Одним из последствий пандемии стало изменение в работе фитнес-клубов. Но далеко не многие клиенты готовы принимать новые условия. В статье мы расскажем, как вернуть деньги за фитнес абонемент, если новые условия фитнеса вас не устраивают.

Отказ от фитнес-абонемента – это, по сути, односторонний отказ от договора.

Гражданский кодекс РФ содержит запрет на односторонний отказ от исполнения обязательств. Но как из любого правила, здесь есть ряд исключений.

Одно из таких исключений закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей.
Эта статья разрешает потребителю в любое время по собственному желанию расторгнуть договор с фитнесом.

Оговоримся, что потребитель – это гражданин, который приобретает товары (услуги или работы) для личного или семейного использования, но в любом случае не в коммерческих целях.

При расторжении договора потребитель должен возместить фитнес-клубу только те расходы, которые клуб фактически понес для исполнения договора с данным конкретным потребителем.

 

Итак, подробно опишем, как вернуть деньги за фитнес абонемент в 3 шага на нашем собственном примере.

Наш клиент заключил стандартный договор с одним из фитнес-клубов Москвы.

Однако в марте 2020 г. в Москве из-за пандемии короновируса введены ограничения на посещение фитнес-залов. В итоге наш клиент не мог посещать занятия и решил расторгнуть договор с фитнесом.

Но в договоре указано, что после того, как абонемент активирован, деньги не подлежат возврату ни при каких обстоятельствах (пункт 7.2). Это условие противоречит закону и является ничтожным. Есть все шансы взыскать деньги с фитнеса.

Если фитнес не возвращает деньги, то нужно следовать простому алгоритму:

1 – направляем в фитнес ТРЕБОВАНИЕ о возврате денег. Если требование не удовлетворено >

2 – составляем досудебную ПРЕТЕНЗИЮ. Если претензия оставлена без положительного ответа >

3 – подаем ИСК в суд на фитнес.

По нашему опыту, каждый этап может стать результативным. Поэтому к составлению любого из указанных документов нужно подойти серьезно.

Требование о возврате денег

Если фитнес вернет деньги на этом этапе, можно утверждать, что потребитель получил нужный результат при минимальных затратах.

Поэтому здесь мы делаем акценты на ответственности, которая обязательно будет возложена, когда фитнес не возвращает деньги:

1) штрафы по КоАП

Если фитнес прописывает в своем договоре, что-то вроде:

«Потребитель не вправе отказаться от настоящего договора» или

«В случае одностороннего отказа от настоящего договора потребитель выплачивает Клубу штраф в размере…» или

«В случае отказа потребителя от настоящего Договора фитнес-клуб выплачивает потребителю 1 % от стоимости абонемента. Потребитель не вправе претендовать на возврат суммы, превышающей это значение»,

то фитнес нарушает гарантированное ЗПП право потребителя на односторонний отказ от договора с возможностью возврата стоимости не оказанных услуг.

Ответственность за ущемление прав потребителей установлена ст. 14.8 КоАП. За каждый факт нарушения компания должна выплатить в казну штраф от 10 000 до 20 000 рублей.

Итак, в своем заявлении мы даем фитнес-клубу понять, что если наши требования не будут удовлетворены добровольно, мы сообщим об этом в Роспотребнадзор.

2) компенсация морального вреда на основании ст. 15 ЗПП

За нарушение прав потребителей, в том числе права на односторонний отказ от договора с фитнесом, на организацию возлагается обязанность возместить моральный вред.

В требовании стоит предупредить фитнес-клуб, что невозвращение денежных средств в добровольном порядке причинит вам как потребителю нравственные страдания. Возникший по этой причине моральный вред придется компенсировать за счет фитнес-клуба.

3) штраф 50 % от взысканной в пользу потребителя суммы (ч. 6 ст. 13 ЗПП)

В требовании стоит сослаться на ч.6 ст. 13 ЗПП, ведь она – существенный стимул для исполнения требований потребителей в досудебном порядке.

Если фитнес не возвращает деньги в досудебном порядке, и потребителю пришлось подать в суд на фитнес, то суд помимо заявленной потребителем суммы к возврату дополнительно присуждает в его пользу штраф. Штраф равен половине взысканной с фитнеса суммы.

Рекомендуем в требовании о возврате денег напомнить фитнес-клубу о существовании ч. 6 ст. 13 ЗПП.

Помимо этого, в требовании в свободной форме необходимо указать ключевые моменты:

– свои контакты и реквизиты счета для перечисления денег,

– ссылка на заключенный договор физкультурно-оздоровительных услуг;

– уведомление об отказе от договора и требование о возврате денег за абонемент;

– срок, в течение которого вы будете ждать от фитнеса денежные средства

Важно направить требование способом, позволяющим идентифицировать, кому и по какому адресу оно направлено. Это может быть отметка о получении, поставленная сотрудником фитнеса, или почтовая квитанция (заказное письмо с описью вложения).

Примерный расчет финансовых санкций, который следует отразить в требовании, приведен ниже.

Досудебная претензия

В новом Обзоре Верховного суда РФ, посвященном защите потребительских прав (утвержден 14.10.2020) в пункте 11 прямо указано, что ЗПП не предусматривает соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора между потребителем и исполнителем услуг (в нашем случае – фитнес).

Это означает, что потребитель должен направить фитнес-клубу требование и вправе отправить досудебную претензию.

Если в договоре с фитнесом прописано иное: например, договор предусматривает обязательное направление претензии – такое условие ничтожно и не имеет юридической силы.

Однако мы рекомендуем обратиться в фитнес с претензией.

Причина – возврат денег в добровольном порядке гораздо быстрее, чем через суд. И самое главное – в случае неудовлетворения требования до суда, в суд с фитнеса взысщут в пользу Вас штраф за невыплату денег до суда.

Претензия направляется по юридическому адресу будущего ответчика – фитнеса. Возможно, что требование было не исполнено в добровольном порядке, потому что оно просто не дошло до руководства. Досудебная претензия, как правило, попадает в юр.отдел фитнеса. А юристы таких учреждений знают, какие огромные штрафы предусмотрены законом за нарушение прав потребителей.

В претензии более детально прописываются обстоятельства спора. Возможны ссылки на законы. Также, как и в требовании, указываются контакты потребителя, его банковские реквизиты. Важно четко сформулировать требование – возврат денег в определенной сумме в определенный срок.

Еще раз описываем весь набор негативных последствий в случае оставления претензии без удовлетворения – штрафы по КоАП, штраф 50 % по ЗПП, моральный вред.

В досудебной претензии уместно упомянуть о том, что судебные расходы, в том числе на оплату услуг юриста, взыскиваются с проигравшей стороны.

Исковое заявление

Последний этап – подать иск в суд на фитнес.

Наши специалисты неоднократно писали исковые заявления в мировые и районные суды, включая и иски о защите прав потребителей о том, как вернуть деньги за фитнес абонемент.

При подаче иска нужно учесть несколько особенностей потребительских исков:

а) госпошлина за подачу потребительского иска не уплачивается;

б) иск подается либо к мировому судье (сумма иска менее 100 тысяч), либо в районный суд. Иск подается в суд по месту (выбирает истец):

– по адресу фитнес-клуба либо адресу его филиала, где заключался договор;

– по месту жительства потребителя;

– по месту заключения договора с фитнесом.

в) соблюдение досудебного порядка не требуется, поэтому иск не оставят без рассмотрения, если не будет приложена претензия. Главное – приложить требование о возврате денег и доказательства его отправки в адрес фитнеса.

Ниже вы можете ознакомиться с нашим потребительским иском о том, как вернуть деньги за фитнес абонемент.

Напоминаем, что по вопросам защиты прав потребителей вы можете обратиться в нашу организацию. Подробнее об услуге читайте по ссылке.