 июля 2022 года, объяснив это невозможностью перевести детей в другое учреждение на время ремонта. Заказчик также просил рассмотреть вариант выполнения работ в период до 10 июля 2022 года, когда дети отсутствуют в образовательном учреждении, либо предложить график работы в вечерние часы и выходные дни.

Подрядчик ответил, что работа в вечернее время и выходные дни значительно увеличит затраты, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом РФ необходимо оплачивать труд сотрудников по повышенной ставке. При заключении контракта такие расходы не учитывались. Кроме того, даже при выполнении работ в указанные периоды останутся запахи краски и строительная пыль, что создаст неудобство для детей. Подрядчик отказался работать в предложенном режиме. Он согласился на перенос сроков, однако отметил, что речь идет не о сокращении общего времени работ, а о сохранении изначального трехмесячного периода, начиная с новой даты. Если лето окажется неподходящим временем для начала работ, то подрядчик предлагает перенести их на осенний период. Никаких ответов на данное предложение получено не было.

Вместо реакции на уведомление подрядчик получил претензию, где утверждалось, что он не приступил к выполнению работ. В претензии сообщалось, что с 14 июня 2022 года большинство групп детского сада были закрыты, осталась лишь одна дежурная группа. К претензии прилагались акты, подтверждающие, по мнению заказчика, что подрядчик не приступал к работам. Подрядчик представил письменный ответ, в котором опроверг доводы заказчика.

После этого заказчик начал предъявлять претензии относительно качества выполняемых работ, угрожая расторжением контракта в одностороннем порядке и внесением подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Затем заказчик издал приказ о расторжении контракта в одностороннем порядке, мотивируя это тем, что подрядчик не исполнил свои обязательства. При составлении соответствующего акта подрядчик не присутствовал, а сам акт был подписан административными сотрудниками, включая воспитателя и дежурного по режиму, которые, по словам подрядчика, не обладают достаточной квалификацией для оценки выполненных работ. Подрядчик настаивает, что информация, содержащаяся в акте, не соответствует действительности и была использована заказчиком исключительно для уклонения от оплаты.

Отзыв на исковое заявление

После подачи иска в арбитраж, другая сторона спора – ответчик, составил соответствующий отзыв. Его смысл заключается в следующем:

«…в соответствии с п. 5.3 муниципального контракта…заказчик имеет право задержать оплату выполненных работ подрядчику в следующих случаях: -не устранение выявленных ранее недостатков в работе, представленной к оплате, — причинение ущерба Заказчику, — выполнение работ с отступлением от объемов работ…», «заказчик неоднократно обращался к подрядчику с требованием об устранении выявленных недоделок и дефектов по контракту, а также не представлено Заказчику документов, подтверждающих, что при выполнении работ использовались материалы, предусмотренные техническим заданием»;

«…предусмотрены требования по передаче заказчику исполнительной технической и иной документации, а именно пунктом 5.1. установлено, что по окончанию работ заказчику передается исполнительной технической документации (акты на скрытые работы, акты гидравлического испытания и т.д.), однако в нарушение указанных требований Подрядчиком акты скрытых работ…не предоставлены»;

«…выявленными недостатками и недоделками работ по муниципальному контракту, заказчику причинены убытки, а именно заказчик вынужден нести финансовые затраты на выполнение ремонтных работ по устранению недостатков…в сумме … рублей…».

Возражение на отзыв

Нами были подготовлены два возражения на отзыв, разбирательство было длительное и сложное, однако ради такого результата стоило подождать.

Итак, заявленные исковые требования были таковыми:

признать незаконным приказ ответчика «О решении расторжения в одностороннем порядке муниципального контракта»;

взыскать с ответчика стоимость работ по контракту.

Решение суда

Решением арбитражного суда и оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, наши исковые требования были удовлетворены.

Кассационная жалоба ответчика также осталась без удовлетворения:

Таким образом, несколько лет мы пытались в судебном порядке взыскать оплату по муниципальному контракту. У нас это получилось. Все денежные средства, которые ответчик должен был оплатить по контракту, были возмещены подрядчику.

В случае, если вам необходима юридическая помощь, вы сможете связаться с нами и получить соответствующую консультацию.