В XXI веке успешные бизнес модели не могут обойтись без новейших IT-технологий. Поэтому наблюдается бум запросов на приложения, сайты, маркетплейсы и чат-боты. В этой статье расскажем, как составить договор разработки бота, чтобы виртуальный собеседник принес ожидаемый результат и заказчику не пришлось исправлять чужую работу. Наша статья будет полезна как заказчикам, так и разработчикам чат-ботов.
Бот – полезный инструмент для компании, потому что он много чего умеет и снижает нагрузку на сотрудников, а иногда полностью их заменяет в решении типовых задач. В отличие от человека бот активен 24 часа в сутки.
Наш подкаст Договор с разработчиком: зачем и какой?
Договор разработки бота
Бот – это объект интеллектуальной собственности, программа для ЭВМ. У разработчика сразу возникают авторские и исключительные права на бот. Именно поэтому важно правильно составить договор на разработку чат-бота, чтобы заказчик смог его использовать по своему усмотрению, не нарушая при этом права автора.
Мы подготовили таблицу с различными вариантами оформления отношений с разработчиком чат-бота. Далее в статье подробно опишем преимущества и недостатки той или иной модели, а также поговорим об условиях must have.
Предмет договора
В первую очередь, нужно определить макро-обязанности исполнителя в зависимости от желаний и финансовых возможностей заказчика. Эти макро-обязанности образуют предмет договора.
Исполнитель обязуется выполнить работы по созданию/ запуску/ поддержанию работоспособности/ обучению бота, а заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.
Требования к боту и процессу его разработки лучше вынести в Техническое задание, которое является приложением к договору. А в разделе «Предмет договора» сделайте оговорку, что чат-бот должен соответствовать техническому заданию.
Исключительное право на чат-бот
Ключевой момент, который отличает договор на разработку программного обеспечения от обычного договора подряда, — интеллектуальные права на чат-бот. Право на использование бота не возникнет у заказчика автоматически. Для этого нужно включить в договор разработки бота следующие гарантии и условия:
1. Исполнитель гарантирует, что будущий чат-бот является служебным произведением и исключительное право на бот возникает у исполнителя, а не у сотрудников.
По закону, первоначально исключительное право на чат-бот возникает не у исполнителя, а у конкретного разработчика (физического лица), который занимался созданием бота (п. 3 ст. 1228 ГК). Однако в силу специфики трудовых отношений сделано исключение для служебных произведений. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Чат-бот признают служебным произведением, если разработка бота входит в трудовые обязанности сотрудника.
Поэтому в договоре разработки ПО необходима такая гарантия. За ее нарушение следует предусмотреть значительный штраф.
(пункты 2 и 3 – это альтернативные условия, в договор включается только одно)
2. Исключительное право в полном объеме переходит к заказчику
Для этого в договор разработки бота включаются элементы договора отчуждения исключительного права, в частности такое условие:
«Исполнитель обязуется передать исключительное право на чат-бот в полном объеме Заказчику»
Разработчик может по своему желанию зарегистрировать чат-бот как программу для ЭВМ в Роспатенте. Тогда смена правообладателя подлежит обязательной государственной регистрации. Правообладателем признается лицо, указанное в Реестре программ для ЭВМ (ст. 1262 Г РФ).
3. Заказчик использует бот в объеме предоставленной лицензии
Заказчик и исполнитель могут определить условия использования в договоре разработки бота или заключить отдельное лицензионное соглашение. Предметом такого соглашения является обязанность исполнителя (лицензиара) предоставить заказчику (лицензиату) право на использование бота в оговоренных пределах.
При определении этих пределов нужно согласовать следующие моменты:
- территория, на которой допускается использование бота (по умолчанию, Российская Федерация)
- срок использования, который не может превышать срок исключительного права (по умолчанию, 5 лет)
- способы использования; лицензиат не может использовать бот способами, которые не указаны в лицензионном договоре.
Лицензионный договор бывает двух видов:
- неисключительная лицензия, т.е. исполнитель может передать права на бот параллельно с вами другому лицу
- исключительная лицензия, т.е. кроме заказчика больше никто не получит этого бота, пока действует лицензионный договор
Лицензионный договор презюмируется не исключительным. Поэтому если хотите, чтоб больше никто не использовал уникальный чат-бот, включая заказчика, прямо пропишите, что бот предоставляются на условиях исключительной лицензии. Разумеется, за эту опцию придется доплатить.
Обязанности заказчика
Для того, чтобы избежать срыва сроков, нарушения исключительных прав рекомендуем в договоре закрепить такие обязанности заказчика:
1. Предоставлять необходимые документы по запросу исполнителя:
- укажите, в какой форме исполнитель должен направить запрос документов
- укажите канал связи
- укажите срок, в течение которого Заказчик должен передать документы
- укажите, что последствием несвоевременной или неполной передачи документов является соответствующее продление срока выполнения работ.
2. Лицензионное использование возлагает на заказчика обязанность предоставлять отчеты об использовании бота в установленные сроки или по требованию лицензиара. Эту обязанность можно исключить, если прямо указать в договоре, что предоставление отчетов не требуется.
3. Если контент чат-бота формируется заказчиком, то предусмотрите обязанность исключить материалы, противоречащие законодательству о рекламе, кибербезопасности, персональных данных, а также нарушающие авторские права.
Обязанности исполнителя
Важно исключить затягивание сроков и риск претензий со стороны третьих лиц. Для этого отразите в договоре обязанности исполнителя:
1. Установите обязанность исполнителя закончить работу к определенному сроку.
2. Исполнитель обязан использовать только те объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ему предоставлено согласие правообладателя, и только в объеме, согласованном с правообладателем.
3. Если договор разработки предусматривает техническую поддержку заказчика после запуска бота, нужно четко регламентировать обязанность исполнителя по такому взаимодействию. Например, исполнитель обязан обеспечить чат с персональным менеджером в течение определенного времени суток в целях тех.поддержки.
4. Определите гарантийный срок, в течение которого исполнитель будет за свой счет восстанавливать работоспособность бота.
Цена договора
Цена договора складывается из двух составляющих.
1. Стоимость работ
Стоимость работ исполнителя определяется по соглашению сторон. Смета не требуется.
Она может быть фиксированной. Также часто в договорах на разработку ПО встречается оплата по модели Time&Material. Такая модель подойдет для создания новых уникальных ботов, «каких ранее свет не видывал», то есть когда нужны исследования, проверка вариантов, добавление функций по ходу пьесы, опробирование разных идей. В рамках договора T&M заказчик и исполнитель в самом договоре предельно широко формулируют представление о конечном результате, а этапы формируются в ходе исполнения договора. По каждому этапу последовательно определяется фронт работ. После выполнения этапа исполнитель предоставляет отчет, где зафиксировано, сколько часов потратили его программисты на работу. Оплата производится по количеству потраченных часов.
2. Вознаграждение за исключительное право
Вознаграждение за исключительное право может включаться в стоимость работ. Это нужно четко прописать в договоре.
Как отчуждение исключительного права, так и лицензия могут быть безвозмездными. Исключение для отчуждения — договоры между коммерческими фирмами; для лицензии – договоры между коммерческими фирмами, если использование предполагается на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии.
Все-таки в большинстве случаев за классный продукт нужно заплатить. Вознаграждение за пользование ботом должно быть указано в договоре в форме фиксированных платежей (разовых или периодических), роялти или в ином виде.
Конечно, отчуждение исключительного права намного дороже, чем лицензионное использование.
Приемка услуг
Детально пропишите порядок сдачи-приемки работ по разработке бота. Это повлияет на право исполнителя требовать оплату и на ее размер. Отсутствие акта приемки говорит о том, что разработчик не сделал работу.
Договор должен отвечать на все приведенные ниже вопросы:
1. Какой документ стороны признают доказательством надлежащего выполнения работ?
- Акт приемки, подписанный обеими сторонами
- Акт приемки, подписанный исполнителем, если исполнитель в установленном порядке вызвал заказчика на приемку, но заказчик на приемку не явился
2. Когда работы считаются выполненными надлежащим образом?
- соответствие техническому заданию
- соответствие договору
- соответствие требованиям платформы
- успешное прохождение испытаний
3. По каким каналам связи сообщается о результате и направляются приемочные документы?
Поскольку для бота материальный носитель не требуется, классическая встреча сторон для приемки не нужна. В договоре следует предусмотреть, по каким каналам связи исполнитель должен сообщить об успешном запуске бота:
- электронная почта
- мессенджер
- корпоративные каналы
- бумажное уведомление, направленное по конкретному адресу
Исполнитель должен проводить приемку по тому каналу связи, который указан в договоре. Иначе суд не признает, что исполнитель выполнил работы в срок и передал их результат заказчику
4. Какие сопроводительные документы должен направить исполнитель для приемки?
- акт приемки
- счет
- счет-фактура
- отчет о созданных результатах интеллектуальной деятельности
- инструкция
5. Как заказчику заявить о недостатках бота?
- направление мотивированного отказа с перечнем выявленных замечаний в n-дневный срок
Форс-мажор
В договоре разработки бота можно предусмотреть специфические обстоятельства непреодолимой силы, которые освобождают исполнителя от ответственности:
- отключение электроснабжения
- отключение Интернета
- блокировка платформы в государстве
- неполадки у хостинг-провайдера
- хакерские атаки
Техническое задание
Здесь максимально подробно описываются ожидания заказчика от чат-бота. Можно выделить следующие разделы Технического задания:
1. Функции чат-бота:
Для клиента | Для заказчика |
1) сообщение информации, интересующей пользователя 2) помощь в совершении процесса 3) отключение или подключение услуги 4) продажиигры и квесты 5) обучение | 1) систематизация клиентской базы 2) рассылки 3) обработка заявок 4) подписка на канал заказчика 5) поиск клиентов 6) поиск сотрудников 7) прием оплаты |
2. Требования к боту
- бот должен решить поставленную задачу
- бот не должен повторять свои ответы
- вежливость и исключение ненормативной лексики
- наличие кнопки переключения на живого человека
- бот передает информацию оператору, поэтому клиенту не нужно заново все повторять
- ежедневная круглосуточная работа бота
- интерфейс: язык общения, функционал в зависимости от категории клиента, цветовое решение, звук
3. Нормативные акты, которым должен соответствовать чат-бот
- Закон о защите персональных данных: нередко чат-бот просит клиента указать информацию о себе, поэтому необходимо предусмотреть возможность получения от клиента согласия на обработку персональных данных.
- Закон о рекламе
- Законодательство о кибербезопасности
- Правила Telegram API и другие регламенты платформ
4. Язык программирования
5. Этапы работы с указанием сроков
- Программирование сценария бота
- Запуск бота на платформе (мессенджер, сайт, приложение, голосовой ассистент)
- Техническая поддержка
- Обновление