Жалоба на электронный аукцион в УФАС – это эффективный способ отменить неконкурентные торги. Поэтому мы в своей практике все чаще сталкиваемся с запросом предпринимателей на подготовку жалоб в УФАС. О новом кейсе мы расскажем ниже.

В нашей предыдущей статье подробно описаны формальные аспекты жалобы в ФАС на аукцион: кто может быть заявителем, куда подавать жалобу на аукцион, сроки подачи, основания отмены аукциона и т.д.

В настоящей статье мы более подробно остановимся на основаниях, по которым отменяются аукционы.

У нас есть и видео на данную тематику:

Основания для административного обжалования электронного аукциона установлены ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, а сложившаяся судебная практика по этому вопросу отражена в Обзоре Верховного суда РФ от 16 мая 2018 (далее – Обзор).

Жалоба в ФАС на аукцион подается в шести случаях. Первые пять касаются формальных моментов и не часто встречаются на практике. Последний – шестой – случай касается соответствия аукциона конкурентному законодательству и поэтому включает широкий круг нарушений.

Нарушение № 1

Оператор ЭП нарушил правила Закона № 223-ФЗ. В отличие от заказчиков, операторы ЭП намного реже допускают подобные нарушения.


Нарушение № 2

Не размещены (размещены с нарушением сроков) документы, которые обязательно публикуются в ЕИС, в том числе:

– положение о закупке со всеми изменениями

– информация о закупке

– информация о заключенных договорах


Нарушение № 3

Требования к участникам не соответствуют документации о конкурентной закупке.

При этом, установлен приоритет положения о закупке над закупочной документацией.

Например, в ЕИС заказчик разместил Положение, в котором есть список требований к участникам аукционов и не предусмотрена возможность установления каких-либо дополнительных требований документацией о конкретной закупке. Так вот, если в этом случае документация о закупке все же содержит хотя бы одно дополнительное требование, то закупка по требованию заинтересованного лица признается недействительной (п. 21 Обзора).


Нарушение № 4

Заказчик осуществляет закупку без размещения в ЕИС положения о закупке (кроме случаев, когда это допустимо по Закону № 44-ФЗ).


Нарушение № 5

Заказчик не разместил в ЕИС отчет о годовом объеме закупки у МСП (в том числе размещение недостоверного отчета).


Нарушение № 6

Заказчик нарушил правила закупки, установленные Законом № 223-ФЗ и (или) разработанным заказчиком Положением о закупках.

Пример № 1. Признано нарушением частей 9 и 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ отсутствие в закупочной документации достаточных сведений об объекте закупок (п.1 Обзора).

Если закупка связана с выполнением строительно-монтажных работ, то обязательно должны быть указаны объем этих работ, их минимальная цена, необходимые лицензии, свидетельства и подобная разрешительная документация.

Если аукцион связан с капитальным строительством, то в составе закупочной документации обязательно публикуется проектная документация (п. 2 Обзора).

Пример № 2. Установление неизмеряемых критериев к участникам закупки противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223.

Сами по себе критерии «профессионализм» и «положительная деловая репутация» неизмеряемы. Но если документация содержит конкретизирующие требования к участникам (например, профессионализм означает опыт работы не менее 5 лет, а деловая репутация предполагается положительной, когда участник исполнил 10 договоров), то п. 4. ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ считается не нарушенным (п. 4 Обзора).

Пример № 3. Требования к участникам аукциона должны быть направлены не на ограничение числа лиц, которые могут принять участие в закупке, а на наиболее эффективное удовлетворение потребностей заказчика. Иное противоречит принципу равноправия участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В силу изложенного такой критерий, как финансовые показатели, расценивается в качестве законного, так как направлен на поиск платежеспособного контрагента.

А вот если устанавливается требование, что участником аукциона по закупке товара может быть только производитель этого товара, то ФАС признает такое требование незаконным. Ведь для исполнения контракта, неважно поставляет товар сам производитель или иной поставщик (п. 6 Обзора).

Запрет на привлечение субподрядчиков тоже не рассматривается как нарушение Закона № 223-ФЗ (п. 7 Обзора).

Зато в качестве ограничения равенства участников квалифицируется указание в закупочной документации конкретного товарного знака продукции. В результате такого указания к закупке, по факту, допускаются только производитель этой конкретной продукции или его покупатели (п. 10 Обзора).

Пример № 4. Установление невыполнимых требований для участников аукциона запрещено (п. 8 Обзора).

Пришло время рассказать о нашей недавней жалобе на документацию аукциона.

Заказчик разместил в ЕИС электронный аукцион на выполнение подрядных работ по замене котлов, ремонту запорной арматуры, ревизии насосного оборудования, газоходов дымоудаления и дымососов в одной из котельных Чукотки.

Максимальный срок выполнения работ – 31 марта 2021 г.

Для другого региона России ничего незаконного в этих условиях не было бы обнаружено. Но для Чукотского АО данные требования не выполнимы, поскольку:

– доставка котлов возможна только с материка морским транспортом, к 31 марта навигация не будет начата, следовательно, доставить котлы просто физически невозможно;

– установка котлов предполагает отключения тепла, что сделать в период до 31 марта просто невозможно, такие работы проводятся в теплое время.

В своей жалобе на электронный аукцион мы сослались на невыполнимость условий аукциона и попросили УФАС вынести предписание о необходимости устранения нарушений со стороны заказчика.

Если хотя бы одно из перечисленных нарушений подтвердится, то ФАС признает жалобу на документацию аукциона обоснованной.

Подать жалобу на электронный аукцион стоит в любом случае, если вы считаете, что заказчик находится в сговоре с каким-либо участником закупки и это препятствует вам стать победителем аукциона.

Жалоба в ФАС на аукцион позволит:

– пресечь заключение договоров по результатам торгов на время рассмотрения жалобы. Если договоры в нарушение этого запрета все-таки заключены организатором торгов, они являются ничтожными.

– внести изменения в закупочную документацию, либо отменить протоколы комиссий, либо даже аннулировать торги. Именно такое предписание выдает ФАС, когда признает жалобу на документацию аукциона обоснованной.

Однако стоит учитывать, что антимонопольный орган при изучении жалобы не выходит за пределы доводов, которые в ней изложены.

Чтобы учесть все нарушения, допущенные заказчиком при проведении аукциона, рекомендуем обратиться к нашим специалистам в области конкурентного законодательства.

Наши юристы оперативно подготовят и подадут жалобу в УФАС. Оперативность в вопросе обжалования документации аукциона играет ключевую роль. Лучше подать жалобу до подведения итогов аукциона – это приостановит процедуру определения победителя. Да и в целом, предельный срок подачи жалобы в УФАС ограничен всего лишь 10 днями с момента публикации итогов аукциона.