При заключении госконтракта подрядчики надеются на получение полной оплаты своих работ, ведь риск неплатежеспособности заказчика – государства (муниципалитета) отсутствует. Но на самом деле, не являются редкостью ситуации, когда не оплатили по госконтракту.

Заказать услугу можно по ссылке.

Здесь разберем три самые распространенные причины, почему не платят по госконтракту:

  1. госзаказчик не подписывает акты работ и не сообщает о конкретных основаниях для отказа от приемки;
  2. госзаказчик обнаружил недостатки в работе, поэтому отказывается от их приемки и оплаты;
  3. финансовый распорядитель не направил деньги на оплату работ.

Ситуация № 1 – не подписан акт приемки

Документальным основанием для оплаты работ является акт приемки, на котором должны стоять подписи и печати обеих сторон.

Но поскольку зачастую заказчики, в том числе госорганы, немотивированно отказываются от подписания акта работ, закон допускает составление подрядчиком одностороннего акта с отметкой о том, что заказчик отказался подписывать.

В силу п. 4 ст. 753 ГК РФ данный акт является доказательством выполнения работ надлежащим образом. Заказчик вправе потребовать признания такого акта недействительным, только если сможет доказать в суде, что причины отказа были обоснованными.

Таким образом, если заказчик не привел обоснованные мотивы, по которым он отказывается от приемки работ, суд удовлетворит требование подрядчика об оплате.

Ситуация № 2 – недостатки в работах

Закон обязывает подрядчика выполнять работы качественно, т.е. в соответствии с условиями контракта и не хуже обычно предъявляемых требований к такому виду работ. Подрядчик, являющийся предпринимателем (ИП или коммерческая организация), кроме того, должен учитывать требования нормативных актов к работе (СНИПы, ГОСТы).

Недостатки в выполненных работах дают возможность заказчику не платить за работы с дефектами. При этом, заказчик должен соблюдать процедуру выявления и фиксации недостатков. В противном случае, считается, что работы выполнены качественно.

Работы по госконтракту сдаются в сроки, указанные в этом контракте. Приемка работ осуществляется представителями обеих сторон – и заказчика, и подрядчика. Если недостатков не выявлено, подписывается двусторонний акт приемки.

Когда заказчик обнаружил дефекты, он должен сразу же заявить об этом подрядчику, а также отразить это в акте приемки.

Приемка – не право, а обязанность заказчика. Поэтому если заказчик принял работы без проверки, то впоследствии он лишается права заявлять о недостатках, которые он мог бы обнаружить при обычной приемке (п. 3 ст. 720 ГК РФ). Например, заказчик решил не выходить на объект и без замечаний подписал акт приемки. В будущем он не сможет отказываться от оплаты по причине очевидных недостатков, потому что сам не проявил необходимую осмотрительность.

Данное правило не работает в отношении скрытых недостатков – отступлений от условий контракта, которые не удалось бы выявить при обычном способе приемки. О них заказчик может заявлять и после приемки работ.

В спорных ситуациях, когда заказчик считает, что недостатки есть, а подрядчик полагает, что доводы заказчика – лишь зацепки, чтобы не платить, проводится экспертиза (по усмотрению сторон). Все затраты на экспертизу возлагаются на подрядчика. Но если экспертизой установлено отсутствие недостатков, то расходы, связанные с экспертизой, возлагаются на лицо, потребовавшее ее проведение (п. 5 ст. 720 ГК РФ).

Если обе стороны согласны с наличием недостатков или они подтверждены экспертизой, подрядчик по требованию заказчика должен либо за свой счет исправить дефекты в разумный срок, либо уменьшить цену, либо, если заказчик сам исправил недостатки, возместить ему расходы. Подрядчик вправе заново выполнить работу, если возместит убытки за ожидание заказчика.

То есть заказчик даже при обнаружении недостатков не может отказаться от оплаты. Исключение – только случаи, когда недостатки существенные или неустранимые, либо когда несущественные недостатки не устранены подрядчиком своевременно.

В целом, приемка проходит по описанной выше процедуре. В госконтракте могут содержаться отдельные детали указанной процедуры. Например, в госконтракте нашего доверителя на содержание автомобильной дороги было предусмотрено, что некачественно выполненные работы снимаются с оплаты.

По результатам проверки качества работ Заказчик составил акт о недостатках, согласно которому часть работ принята без замечаний, а другая часть имеет дефекты.

Как правило, обязанность заказчика оплатить выполненные работы возникает после их приемки при условии, что работы выполнены без недостатков и своевременно (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

В нашей ситуации внимательное изучение госконтракта позволило нам взыскать по госконтракту за ту часть работ, которая выполнена качественно. Это удалось сделать без обращения в суд. Мы подготовили уведомление и направили его в адрес заказчика. После этого, заказчик осознал, что у нас есть все шансы выиграть суд по госконтракту, и добровольно оплатил работы, которые выполнены качественно.

Но иногда суд по госконтракту неизбежен. Мы занимались такими делами и уже писали об этом в нашем блоге. Например, на нашем сайте вы сможете прочитать, как взыскать по госконтракту, когда предоставленных строительных материалов оказалось недостаточно, и именно этим вызваны недостатки в работах. Еще более подробная информация на этот счет доступна здесь. О том, чем в итоге закончилось судебное разбирательство по этому делу читайте по ссылке.

Ситуация № 3 – не заложен бюджет

Госконтракты заключаются с унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, выступающими на стороне заказчика. Нередко возникают ситуации недофинансирования этих государственных юридических лиц, в результате чего, они, действительно, не могут перечислить деньги в счет оплаты работ.

Наверное, в любом суде по госконтракту госучреждения ссылаются на причину недофинансирования.

Судебная практика по этому вопросу единообразна. Недофинансирование учреждения само по себе не означает, что заказчик может не платить до тех пор, пока в его распоряжение не придут денежные средства в необходимом размере (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21).


Итак, если не оплатили по госконтракту нужно понять, по какой причине заказчик нарушил свои обязательства.

Если заказчик не подписывает акт приемки, однако, не ссылается на какие-либо недостатки в работах, а подрядчик при этом соблюдал все требования контракта к процедуре вызова заказчика на приемку, то подрядчик вправе требовать оплаты своих работ на основании одностороннего акта.

Если, проверяя работы, заказчик нашел недостатки, которые впоследствии зафиксированы с согласия подрядчика в акте приемки работ, то подрядчик не может требовать оплаты, пока не устранит все выявленные минусы. Но условия муниципального контракта могут быть сформулированы так, что подрядчик в такой ситуации может рассчитывать на получение денег за ту часть работ, которая принята заказчиком. В случае спора между заказчиком и подрядчиком по поводу наличия/ отсутствие недостатков может быть назначена экспертиза.

Если не платят по госконтракту по причине недофинансирования учреждения, то требование подрядчика об оплате правомерно.


В заключение расскажем о том, как взыскать пени за то, что не оплатили по госконтракту.

В отличие от обычных договоров подряда госконтракты не могут предусматривать иную неустойку, которая закреплена в законе. В законе № 44-ФЗ закреплено, что если не оплатили по госконтракту, заказчик по требованию подрядчика выплачивает пеню. Пеня исчисляется за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки от не уплаченной в срок суммы (п. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Для того чтобы определить, какая ключевая ставка будет применяться в конкретном споре, нужно различать ситуации, когда заказчик заплатил добровольно и когда через суд. Если взыскать долг по оплате работ удалось лишь в суде, то берется ключевая ставка, принятая на момент вынесения решения судом первой инстанции (п. 38 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). Если же заказчик заплатил добровольно, то применяется ключевая ставка на момент фактической оплаты (специальное разъяснение содержится в Определении ВС РФ от 18.09.2019 по делу № А15-1198/2018).

Сейчас ЦБ утвердил ключевую ставку 4,25 %.

Для того, чтобы более подробно познакомиться с нашими услугами по представительству в спорах с госорганами по государственным и муниципальным контрактам, переходите по этой ссылке.