Поводом для этой статьи явилась одна очень приятная новость, которая позволит проще и быстрее удалить отзывы с Отзовика. Раньше этот процесс был довольно-таки муторным, начиная с подачи иска, но, тем не менее, трудности не были помехой для наших юристов.
То, что с недавних пор стало реальностью, существенно облегчит жизнь пострадавшим от негативных отзывов на Отзовике и их юристам. О чем же речь?
Теперь Отзовик (а если быть точнее, их компания ООО «ВебСайтСофт») официально зарегистрирован в РФ. Роскомнадзор посчитал, что иностранная платформа Otzovik Limited должна открыть свое представительство в России.
Что же это значит? Это значит, что юридическая процедура по удалению отзывов через суд заметно упростится. Это значит, что теперь суд не нужно убеждать принимать иск, доказывать, что Отзовик находится за пределами РФ. Это значит, что в случае успеха исполнить решение суда будет проще. Это значит, что теперь можно требовать взыскания убытков с компании.
Теперь мы подробно расскажем Вам о том, как подать в суд на Отзовик. Покажем, как было раньше, продемонстрируем, что фактически изменилось.
Кстати, переходите по ссылке и присоединяйтесь в наш Телеграм-чат, где наши юристы БЕСПЛАТНО отвечают на вопросы по удалению информации из интернета.
Негативные отзывы на Отзовике: почему их так много?
Реальный расклад событий порой заставляет усомниться в истинном предназначении этой платформы: действительно ли Отзовик создан с целью формирования у граждан объективной точки зрения о деятельности той или иной компании / работодателя / ИП?
Ведь сайт будто так и пестрит сплошной негативщиной.
Этим вопросом задавались многие. И Отзовик даже оформил официальный ответ на подобное вопросительное заявление.
Платформа утверждает, что выступает за исключительно правдивую информацию. Но эта цель не может быть достигнута в полной мере, если не будут тщательно фильтроваться позитивные отзывы.
Ведь в хороших отзывах, как говорит платформа, заинтересованы аж два субъекта: сама организация, стремящаяся возвысить свои показатели в глазах клиентов и потребителей, а также автор, которому, быть может, заплатили за позитивный отзыв!
Конечно, назревает вопрос, а почему же так не фильтруются отзывы негативные, ведь конкуренты тоже вполне способны заплатить за подобные оценки своих соперников на рынке.
Но да ладно. Факты есть факты. Негативные отзывы на Отзовике – основная составляющая платформы. Поэтому и запросов к юристам по их удалению много.
Настоятельно не рекомендуем Вам обращаться к «юристам», которые предпочитают заплатить сайту за удаление плохого отзыва. Это не решит Вашу проблему. Да, отзыв, возможно, и исчезнет на какое-то время, но никто не даст Вам гарантий, что он не появится снова. Позволять такое – поощрять мошенничество.
Поверьте, гораздо спокойнее иметь на руках судебное решение.
Итак, как можно было удалить отзывы с Отзовика раньше?
Процедура была следующая:
— Для начала следовало обратиться напрямую к сайту и попробовать убедить платформу удалить отзыв добровольно. Конечно, редко это оканчивалось успехом, но тем не менее, любая попытка важна.
— Далее необходимо было попробовать обратиться к автору отзыва (если он известен) – иногда и это работало.
Но, разумеется, самым эффективным решением проблемы было обращение в суд. Но и самым трудозатратным.
Чтобы удалить отзывы с Отзовика через суд, необходимо было составлять заявление об установлении юридического факта недостоверности информации, содержащейся в отзыве.
Что это за заявление такое и в чем проблема?
Заявление – это не иск в суд на Отзовик.
Заявление об установлении юрфакта мы можем подать тогда, когда, например, ответчик нам неизвестен (неизвестны его реквизиты). Что и было в случае с Отзовиком. Но доказать суду то, что у заявителя нет никаких данных об этом «заинтересованном лице» было достаточно трудно.
Необходимо было продемонстрировать суду свои «телодвижения» в попытках установления принадлежности сайта и идентификации авторов.
→ Так, например, наши юристы специально направляли запросы интернет-площадке по почте, указанной на сайте, а также писали в форму обратной связи. Мы обращались с просьбой дать нам свои реквизиты, или дать контакты авторов отзывов, или удалить информацию.
→ Мы также направляли регистратору домена Отзовика запросы на английском языке по электронной почте и Почте России о предоставлении информации об администраторе домена. Аналогичный запрос направлялся юристами и в Роскомнадзор.
И все эти действия обязательно должны были быть зафиксированы, документы сохранены и представлены в суд. Иначе суд не принимал заявление, не соглашаясь с тем, что реквизиты оппонента неизвестны.
Как Вы можете видеть, уже этап подачи заявления в суд на Отзовик был отнюдь не простой. А это самый первый этап!
В заявлении мы могли лишь просить признания сведений недостоверными и удаления отзывов с платформы. А все репутационные убытки и судебные издержки оставались непокрытыми. С этим ничего нельзя было сделать, так как ответчик неизвестен.
В случае, если решение суда было положительным, это еще не было гарантией того, что оно будет исполнено.
Удалить негативные отзывы на Отзовике: светлая реальность
Как мы можем видеть, интернет-площадка располагается в Саратовской области, г. Энгельс. Это ее юридический адрес. По общему правилу исковое заявление подается по адресу ответчика. Поэтому будьте готовы к тому, что спор будет рассматривать Арбитражный суд Саратовской области.
Но перед тем, как пытаться удалить отзывы с Отзовика через суд, необходимо попробовать разрешить спор в досудебном порядке.
Для этого необходимо составить претензию и направить ее по реквизитам, указанным на сайте интернет-площадки. В претензии необходимо привести конкретные ссылки на отзывы, указать, в чем состоит нарушение Ваших прав, явно выразить требование удалить отзыв.
Вы также параллельно можете обратиться и к автору отзыва (если он известен) и потребовать удалить информацию.
Если этот способ результатов не дал, тогда уже стоит переходить к более кардинальным мерам. Единственный выход – идти в суд. Как правило, попытки удалить отзыв через прокуратуру или напрямую через Роскомнадзор не являются успешными.
Иск в суд на Отзовик: содержание
- Описание основных фактов
Важно понимать, что не всякий негативный отзыв можно удалить. Пленум Верховного Суда утвердил перечень обстоятельств, при наличии которых можно защитить свое право на честь и достоинство через суд:
— оспариваемые сведения должны быть распространены каким-либо образом;
— сведения должны нести порочащий характер;
— эти сведения должны быть недостоверными.
Если хотя бы одно из указанных обстоятельств отсутсвует, суд не удовлетворит Ваш иск.
Таким образом, советуем оформлять иск в суд вот так:
- Ссылки
Перечислите все ссылки в иске, даже если их много, вставьте их все. Укажите, что по указанным ссылкам размещена негативная информация о Вас. Поясните, есть ли автор у этого отзыва, кто он. Раскройте содержание отзыва.
- Эксперт
Хорошим подспорьем в данных делах является заключение лингвистического эксперта. Да, это платно, но в случае выигрыша все расходы возместит ответчик. Экспертиза существенно повысит Ваши шансы на успех.
В иске укажите, когда и к какому именно эксперту Вы обращались. Перечислите вопросы, которые ему были заданы, и какие были даны ответы.
Примерный перечень вопросов:
— содержит ли негативную информацию отзыв по ссылке __?
— в какой форме изложена информация: субъективное мнение, утверждение о фактах или др.?
— способна ли эта информация умалять честь, достоинство / деловую репутацию истца?
Здесь важно понимать, что эксперт не будет делать вывод о порочности информации. Он может дать лишь объективные ответы на поставленные вопросы.
Наше российское законодательство характеризует порочащие сведения следующим образом:
Таким образом, результат порочности мы достигаем, если информация была распространена, если она негативна, характеризует лицо как недобросовестного субъекта или как нарушающего закон, если информация способна нанести вред чести, достоинству или деловой репутации.
Теперь Вы поняли, почему именно такие вопросы мы задаем эксперту? 🙂
Лингвистический специалист просто сделает эту работу за нас, и суду не нужно будет думать, что все написанное нами в иске – сплошная субъективщина.
Важно понимать, что информация в отзывах должна носить характер утверждения о фактах. Ведь только в этом случае мы сможем проверить, соответствует ли информация действительности. Субъективное мнение мы никак не сможем оценить сквозь объективную призму.
Например:
— «Этот косметолог нарушает закон. Она работает без договора, у нее нет образования. Никогда больше к ней не обращусь».
ИЛИ
— «Какая-то мутная эта врач. Мне показалось, что у нее даже нет образования. В общем, больше не приду».
Чувствуете разницу? В первом случае мы видим утвердительный характер сведений. Такой отзыв можно удалить.
Во втором случае – выражение субъективного мнения. Шансов в этом случае гораздо меньше (но они все же есть, нужно анализировать каждую ситуацию комплексно).
- Соблюдение досудебного порядка
Ст. 4 АПК РФ устанавливает обязательный порядок досудебного урегулирования спора для множества категорий дел. Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации не исключение.
Поэтому в исковом заявлении необходимо указать, когда и как Вы обращались к Отзовику с требованием удалить отзыв, дало ли это какой-то результат.
В случае, если досудебный порядок не соблюден – это основание для возвращения искового заявления.
- Позиция истца
Здесь Вам необходимо указать, что Вы считаете, что указанные отзывы должны быть непременно удалены, что содержащаяся в них информация является порочащей, что она не соответствует действительности, поскольку Вас необоснованно обвиняют в некомпетентности / нарушении закона / отсутствии образования / мошенничестве и т.п. Доказательств обратного не представлено, правдивость указанных сведений может быть проверена. Ввиду чего спорные отзывы подлежат удалению, поскольку порочат деловую репутацию (или честь и достоинство) истца.
- Основания требований
Следующий важный раздел – правовые основания заявленных требований.
Здесь необходимо сослаться на релевантные законы и разъяснения вышестоящих судов.
Вот пример, на какие нормы мы ссылались, когда направляли иск в суд на Пикабу в защиту нашего клиента, индивидуального предпринимателя:
- Исковые требования
В этом разделе по сути Вы кратко и емко дублируете свою позицию, изложенную в п. 4.
- Приложения
Также очень важный раздел.
Здесь необходимо указать на все документы, которые Вы прилагаете к иску.
А к иску нужно приложить немало.
Например, квитанцию и опись об отправке претензии, иска ответчику.
Квитанцию об оплате госпошлины.
Доказательства попыток урегулирования спора в досудебном порядке.
Заключение эксперта.
Документы, подтверждающие Ваши расходы по делу. И многое другое, в зависимости от ситуации.
Скорее всего, интернет-площадка будет активно отпираться в суде…
Рассчитывать на то, что в суде у Вас окажется пассивный оппонент, не стоит.
Вероятнее всего, Отзовик будет всячески увиливать от ответственности. Например, ссылаться на то, что они вообще не при делах, что отзыв размещали не они, что они лишь посредники, мол, обращайтесь напрямую к автору.
У Отзовика может найтись еще множество аргументов, к которым нужно быть готовым. Наши юристы имеют богатый опыт работы по таким делам, мы знаем, чего ждать, и знаем, как на это отвечать. Поэтому обращайтесь к нам, если нужна помощь.
Кстати говоря, мы заглянули на Кадарбитр и решили посмотреть, много ли судебных тяжб появилось с момента регистрации Отзовика в РФ. Достаточно много. ООО «ВебСайтСофт» фигурирует ответчиком в паре десятков дел. Тем не менее, по большинству из них пока так и нет итоговых решений. Будем ждать, судебную практику очень важно анализировать.
Тем не менее, из свежих дел мы нашли антипример, как Вам НЕ СТОИТ действовать, если решите обращаться в суд.
Так, некая ИП обратилась в АС Саратовской области к Отзовику с требованием удалить с сайта негативные отзывы и опубликовать опровержение порочащей информации.
Истец допустила главную ошибку: в исковом заявлении она не указала конкретные ссылки на отзывы. ИП просто представила в суд их распечатки. За это и ухватился Отзовик. Они указали, что не могут удалить отзывы, мол, их у них более 12 миллионов, найти их сродни поиску иголки в стоге сена.
Также суд не согласился с тем, что указанные отзывы по своему характеру являются утверждениями о фактах. Суд квалифицировал их как оценочные суждения. Но это лишь субъективная оценка суда, с которой опытные юристы вполне могут бороться. В указанном деле не хватило проведения лингвистической экспертизы и прочной юридической поддержки истца. Поэтому ответчик одержал победу.
Если Вам нужна помощь в удалении нежелательной информации из Сети, наши юристы всегда готовы Вам помочь. Мы являемся опытными специалистами по защите чести, достоинства и деловой репутации наших клиентов. Не бойтесь судиться, ведь зачастую это единственный выход из ситуации. И помните, что суд – это эффективный инструмент защиты Ваших прав.