Статья является продолжением череды наших материалов о выкупе нежилых помещений по закону «о малой приватизации». Случается, что предприниматели добиваются выкупа, но нужно оспорить стоимость выкупа. Причина – завышение органом местного самоуправления цены недвижимого имущества по сравнению с реальной стоимостью.

Мы уже писали о том, как выкупить арендуемое помещение и что делать, если получили отказ в выкупе. На нашем YouTube-канале Вы можете посмотреть видео про выкуп:

«Малая приватизация» — это преимущественное право субъектов малого и среднего бизнеса без торгов выкупить нежилые помещения, которые они арендуют, если эти помещения находятся в государственной/муниципальной собственности (закон № 159-ФЗ).

Даже при соответствии всем критериям иногда местные администрации добровольно не признают право предпринимателя на выкуп арендованного им имущества. Поэтому приходится убеждать администрацию в обратном через суд.

Пример из нашей судебной практики: Наш доверитель – арендатор, направил в Администрацию просьбу о выкупе используемого гаража, так как а) является субъектом МСП, б) непрерывно арендует помещение более 2,5 лет, в) своевременно вносит арендную плату без просрочек, г) помещение не включено в особые Перечни и не используется муниципалитетом в своей деятельности. Администрация отказала в выкупе. Однако суды отвергли доводы чиновников. Судами сделаны следующие выводы. Во-первых, если Администрация ссылается на какие-либо пороки заявления о выкупе, например, отсутствие подписи предпринимателя, то она должна принести в суд такое «неправильное» заявление, чего сделано не было. Во-вторых, несмотря на то, что в договоре аренды срок договора указан – 1 год, этот договор аренды считается автоматически продленным после окончания года до тех пор, пока договор не будет перезаключен по ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Тем более, что Администрация и по истечении этого года принимала арендную плату от предпринимателя на протяжении еще пяти лет (дело № А80-278/2021).

Итак, вы прошли первый этап – убедили Администрацию, что надо продавать вам коммерческую недвижимость. Но орган местного самоуправления может и после этого вставлять палки в колеса. Дело в том, что после согласия на выкуп, Администрация должна определить его цену и иные существенные позиции будущего договора. Мы на своем примере убедились, что в некоторых случаях администрация может завысить цену даже в 10 раз.

В случае неправильной оценки выкупаемого имущества закон № 159-ФЗ предоставляет предпринимателю возможность снизить стоимость выкупа.

Чтобы оспорить стоимость выкупа, предприниматель должен обратиться в арбитражный суд с Иском об оспаривании выкупной цены. Слово «должен» употреблено здесь не случайно. Если предприниматель после получения от администрации проекта договора на выкуп в течение 30 календарных дней не подпишет этот договор или в течение тех же 30 дней не обратится в суд с названным иском, то преимущественное право на выкуп утрачивается. Чтоб восстановить право на выкуп, надо по новой направлять в администрацию заявление.

Пример из судебной практики: муниципалитет пытался сформировать практику, по которой закон№ 159-ФЗ нужно трактовать как недопускающие повторное обращение с заявлением на выкуп. Другими словами, если предприниматель в первый раз не направил в адрес администрации подписанный договор либо не пошел в суд, то по истечении месяца он навсегда утрачивает право на преимущественный выкуп. Однако Верховный суд такой подход не пропустил. Возможность вновь подать такое заявление не утрачивается, независимо от того, кто в первый раз был инициатором выкупа —  предприниматель или орган (определение от 29.01.2019 по делу № 304-КГ18-15768).

Изложенный подход является превалирующим в практике. Обратный подход администрации обосновывают ссылкой на некое письмо Минэкономразвития от 14.08.2018 № Д13и-442. Однако такая ссылка несостоятельна, так как этот документ противоречит самому закону и по своей юридической силе ниже уровня ФЗ – разъясняющее письмо. Также оно не было опубликовано, что препятствует его применению.

С иском об оспаривании цены выкупа можно обратиться в течение 30 дней после вручения проекта договора.

В качестве ответчиков указываем: 1) орган МСУ, с которым заключен договор аренды; 2) оценщика, подготовившего отчет для администрации.

Соответственно, руководствуясь общим правилом о подсудности иска суду по месту нахождения ответчика, выбираем арбитражный суд –адрес администрации либо оценщика.

Перед подачей иска оплачивается госпошлина в размере 6 000 рублей.

Цель иска – доказать, почему предприниматель не согласен со стоимостью выкупа.

Четыре способа обосновать недостоверность оценочного отчета, выполненного в интересах администрации:

  1. Представить заключение специалиста, подготовленное по вашему заказу.

ДЛЯ СПРАВКИ: <Заключение специалиста – это отдельный вид письменных доказательств, предусмотренный АПК РФ. Заключение специалиста следует отличать от экспертного заключения. В обоих случаях выполняется исследование обстоятельств, выходящих за рамки компетенции суда, когда требуются специальные знания в определенной области науки или техники. Различие в том, что заключение специалиста готовится во внесудебном порядке, а заключение экспертизы – только по назначению суда. В случае с экспертом именно судья выбирает экспертную организацию, определяет круг вопросов и сроки экспертизы>.

Заключение специалиста при оспаривании цены выкупа отлично поможет продемонстрировать судье, что первый оценочный отчет может быть недостоверным. Судье придется выбирать, какому отчету отдать предпочтение. В такой ситуации суд идет либо по пути назначение судебной экспертизы, либо самостоятельно анализирует отчеты и выбирает тот, в котором не было допущено грубых ошибок, повлиявших на итоговую стоимость выкупа.

  1. Подготовить рецензию на оценочный отчет администрации.

Рецензия – это письменный документ, выполненный квалифицированным оценщиком, с целью выявления ошибок в оценочном отчете администрации. Лучше, чтобы квалификация оценщика, подготовившего рецензию, была выше квалификации оценщика администрации. В этом документе оценщик может указать, что нарушено методики  оценки, не использованы корректирующие коэффициенты, неправильно подобраны объекты-аналоги и многое другое.

Рецензия представляется истцом с целью убедить суд назначить экспертизу по делу, потому что на отчет администрации нельзя положиться. Сама по себе рецензия не содержит данные о рыночной стоимости. Поэтому ее логическим продолжение будет являться ходатайство истца о назначении экспертизы.

  1. Возражения истца по поводу отчета администрации.

Это своеобразная рецензия, но подготовленная не квалифицированным специалистом в области оценки, а самим истцом. Такой вариант тоже допустим, тем более, что он не потребует от истца дополнительное финансирование на оплату услуг специалиста.

Пример из нашей практики: администрация представила отчет, где цена по рынку устанавливалась на 29.12.2021. Почему именно на эту дату – остается загадкой. Между тем, Высший арбитражный суд РФ в постановлении от 18.10.2012 № 7240/12 разъяснил, что оценка должна производиться на дату получения администрацией заявления предпринимателя о выкупе. Это – 02.03.2021. Мы считаем, что за 10 месяцев имущество увеличилось в цене. Нарушение оценщиком принципов оценки является основанием для констатации недостоверности отчета.

  1. Ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы.

По таким делам назначается судебная оценочная экспертиза, если истец не согласен со стоимостью выкупа.

В ходатайстве о назначении экспертизы указываются следующие сведения:

а) вопросы для эксперта,

б) экспертная организация и кандидатура оценщика,

в) стоимость услуг эксперта,

г) срок  экспертизы.

К ходатайству необходимо приложить согласие экспертной организации на подготовку заключения по всем поставленным вопросам, документы о квалификации и стаже работы эксперта, а также платежное поручение, подтверждающее внесение денег на оплату экспертизы. С 2022 в бюджетном регулировании произошли изменения, связанные с назначением платежей. Теперь при внесении денег в судебный депозит обязательно указывайте специальный код платежа. На сайтах арбитражных судов появились соответствующие разъяснения. Вот такое письмо размещено на сайте Пермского арбитража (нужно указать код 0026):

В ходатайстве можно привести номера судебных дел, по которым эксперт выполнял исследования. Также можно указать, что эксперт входит в реестр экспертных организаций, размещенных на сайте арбитражного суда. Такой реестр есть, например, в АС Московской области:

По результатам проведенной экспертизы эксперт представляет в суд оценочное заключение, где указывает рыночную стоимость помещения на дату выкупа. Если стороны не согласны с заключением, суд может вызвать эксперта в судебное заседание на допрос. При наличии на то оснований допускается назначение повторной (проводит другой эксперт заново) или дополнительной экспертизы (проводит тот же эксперт по уточненным сведениям).

Если у истца получилось оспорить стоимость выкупа, то суд выносит решение, в котором указывает, по какой цене производится выкуп помещения. Именно эту сумму нужно будет заплатить администрации, чтоб получить арендуемый объект в собственность.

Рассмотрим несколько позиций из судебной практики различных регионов, когда предпринимателям удавалось снизить стоимость выкупа.

№ 1 – если во время аренды предприниматель за свой счет и по согласованию с администрацией ремонтировал помещение, то стоимость неотделимых улучшений должна засчитываться в счет оплаты выкупа на основании ч. 6 ст. 5 Закона № 159-ФЗ (Решение АС Свердловской области от 22.07.2021 по делу № А60-64297/2020).

№ 2 – предприниматель в случае разногласий по цене выкупа может по суду обязать администрацию к подписанию договора на условиях, предложенных предпринимателем. В данном случае возражения администрации об использовании неправильного способа защиты, так как администрация не уклоняется от заключения договора, а лишь не согласна с ценой, не принимаются со ссылкой на Президиум ВАС № 11657/11. Вынесение решения равно заключению соглашения с администрацией. Никакие дополнительные действия сторон не нужны (Решение АС Кировской области от 11.11.2020 по делу № А28-8694/2020).

№ 3 – при выкупе в рассматриваемом порядке предприниматель должен оплатить выкупную цену единовременно или в рассрочку равными ежеквартальными/ежемесячными платежами. При этом, выбор способа оплаты делается именно предпринимателем, а не администрацией. Если предприниматель выбрал рассрочку, то в силу закона у администрации возникает право залога, пока деньги за объект не будут полностью выплачены. Администрация не вправе требовать от предпринимателя застраховать помещение на период рассрочки (Решение АС Московской области от 31.07.2020 по делу № А41-12205/2020).

№ 4 – в силу подп. 12 ч. 2 ст. 146 НК РФ выкупная цена определяется без учета НДС, поэтому оценщик не должен начислять на стоимость объекта + НДС 20% (Решение АС Омской области от 17.02.2020 по делу № А46-2653/2019).

Если у вас возникла подобная проблема с администрацией и вы хотите снизить стоимость выкупа, то можете воспользоваться нашим образцом искового заявления. Также, если предприниматель не согласен со стоимость выкупа, он может обратиться к нашим юристам для сопровождения процесса.

Чтобы ознакомиться с услугой по представительству доверителей в спорах с госорганами, перейдите по этой ссылке. Мы разработаем иск на администрацию в кратчайшие сроки – 5 рабочих дней.

Услуга может быть оказана за пределами Москвы и Московской области.