Споры с ФАС – это та сфера, о которой мы пишем часто, потому что в нашей практике много успешных дел по защите от недобросовестной конкуренции. Сегодняшняя статья посвящена тому, как отменить решение ФАС в суде. Мы постараемся охватить все аспекты судебного обжалования актов антимонопольной службы. На основе этой инструкции вы сможете составить полноценную жалобу на антимонопольщиков. Хотя мы рекомендуем все-таки пользоваться квалифицированной юридической помощью наших специалистов, ведь это экономит ваше время, ресурсы и, как ни странно, деньги.

Заказать услугу можно по ссылке.

Итак, какие обязательные шаги нужно сделать, чтоб написать качественное заявление на отмену решения ФАС?

  1. Выбрать суд

В данном случае нельзя руководствоваться общим правилом о том, что предприниматели судятся в арбитраже, а граждане – в районных судах. Споры с ФАС при любом раскладе рассматриваются региональным арбитражным судом. Не важно, является заявитель физическим лицом или коммерческим субъектом (организация или ИП). Вытекает такое правило из самой сути антимонопольного регулирования: оно направлено на поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде. А значит несогласия, связанные с применением такого регулирования, также являются экономическими.

Для наглядности можно зайти на сайт любого районного суда и указать в качестве ответчика УФАС. Вы увидите, что попытки оспорить акт ФАС в общей юрисдикции приводят к одному из следующих вариантов:

– отказ в принятии иска

– прекращение судебного производства

– передача дела в арбитраж

Определить территориальную подсудность просто, ведь в отличие от общей юрисдикции, в каждом регионе только один арбитражный суд первой инстанции. Подаем заявление в арбитражный суд субъекта, где находится УФАС, принявшее обжалуемый документ.

  1. Определить порядок обжалования

Не секрет, что судебные процессы не проходят по одному сценарию. В зависимости от сути иска параллельно существуют различные виды судопроизводства: приказное, упрощенное, общее, особое, банкротное, корпоративное и так далее. Нужное нам для того, чтобы обжаловать решение ФАС в суде, – оспаривание ненормативных правовых актов (глава 24 АПК РФ).

Кстати, наше видео по этой же теме.

При подаче заявления на ФАС необходимо руководствоваться правилами именно главы 24 АПК РФ. В ней содержатся специальные требования как по форме заявления, так и по его содержанию. Ниже обратим внимание на важные процессуальные моменты из главы 24 АПК РФ.

Срок на подачу жалобы в суд – 3 месяца. Это общее правило. В зависимости от вида акта срок может быть более коротким. На специальные сроки мы обратим внимание в третьем пункте нашей статьи.

Госпошлина – 300 рублей для граждан и 3000 – для юридических лиц. Здесь также действуют правила об отсрочке, рассрочке и зачете госпошлины.

К заявлению прикладываются только те доказательства, которые представлялись во время разбирательства в ФАС. Это правило – следствие недопустимости повторного рассмотрения антимонопольного дела в суде. А если заявитель, равно как антимонопольщики, приносит новые документы, которые ФАС не видела, то как раз и получается новое рассмотрение. Но преодолеть это правило все-таки можно, пояснив причины несвоевременного представления документов.

В заявлении обязательно разъясняется, каким образом затрагиваются права заявителя. Потому что для того, чтобы отменить решение ФАС в суде нужно не только сослаться на незаконность, но и обосновать нарушение именно своих прав.

  1. Проанализировать документ, который вы намерены признать незаконным

Арбитражный кодекс требует, чтоб в заявлении были обязательно указаны полные реквизиты обжалуемого решения: дата, номер, название. Но заявителю помимо этой поверхностной информации о документе нужно знать его вид и правовую направленность. Это поможет понять, имеется ли в принципе возможность обжаловать ваш документ и по каким основаниям его можно отменить.

Управление ФАС по итогу рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства издает следующие документы, которые можно обжаловать:

а) решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Довольно часто такие решения принимаются в тех случаях, когда заявитель руками ФАС хочет решить гражданско-правовой спор со своим контрагентом. То есть через административную процедуру пытаются взыскать деньги, компенсировать убытки, понудить заключить обычный договор. ФАС мотивирует свой отказ в возбуждении дела возможностью передать разногласия сторон в суд. Единственным субъектом, который может отменить решение ФАС в суде – это лицо, по заявлению которого отказались возбуждать дело.

б) предписания. Данным документом ФАС предписывает прекратить незаконные действия/ устранить последствий своих незаконных действий/ восстановить положение, существовавшее до нарушения/ о перечислении денег в бюджет.

Отдельный подвид предписания – это предписания, выданные организаторам торгов или заказчикам из-за нарушений при проведении аукционов и конкурсов. В этих предписаниях обычно содержатся следующие требования: отменить протокол закупки/ изменить аукционную документацию/ аннулировать торги.

Из судебной практики можно вывести критерии законного предписания. Оно должно:

 – по форме и содержанию отвечать требованиям Закона о защите конкуренции

– быть исполнимым

– содержать только законные и обоснованные требования

– быть ясным, не содержать неопределенностей

– не нарушать права заявителя как предпринимателя

– требования должны быть соразмерными. Принцип соразмерности раскрыт в пункте 54 Постановления Пленума № 2 от 04.03.2021: предписание должно содержать только необходимые требования; если предписание влечет для предпринимателя весомые убытки и есть иной способ устранить последствия нарушения, то предписание не отвечает критерию соразмерности.

Пример из практики: Нередко предприниматели ставят под сомнение законность предписания ФАС со следующей формулировкой: «продолжить торги с последней предложенной цены – СУММА». Такое дело попало на рассмотрение АС Республики Татарстан (№ А65-8947/2021). Суд первой инстанции посчитал, что такая формулировка незаконна и отменил предписание ФАС. Но все вышестоящие инстанции вплоть до Верховного суда такой подход не поддержали. Действительно, ФАС отменила протоколы торгов, но обязала продолжить аукцион с последней предложенной цены. В этом нет никакого противоречия. Несмотря на отмену протоколов, заявки участников не отозваны. Поэтому новому участнику придется предлагать большую цену. Продолжение торгов с последней цены позволяет продать имущество должника дороже, что соответствует как интересам должника, так и требованиям о поддержании конкуренции. Вывод – предписание ФАС законно.

Пример из практики: АС Пермского края в деле № А50-7408/2019 анализировал на предмет законности не предписание ФАС, а торги во исполнение этого предписания. Антимонопольщики выдвинули в адрес Заказчика требование «вернуть заявку единственному участнику». В этом деле суд подчеркнул, что решение ФАС было незаконным, так как отзыв заявки связан исключительно с волеизъявлением участника торгов. Организатор не может вернуть заявки участникам.

в) предупреждение. Особенность этого документа следующая: УФАС дает только предварительную оценку действиям предпринимателя, но факт нарушения не считается установленным. Поэтому можно только предложить добровольно ликвидировать возможные нарушения. Если в предупреждение включена мера гос.принуждения, оно незаконно.

г) предостережение должностным лицам.

д) постановление о назначении административного наказания. ФАС выполняет надзорные функции по отношению ко многим субъектом экономического рынка. Например, это «естественные» монополии – ресурсоснабжающие организации, сетевики. В отношении таких организаций ФАС может проводить проверки и накладывать штрафы.

 Чтобы отменить решение ФАС в суде, надо уложиться в сокращенные сроки оспаривания – 10 дней после того, как получили постановление.

Обжаловать решение ФАС в суде рекомендуется по нижеперечисленным основаниям (хотя поле креатива здесь не ограничивается):

– истекли сроки давности

– неверно применены норма права

– имеются основания для замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ)

– возможно снизить штраф ниже минимальной санкции в половину (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ)

– малозначительность (в этом случае факт нарушения не отрицается, но наказание не назначается).

е) решение. Решение выносится по результатам полноценного дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решение содержит вывод о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также пункт о (не)выдаче предписания.

Решение управлений ФАС можно оспаривать не только в суде, но и в коллегиальном органе ФАС. Жалоба в комиссию ФАС подается не позднее одного месяца с даты принятия решения УФАС. Заметьте, что этот срок можно восстановить по аналогии с восстановлением пропущенных сроков в суде.

При подаче жалобы в комиссию ФАС следует учесть, что после этого подать жалобу в суд можно будет только в течение 1 месяца с даты вступления в силу решения комиссии ФАС.

ж) приказ о возбуждении дела. На первый взгляд, это ведомственный документ, не затрагивающий заявителя. Но приказ ФАС можно оспаривать, если истекли сроки давности.

з) приказ о назначении проверки. Этот документ никаких нарушений предпринимателя не устанавливает, но все-таки может быть оспорен, если: ФАС не уполномочен проверять компанию; нарушена периодичность плановых проверок; не было оснований для внеплановой проверки, включая несогласование с прокуратурой, когда это требуется.

и) акт проверки. Логичным продолжением предыдущего пункта является акт проверки. Отменить акт ФАС тоже можно, в чем мы убедились на собственном опыте.

Пример из нашей практики. Наш клиент долгое время осуществлял услуги нецентрализованного водоотведения в поселении. Но затем муниципальный заказчик сообщил, что больше в услугах нашего клиента не нуждается, потому что заключил контракт с другим поставщиком. Выяснилось, что закупка проводилась у единственного поставщика. На наш вопрос, что за критерий избрал заказчик, что под него подходит только единственный поставщик – МУП, мы получили простой ответ: только у МУП есть лицензия на обслуживание МКД. Ответ нам показался странным: причем же тут лицензия на МКД; у МУП также, как у нашего клиента нет лицензии на нецентрализованное водоотведение. Мы обратились в УФАС, чтоб оно провело проверку легитимности действий заказчика. В результате мы получили вот такой “внушительный” акт проверки, в заключении которого указано, что нарушений у заказчика не выявлено:

Мы решили оспорить акт ФАС в арбитраже. Это заявление вы можете использовать в качестве образца:

И буквально на днях суд полностью удовлетворил наши требования отменить акт ФАС (дело № А80-485/2021). Незаконность акта выразилась в поверхностном подходе УФАС к заявлению нашего клиента; суд отметил, что антимонопольная служба лишь продублировала письменные пояснения заказчика, а вот доводы нашего клиента даже не анализировала. УФАС обязали еще раз провести проверку, но уже на совесть:

  1. Заявить ходатайство об обеспечительных мерах.

Для подобных заявлений в главе 24 закреплены специальные обеспечительные меры, которые не могут быть поданы в других делах. Это приостановление действия оспариваемого акта. Для этого заявитель должен написать ходатайство, где он указывает почему приостановление необходимо (в будущем решение суда может быть не исполнено или есть риск значительных убытков). Госпошлина по такому ходатайству не платится.

Но наличие специального механизма не исключает принятие других мер. Например, УФАС выдало предписание изменить аукционную документацию и назначить новые торги. К моменту, когда заявитель собрался обжаловать предписание, оно фактически уже исполнено: документация изменена, торги назначены. Тогда смысла в приостановлении предписания нет. Но можно попросить приостановить торги, оформив это как ходатайство о принятии обеспечительных мер. В этом случае пошлина оплачивается в размере 3 тысячи рублей.

Если обжаловать решение ФАС в суде, принятое по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного закона (пункт е), то никакого отдельного ходатайства не нужно. Действие решения автоматически приостанавливается на все время судебной тяжбы (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Чего, кстати, не скажешь о решениях по нарушениям в торговых процедурах. ФАС в 2019 году объяснило, что решения УФАС, принятые по ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ,  обжаловать, конечно, можно. Но судебное обжалование не будет приостанавливать исполнение этого решения. Для приостановления надо подать ходатайство в суд.

Надеемся, наша статья и другие материалы по этой теме помогут Вам отстоять свои права на равенство в экономической сфере!