Одним из субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения является гарантирующая организация. Статус гарантирующей организации определяют органы местного самоуправления из числа снабжающих организаций.
Первостепенной задачей для таких организацией – это снабжение потребителей водой и оказание сопутствующих услуг по водоотведению из канализаций. При этом, качество услуг должно соответствовать техническим требованиям и нормативам эксплуатации.
Чтобы установить такой статус, необходимы в совокупности следующие условия: инвентаризация объектов системы и наличие проекта системы водопроводов. Для создания схемы проводится инвентаризация, также инвентаризация, в свою очередь, проводят по созданной схеме. Условия взаимосвязаны, поэтому при отсутствии одного из них, невозможно будет назначить гарантирующую организацию водоснабжения.
Законом «О водоснабжении и водоотведении» устанавливается понятие гарантирующей организации, а также, дополнительные обязанности для такой организации и критерии определения статуса. Статус гарантирующей организации обязывает обеспечить услугами всех абонентов, которые обратились в организацию, если их объекты присоединены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Определить гарантирующую организацию можно на основании выявления количества абонентов, присоединенных к водопроводным или же канализационным сетям гарантирующей организации. Постановление об определении гарантирующих организаций выносит администрация муниципального образования.
Для чего необходим статус гарантирующей организации? Получения данного статуса предполагает, что организация является основной в конкретном муниципальном образовании, которая предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению. Гарантирующая организация имеет преимущественное право заключать договоры с абонентами, соответственно, количество потребителей подавляющее большинство именно у такой организации.
Среди обязанностей для гарантирующей организации выделяются :
1) контроль качества воды во всех сетях;
2) обеспечение холодного водоснабжения для абонентов;
3) заключение договор с абонентами для оказания услуг;
4) осуществление контроля за работоспособностью сетей;
Помимо основных обязанностей, на компанию, которая выступает гарантом по обеспечению водного ресурса, накладываются и дополнительные обязанности:
1) уведомление абонентов о сроках проведения планового ремонта сетей, отключению водоснабжения;
2) реагирование и принятие необходимых мер по ликвидации последствий аварийных ситуаций;
3) поддерживать обратную связь на жалобы и обращения потребителей;
4) предоставление информации, запрашиваемой потребителем в рамках закона;
Как и все субъекты, гарантирующая организация наделяется определенными правами :
— ограничение и прекращение предоставления услуг в случае нарушений со стороны потребителей;
— взыскание пени за просрочку оплаты услуг;
— предотвращение самовольного использования услуг потребителями;
— осуществление контроля за достоверностью показателей приборов, предоставленных абонентами.
Постановление об определении гарантирующих организаций, вынесенное муниципальным органом, должно быть вынесено с соблюдением нормативно-правовых актов. Помимо ФЗ, порядок водоснабжения и водоотведения устанавливается Постановлением Правительства, также Постановлением утверждены формы типовых договоров.
В каких случаях осуществляют замену гарантирующей организации?
В случае, если количество абонентов уменьшилось у действующей гарантирующей организации, и при этом у иной компании количество абонентов значительно возросло, то данная организация и будет претендовать на статус гарантирующей.
Рассмотрим на нашем примере конкретные действия по данному вопросу.
1. Ситуация следующая: к нам обратился клиент, который имел статус гарантирующей организации в области водоотведения. Но случается так, что спустя три года данный статус переходит к муниципальному предприятию, о чем было вынесено соответствующее Постановление.
Суть проблемы заключается в том, что основания лишения статуса гарантирующей организации нашего клиента не соответствуют закону:
В соответствии с ФЗ в данной сфере деятельности «О водоснабжении и водоотведении», как уже было указано, статус гарантирующей организации присваивается той компании, к которой подключено большее число абонентов сетей.
2. Как проверить информацию о количестве подключений?
Запросить информацию возможно у администрации муниципального образования путем подачи письменного запроса: на основе каких данных принималось решение, чтобы определить гарантирующую организацию.
В нашей ситуации с клиентом, также был направлен запрос в Администрацию:
И на наш запрос был направлен следующий ответ:
Есть выгребные ямы и напорные сети водоотведения, они бесхозные.
В связи с этим Администрация взяла и передала их в хозяйственное ведение МУП «Айсберг», а т.к. МУП «Айсберг» единственная организация в районе с лицензией ЖКХ, то передали именно им.
Ответ администрации основывался на том, что сети водоотведения и напорные ямы достаточно долго оформлять в собственность. Поэтому, муниципальным органом не были произведены действия по оформлению. А гарантирующая организация также этого не сделала.
Исходя из ответа муниципального органа, не прослеживается взаимосвязи между требованиями для получения статуса гарантирующей организации, закрепленными в законе и теми требованиями, на которые ссылается администрация для того, чтобы определить гарантирующую организацию. Кроме этого, в ответе муниципальный орган ссылается на лицензию, что будет являться преимуществом, по мнению администрации, для получения статуса гарантирующей организации. Однако об обязательном требовании о наличии лицензии не сказано в законе.
Лишь одна норма содержится в законе и говорит о том, что организация, которая заключила договор аренды сроком более года и объекты данной организации являются централизованными системами водоснабжения, обязана получить лицензию для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.
В связи с этим у нас возникли вопросы:
1) Почему администрацией не было учтено основное требование — о количестве абонентов для гарантирующей организации?
2) В каком нормативном акте содержится информация о том, что наличие лицензии у гарантирующей организацией будет являться конкурентным преимуществом?
3) Как влияет форма собственности, если до 2018 года выгребные ямы и напорные сети водоотведения являлись бесхозными?
После получения ответа , который оказался столь противоречивым, наши юристы подали жалобу в ФАС на администрацию. Заявление было подано на постановление об определении гарантирующих организаций. Жалоба в ФАС на постановление основывается на нескольких фактах: отсутствие полномочий у администрации принимать решение, так как отсутствовали сведения о количестве абонентов, лицензия не является преимуществом при выборе гарантирующей организации.
Также, жалоба в ФАС на администрацию содержит такое основание, как нарушение принципа выборности кандидатов на конкурсной основе. Принятие Постановления отражает недобросовестную конкуренцию, так как администрация приняла решение без нормативных обоснований и пояснений.
Подобная жалоба в ФАС на постановление администрации Ханты-Мансийского округа была отражена в решении антимонопольной службы по делу 2017г. в заявлении ПАО «ЮНИПРО».
Относительно сроков на обжалование Постановления отметим, что срок обжалования в суде составляет – 3 месяца с момента, когда стало известно о вынесенном постановлении. Однако, в ряде случаев могут сложиться проблемы с пропуском срока. Чтобы срок не был признан судом пропущенным, можно попробовать сослаться на тот факт, что из-за нерабочих дней в период нестабильной эпидемиологической ситуации с коронавирусом – вам только стало известно о постановлении администрации.
Рассмотрев статус гарантирующей организации и порядок обжалования незаконно принятого постановления в адрес такой организации, можно заметить, что данные вопросы не столь легкие.
Именно поэтому, гарантирующие организации обращаются за помощью к юристам, имеющим опыт ведения подобных дел. Наши юристы помогут составить грамотную жалобу, а также окажут сопровождение в процедуре обжалования в соответствующих инстанциях.