В условиях современного рынка многие российские компании стремятся заключить государственные или муниципальные контракты, осознавая значительные преимущества, которые это приносит для их репутации и бизнеса в целом. Государственные заказы не только способствуют укреплению имиджа компании, но и открывают новые горизонты для развития и расширения клиентской базы. Однако, несмотря на очевидные плюсы, существует ряд рисков, связанных с взаимодействием с государственными структурами.
Одним из таких рисков является возможность запоздалого уведомления заказчика антимонопольных органов о расторжении контракта. Это может привести к необоснованному и ошибочному включению вашей компании в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Подобная ситуация способна нанести серьезный ущерб репутации фирмы и негативно сказаться на ее дальнейшей деятельности.
На примере реального дела нашего клиента, которое мы успешно выиграли, мы хотели бы продемонстрировать, как можно эффективно защитить свои интересы в подобных ситуациях. Наша команда специалистов обладает опытом и знаниями, необходимыми для того, чтобы предотвратить ошибки, которые могут опорочить вашу репутацию и повлиять на бизнес.
Если у вас остались вопросы или вы столкнулись с подобной проблемой, мы готовы оказать вам квалифицированную помощь. Обращайтесь к нам – мы поможем вам защитить ваши интересы и сохранить безупречную репутацию вашей компании.
Получите бесплатные ответы на ваши вопросы по арбитражным спорам в сфере госконтрактов от профессиональных юристов и найдите полезную информацию в нашем телеграм-чате:
Ситуация, с которой столкнулся наш клиент
Наш клиент, субъект малого предпринимательства, в 2020 году выиграл электронный аукцион на заключение контракта, предметом которого стало выполнение ремонтных работ автомобильной дороги между двумя населенными пунктами в Чукотском округе. В августе 2020 года началось исполнение контракта, было внесено обеспечение договора (то есть страховка для заказчика) на сумму 13 тысяч рублей.
В ноябре 2020 года заказчик – муниципальное унитарное предприятие – принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направив нашему клиенту соответствующее уведомление. Имеет ли право заказчик в одностороннем порядке отказаться от контракта?
Согласно статье 717 Гражданского кодекса, заказчик может в любое время до момента сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора. Однако это не освобождает его от обязанности уплатить подрядчику ту часть работы, которую он уже выполнил, а также возместить убытки от расторжения договора. Убытки определяются в пределах разницы между ценой за весь объем работы и ценой, выплаченной за фактически завершенные работы.
Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также в статье 95 закрепляет право заказчика односторонним образом отказаться от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В чем заключается проблема? Дело в том, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок информация о расторжении контракта появилась лишь спустя 3 года, в 2024 году. Это в свою очередь могло стать основанием для ошибочного включения нашего клиента в Реестр недобросовестных поставщиков, поскольку антимонопольная служба имела основания полагать, что наш клиент не исполнил свои обязательства по контракту (хотя контракт уже давно был расторгнут).
Еще раз напомним, что законодательство о контрактной системе устанавливает сроки, которые обязаны соблюдать заказчики при исполнении контракта. Если нарушения допущены со стороны заказчика, антимонопольные органы должны отреагировать и привлечь их к соответствующей ответственности. К вам как к подрядчику претензий быть не должно.
В сложившейся ситуации клиент обратился к нам за консультацией, и мы разъяснили ему последовательность необходимых действий. Предлагаем ознакомиться с ними и вам.
Чем опасно включение в Реестр недобросовестных поставщиков?
Для начала следует определиться, что такое Реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей и почему включение в него негативно скажется на вашем бизнесе.
Реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей (РНП) — это специальный перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были признаны ненадлежащими исполнителями государственных и муниципальных контрактов. Ведение данного реестра осуществляется Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) с целью обеспечения прозрачности и честности в сфере государственных закупок.
Попадание в реестр недобросовестных поставщиков может произойти по нескольким причинам. К числу наиболее распространенных относятся: уклонение от заключения контракта, неисполнение условий контракта, а также предоставление недостоверной информации в ходе проведения тендера. Такие действия могут быть зафиксированы как в результате жалоб со стороны заказчиков, так и в ходе плановых проверок со стороны контролирующих органов.
Последствия попадания в РНП могут быть крайне негативными для бизнеса. Во-первых, компании, включенные в данный реестр, не смогут заключать новые контракты с государственными и муниципальными органами в течение двух лет с момента внесения в реестр. Это ограничение существенно сужает возможности для получения новых заказов и, как следствие, негативно сказывается на финансовых показателях предприятия.
Во-вторых, сведения о наличии компании в реестре являются публичными и доступны для всех заинтересованных сторон. Вы сами можете посмотреть этот список на официальном сайте. Это означает, что потенциальные контрагенты, проверяя информацию о вашем бизнесе, могут обнаружить факт включения в РНП и, как правило, откажутся от сотрудничества. Таким образом, репутационные потери становятся неотъемлемой частью последствий, поскольку доверие со стороны партнеров и клиентов может быть подорвано.
В-третьих, обеспечение, о котором мы писали ранее, не подлежит возврату в случае включения вас в РНП. В нашем случае это лишь 13 тысяч рублей, но встречаются и гораздо большие суммы.
Что делать в таком случае?
В условиях, когда ваша компания оказалась под угрозой включения в Реестр недобросовестных поставщиков, крайне важно грамотно и четко донести свою позицию до антимонопольных органов. В данном контексте основным шагом является подготовка и направление официального обращения в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по вашему региону.
Направить обращение вы можете на электронный адрес регионального управления ФАС, найти который можно на официальном сайте. В обращении укажите актуальную электронную почту, поскольку на указанный вами адрес вы получите уведомление со статусом и входящим регистрационным номером вашего обращения. Помните, что направить обращение в ФАС России или ее территориальные органы можно также через портал государственных услуг, пройдя по ссылке и выбрав услугу ведомства.
В обращении необходимо подробно изложить фактические обстоятельства дела. Акцентируйте внимание на сроках: когда было принято решение о расторжении контракта, когда вы его получили. Это необходимо, поскольку контракт считается расторгнутым через 10 дней после надлежащего уведомления поставщика об этом. Далее в течение 5 рабочих дней заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта в Федеральное казначейство.
Кроме того, настоятельно рекомендуется запросить все материалы, касающиеся вашего дела. Это позволит вам получить полное представление о ситуации и подготовить аргументированные возражения на возможные обвинения. Обеспечение прозрачности процесса – это важный шаг к защите ваших интересов и восстановлению репутации компании.
Мы советуем вам отдельно обратить внимание на то, что нарушение срока размещения информации в ЕИС применительно к настоящему делу является отдельным и самостоятельным основанием для отказа в размещении информации о Поставщике в реестре недобросовестных поставщиков.
Четкая и структурированная подача информации позволит антимонопольным органам лучше понять вашу позицию и учесть ее при принятии решения. Мы предлагаем профессиональную помощь в составлении обращений в Управление Федеральной антимонопольной службы. Наша команда обладает глубокими знаниями гражданского законодательства и опытом работы с УФАС, что позволяет нам эффективно представлять ваши интересы.
Как привлечь к ответственности заказчика
Если заказчик поздно уведомил УФАС о расторжении контракта, это подпадает под административное правонарушение, за которое возможно привлечение к ответственности.
Речь идет о статье 7.30 Кодекса об административных правонарушениях России. Если заказчик (а точнее его должностное лицо) нарушает сроки размещения в единой информационной системе в сфере закупок необходимой информации, в том числе о расторжении контракта, это влечет за собой наложение административного штрафа. Размер штрафа при этом зависит от того, на сколько дней нарушен срок размещения информации.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.30 КоАП, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. Такими органами являются территориальные органы Федеральной антимонопольной службы.
Если вы думаете, что привлечение к административной ответственности заказчика невозможно, то это не так. Судебная практика по этому вопросу достаточно обширна. Например, в 2018 году Сыктывкарский городской суд утвердил решение о привлечении члена котировочной комиссии местного государственного учреждения к административной ответственности по статье 7.30 КоАП РФ. Он также нарушил сроки, которые установлены законодательством о контрактной системе.
В нашем случае заказчик нарушил сроки на 3 года, что подпадает под признаки административного правонарушения. Именно поэтому в ответном письме в УФАС мы указали на этот факт и потребовали привлечь виновного к административной ответственности. Это является дополнительным стимулом к тому, чтобы государственные и муниципальные органы внимательно относились к требованиям законодательства.
Чем закончилось наше дело?
Направив запрос в УФАС по Чукотскому автономному округу, мы оперативно получили ответ. В нем руководитель Управления ответил, что в настоящее время в отношении нашего клиента отсутствует внеплановая проверка по поводу включения в реестр недобросовестных поставщиков. Иными словами, они приняли к сведению наши аргументы и поняли, что в позднем уведомлении о расторжении контракта виноват заказчик, а не наш клиент.
В условиях динамично развивающейся экономики защита интересов субъектов малого и среднего предпринимательства становится особенно актуальной. Наша команда юристов осознает важность этой задачи и готова предоставить квалифицированную помощь в противостоянии ошибкам государственных органов.
В этой статье вы ознакомились с делом нашего клиента, который столкнулся с неправомерными действиями антимонопольных органов. Мы детально изучили его ситуацию, выявили все юридические аспекты и подготовили убедительную правовую позицию.
В результате нашей активной защиты интересов клиента удалось добиться пересмотра решения, что позволило ему продолжить свою деятельность без негативных последствий. Этот случай наглядно демонстрирует нашу готовность отстаивать права предпринимателей и обеспечивать их законные интересы. Мы понимаем, что каждый клиент уникален, и подходим к каждому делу с максимальной ответственностью. Доверьтесь нам, и мы сделаем все возможное, чтобы защитить ваши интересы.