Как часто среди бесконечной чреды рабочих будней Вы мечтаете о том, как отправитесь в законный отпуск? Отдохнуть от суеты, набраться сил, укрепить свое здоровье. Но порой бывает так, что по возвращению вместо благодарности Вы вынуждены подавать в суд на туроператора. Какие действия предпринимать в подобной ситуации, как составить иск туроператору, вернуть стоимость путевки и получить предусмотренные законом компенсации: обо всем этом мы расскажем в нашей новой статье.

Забегая вперед, сразу озвучим сколько будет стоить такая юридическая процедура — 45 000 руб.
Срок- 2 месяца.

В современных условиях каждый человек имеет возможность организовать себе отдых. Санатории с лечебными процедурами, курорты различных мастей, находящиеся, как внутри страны, так и за ее пределами. Все зависит от того, каким уровнем средств он располагает. Однако, если же Вы не горите желанием самостоятельно что-либо покупать или бронировать, заниматься оформлением необходимых бумаг, к Вашим услугам обширнейшая сеть туристических организации. Организация вашего отдыха их работа. И, как и любая работа или деятельность, она может выполняться либо хорошо, либо плохо.

Основой правовой регламентации выступает Закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Для более детального понимания сути вопроса приведем немного терминологии. Согласно закону существует два вида рассматриваемой деятельности: турагентская и туроператорская. Провести какое-либо четкое разграничение между ними в рамках закона достаточно сложно и поэтому просто примите во внимание, что туроператор самостоятельно формирует путевки и занимается, так сказать, их наполнением, а турагентство является посредником, распространяющим туры, сформированные туроператором. Это положение имеет принципиальное значение при подаче иска с целью вернуть стоимость путевки: надлежащим ответчиком по заявлению будет выступать именно туроператор, так как агентство есть посредник и при распространении уже сформированного туристического продукта получает исключительно проценты со сделки. Наиболее часто это означает, что между этими субъектами заключен агентский договор. Основная часть ваших средств будет переведена туроператору и именно поэтому, в случае, если ваш отдых был непоправимо испорчен, возврат стоимости тура и прочие компенсационные выплаты осуществляется посредством обращения в суд на туроператора.

Теперь же кратко также рассмотрим, что представляет собой туристский продукт. Если своими словами и без ненужных сложностей, которые так любит законодатель, формируя тот или иной термин в законе, туристский продукт есть взаимосвязанный комплекс услуг, в который как раз и входят услуги по бронированию тура, перевозке, размещению, питанию и так далее. Сюда также можно отнести представление различных товаров (сувениры, к примеру) или же снаряжения (зависит от того, на что конкретно рассчитан тур и что прописано в договоре). Все это приводит нас к еще одному исключительно важному моменту: предоставляемые туристские услуги или товары должны быть надлежащего качества. А если они таковыми не являются, то помимо уже обозначенного Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» устанавливающего ответственность туроператора и турагента за подобное, в полной мере применению подлежит и Закон «О защите прав потребителя» (далее — ЗПП). Это именно та нормативная база, которой Вы должны руководствоваться, когда подаете иск к туроператору. В установленных указанными актами рамках, вы не только приобретаете возможность осуществить возврат стоимости тура, но также получить компенсацию морального вреда. В вашу пользу также могут быть выплачены и иные штрафы (с достаточно внушительной суммой) в рамках защиты прав потребителя. О них мы скажем несколько позднее.

Закончив с теоретической частью, по уже сложившейся системе перейдем к практике. Испортить отдых может что угодно: не предоставленный трансфер до отеля, размещение совершенно в другом отеле, нежели тот, который был обозначен в договоре, антисанитария и многое другое. Некачественная услуга может повлечь дополнительные расходы для Вас (опять же пример с трансфером до отеля или аэропорта). В свете последних событий, происходящих в мире, особый ужас представляют случаи, когда в месте, где Вы отдыхаете, начинает бушевать эпидемия опасного заболевания. Все это далеко не полный перечень ситуации, наличие которых представляется оправданным поводом для обращения в суд на туроператора.

Итак, в первую очередь необходимо обратить внимание на заключенный между Вами и организацией, предоставляющей туристический продукт, договор. Исходя из его положений, определяем надлежащего Ответчика. Так, заключая договор с турагентом «А», в договоре может присутствовать пункт, согласно которому, роль турагента сводится исключительно к оказанию содействия в подборе туристического продукта, а вот все услуги по его реализации уже оказываются непосредственно туроператором «Б». Наличие подобной формулировки существенно облегчает процесс поиска и означает, что подается иск к туроператору.

Следующим шагом станет обязательная попытка урегулирования спора в досудебном порядке. В рамках этого составлению подлежит претензия к туроператору. Соблюдение указанной формальности обязательно и регламентируется законодательством РФ. Претензия к туроператору составляется в произвольной форме, в ней Вы подробно указываете, какие услуги были ненадлежащего качества, в чем выразилось нарушение ваших прав, каков нанесенный Вам вред или размер понесенных убытков. После описания всех, по вашему мнению, существенных обстоятельств возникшей ситуации, Вы предлагаете стороне в добровольном порядке осуществить возмещение всего понесенного Вами ущерба. Затем, в зависимости от полученного ответа, принимаем дальнейшие решения: радуемся добровольно удовлетворенным требованиям или же идем в суд. Небольшой спойлер: в большинстве своем развитие получает именно второй вариант. Хотя стоит отметить, что многое зависит от уровня составленной претензии. О случаях, когда грамотно составленная претензия помогла избежать длительной судебной тяжбы, читайте здесь. В ответах на претензию, туристические фирмы проявляют себя по-разному: некоторые составляют качественный ответ, снабженный ссылками на нормативные акты, а некоторые не утруждают себя подобным и просто предлагают компенсировать нанесенный ущерб. Проблема заключается в том, что такие компенсационные выплаты обычно просто смехотворны. Как бы то ни было, вот два примера:

Итак, если претензия к туроператору не возымела нужного эффекта, необходимо подготовить исковое заявление. Каких-либо особенностей в указанном плане нет, исковое заявление составляется по общим правилам, установленным статьями 131-135 ГПК РФ. При подготовке иска уделите особое внимание некачественно оказанной услуге и наглядно продемонстрируйте причинно-следственную связь между услугой и наступившими для Вас негативными последствиями. Обязательны ссылки на положения Договора и представленные нами НПА. Необходимо продемонстрировать суду не только факт нарушения ваших прав, но и то, какой вред Вам это нанесло: экономический, физический, моральный. Исковые требования необходимо подкрепить соответствующей доказательственной базой.

Помимо договора о реализации туристского продукта, копии направленной туроператору претензии (и ответа на нее, если таковой был), приложению также подлежат любые документы, подтверждающие, к примеру, дополнительные расходы (чеки, квитанции). В случаях, когда на отдыхе Вы заболели и можете аргументировать, что это произошло по вине туроператора (опять же антисанитария в отеле или уже происходящая в нем эпидемия, о которой Вас не предупредили) приложите медицинские справки, квитанции об оплате медицинских услуг или о покупке лекарств. В некоторых случаях, Вы также можете приложить фотографии, который наглядно продемонстрируют влияние болезни на организм (при поражениях кожных покровов, к примеру). Словом, к представлению и сбору доказательств в данном случае необходимо подходить с особой тщательностью. Более наглядно оценить возможный проект искового заявления по указанной тематике Вы сможете во вложениях к настоящей статье.

Пару слов о заявляемых в иске требованиях. Завершая исковое заявление, Вы указываете, что бы Вы хотели взыскать с Ответчика. Конечно же, все зависит от конкретной ситуации. Вы можете потребовать компенсации стоимости всего тура, компенсации морального вреда, компенсации физического вреда здоровью и так далее. Помимо этого, судебной практикой по делам в рамках ЗПП установлено, что если Ответчик отказался в добровольном порядке в течение 10 дней произвести компенсацию (вспоминаем о направлении претензии), то в случае проигрыша в суде, он также будет обязан выплатить штраф в размере 50% присужденной суммы. Данное требование удовлетворяется судом вне зависимости от того, было ли оно заявлено в иске или нет.

Существует также ряд нюансов, которые стоит иметь ввиду. Стоит иметь в виду, что направляя исковое заявление в рамках защиты прав потребителя, Истец волен подать иск в суд, либо по месту собственного жительства или пребывания, либо в суд по месту заключения или исполнения договора или же по месту нахождения организации Ответчика. За подачу искового заявления по закону о ЗПП не предусматривается уплата госпошлины.

Как итог  можно сказать, что не нужно бояться защищать свои права. Испорченный отпуск и полученные негативные впечатления от действий или же наоборот бездействия туроператора, не только предоставляют Вам возможность оставить негативные отзывы в сети «Интернет», но и получить соответствующие компенсации.