Администрация не проводит аукцион – нарушение или право местных властей?
Давайте разбираться.
Новостями о коррупции в России, к сожалению, уже давно никого не удивишь. Хотя бы раз в неделю в сводках новостей появляются такие новости. Однако люди считают, что с коррупцией невозможно бороться, так как «все давно куплено» и «там уже давно все без нас решили».
Однако у граждан, знающих законы нашего государства, все же есть такой шанс. И в этой статье мы вам это докажем. Нет, мы не будем рассказывать о деле, где очередного чиновника поймали «за руку» на большой взятке, мы расскажем вам о случае, когда администрация не проводит аукцион, хотя по закону обязана это сделать.
Обо всем по порядку.
Не думаем, что вы не знакомы с понятием «аукцион». Наверняка, при прочтении этих строк у вас всплыла в голове картина из какого-то крутого американского фильма, где богатые люди поднимают таблички с солидными цифрами и выигрывает тот, у кого цифра оказалась наибольшей. В российских реалиях выглядит это не так круто, как в фильме, однако по бумагам проводится.
С понятием «аукцион» в законодательстве можно столкнуться на уровне Гражданского кодекса РФ и ФЗ №44. В ГК РФ аукцион признается одной из форм торгов, а выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Но когда аукцион проводится для государственных муниципальных нужд, то понятие аукцион значительно отличается от привычного нам.
В ФЗ №44 закреплено: победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуг наиболее низкую цену контракта.
Однако в нашем практическом примере администрация вовсе не объявила аукцион.
Так, к нам обратился индивидуальный предприниматель, у которого было намерение принять участие в аукционе по ремонту и обслуживанию дороги муниципального значения. Он обладает всеми ресурсами для этого и готов принимать участие в конкурсном отборе. При этом наш клиент специально завез технику для того, чтобы иметь возможность оказывать такие услуги. Однако предпринимателем было замечено, что аукциона по ремонту дороги в 2021 году не проводилось.
Да, конечно, как вы могли догадаться, по документам муниципальные власти попытались сделать все свои действия законными. Было вынесено Постановление, согласно которому субсидия предоставлялась некому муниципальному учреждению, учредителем которого как раз и выступала местная администрация. Прикрытием этих действий выступала некая муниципальная программа субсидирования.
Основной вопрос, который у вас наверняка возник – что же делать?
Главное – добиться отмены постановления администрации и доказать, что в ее действиях присутствуют нарушения действующего законодательства.
Шаг 1. Обращаемся с запросом в администрацию
Предприниматель обращался в Администрацию с запросом, в котором требовал сообщить причины, по которым не был объявлен и не проводился указанный аукцион, а также сведения о лице, выполняющем работы по содержанию названных автомобильных дорог.
Кроме этого, наш клиент требовал незамедлительно провести аукцион по ремонту дорог.
После этого мы получили письмо от Администрации, в котором она сообщила предпринимателю о том, как орган местного самоуправления, Администрация вправе выбирать способ решения вопросов местного значения (ага, конечно!), и что в данном регионе существует муниципальная организация, осуществляющая содержание автомобильных дорог общего пользования, наделенная для этих целей муниципальным заданием.
Формально, все было сделано верно, однако намерено упущен тот факт, что предоставление субсидий бюджетным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.
Шаг 2. Обращаемся в территориальное подразделение УФАС (опционально, не обязательно, но лучше делать).
Основание для обращения в нашем случае — заинтересованное лицо без проведения конкурентного способа закупки передало работы по ремонту и содержанию Автомобильных дорог своему муниципальному предприятию и вместо того чтобы провести конкурентный способ закупки, просто реорганизовал муниципальное предприятие в муниципальное учреждение и приняло кучу правовых актов, чтобы прикрыть свои действия.
В итоге УФАС вынес постановление о необходимости устранении нарушений.
Однако в действительности ничего не поменялось, автомобильные дороги как обслуживались хозяйствующим субъектом, учрежденным Администрацией без проведения аукциона, так и обслуживаются.
Шаг 3. Обращаемся в суд для отмены Постановления администрации
У нас, кстати, есть на этот счет и пост в инстаграм.
https://www.instagram.com/p/CWV-PU3syvy/
Нами было принято решение подать исковое заявление о признании недействительным ненормативного правового акта в арбитражный суд.
Для того, чтобы подать в суд на администрацию, необходимо составить грамотно исковое заявление, а также приложить все необходимые документы.
Для начало определяем стороны, которые будут принимать участие в судебном процессе.
В нашем случае Истцом будет выступать индивидуальный предприниматель, а ответчиком – Администрация округа. Так как наш клиент заказал нашу услугу, то в иске мы сразу указали сведения о представителе, так как мы ценим время нашего клиента и считаем, что взаимодействие суда с представителем более эффективно. Но это еще не все участники процесса. В качестве лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, считаем целесообразно привлечь то самое муниципальное предприятие. Это необходимо, так как судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Со сторонами разобрались. Далее основной задачей будет верно структурировать исковое заявление для того, чтобы суду была понятна ситуация.
Мы неоднократно рекомендовали вам включать в исковое заявление пять основных пунктов:
- Описание основных фактов (укажите как можно подробнее, но при это «без воды» основные события, которые привели вас в суд)
- Позиция Истца (выразите свое несогласие со сложившейся ситуацией, начиная со слов «истец считает…»)
- Основания иска (здесь необходимо указать конкретные пункты закона, на которых основаны ваши исковые требования, не лишним будет привести похожую судебную практику)
- Требования Истца (четко и ясно изложите «чего вы хотите от суда», ведь зачастую неверная формулировка требований приводит к отказу в удовлетворении требований)
Например, в нашей ситуации неверно будет требовать провести аукцион, так как перед этим нужно отменить постановление администрации.
- Приложения (не забываем про основные документы, о которых говорится в ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В нашей ситуации очень важно было не забыть предоставить на обозрение суда следующие документы:
— Постановление Администрации;
— Порядок предоставления субсидии из бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с содержанием и ремонтом межселенных дорог;
— Запрос Истца, отправленный в Администрацию;
— Ответ Администрации на запрос Истца.
— Аукционная документация за 2020 год.
Если вы не предоставите основные документы вместе с исковым заявлением, то суд оставит ваш иск без движения и даст срок на устранение недочетов. А это все драгоценное время!
С полным текстом нашего искового заявления вы можете ознакомиться ниже.
И еще одним из важных моментов является правильный выбор суда. О подсудности такого рода дел мы подробно писали в одной из наших статей.
В нашем случае выбор был очевиден – арбитражный суд, так как Истцом являлся индивидуальный предприниматель и в исковом заявлении затрагивались отношения, вытекающие из предпринимательской деятельности.
При этом на этапе рассмотрения поданного нами искового заявления прокурор выразил свое мнение о неподсудности спора арбитражному суду. Он полагал, что дело необходимо передать на рассмотрение в суд общей юрисдикции. Прокурор аргументировал свою позицию тем, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.
И это тоже очень интересный вопрос, в связи с которым на практике зачастую возникают разногласия. То ли от незнания теории юристами, то ли от того, что в некоторых ситуациях действительно разграничение между нормативным и ненормативным правовым актом действительно затруднительно.
Сразу же обращаемся к Постановлению ВС №50, в котором закреплены три основных признака нормативно-правового акта:
1) Издание в установленном порядке;
2) Обязательность для неопределенного круга лиц;
3) Нацеленность на неоднократное применение.
В юридической литературе авторы выделяют и другие признаки нормативно-правого акта, например, его иерархизированность; общеобязательность; неперсонифицированность.
В отличие от нормативно-правового акта ненормативный обладает следующими отличительными признаками:
1) не устанавливает общих норм поведения, носит индивидуальный характер.
2) властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц;
3) обязательность исполнения властного предписания;
4) ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер.
В наглядной форме с вопросом разграничения нормативно-правого акта от ненормативного можете ознакомиться в прикрепленной нами таблице.
Казалось бы, все просто, но нет!
На практике действительно возникают многочисленные проблемы при их разграничении. Например, в Постановлении не говорится о том, будет ли акт считаться нормативным, если будет отсутствовать один из трех признаков. Анализ судебной практики показывает, что отсутствие неоднократности применения правового акта еще не говорит однозначно о его ненормативном характере.
Впрочем, надеемся, что в общих чертах, вам теперь понятны основные отличия.
В нашем деле суд попросил дать пояснения и выразить наше мнение по вопросу: каким актом является Постановление Администрации – нормативным или ненормативным?
Юристы нашей компании подготовили еще один документ – дополнения к исковому заявлению. В нем мы изложили свою позицию по указанному выше вопросу, а также ходатайствовали о приобщении нового документа к делу — предупреждения Управления федеральной антимонопольной службы, вынесенное в отношении Администрации. В нем УФАС требовало прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. По мнению УФАС, данный документ не регулирует ситуации, при которых на предоставление субсидии на возмещение затрат при выполнении дорожных работ претендуют два и более хозяйствующих субъекта. Следовательно, предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с проведением дорожных работ, происходит вне конкурентной борьбы и на безальтернативной основе.
Наша позиция в Дополнении к исковому заявлению выглядела так:
При этом в качестве правового обоснования мы использовали Постановление №50, а также позицию Верховного суда РФ.
Суд принял нашу позицию и отказал в передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции.
Кроме этого, суд подчеркнул, что каждый гражданин или организация имеют право на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным. При этом важным условием является факт нарушения этим актом наших прав, а именно права на принятие участия в конкурсном отборе для строительства дороги местного значения. Также стоит не забывать про срок, в который может быть подано такое заявление – три месяца, с момента, когда вам об этом стало известно. Указанный срок нами был соблюден.
Более того, судом был сделан вывод о том, что Администрации не предоставлены полномочия по установлению порядка финансирования выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд, а также установлению категории хозяйствующих субъектов для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд. В данном случае Администрацией не принято во внимание, что необходимо различать субсидирование государственных (муниципальных) учреждений и субсидирование прочих юридических и физических лиц.
Бюджетным законодательством разрешено предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Однако муниципальные предприятия исключены из числа субъектов указанного субсидирования.
Следовательно, суд полностью поддержал нашу позицию и пришел к выводу о том, что порядок, утвержденный Постановлением, направлен на реализацию схемы по выделению бюджетных денежных средств конкретной организации без проведения аукциона. Субсидирование, предусмотренное оспариваемым постановлением, незаконно.
Резолютивную часть решения прикладываем для того, чтобы вы могли с ней ознакомиться.
К слову, таких администраций в регионах нашей необъятной Родины очень много. Зачастую сами граждане позволяют себя обманывать. И дело не только в незнании законов, а в боязни бороться с противозаконием.
Да, конечно, дело, о котором мы вам рассказали достаточно сложное и времязатратное. Но ведь справедливая победа стоит того, чтобы за нее бороться.
В случаях, когда вам необходимо отменить постановление администрации, конечно же не обойтись без помощи специалиста. В каждом муниципалитете свои «порядки», с которыми непременно нужно ознакомиться перед обращением в суд. Специалисты нашей компании давно специализируются на похожих делах и успешно их завершают (эта статья – наглядное подтверждение наших слов!).
Таким образом, бороться с произволом местных властей можно и нужно. Отменить Постановление Администрации и пойти в суд на Администрацию вполне реально, если заручиться помощью грамотного специалиста.