Есть такая профессия – конкуренцию защищать, именно таким выражением можно описать деятельность федеральной антимонопольной службы (далее ФАС). Однако молва сегодня пойдет не совсем о ней, а об одном из способов задействовать этот государственный орган. Речь идёт об укрупнении лота. В этой статье мы подробно вам расскажем: все подробности теоретической базы закупок (принципы, сроки и так далее), в каких ситуациях и по каким причинам укрупнение закупки является неправомерным действием, как правильно написать жалобу в ФАС на это действие и предоставим вам не только казус из нашей практики, но и пример жалобы. Также будет крайне полезно ознакомиться с нашими предыдущими статьями на схожие темы по этой ссылке. Начнём.

Для того, чтобы наиболее подробно и доходчиво разобрать тему нашей статьи, нам необходимо будет начать с самых азов – это нормативно-правовых актов, регулирующих сферу закупок для осуществления государственных и муниципальных нужд.

К таковым относятся следующие документы:

  • Федеральный закон №44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” – данный нормативный акт устанавливает основные понятия, принципы контрактной системы, способы отбора поставщиков, контроль закупок, причины, согласно которым вы можете подать жалобу в ФАС и многое другое. Следует также различать разбираемый в этом пункте ФЗ от ФЗ №223-ФЗ, поскольку тот акт, который мы будем упоминать в нашей статье относится к бюджетным организациям, что нам и нужно;
  • Федеральный закон “О защите конкуренции” – здесь нас интересует часть 3 статьи 17, в которой установлен запрет на ограничение конкуренции с помощью укрупнения лота;
  • Кодекс об административных правонарушениях – здесь установлены всевозможные правонарушения (они также есть и в упоминаемых нами ранее законах) и наказания за них. В этом законодательном акте нас интересует часть 4.1. статьи 7.30, в которой установлена санкция в виде штрафа за ограничение конкуренции как раз за укрупнение закупки.

Разобравшись с основными документами, которые будут нашими компаньонами, перейдём непосредственно к определению “закупка” и разберём возможные виды этой процедуры, а также основные принципы и признаки нарушения антимонопольного законодательства. Так нам удастся выяснить не просто сухие причины, по которым возможно будет, к примеру, написать жалобу в ФАС, а закономерности и цели законодательства.

Закупка (по ФЗ №44) – это приобретение товаров или услуг с целью удовлетворения муниципальных и государственных нужд. Обозначим: в этой статье речь пойдет только о конкурентных закупках. Итак, главными лицами в этих правоотношениях выступают:

  1. Поставщики – это юридические или физические лица, которые поставляют товары, работу или услуги. К ним существуют перечень отдельных требований, к примеру, отсутствие налоговых задолженностей или ограничений, препятствующих участию в закупках и другие;
  2. Заказчики – это муниципальное или государственное бюджетное учреждение;
  3. Федеральные органы власти – например, федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства во время проведения закупок. Вы можете ознакомиться подробнее с полномочиями этого государственного органа в одной из наших статей под названием “Жалоба в ФАС”;
  4. Электронная торговая площадка – это электронный ресурс, на котором:

1)Размещают закупки;

2)Куда поставщики подают заявки на участие в закупочной деятельности;

3) Проводятся электронные аукционы.

Примером такой площадки служит Сбербанк-АСТ. Также есть “Специализированные площадки” для закрытых аукционов, однако это уже отдельная тема для разговора.

Немало важная роль отводится единой информационной системе в сфере закупок. Если рассказывать предельно кратко – в ней осуществляется вся закупочная деятельность. Тут вы сможете найти для себя следующую информацию:

  • Реестр недобросовестных поставщиков;
  • Шаблоны всевозможных контрактов;
  • Сведения о закупках;
  • Их планы, графики;
  • Отчеты по выполненным контрактам и другую информацию.

И все эти процедуры и замороченные системы созданы, чтобы обеспечить цель контрактной системы – это исполнение государственных и муниципальных заказов за минимальную цену с наиболее высоким возможным качеством. Как вы сразу же можете догадаться: эти условия возможно соблюсти только при наличии здоровой и высокой конкуренции. Федеральный закон №44 как раз-таки и выделяет основные принципы контрактной системы, с помощью которых цель контрактной системы достижима. При их соблюдении не будет никаких нелегальных укрупнений закупок. Об основополагающих положениях и поговорим.

К основным принципам контрактной системы, выделяемым в законе, относятся:

  • Стимуляция инноваций;
  • Открытость и прозрачность;
  • Ответственность за результат;
  • Профессионализм;
  • Обеспечения конкуренции и другие.

Это очевидно, что при наличии такого количества правил и принципов, кто-то осмелится их нарушать. Но в этой статье нас интересует конкретный принцип, а именно: обеспечение конкуренции. Как мы и упоминали ранее, одним из способов его нарушить – это совершить укрупнение лота. Наконец-то мы прошли курс молодого бойца и можем приступать к основной части боевых действий.

Укрупнение лота – это объединение в один лот работы, услуги или товара с целью увеличения лота. Ответим на главный вопрос: является ли само по себе укрупнение закупки неправомерным действием? Нет. Тогда появляется следующий вопрос: а что тогда неправомерно? В части 3 статьи 17-ой федерального закона “О защите конкуренции” даны признаки неправомерного укрупнения лота. Речь идёт о совмещении в единый лот технически не связанных между собой товаров, работ или услуг (к примеру, 5 разных участков дорог), что ведёт к ограничению конкуренции. Все очень просто: чем выше требования, тем меньше поставщиков могут их исполнить, соответственно конкуренция слабеет. К счастью, есть орган, в который можно подать жалобу, конечно же, речь идёт о федеральной антимонопольной службе.

Как и упоминалось выше, при наличии ранее оглашенных признаков, можно подать Жалобу в ФАС на укрупнение лота. Дело в том, что эти признаки ведут к ограничению конкуренции, которая в свою очередь влечёт за собой потерю бюджетных средств. Касаемо сроков подачи жалобы: мы обжалуем условия в документации, следовательно у нас есть время до окончания подачи заявок на участие в закупках. Жалоба будет иметь следующую структуру:

  1. Реквизиты сторон;
  2. Описание основных фактов – здесь необходимо будет упомянуть о том, что заказчик объявил, допустим, аукцион и предъявил определенные требования;
  3. Позиция заявителя – здесь мы говорим о том, что заказчик укрупняет лот;
  4. Выдвигаем наши требования – в первую очередь, конечно же, провести федеральной антимонопольной службе проверку условий аукциона;
  5. Прикладываем необходимые приложения.

Итак, в полномочиях ФАС есть не только отмена торгов или предупреждение. Также (речь идёт о нашей ситуации) они могут привлечь к административной ответственности по части 4.1 статьи 7.30 КоАП, в которой устанавливается санкция на должностных лиц в размере от 1-ого процента начальной (максимальной) стоимости контракта, но менее 10 тысяч рублей и не более 50-ти тысяч рублей. Итак, а теперь перейдём от теории к нашей практике.

Дело состояло в следующем: заказчик работ – администрация муниципального образования объявила о проведении закупки на право заключения контракта на ремонт 5 участков дорог. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 353 399 587 рублей. В качестве требований к участникам заказчик работ указал наличие за последние 5 лет аналогичного опыта работы, стоимость контракта которой составляла 20 процентов от ранее оглашенной суммы, то есть контракт на 70 679 91 рублей.

Наш клиент обратился к нам за помощью, поскольку посчитал объединение 5 разных участков дорог неправомерным. Естественно, он оказался прав, ведь это укрупнение лота чистой воды. Нами была составлена и направлена жалоба в федеральную антимонопольную службу. В позиции заявителя мы указали факт того, что из-за условий, выдвинутых заказчиком, контракт сможет исполнить всего лишь одна организация. То есть это очень грубое и прямое ограничение конкуренции.


В основаниях
мы сослались на нормы ФЗ “О защите конкуренции”. Если говорить очень простым языком: мы обозначали факт того, что заказчик установил условия, которые напрямую ограничивают конкуренцию, то есть:

  • Это опыт в выполнении контракта на 70 679 91 рублей;
  • Объединение не связанных ни коим образом между собой 5 участков работ.

 

В требованиях мы указали проведение проверки на основании вышеизложенного. В приложении указали доверенность и документацию аукциона.

 

Данное дело на сегодняшний день все ещё находится в процессе. В нашем блоге или на нашем youtube-канале мы обязательно опубликуем результаты. Мы обладаем огромным опытом работы по решению типовых проблем, так что смело можете к нам обращаться.