Информация в современном мире является мощным средством, которым зачастую пользуются в недобросовестных целях. В борьбе с конкурентом субъекты бизнеса зачастую распространяют сведения, которые являются недостоверными. В юриспруденции подобные действия именуются клеветой. При этом такое деяние имеет не только гражданско-правовые, но и уголовно- и административно-правовые последствия. В настоящей статье разберёмся, что следует относить к клевете на юридическое лицо и как бороться с недобросовестной конкуренцией.
Что такое клевета и какие действия к ней относятся?
Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ:
Клевета — распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Получается, что клевета на юридическое лицо является заведомо ложной информацией, которая носит порочащий характер и может навредить репутации юридического лица. К подобным сведениям могут быть отнесены данные о нарушении юридическим лицом законодательства или, например, реализации недобросовестной деятельности юридическим лицом, в том числе обман потребителей, мошенничество и тому подобные действия.
При этом «каналы передачи» клеветы в настоящее время имеют широкое распространение. Они могут содержаться где угодно: в Интернете, в СМИ, на телевидении, в социальных сетях, на радио. Безусловно, наиболее удобным способом является Интернет и социальные сети, где всего за несколько секунд возможно уничтожить репутацию субъектов предпринимательской деятельности. Официальные высказывания также возможно отнести к одному из способов распространения клеветы.
Как защититься от клеветы?
Вариант «не быть успешным», пожалуй, не подойдёт (хотя является эффективным методом защиты). Но давайте рассмотрим другие варианты, которые являются более весомыми. Кто может защитить юридическое лицо и его репутацию? Конечно же суд. При этом дела подобной категории являются довольно сложными, так как слишком много остаётся на оценку и усмотрение суда. Поэтому к делам, связанным с защитой репутации юридического лица, стоит отнестись со всей серьёзностью и дотошностью, которые свойственны юристам (в данном случае являются очень полезными навыками).
Вопрос: Куда обращаться за защитой?
Ответ: В суд.
Основание: Статья 152 ГК РФ:
Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Вопрос: Какой суд будет рассматривать дело и в рамках какого судопроизводства?
Ответ: Арбитражный суд в рамках административного процесса.
Основание: Статья 29 АПК РФ:
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
Вопрос: К кому предъявлять иск?
Ответ:
- авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения;
- если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации;
- если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком.
Основание: Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
Вопрос: Можно ли защитить себя, не зная, кто распространил клевету?
Ответ: Да. Достаточно часто порочащие сведения могут быть высказаны анонимно. Однако даже в такой ситуации юридические лица могут защитить свою репутацию. Суд может признать информацию порочащей и не соответствующей действительности даже в отсутствие конкретного лица (ответчика).
Основание: Дело будет рассматриваться в порядке подраздела 4 ГПК РФ.
Есть положительный пример из судебной практики по данному вопросу.
Что произошло?
Акционерное общество «С» обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке особого производства. Попросило признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию акционерного общества «С» сведения, размещённые в 2023 году на Интернет-ресурсах.
Позиция истца:
По мнению заявителя, указанные материалы порочат его деловую репутацию , поскольку содержат утверждения о нечестном ведении бизнеса, о совершении руководителями заявителя преступных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом России.
Такие утверждения формируют негативное общественное отношение к заявителю как к участнику хозяйственных отношений, и наносят вред его деловой репутации . В целом размещённая статья имеет очевидно негативный характер в отношении АО «С». Также заявитель указал на анонимный характер размещения сведений. В качестве данных автора указаны имя и фамилия – ФИО1. Указанных данных явно недостаточно для идентификации лица, распространившего сведения.
При этом интернет – сайт … .com не содержит сведений о юридическом либо физическом лице, являющимся его владельцем и размещающем на нем информацию. Доменное имя — … .com, зарегистрировано за границей Российской Федерации, информация об администраторе ресурса недоступна.
Что решил суд?
Это важная информация для определения владельца сайт, на котором размещена клевета:
Международной некоммерческой организацией «Internet Corporation for Assignet Names and Numbers» для регулирования вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и прочими аспектами функционирования сети «Интернет», разработан сервис WHOIS, через который в публичном доступе находятся данные, полученные при регистрации доменного имени и содержащие, в том числе, сведения о владельце интернет-сайта и провайдере хостинга. Указанные сведения можно получить в открытых информационных источниках в телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на таких сайтах как: reg.ru, nik.ru, whois.ru и других.
Суд пришёл к выводу, что Интернет-портал … является сайтом в сети «Интернет», зарегистрированными под доменными именами: . Провайдером хостингов (регистратором) в доменах .news, .info, .com, .net являются иностранные компании «PublicDomainRegistry Limited», NAMECHEAP INC, правовое регулирование деятельности которой не подпадает под действие законодательства Российской Федерации и от которой получение информации для идентификации владельца сайта в сети «Интернет» не представляется возможным или является крайне затруднительным.
Размещенная информация об АО «С», согласно письменным пояснениям заявителя, не соответствует действительности. В отношении АО «С» не имеется судебных актов, устанавливающих факт участия данной организации в совершении преступных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, соответственно, размещённые сведения являются недостоверными и порочат деловую репутацию заявителя.
Размещённые сведения оцениваются судом как порочащие, поскольку содержат указание на недобросовестное поведение заявителя как производителя продуктов питания, тем самым создают у потенциальных партнёров, клиентов или заказчиков ложное представление о том, что заявитель, будучи субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет её с грубейшими нарушениями действующего законодательства.
Статья не содержит информации, позволяющей идентифицировать их автора. Вместе с тем, указанные сведения содержат утверждения о фактах, а не субъективные мнения и суждения, форма изложения явно свидетельствует о том, что распространитель выражает не своё оценочное суждение, а утверждение о фактах. Фразы представлены как состоявшиеся факты о нарушении заявителем законодательства, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, то есть сведения, свидетельствующие о совершении заявителем действий предосудительного характера, умаляющих деловую репутацию коммерческой организации.
Итог:
Удовлетворение иска и признания статьи сведениями, не соответствующими действительности и порочащими.
Вопрос: Что требовать в суде?
Ответ: В данном случае юридическому лицу необходимо чётко представить свои ожидания от подачи и рассмотрения искового заявления. Юридическое лицо может потребовать удаления порочащих сведений, а может потребовать компенсацию причинённого его репутации ущерба.
В общем виде представим следующий перечень возможных требований:
- публикация опровержения в СМИ: оно должно быть выполнено именно в том СМИ, в котором была распространена клевета;
- возмещение убытков;
- опровержение порочащих сведений;
- удаление информации;
- пресечение дальнейших действий, связанных с распространением сведений, не соответствующих действительности.
Исковое заявление: образец
Что поможет составить исковое заявление о защите деловой репутации юридического лица?
- статья 23 Конституции России;
- статья 152 (и не только) Гражданского кодекса;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»;
- «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
Помимо этого, мы хотим поделиться нашей формой документа, который успешно был опробован в суде. Скачать документ можно тут.
Выводы
В завершение статьи хотелось бы отметить несколько практических рекомендаций, которые были выработаны нами в ходе участия в подобных делах:
1. Защитить свою деловую репутацию юридическому лицу можно даже в случае, если неизвестен автор порочащей информации.
2. Любой случай клеветы в отношении юридического лица является индивидуальным. К таким спорам следует относиться с высокой степенью серьёзности. Максимально убедительно и аргументированно следует составлять исковое заявление. Оно будет подаваться в арбитражный суд даже в случае, если ответчиком выступает физическое лицо.
3. Результат рассмотрения дела, безусловно, зависит от усмотрения судьи. Тем не менее, особое внимание будет обращено на предоставление юридическим лицом доказательств и обоснование своей позиции. Для того, чтобы написать хороший иск, нужно готовиться заранее, а именно зафиксировать сведения, являющиеся клеветой, с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в суде.
4. Весомым доказательством и аргументом будет проведение лингвистической экспертизы, которая профессионально изложит суть высказывания и определит, является ли оно субъективным оценочным суждением.
5. Определитесь с требованиями к ответчику. Удалить клевету – хороший вариант. А вот с требованием компенсации причинённого ущерба дела обстоят гораздо сложнее. Очень часто суды не удовлетворяют данное требование в силу того, что истцу довольно-таки сложно доказать этот факт.
6. Качественную защиту деловой репутации юридического лица осуществляют юристы нашей компании. Мы давно занимаемся подобными делами, даже создали специальный телеграм чат для кооперации граждан, которым интересна данная тема (у которых есть вопросы).