Государственные и муниципальные контракты представляют собой один из способов сотрудничества предпринимателей и государства, который выгоден для обеих сторон. К сожалению, реализация таких договоров не всегда проходит без проблем. Иногда заказчики работ или услуг задерживают либо вообще не оплачивают выполненную работу. Указанное может привести к серьезным последствиям для исполнителей. Что делать в такой ситуации и как взыскать деньги с заказчика по контракту? Об этом поговорим в статье.

Срок оплаты по государственному / муниципальному контракту

Заказчик должен оплатить работу в течение 7 дней. Этот срок отчитывается с момента подписания заказчиком документов о приёмке в единой информационной системе (ЕИС).

Статья 13.1 ФЗ-44:

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Если оплата в указанный срок не произошла, то заказчик нарушил закон.

Ответственность за неоплату контракта

Если заказчик задерживает оплату контракта, то санкции будут выражаться в начислении пени и штрафа. Причины, по которым заказчик не платит вовремя по контракту абсолютно не важны. В случае, если он не оплатил контракт вовремя, то должен платить пени за каждый день просрочки. Ответственного за реализацию контракта сотрудника могут оштрафовать на 30 000 – 50 000 рублей.

Статья 7.32.5 КоАП РФ:

Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пеня — это неустойка, которая назначается за просрочку исполнения обязанностей по договору.

Штраф – это неустойка за ненадлежащее выполнение обязанностей по договору, кроме нарушения сроков. Размер штрафа определяется на основании правил, которые были установлены Постановлением Правительства.

Важно отметить, что совокупность всех начисленных штрафов не может быть выше стоимости контракта.

Для справки: одновременно можно взыскать штраф и пеню. Например, в случае, если поставщик просрочил срок поставки и при этом нарушил условие соглашения о качестве товара.

Расчет пени

Если оплата по контракту не поступает вовремя, то пеню начисляют уже со следующего рабочего дня после подписания акта приема товара, выполнения работ или оказания услуг, то есть с восьмого рабочего дня.

Формула для расчета пени выглядит так:

Размер пени = сумма обязательств * ключевая ставка ЦБ * 0,003 * количество дней просрочки

Важно. Нужно отталкиваться от ключевой ставки, которая установлена на день выплаты пени.

Для того, чтобы заказчик оплатил сумму пени, ее размер и расчет нужно включить в содержание претензии.

Одностороннее расторжение контракта

Государственный или муниципальный контракт может быть расторгнут тремя способами:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Третий вариант является наименее рациональным, так как в данной ситуации информация о поставщике может быть внесена в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик имеет как права, так и обязанности относительно одностороннего расторжения контракта.

Заказчик имеет возможность принять решение об одностороннем отказе по тем основаниям, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Обязанность по одностороннему расторжению контракта возникает в следующих случаях:

1. предоставление недостоверной информации о себе или о поставляемом товаре с целью победы в конкурсе;

2. поставщик или товар / услуга перестали соответствовать требованиям, которые были установлены закупочной документацией.

Односторонний отказ от контракта вступает в силу через 10 дней с даты уведомления поставщика от исполнения договор. В обозначенную дату контракт считается расторгнутым. Одновременно с уведомлением заказчик разрабатывает и отправляет акт о невыполнении обязательств по договору.

В случае, если исполнитель устранит все недостатки в течение 10 дней, то заказчик обязан отменить обозначенное выше решение.

Помимо этого, после вступления одностороннего отказа в силу, заказчик в течение 2 рабочих дней должен передать в ФАС обращение о включении поставщика / исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Как добиться оплаты по контракту

Первое. Разработать и направить заказчику претензию

Для того, чтобы получить оплату по контракту, необходимо разработать и отправить заказчику претензию. Этот документ не имеет строго установленной формы и содержания, поэтому основным требованием к такому документу является наличие следующих элементов:

  • сумма долга;
  • положения контракта, которые были нарушены заказчиком;
  • ответственность за просрочку оплаты контракта;
  • реквизиты счёта для получения оплаты.

Составленную претензию можно передать лично либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Второй вариант будет наиболее предпочтительным, так как на руках у исполнителя контракта будет официальное подтверждение того, что заказчик получил претензию. Однако и в случае личной передачи можно попросить расписку в получении письма.

Второе. Идти в суд

Если не удалось урегулировать спорную ситуацию в претензионном порядке, то исполнителю контракта необходимо обращаться в суд. Для этого нужно составить исковое заявление и подать его в арбитражный суд по месту регистрации ответчика. Например, если исполнитель находится в Краснодаре, а заказчик из Москвы, то иск необходимо подавать в московский суд.

Суд рассмотрит дело и вынесет соответствующее решение. Если оно будет в пользу исполнителя, то у заказчика есть возможность в течение 10 дней подать апелляционную жалобу. Если заказчик не оспорит решение суда, то ему необходимо будет выплатить всю сумму долга.

Заказчик не платит по контракту: случай из практики

У нас продолжается противостояние нашего клиента и муниципальных органов. На этот раз речь идет о реализации муниципального контракта и неоплаты заказчиком работы исполнителя.

Что произошло?

Между сторонами заключен муниципальный контракт на ремонтные работы в детском саду.

Согласно контракту клиент должен был начать работы 01.06.2022, а закончить 01.09.2022, но
01.06.2022 при попытке начать работы ответчик заявил, что сад работает и там находятся дети, он не может дать доступа раньше августа потому что дети ходят в садик.

Истец 03.06.2022 направил уведомление заказчику о необходимости освободить помещение. На что 07.06.2022 получил следующие ответы: «…просит перенести срок начала работ…с 01 июня 2022 года на 10 июля 2022 года в связи с отсутствием в настоящее время возможности перевода детей в другое учреждение на время проведения ремонтных работ. С учетом вышеуказанных обстоятельств, просим также рассмотреть возможность выполнения работ в период до 10 июля 2022 года во время отсутствия детей в образовательном учреждении». Администрация детского сада ходатайствовала о сдвиге начала ремонтных работ или графика работы в вечернее время и в выходные дни».

Истец уведомил, что работы в вечернее время и выходные дни приведут к росту его затрат в разы – согласно ТК РФ он должен платить повышенную оплату. При заключении контракта он на это не рассчитывал. Более того, даже если ремонтные работы будут в выходные дни и вечернее время после них остается запах, пыль и т.п., которые явно будут мешать нахождению детей. Истец не готов осуществлять работы вечером и в выходные дни. Сдвиг сроков возможен, но ответчик не говорит о том, что сдвиг возможен на сентябрь, фактически, они говорят о сокращении сроков – это невозможно, они рассчитывают, что истец закончит к 1 сентября. Истцу нужен тот же самый период в 3 месяца с момента начала работ, если идет сокращение периода летом, то этот период должен сдвигаться на осень. Истец не получил никакого ответа. Его уведомление проигнорировали.

Вместо ответа на уведомление истец получил претензию, в которой было указано, что «подрядчик к выполнению работ …не приступил», «…с 14 июня 2022 года были закрыты основные группы дошкольного образовательного учреждения и создана одна дежурная группа». Претензия содержит требование незамедлительно начать работы. Также к претензии приложены акты, которые якобы подтверждают то, что истец не приступил к работам.

Истец предоставил письменный ответ с указанием контраргументов, опровергающих доводы ответчика.

Ответчик начал искать «дефекты» и «недостатки» в работе исполнителя, указав, что в противном случае заказчиком будет рассмотрен вопрос о расторжении контракта в одностороннем порядке с возможными негативными последствиями для подрядчика, — излюбленный метод Администрации Чукотского района и учрежденных и (или) подконтрольных ею организаций – запугать реестром недобросовестных поставщиков. Суть этого метода в том, что «либо делаете все как вам сказали, либо мы подаем документы на включение вас в реестр недобросовестных поставщиков».

Ответчик издает приказ, согласно которому контракт расторгается в одностороннем порядке «в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств». При этом истец не был вызван на составление акта. Данный акт составлен не техническими специалистами, а просто административным персоналом, который не разбирается в этом и подпишет то, что прикажут (одним их подписантов является воспитатель, есть еще некий дежурный по режиму). Очевидно, что они не могли проверить наличие щебня. Истец заявляет, что все изложенное в акте не соответствует действительности, это выдуманные обстоятельства, которые позволяют ответчику
просто не платить.

Истец не принял ни один «дефект» и «недостаток», написал об этом ответчику. Это все
наглая ложь, не соответствует действительности. Акт ответчика ничем, кроме подписей зависимых людей не подтвержден. Он ни на чем не основан. Акт сделал специально, чтобы иметь формальное право расторгнуть контракт и не платить. Учитывая, какой объем работ предусмотрен Техническим заданием, то стоимость вышеуказанных «недостатков» составляет 1-2% от стоимости Контракта. Это выглядит издевательством, это выдуманные утверждения, акт подписали зависимые от Ответчика люди, он недостоверный. Даже если бы они соответствовали действительности, то они являются незначительными, ответчик обязан был принять работы.

Составление искового заявления

В такой сложной ситуации, в которой оказался наш клиент, необходимо было защищать интересы в суде, так как претензионный порядок не принес необходимого результата – деньги подрядчик так и не получил. Поэтому мы обратились в арбитражный суд и составили следующее исковое заявление:

За исковым заявлением последовал отзыв на иск. Вкратце, ответчик указал следующие аргументы:

  • «…в соответствии с п. 5.3 муниципального контракта…Заказчик имеет право задержать оплату выполненных работ Подрядчику в следующих случаях: -не устранение выявленных ранее недостатков в работе, представленной к оплате, — причинение ущерба Заказчику, — выполнение работ с отступлением от объемов работ…», «Заказчик неоднократно обращался к Подрядчику с требованием об устранении выявленных недоделок и дефектов по Контракту, а также не представлено Заказчику документов, подтверждающих, что при выполнении работ использовались материалы, предусмотренные Техническим заданием… а именно, Щебень М800, фракция 40-80 (70) мм, группа 2 (м3).»;
  • «…предусмотрены требования по передаче заказчику исполнительной технической и иной документации, а именно пунктом 5.1. установлено, что по окончанию работ заказчику передается исполнительной технической документации (акты на скрытые работы, акты гидравлического испытания и т.д.), однако в нарушение указных требований Подрядчиком акты скрытых работ…не предоставлены…»;
  • «…выявленными недостатками и недоделками работ по муниципальному контракту, Заказчику причинены убытки, а именно, Заказчик вынужден нести финансовые затраты на выполнение ремонтных работ по устранению недостатков…в сумме … рублей…».

Мы составили возражение на отзыв:

Таким образом, вы видите, что если заказчик не платит по контракту, то вполне реально идти в суд и добиваться защиты своих прав. В нашем случае правда на стороне нашего клиента, поэтому судебный орган, вероятнее всего, примет решение в нашу пользу. Дела, в особенности арбитражные, являются сложными, тем более если это спор с государственными или муниципальными органами. Однако опытные юристы могут помочь справиться с данной ситуацией и добиться восстановления нарушенных прав.