В 2022-м году в судах было рассмотрено чуть более 7 500 жалоб в суд на решение ФАС, однако только 1/4 часть всех поданных заявлений была удовлетворена судебными органами. Прошлогодняя статистика находится не на стороне заявителей, однако это не означает, что невозможно попасть в эту самую 1/4 часть. Сделали для вас полезную публикацию, которая упрочит ваши позиции в арбитраже и поможет составить заявление в суд на решение ФАС.
ФАС и УФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является структурой, которая контролирует соблюдение антимонопольного законодательства. Кроме этого, она следит за проведением торгов, государственных закупок, за соблюдением законов о рекламе и монополиях.
УФАС – это территориальные органы данной структуры. В каждом субъекте имеет место такой орган. Заявление можно подавать в тот территориальный орган, который находится в вашем городе.
А как быть, если УФАС принял решение об отказе в требованиях, указанных в жалобе, либо вообще не рассмотрел заявление? Ответ такой: когда нет ответа от государственного органа, то граждане или юридические лица обращаются в суд.
Обжалование ФАС в арбитражном суде
Сначала следует отметить, что не все акты, принимаемые антимонопольным органом, можно обжаловать.
Можно:
1. решение;
2. предписание.
Нельзя:
1. заключение;
2. протокол.
Решение антимонопольного органа можно оспорить в двух порядках:
первый — ведомственный
второй — судебный.
Ведомственный – когда ФАС проверяет решение своего территориального органа (УФАС).
Судебный – это когда суд проверяет решение антимонопольного органа.
Важно. Не обязательно использовать два перечисленных порядка. Ведомственный порядок можно «перескочить» и сразу обратиться в суд.
Жалоба в суд на решение ФАС: как составить
Для спора с ФАС нужно идти в арбитражный суд.
Статья 27 АПК РФ:
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).
Обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд можно в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи соответствующего предписания. При этом может быть совершена следующая распространенная ошибка: граждане или юридические лица обращаются в суд, начиная отсчёт срока с даты фактического получения решения, тем самым пропуская установленный законом срок для обжалования ФАС в арбитражном суде.
Что еще важно запомнить:
Первое. Рассматривая наперёд и обдумывая свои действия по обжалованию в суде решения ФАС, следует в обязательном порядке учитывать сроки исполнения обжалуемого предписания. Это объясняется тем, что для приостановления действия предписания нужно, чтобы заявление было не просто подано в суд, но и принято к производству.
Если этот порядок не будет соблюдён, то срок исполнения предписания будет пропущен, что грозит возможным привлечением к административной ответственности юридического лица и его руководителя. А размер ответственности может серьезно «ударить по кошельку» юридического лица и его должностного лица:
Статья 19.5 КоАП РФ:
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Второе. Обжалованию подлежит не только решение, но и предписание антимонопольного органа. Указанное объясняется тем, что обжалование исключительно решения УФАС без обжалования предписания не будет означать недействительности предписания и не будет приостанавливать его действия.
При обжаловании в ведомственном порядке форма заявления является произвольной. Однако в суде, в отличие от ведомственного порядка, требования к исковому заявлению чётко установленные и ограничены нормами АПК РФ. Необходимо искать статьи, относящиеся к обжалованию ненормативных правовых актов (статьи 198, 200 АПРК РФ). Предлагаем рассмотреть обязательные составляющим жалобы в суд на решение ФАС.
Заявление в суд на решение ФАС обязательно должно включать в себя:
наименование арбитражного судебного органа, куда подается иск;
имя, адрес, ИНН и контактные данные истца, которые должны включать его адрес, номер телефона, адрес электронной почты;
название контролирующего органа, который принял обжалуемый нормативно-правовой акт;
реквизиты обжалуемого нормативно-правового акта;
права, которые нарушаются оспариваемыми нормативно-правовым актом;
ссылки на законы и другие акты, которые не соответствуют оспариваемому нормативно-правовому акту;
формулирование просительной части иска, то есть требования о признании недействительным решения и предписания УФАС.
В качестве приложений пригодятся следующие документы:
копия оспариваемых решения и предписания;
копия записи ЕГРЮЛ для юридических лиц или свидетельство РГРН;
документ об отправке копии жалобы лицам, которые участвуют в деле;
документ, подтверждающий оплату госпошлины (размер – 3000 рублей);
документы, которые подтверждают полномочия лица на подписание искового заявления.
Что касается бремени доказывания, то в соответствии с нормами арбитражного процессуального законодательства такая обязанность лежит на антимонопольном органе. То есть ФАС в суде должен доказать законность того решения, которые обжалует истец. Однако указанное совсем не означает, что истец никак не должен действовать. Истец также является активным участником процесса, от активной позиции которого зависит исход дела.
Жалоба на укрупнение лота: наш пример
У нас есть несколько статей, посвященных нашему клиенту – индивидуальному предпринимателю. Он регулярно принимает участие в государственных закупках, и не менее регулярно в этих процессах участвуем мы, как его юридические представители, так как, к сожалению, данный процесс не всегда происходит в рамках закона.
До этого мы составляли жалобу в ФАС относительно действий муниципалитета, однако в рамках данной статьи мы обращаемся с заявлением в суд на решение ФАС, суть спорного вопроса при этом не поменялась.
Был открыт аукцион на выполнение работ, состоящих в оказании услуг по удалению имущества (3 судна), затонувшего в акватории бухты.
Наш клиент — ИП обратился к УФАС с жалобой на Аукцион, в которой указал, что заказчик аукциона — департамент природных ресурсов и экологии нарушил нормы российского законодательства, искусственно укрупняя лот, так как включил в аукцион сразу несколько кораблей, чтобы начальная (максимальная) цена муниципального контракта была высокой.
В жалобе ИП просил УФАС провести проверку условий аукциона, в том числе и в части укрупнения закупки, а также провести экспертизу анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Заявитель также написал в жалобе, что в техническом задании есть серьезная ошибка в описании затонувшего имущества. Это недостоверные сведения, которые влияют на закупку.
В нем указано, что якобы два судна находятся по одним и тем же координатам, это не так и этого не может быть. Они затонули в разных координатах.
Позже наш клиент получил ответ от УФАС о том, что жалоба зарегистрирована. УФАС должно было приостановить закупку на момент рассмотрения жалобы, и к настоящему моменту уже дать ответ на жалобу. Однако нет ни приостановления по закупке, ни ответа на жалобу. Собственно, истец обратился в суд для того, чтобы осуществить обжалование ФАС в арбитражном суде.
Наша позиция:
во-первых, в техническом задании есть серьезная ошибка в описании затонувшего имущества. Это недостоверные сведения, которые влияют на закупку. Из этого следует, что это либо намеренное искажение фактов департаментом, чтобы потом потенциальный (может быть даже заранее определенный исполнитель) мог сказать, что там ничего и не было, а исполнитель все выполнил и нужно доплатить, либо, подняв два судна, исполнитель сможет сказать, что это все три), либо это техническая ошибка, которая приведет к тому, что стоимость надо будет пересматривать (стоимость контракта 67 000 000);
во-вторых, нет даже фотографий того, что нужно вытаскивать из воды, потенциальный исполнитель не видит четкий объем работ;
в-третьих, объединение 3 судов в одну закупку — это искусственно придуманные требования. Это намеренное укрупнение закупки, которое ограничивает конкуренцию на рынке. Это не единый объект, это 3 разных судна, которые следует доставать по-отдельности. Они располагаются в разных местах, их не вытащить одновременно за один заход. Нет даже такого судна, которое могло бы вместить в себя сразу три затонувших объекта.
Вполне очевидно, что приведённые аргументы свидетельствуют о нарушении правил проведения закупки, а также о возможном бездействии антимонопольного органа.
В просительной части, помимо просьбы признать незаконным бездействие УФАС, которое выразилось в нерассмотрении жалобы, мы попросили применить обеспечительные меры в виде приостановки всех действий по аукциону на проведение закупки способом электронный аукцион с объектом закупки на выполнение работ «Оказание услуг по удалению имущества, затонувшего в акватории бухты и удалению данного затонувшего имущества».
Решение суда мы ещё не получили, однако рассчитываем на положительное разрешение дела. А пока что прикладываем жалобу на укрупнение лота:
Выводы
Таким образом, в случае, если антимонопольный орган не реагирует на жалобы индивидуального предпринимателя или юридического лица, или принимает решение, которое не устраивает заявителя, то эту ситуацию возможно изменить с помощью обращения в суд.
Жалоба подается в апелляционный суд, сделать это нужно в трёхмесячный срок со дня вынесения решения/предписания.
В заявлении необходимо объяснить, почему действия антимонопольного органа являются незаконными или почему принятое решение не соответствует нормам законодательства.
В жалобе необходимо попросить суд признать незаконным бездействие УФАС, которое выразилось, например, в нерассмотрении жалобы заявителя. То есть судебный орган может обязать ФАС рассмотреть жалобу.
Дополнительно обезопасить себя возможно путём принятия обеспечительных мер судом. Это положение необходимо включить в текст жалобы.