«Не является публичной офертой» — из каждого утюга можно услышать подобную фразу. А зачем ее произносят каждый раз при рекламе чего-либо? А что такое оферта в целом? Если вы хоть раз задумывались над этим вопросом, то оставайтесь. Поговорим о том, как составить публичную оферту, что это такое и «с чем ее едят».

Эти знания помогут компаниям/организациям избежать лишних разбирательств, а потребителям — защитить свои права.

Оферта — определение и суть

Без закона никуда, поэтому вот официальное определение:

статья 435 ГК РФ: Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Теперь более приближенно к истине:

Оферта — это предложение заключить договор.

Пример: на прилавке в пекарне лежит пирог. Все. Это и есть предложение о покупке пирога. Это и есть оферта. А уже потом, взяв пирог и оплатив его на кассе, граждане реализуют договор купли-продажи (о том, чем отличается оферта от договора и отличаются ли они в принципе будет сказано ниже).

Есть два вида оферты. Для наглядности поместим их в таблицу.

Вид офертыПубличнаяНе публичная
Для когоДля всех гражданДля одного человека/организации
ПримерПример с пирогом сюда. В данном случае цена, нарисованная на пироге, это предложение, от которого пекарня не может отказаться. Именно поэтому у покупателя есть право приобрести пирог по той цене, которая указана на продукте, а не по той, которую огласят на кассе.Например, человек скупает книги. Собственник книг пишет ему смс со следующим содержанием: «продам 45 книг, доставку оформлю на 12 апреля».

Как понять фразу «Не является публичной офертой»?

По своей сути эта фраза не имеет никакой правовой нагрузки и смысла. Что это значит? Это значит, что сказав это предложение, его автор все равно обязан продать товар по цене, указанной в рекламе. При этом, в случае отсутствия всех условий оферты в рекламе, ее автор не обязан продавать продукт. Данная позиция сформулирована судами.

Безусловно, для каждого соглашения условия разные. Говоря о том, что каждое утро можно приобрести стакан кофе и круассан за 99 рублей, автор произносит публичную оферту. Но, говоря о том, что мы продаем дома за 3 миллиона рублей, отсутствует признак публичности, так как в данном случае необходимо указывать, какой именно дом подлежит продаже (это правило свойственно для договора купли-продажи недвижимого имущества).

Зачем в рекламе постоянно говорят «Не является публичной офертой»?

Это делается для защиты от претензий покупателей. Такой подход защищает продавца от возможных изменений условий, например, изменений цены или срока действия предложения и т. д. В случае, если рекламодатель произносит это сакральное выражение, то он не обязан заключить сделку с любым, кто этого пожелает. Получается очень «удобная» ситуация: выходит, что вроде как и прорекламировал и при этом ничего не должен.

Равны ли публичная оферта и рекламное предложение?

Достаточно непростой вопрос ввиду смежности данных понятий. Отделить их друг от друга сложно. Непросто приходится даже судам: очень часто из-за этой путаницы происходят судебные тяжбы между продавцом и потребителем.

Нужно лезть в Гражданский кодекс.

Статья 437

ГК РФ Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта

Часть 1: Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Вывод: реклама — это предложение к предложению (это приглашение на оферту). То есть между ними не стоит знак «равно».

Часть 2: Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Вывод: если в рекламе обозначены все условия будущего договора, то реклама = публичная оферта.

Запомнить:

Договор публичной оферты на оказание услуг должен включать в себя все составляющие предлагаемой услуги/товара и условия будущего соглашения. Если потребитель согласен с условиями оферты, то тот, кто ее направил обязан заключить с ним договор.

Пример:

реклама — уроки математики за 1000 рублей;

оферта — уроки математики 4 занятия по 2 раза в неделю за 2000 рублей.

Равны ли публичная оферта и договор?

Оферта происходит перед заключением договора. Перед самим соглашением вы получаете предложение его заключить. Договор представляет собой успешно проведенную оферту. По сути своей оферта не создает каких-либо последствий до момента принятия ее субъектом. Потом нужно будет осуществить условия, указанные в предложении.

Договор — это соглашение о правах и обязанностях двух и более сторон. Да, безусловно, он создает последствия (в виде невыполнения обязательств). Да, безусловно, в соответствии с договором каждая сторона обязана выполнить определенное действие/бездействие.

Как составить публичную оферту?

Чтобы составить оферту (публичную или непубличную) необходимо разработать и представить определенные условия будущего договора. Форма оферты может быть любой, здесь ограничений нет. Однако нужно подумать о будущем соглашении: в случае, если оно будет иметь письменный вид, то и оферту лучше составить письменно.

Пример устной оферты: идя по улице, вам предложили купить носки за 50 рублей (понятно, что здесь ни к чему оформлять отношения в письменном виде).

Важно.

К составлению оферты следует отнестись серьезно. Неважно, это договор публичной оферты на сайт или  договор публичной оферты на оказание услуг — в любом случае это условия, на которых стороны в будущем заключат соглашение.

Самое значимое для оферты — это четкое указание на то, в чем состоит ваше предложение и что должен сделать тот, кому это предложение адресовано.

Например, рассмотрим публичную оферту от Домклик. В документе оферта уже поименована как договор оказания услуг. Объем документа — 14 страниц, на которых закреплены все существенные условия соглашения. Уже в преамбуле виден смысл и суть оферты:

Настоящий документ представляет собой публичное предложение Общества с ограниченной ответственностью «Домклик» (ООО «Домклик») в лице исполняющего обязанности Генерального директора ФИО, действующего на основании Устава (далее- Исполнитель),  адресованное физическим лицам, заключить договор на оказание услуги, предусмотренной договором.

В соответствии со ст.ст. 437, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случае Акцепта Оферты договор считается заключенным на указанных в нем условиях.

То есть оферта — это полноценный договор. Это то, что будет между сторонами в случае, если адресат согласится принять предложение.

Договор публичной оферты на сайт: когда необходимо?

Законом не установлен перечень ситуаций, когда в обязательном порядке нужно составлять оферту. Индивидуальный предприниматель/организация сами решают, делать ее или нет. Если, например, реализуемый продукт рассчитан на широкую аудиторию, то оферта будет разумным шагом. Если предлагаемая услуга/товар обладают имеют специфические условия, либо они адресованы конкретному субъекту, то в таком случае оферта недопустима.

Оферта может заменить договор. Однако в некоторых случаях такое делать нельзя. Например, если предложение содержит персональные условия. Например, реализовать товар в рассрочку. В такой ситуации нужен именно договор.

Договор публичной оферты на оказание услуг онлайн-школой

В данном случае оферта — незаменимый документ. Мы сопроводим вас на этом этапе, подготовив все необходимые документы для онлайн-школы. В этой статье мы писали о том, какие доки пригодятся на старте.

Наше видео на Ютубе о том, как вернуть деньги за курс у онлайн-школы

Очевидно, что обучение проводится дистанционно, ввиду чего онлайн-школа просто не имеет возможности подписывать договор с каждым ее учеником. Тем не менее, перед реализацией любого онлайн-продукта (будь то курсы или мастер-классы) индивидуальный предприниматель/организация должны ознакомить учеников с условиями, на которых осуществляется обучение. В этой связи обязательно нужен договор публичной оферты на сайт. Лучше, если оферта будет подробной и содержательной, — так увеличивается вероятность хорошей защищенности и минимизируются риски и разногласия. Пропишите все, что может беспокоить вас, как организатора курсов/уроков, так и вашего потенциального клиента: содержание обучения, его сроки, порядок возврата денег и т. п.

Помимо перечисленного, не забывайте защитить авторство на предоставляемые материалы и информацию. Это нужно указать в оферте. На сайте с курсами/уроками/мастер-классами следует установить ссылку на оферту, чтобы каждый желающий и интересующийся мог с ней ознакомиться.

Нужен ли юрист для того, чтобы составить публичную оферту?

Безусловно да. Чаще всего для разработки любого вида договора привлекается специалист. В случае, например, с онлайн-школами договор равен оферте. Это такой же серьезный документ, как и соглашение между сторонами. Юрист может предусмотреть все риски, выразить защиту от них на бумаге в виде соответствующих положений. Настоятельно не рекомендуем использовать готовые шаблоны, взятые из интернета. Представьте, сколько труда вложено для создания онлайн-бизнеса, как сложно разрабатывать все эти процессы. Будет очень обидно, если все пойдет не по плану из-за неверно составленной оферты. Если вы убеждены, что с клиентами/потребителями никогда не возникнет никаких споров — вы ошибаетесь. Именно поэтому нужно, учитывая специфику деятельности предпринимателя/организации, разработать публичную оферту, которая защитит бизнес. Шаблон никоем образом не учитывает всех особенностей. Поэтому юрист в данном деле станет вашим незаменимым помощником.

Возможен ли отказ от оферты?

Как известно, граждане свободны в заключении соглашений. В случае, если вам поступило предложение определенного характера, то от него можно отказаться. Расторгнуть оферту невозможно. Расторгаются только договоры.

Ошибки при составлении оферты

Как мы уже выяснили, если вы ведете бизнес в режиме онлайн, то вариант с офертой — наиболее предпочтительный. Перечислим наиболее распространенные ошибки, возникающие при разработке предложения.

  1. Неправильное описание услуги

Потребитель имеет право на получение того продукта/услуги, который указан в оферте. При этом он должен быть соответствующего качества. Поэтому максимально понятное и простое описание услуги будет лучшим выходом из ситуации.

Например, школа танцев предлагает занятия по разным направлениям: современный, классический и т. д. При этом не указывает на то, что в абонемент входит оплата только одного из направлений. В этом случае клиент будет требовать все обещанные занятия. Это означает, что предоставляемые услуги нужно прописать в оферте максимально подробно.

Пример из публичной оферты онлайн-курсов:

Предметом настоящего Договора является возмездное оказание Исполнителем образовательных услуг путем проведения онлайн-курса «Астрология с нуля до профи» в форме онлайн-трансляции видеозаписей по сети Интернет через предоставление специального доступа (далее – онлайн-курс) или в форме онлайн-трансляции по сети Интернет в режиме реального времени (далее – Вебинар), (далее совместно – Услуги), в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.

2. Непонятно, что считать принятием оферты

Акцепт оферты — так это называется в гражданском праве. Переводим на человеческий язык — принятие предложения. Понятно, что данное положение очень важно для публичной оферты. Важно указать, когда именно оферта считается принята потребителем (когда она становится договором между сторонами).

Пример из публичной оферты онлайн-курсов:

Полным и безоговорочным акцептом настоящей оферты является осуществление Заказчиком нижеперечисленных действий: Оставление заявки на сайте путем заполнения формы Исполнителя со следующими достоверными данными Заказчика …

После заполнения обязательных полей для подачи заявки, лицо, желающее получить Услугу, подтверждает правильность и достоверность указанных им данных и выражает желание подать заявку путем нажатия на соответствующую кнопку на сайте

Одновременно лицо проставляет знак «V» напротив следующей графы:
— я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных и подтверждаю согласие с условиями Оферты.

Полная или частичная оплата стоимости пакета услуг Исполнителя в соответствии с условиями настоящей Оферты в размере выбранного им тарифа, размещенного на сайте.

3. Отсутствует информация о возврате денег

В оферте нужно указать не только саму возможность возврата, но и его условия, порядок и сроки.

Пример из публичной оферты онлайн-курсов:

Заказчик вправе заявить о возврате денежных средств, оформив заявление о возврате в соответствии с Приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью Договора.

Возврат осуществляется при условии полной оплаты Исполнителю фактически понесенных расходов, и с учетом условий.

К фактическим затратам Исполнителя относятся (включая, но не ограничиваясь) комиссии банковских, кредитных организаций и соответствующих платежных систем за осуществление возврата денежных средств, стоимость уже оказанных услуг.

При условии получения доступа к обучающим материалам, с учетом поэтапного получения Услуги, возврат денежных средств Заказчику осуществляется в следующем объеме:

После получения доступа к Модулю 1 — возврат 55 % от оплаченной стоимости за вычетом понесенных расходов;

После получения доступа к Модулю 2 — возврат 35 % от оплаченной стоимости за вычетом понесенных расходов;

После получения доступа к Модулю 3 — возврат 15 % от оплаченной стоимости за вычетом понесенных расходов.

Недостатком в данном примере является отсутствие сроков возврата денежных средств.