В связи с введёнными правительством ограничениями на некоторые виды деятельности, а также приостановкой действия многих предприятий, участники договорных отношений не могут исполнить свои обязательства. Верховный суд России разъяснил, когда стоит определять коронавирус как форс мажор. Суд в своём обзоре по отдельным вопросом судебной практики за 21 апреля 2020 определил, что меры по предотвращению распространения нового инфекционного заболевания не являются универсальным обстоятельством непреодолимой силы (форс мажором). Контрагенты не могут исполнить свои обязательства по договору из-за введенных карантинных мер. В такой ситуации сторона договора должна обосновать форс-мажорное обстоятельство, чтобы не быть привлечённой к ответственности и не уплачивать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств.

Коронавирус — форс-мажор

Понятие форс-мажора регулируется Гражданским Кодексом. Под ним понимаются препятствующие надлежащему исполнению обязательств события, последствия которых невозможно.
Согласно пункту 8 статьи 401 ГК РФ признание обстоятельства непреодолимой силой возможно, если такое обстоятельство обладает следующими признаками:

  • Чрезвычайность;
  • Непредотвратимость;
  • Непреодолимость;
  • Причинно-следственная связь.

На основании этих признаков форс-мажорными обстоятельствами не могут быть признаны следующие обстоятельства: снижение курса валют, снижение прибыли предприятия, перевод работников на дистанционный формат работы, отсутствие денежных средств (исключение – отсутствие денежных средств вызвано ограничительными мерами).

Согласно разъяснению Верхового суда существование обстоятельства непреодолимой силы должно быть признано с учётом обстоятельств конкретного дела, обязательства по которому не могут быть исполнены. Должна быть прямая причинно-следственная связь между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором из-за эпидемии.

Следует отметить, что нельзя расценивать само распространение коронавируса как форс мажор. В соответствии с 401 статьёй ГК форс-мажорные обстоятельства возникают на основании непреодолимых обстоятельств — карантинных мер, введённых государственными органами. Например, закрытие границ, приостановка деятельности некоторых предприятий, запрет массовых мероприятий. Такой же позиции придерживается и торгово-промышленная палата России. В своём разъяснении от 26 марта 2020 ТПП не считает сам коронавирус форс-мажорным обстоятельством, однако нормативные правовые акты государственных органов, непосредственно оказывающие влияние на исполнение конкретных обязательств по договору, являются обстоятельством непреодолимой силы.

Неисполнение обязательств по внутренним договорам

В Российской Федерации введены ограничения, которые не позволяют исполнить обязательства по внутренним договорам. В некоторых регионах нынешняя ситуация была признана обстоятельством непреодолимой силы на основании органов государственной власти регионов. Однако это не означает, что в регионах, где не был признан форс-мажор, нельзя воспользоваться обстоятельствам непреодолимой силы, стоит учитывать ограничения и федеральных властей.

Если по внутреннему договору невозможно исполнить обязательства в связи с введенными ограничениями, следует воспользоваться обстоятельствами непреодолимой силы.

Использование коронавируса как форс-мажора позволит:

  • Снизить риск обращения контрагента в суд;
  • Не быть привлеченным к ответственности за нарушение условий договора и освободиться от уплаты неустойки по договору;
  • Перенести исполнение обязательств на другой срок;
  • Не дать контрагенту права расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Если стало ясно, что пандемия не позволяет исполнить обязательства, нужно признать форс-мажорные обстоятельства для своего договора. Обстоятельства непреодолимой силы не наступают автоматически. Чтобы это сделать, необходимо:

  • Сначала следует изучить условия договора. Возможно, там есть правила о форс-мажорных обстоятельствах, порядок действий и сроки по изменению условий договора в случае возникновения форс мажора. Если в договоре такого нет, то это не исключает возможность использовать коронавирус как форс-мажор;
  • Далее необходимо направить контрагенту уведомление о форс-мажоре в связи с коронавирусом. Сделать это нужно незамедлительно, иначе действия должника могут быть расценены судом как недобросовестные и послужить отказов в невзыскании неустойки в суде. Согласно постановлению Пленума Верховного суда от 24.03.2016, если вовремя не уведомить контрагента о форс-мажоре, то должник будет возмещать убытки за время, в течение которого он не уведомлял другую сторону договора. Уведомление о форс-мажоре по коронавирусу нужно посылать заказным письмом с описью вложения;
  • Направление уведомления о форс-мажоре по коронавирусу ещё не означает освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Чтобы усилить свою позицию, следует получить заключение ТПП о признании коронавируса как форс-мажора для своего договора. По внутренним сделкам следует обращаться в Торгово-промышленную палату своего региона. С 26 марта ТПП осуществляет выдачу заключений о форс-мажоре бесплатно. Следует учесть разъяснения ТПП города Москвы от 17 апреля 2020, в котором обращено внимание предпринимателей на правильное указание форс-мажорных обстоятельств в своём заявлении. Около 90 % от всех заявлений содержали неправильную формулировку обстоятельств непреодолимой силы. Анализ форс-мажора по коронавирусу следует поручить юристу;
  • Если в досудебном порядке не удалось урегулировать спор с контрагентом, то он обратиться в суд. Признать коронавирус как форс-мажор уполномочен суд. Направленное уведомление о форс-мажоре и заключение Торгово-промышленной палаты будут иметь значение для судебного разбирательства.

В пример рассмотрим судебную практику арбитражных судов. 2 апреля 2020 года Арбитражный суд Красноярского края по делу № А33-159/2019 признал ограничительные меры по распространению инфекции форс-мажорным обстоятельством и освободил от обязанности ПАО проводить собрания кредиторов до снятия ограничительных мер.

Отметим, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 наступление форс-мажора из-за коронавируса не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как государство снимет ограничительные меры.

Существенную помощь при разбирательстве в арбитражных судах окажет юрист. Наша компания предоставляет услуги по арбитражным и третейским разбирательствам. Мы имеем немалый опыт в таких делах.

Неисполнение обязательств по внешним контрактам

По внешнеторговым контрактам с форс-мажором из-за коронавируса дело обстоит иначе. В соответствии с законом о Торгово-промышленной палате России выдача сертификатов об обстоятельствах непреодолимой силы из-за коронавируса по внешнеторговым контрактам отнесено к исключительной компетенции ТПП. Выдача сертификата так же происходит бесплатно.

Например, обязательства по заключенному контракту с Китаем не могут быть исполнены российской стороной из-за ограничения пересечения государственной границы Китая в связи с коронавирусом. Должнику следует получить сертификат об форс-мажоре по контракту с Китаем в уполномоченном органе своей страны. В случае с Россией, это будет Торгово-промышленная палата. В последующем, если досудебное соглашение по контракту с Китаем не будет достигнуто, этот сертификат будет принят во внимание международным арбитражем или третейским судом. Наша юридическая компания уже много лет оказывает услуги по правовой помощи в международном арбитраже.

Чем поможет юрист?

В данной ситуации помощь квалифицированного юриста необходима. Проведёт анализ условий договора и принятых государством ограничительных мер из-за коронавируса. Юрист определит обстоятельства непреодолимой силы с учётом правовых позиций высших судов. Кроме того, окажет помощь в процессе судебного разбирательства в национальных арбитражных судах и в международном арбитраже. Наша компания оказывает такие услуги.