Ничто не вечное, ничто не долговечное, данную цитату возможно применить практически к любому нормативно-правовому акту. В этой статье мы пошагово объясним Вам, каким образом возможно отменить постановление администрации. Появляется абсолютно резонные вопросы: а сможет ли это сделать гражданин или организация? А получится ли это сделать даже, если против нас будет прокурор? За ранее ответим – всё возможно, конечно же, в судебном порядке. Просим обратить ваше внимание на то, что тему нашей сегодняшней публикации мы рассматривали ранее, поэтому крайне рекомендуем, Вам, ознакомиться с нашей прошлой статьёй. Начнём.

Нормативно-правовые акты являются ключевым аргументом в каждом судебном заседании. По этой причине абсолютно любое выигранное дело начинается с тщательной подготовки и изучения законов. Казусы, в которых необходимо оспорить постановление администрации также не являются исключением. Сделать это нам помогут следующие нормативные акты:

  • Статья 72 Бюджетного кодекса РФ;
  • ФЗ “О защите конкуренции”
  • ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 г. № 44;
  • Глава 22 Кодекса административного судопроизводства;
  • Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 г.;
  • Статьи 15 и 16 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Приведенные выше нормативно-правовые акты являются нашими главными союзниками, в особенности, когда появляется необходимость оспорить постановление администрации. Мы раскроем каждый из них, но позже — в процессе приготовления нашего фирменного блюда –  решения суда в нашу пользу. Немаловажным ингредиентом служат для нас понятийный аппарат, его и разберём.

Мы не просто так привели ранее широкое определение, ведь дело в том, что возможно обжаловать постановления администрации, как и ненормативного характера, в котором содержатся нормативные свойства, так и нормативного.

К ненормативному характеру относятся те акты администрации, которые адресованы лицу/лицам, прекращающие своё действие после его исполнения, то есть индивидуальные. Примерами таких актов являются предписания от МЧС, например, об устранении нарушений, касающихся автоматизации противопожарной системы или отказы в предоставлении земельных участков в аренду (собственность). Как обжаловать постановление администрации подобного рода мы намного подробнее рассматривали в нашей прошлой статье. В этой, мы сделаем акцент на нормативных постановлениях администрации.

Нормативные постановления администрации, в свою очередь, рассчитаны на многократное применение и решают вопросы местного значения. Какие именно? Их перечень указан в статьях 15 и 16 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Прекраснейшим примером вопросов местного значения служит дорожная деятельность, обеспечение которой является муниципальной нуждой. Запомните это словосочетание, оно играет огромную роль в процессах, когда необходимо отменить постановление администрации. Следующим весомым понятиям служит недобросовестная конкуренция.

Недобросовестная конкуренция – это доминирование конкретного хозяйствующего субъекта в социально-экономических отношениях. Подходя ближе к нашей теме, нельзя не привести пример, искусственно созданное преимущественное положение одного из участников аукциона или вовсе создания таких условий, при которых возможно участие только одного субъекта. При подобных ситуациях ни о какой конкуренции речи быть и не может, что нарушает не только права всех участников, но и законодательство РФ. Ознакомившись с основными понятиями, рассмотрим по подробнее каким образом возможно обжаловать постановление администрации.

Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ устанавливает два главных условия, которые позволяют отменить постановления администрации. Речь идёт, внимание, об одновременном сочетании двух факторов:

  1. Постановление нарушает права субъектов правоотношений;
  2. Нормативный акт противоречит закону.

Следующее, что нам также необходимо знать, так это подсудность дел, при которых необходимо отменить постановление администрации. Здесь все предельно просто: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо обращаться в арбитражный суд, а физическим лицам необходимо руководствоваться главой 22 Кодекса административного судопроизводства. Иск подаётся по месту нахождения местного органа власти.

Ваши права вы можете защищать лично, через представителя, а также обратившись в прокуратуру.

 

А теперь от теории перейдём непосредственно к действиям. На них у нас есть срок – 3 месяца с момента того, как наши права были нарушены (не считая уважительных причин, к примеру, болезни, благодаря которым возможно восстановить сроки). Возьмём довольно частую ситуацию: определение исполнителя муниципальных нужд без проведения аукциона.

Первое, на что мы имеем право, и что крайне необходимо будет сделать, так это направить запрос в администрацию, структура которого будет следующая:

  • Описание основных фактов – аукцион не был проведён;
  • Позиция заявителя – здесь указываем, что непроведение аукциона является нарушением наших прав и закона;
  • Основания – необходимо будет сослаться на нормативно-правовые акты: статью 72 БК РФ, а также ФЗ “О защите конкуренции”;
  • В требованиях указываем, что необходимо проведение аукциона, а также задаем ключевые вопросы: “по каким причинам аукцион не был проведен?”, “По каким причинам муниципальное задание не было опубликовано на сайте?” и другие.

Конечно же, нас с вами ждёт “мотивированный” ответ от администрации.  Как показывает практика: на нём дела, естественно, не разрешаются, поскольку он не в нашу пользу. Наступает следующий этап – обращение в суд.

Подаём мы исковое заявление, естественно, обращая внимания на такую немаловажную вещь как подсудность, о которой мы говорили ранее, а  структура документа будет выглядеть следующим:

  1. Реквизиты сторон:
  • Наименование организации, юридический адрес, контакты и другие сведения;
  • Реквизиты администрации;
  • Реквизиты постановления, которые мы оспариваем;
  • Указываем наименование суда, в который обращаемся;
  1. Не забываем также и государственной пошлине;
  2. Позиция заявителя – постановление нарушает наши права, является прямым нарушение ФЗ “О защите конкуренции”, а также факт того, что муниципальное учреждение не обладает полномочиями наделения 3-его лица функциями по обеспечению дорог;
  3. В основаниях мы указываем вышеупомянутые нормативные акты;
  4. В требованиях мы указываем отмену постановления, а также проведение аукциона;
  5. В приложении к основным документам (выписке из ЕГРЮЛ и другим) прикладываем:
  • Платежный документ об оплате государственной пошлины;
  • Запрос в администрацию, о котором мы говорили ранее;
  • Постановление администрации.
  • Аукционную документацию за прошлые года.

В нашей практике мы не раз встречались с решением подобных казусов, одним из которых было обжалование постановления администрации. Скажем более, было дело, которое усложнялось и присутствием прокурора не нашей стороне.

Администрация вынесла постановление, согласно которому определила исполнителя обеспечения дорожных работ без проведения аукциона, что нарушило права нашего доверителя, обладавшего всеми необходимыми средствами для реализации муниципальных нужд в дорожной деятельности. Первым нашим шагом было направление запроса в орган местного самоуправления. Этот документ в дальнейшем может послужить одним из важных доказательств в судебном заседании. О его структуре мы упоминали ранее в этой статье. Однако администрация направила нам ответ в духе: “органы местного самоуправления в праве самостоятельно определять исполнителя муниципального заказа”. Нами было подано исковое заявление: основными требованиями которого послужили отмена постановления администрации и проведение аукциона. На этом наши трудности не закончились, ведь в дело вступила прокуратура, поскольку постановление администрации прошло экспертизу в Счетной палатой РФ и было признано не противоречащим Бюджетному кодексу РФ и федеральному закону “О защите конкуренции”. Прокурор ходатайствовал о перенесении дела в суд общей юрисдикции, однако суд данную просьбу отклонил. Помимо этого, должностное лицо федерального государственного органа власти приняло позицию ответчика и поддержало отказ в удовлетворении исковых требований.

Тут мы вспоминаем словосочетание “муниципальные нужды”, о которых мы говорили в начале статьи. Безусловно, предоставление субсидий бюджетным учреждениям есть: для осуществления услуг физическим и юридическим лицам. Однако обеспечение муниципальных нужд возможно, исключительно, путем размещения муниципального заказа. Таким образом, суд установил, что была нарушена статья 72 БК РФ и ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и удовлетворил наши исковые требования. Дело было выиграно.

Подводя итог, отметим, обжаловать постановление администрации возможно даже в тех случаях, когда прокурор находится не на вашей стороне. Наши юристы обладают огромным практическим опытом в подобных казусах и готовы помочь вам в защите ваших законных правах, можете к нам обращаться.