В процессе оказания дизайнерских услуг могут возникнуть некоторые проблемы, о которых мы подробно поговорим в этой публикации. Помимо этого, мы расскажем о том как правильно составить претензию дизайнеру. Этот документ особенно важен потому, что он позволяет разрешить спор без суда, то есть представляет собой досудебное урегулирования конфликта между заказчиком и дизайнером. Соглашение, заключаемое в рамках претензионного порядка, поможет завершить спор мирным путём.
Пример претензии, составленной нашими юристами:
Вы наверняка согласитесь с тем, что сегодня услуги дизайнера являются очень популярными. Особенно этот вопрос поднимается в случае необходимости проведения ремонтных работ в квартире или в доме. Такой специалист, безусловно, будет является полезным помощником для планирования площади помещения и его обустройства.
Однако в этой области могут возникнуть недопонимания между дизайнером и заказчиком. Они могут выражаться, например, в том, что дизайнер неверно понял задачу заказчика, либо не выполнил свои обязательства в полном объеме. В этой связи возникает вопрос, каким образом можно доказать неверное восприятие дизайнером интерьера квартиры или дома? Данный вопрос является очень сложным на практике и не каждый сможет на него верно ответить.
В этой статье мы мы постараемся дать понимание этого вопроса и обсудить, что в обязательном порядке должна включать в себя претензия дизайнеру и как подать в суд на дизайнера, если претензия не дала нужных результатов.
Из-за чего спор?
Спор всегда возникает в том случае, когда обязательства по договору не выполняются, либо некоторые моменты и вовсе не учтены в договоре. То есть на местах пробелов может возникнуть конфликт и недопонимание между заказчиком и дизайнером. А какой договор заключается между сторонами?
Чаще всего это договор оказания услуг. Он регулируются нормами гражданского законодательства, в частности 39-й главой Гражданского кодекса России.
Статья 779 ГК РФ: По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Права и обязанности сторон закрепляют со сторонами в договоре подряда.
Статья 702 ГК РФ: По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Безусловно, никто не застрахован от возникновения споров или от взаимодействия с недобросовестным специалистом. Из-за этого могут возникнуть споры различного характера. Перечислим их ниже.
Спор 1. Некачественные услуги дизайнера
Сложность в данном споре вызывает понятие «некачественные». Что это означает? Чаще всего заказчик убеждён или ему кажется, что услуги выполнены недолжным образом. То есть имеет место субъективное мнение человека, который, возможно, ожидал увидеть иной результат работы дизайнера.
На самом деле качество работы дизайнера достаточно сложно оценить обычному человеку, так как у него нет специального образования в вопросах дизайна. В этом случае заказчику следует руководствоваться только договором и конкретными фактами. Исходя из этого, в соглашении между заказчиком и дизайнером обязательно должны присутствовать конкретные услуги, которые должны быть оказана заказчику. А параметр качества будет рассматриваться профессионально, если заказчик подаст в суд на дизайнера.
Рассмотрим случай из судебной практики.
Суть: гражданин подал в суд на дизайнера.
Причина: некачественные услуги дизайнера.
Цель: вернуть деньги, дизайнер не выполнил свою работу.
Между Л. — заказчик и ООО «Д» — исполнитель был заключён договор на разработку дизайн-проекта интерьера квартиры. По условиям договора дизайн-проект должен был включать в себя: обмеры помещений, предоставление планировочных решений, разработку эскиза дизайн-проекта, разработку проектной документации к дизайн-проекту.
Общая стоимость выполняемых работ была согласована сторонами в размере 130 000 рублей. Истцом был оплачен аванс в размере 50% (58 650 рублей) при подписании договора, а также промежуточный аванс в размере 35 190 рублей.
Оказание услуг по договору было разделено на два этапа:
1. обмер помещений, предоставление планировок и эскизов: срок — не определен;
2. подготовка проектной документации: срок — 21 рабочий день.
Работа над предварительными эскизами затянулась на 1,5 месяца, но, тем не менее, истец произвёл оплату промежуточного аванса в размере 35 190 рублей.
В последний день установленного договором срока ответчик направил истцу по электронной почте итоги своей работы, после ознакомления с которыми и обнаружения многочисленных недостатков, истец направил ответчику претензию с предложением соразмерно уменьшить стоимость оказанных услуг ввиду недостатков в работе. затем была повторная претензия. Поскольку требования истца ответчиком удовлетворены не были, истец по электронной почте уведомил ответчика об отказе от дальнейшего исполнения договора.
Чем истец подтверждает «некачественность» услуг дизайнера?
1. отсутствовала как таковая эскизная часть проекта — нарушение пунктов 2.2, 2.2.а договора;
2. отсутствие цветовой организации помещения — нарушение условий договора. Соответственно, эскиз дизайн-проекта в законченном варианте также не был предоставлен заказчику (при этом исполнитель в своих письмах указывал, что итоговый вариант будет представлен вместе с исполнительной (проектной) документацией, то есть скорректирован в ходе ремонтных работ).
3. в ответах на претензии истца ответчик ошибочно указывал, что финальным вариантом работ по договору должен был бы стать процесс ремонта и декорирования помещения, хотя по условиям договора итогом работ исполнителя является сам дизайн-проект.
4. в отсутствие эскиза дизайн-проекта в полностью законченном и согласованном сторонами варианте, исполнитель не мог качественно и полно составить и проектную документацию.
5. корректировка и окончательное составление дизайн-проекта в ходе ремонтных работ вообще лишает для заказчика смысла в услугах ответчика, так как ремонт помещения должен осуществляться именно на основании законченных эскизного проекта и проектной документации. В противном случае, получается, что дизайн-проект помещения составляется уже по факту ремонта, что противоречит всякой логике, и лишает такой документ потребительской ценности для заказчика.
6. на представленных ответчиком картинках нет чёткого указания расположения элементов дизайна, конкретных расстояний между ними (отсутствует точное определение расположения на стенах розеток и выключателей; на плане расстановки мебели не указаны её размеры, допустимые по данному проекту; отсутствуют расчёты отступов мебели от стен, полностью отсутствуют расчёты расположения элементов спальни и ванной комнаты).
Что попросил истец?
Претензия дизайнеру окончилась категорическим отказом ответчика от добровольного урегулирования спора и возврата части уплаченных денежных средств, поэтому Л. просил суд:
а) взыскать уплаченные по договору денежные средства в размере 73 840 рублей с соответствующим уменьшением цены оказанных ответчиком услуг до 20 000 рублей;
б) взыскать неустойку в размере 3% за каждый день просрочки (а именно 117 300 рублей);
в) взыскать моральный вред 50 000 рублей;
г) штраф в размере 50% от взысканных судом сумм;
д) 80 000 рублей в счёт возмещения убытков истца, вызванных необходимостью арендной платы за съём жилья в период с даты, когда ответчик должен был завершить работу над проектом, до даты выполнения проекта новым исполнителем, т.е. за 4 месяца.
Ключевой аргумент ответчика:
В части доводов стороны истца о недостатках именно проектной части дизайн-проекта указывал, что такие претензии являются, по своей сути, всего лишь несогласием с тем или иным предложенным ответчиком стилистическим решением.
Это как раз то, о чем мы говорили в начале публикации. На чью сторону встанет суд?
Что отметил суд?
1. несмотря на значительный объём выполненных исполнителем работ по договору и представленные заказчику итоговые материалы не позволяют судить о надлежащем выполнении согласованных сторонами составных частей дизайн-проекта, а в целом представленный дизайн-проект не является законченным документом, позволяющим осуществить ремонтно-отделочные работы в квартире истца;
2. условия договора определяются по усмотрению сторон. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
3. в момент предоставления проектной документации эскиз дизайн-проекта в законченном варианте и в виде самостоятельного документа не был предоставлен заказчику.
4. представленный ответчиком итоговый вариант дизайн-проекта, по мнению суда, совершенно не позволяет приступить к непосредственному осуществлению ремонтно-отделочных работ в соответствии с таким дизайн-проектом без дополнительных уточнений, согласований и вопросов к исполнителю.
Что решил суд?
а) взыскать уплаченные по договору денежные средства в размере 73 840 рублей с соответствующим уменьшением цены оказанных ответчиком услуг до 20 000 рублей — удовлетворил полностью (сумма 53 840 рублей);
б) взыскать неустойку в размере 3% за каждый день просрочки (а именно 117 300 рублей) — удовлетворил в размере 53 840 рублей;
в) взыскать моральный вред 50 000 рублей — удовлетворил в размере 15 000 рублей;
г) штраф в размере 50% от взысканных судом сумм — удовлетворил в размере 30 000 рублей;
д) 80 000 рублей в счёт возмещения убытков истца, вызванных необходимостью арендной платы за съём жилья в период с даты, когда ответчик должен был завершить работу над проектом, до даты выполнения проекта новым исполнителем, т.е. за 4 месяца — отказ в удовлетворении по причине отсутствия причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору и заявленными расходами истца.
Вывод:
1. Договор между сторонами должен быть максимально понятным и детализирован конкретизированы для сторон. Каждая услуга, которую должен выполнить дизайнер, должна быть детализированно и отражена в соглашении. Мы составляем такие договоры, а так же можем проверить договор, представленный дизайнером.
2. В случае, если претензия дизайнеру не помогла, в суде качество услуг будет оцениваться судом в рамках тех доказательств, которые представит истец и ответчик. В рассматриваемом выше примере понятно, что те факты, которые были предоставлены истцом, повлияли на положительное решение суда.
Спор 2. Дизайнер нарушил сроки выполнения работ
Одна из наиболее распространённых ситуаций. Это происходит по разным причинам, однако, к сожалению, результат всегда один. В такой ситуации закон, безусловно, становится на сторону потребителя, а именно заказчика.
Поэтому в данном случае вы можете вернуть деньги, если дизайнер нарушил сроки. Как мы видим из примера судебной практики, деньги возвращаются в виде неустойки, рассчитываемой за каждый день просрочки. Еще можно вернуть деньги, расторгнув договор с дизайнером.
Спор 3. Дизайнер вообще ничего не сделал.
Такие ситуации довольно редки, однако от них никто не застрахован. Помочь в любом из споров с дизайнером сможем мы. Мы работаем не только на стадии претензионной работы, но и защищаем интересы наших клиентов в суде, то есть ведем юридическую деятельность на любой стадии договорной и судебной стадии.
Проблема подобных споров в том, что дизайн — это что-то творческое, сложно сказать, качественный он или нет. Параметр качества будет определяться в судебном порядке. Суд может принять решение самостоятельно на основе тех фактов и доказательств, которые будут предоставлены сторонами. А может обратиться к эксперту для того, чтобы определить качество выполненной работы.
В случае, если дизайн не сделан, то тогда проблем нет, взыскать денежные средства с дизайнера можно.