Основной посыл настоящей статьи заключается в том, что удалить отзывы с Яндекс Карт так же реально, как и с любого другого информационного интернет-сайта.
Яндекс Карты и Яндекс Маркет – это интернет-продукты, разработчики которых, помимо прочих удобных функций, предлагают интернет-пользователям оставлять отзывы о товарах, деятельности организаций и т.д. Пожалуй, не нуждается в дополнительном разъяснении тезис о том, что возможность граждан воспользоваться указанным функционалом «играет на руку» представителям бизнеса далеко не всегда.
Наш Телеграм-чат, где юристы бесплатно отвечают на вопросы, связанные с удалением нежелательной информации из Интернета (отзывов, видео, персональных данных и т.д.) — https://t.me/udalit_iz_seti
При написании аналогичных статей мы уже не раз подчеркивали, что рассмотрение подобных тем вовсе не преследует своей целью поощрить какую-то недобросовестность в виде возможности удалить негативные отзывы с Яндекса просто так, без всяких на то оснований.
Требование удалить отзывы с Яндекс Карт/удалить отзывы с Яндекс Маркета всегда должно основываться на нормах гражданского законодательства РФ, посвященных защите чести, достоинства и деловой репутации. Так, положения ГК РФ предусматривают возможность обязать владельца интернет-сайта удалить отзывы, которые состоят из информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию.
Формулировка «порочит честь, достоинство и деловую репутацию» носит оценочный характер. То есть может сложиться ситуация, при которой Ваши представления о том, что сведения соответствуют критерию «порочащих», не совпадут с оценкой суда. Практика по разрешению данного рода вопросов является довольно противоречивой, однако определенные тенденции проследить можно. Приведем ниже примеры.
- «Это самый ужасный ремонт в мире! Испортили мне новый смартфон… Ничего не умеют, только все сломали! Мошенники!»;
- «По моему мнению, сотрудники данного сервисного центра абсолютно некомпетентны в вопросах ремонта смартфонов. Мне кажется, что диагностика моего смартфона была изначально проведена неправильно, вследствие чего смартфон был отремонтирован некачественно».
Оба указанных выше отзыва несут в себе негативную оценку деятельности сервисного центра, однако один отзыв абсолютно точно можно признать порочащим деловую репутацию сервисного центра, а другой – нет.
Если Вы, руководствуясь одной лишь интуицией, решили, что первый отзыв, в отличие от второго, порочит деловую репутацию, то Вы совершенно правы, но радоваться рано. Для того чтобы требование удалить отзывы с Яндекс Карт/удалить отзывы с Яндекс Маркета было удовлетворено, одних интуитивных ощущений своей правоты явно недостаточно.
Проанализируем с позиций права и складывающейся судебной практики оба отзыва.
Первый отзыв содержит одни лишь утвердительные суждения о том, что сервисный центр нарушил нормы законодательства. Более того, использование слова «мошенники», вероятнее всего, будет истолковано судом как обвинение сотрудников сервисного центра в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ. По крайней мере, соответствующая судебная практика на сегодняшний день существует.
Второй отзыв можно признать субъективной оценкой человека, который его формулировал. В частности, использование словосочетаний «по моему мнению», «мне кажется» подчеркивает субъективизм позиции автора. Он ничего не утверждает – он лишь говорит о своем сложившемся впечатлении относительно работы сервисного центра.
Несмотря на то что первый отзыв содержит обвинения в совершении уголовно наказуемого деяния, его автор все же может «спасти» его от удаления, предоставив доказательства, который подтверждают, что все включенные в отзыв сведения носят достоверный характер. К примеру, у него на руках имеется приговор суда, в котором был установлен факт совершения сотрудниками сервисного центра мошенничества.
Таким образом, мы можем заключить, что удалить негативные отзывы с Яндекса можно, если эти отзывы: 1) являются «порочащими»; 2) информация, изложенная в них, отвечает критерию недостоверности (иначе говоря, не имеет никаких документальных подтверждений).
Приведенные выше советы лишь частично отвечают на вопрос о том, как удалить отзывы с Яндекса. В частности, еще одной важной ступенью познания в этой теме является правильная последовательность действий по предъявлению требований удалить отзывы с Яндекс Карт/удалить отзывы с Яндекс Маркета.
Сначала составляем и направляем претензию Яндекс Картам/Яндекс Маркету. Если Вы минуете данный этап, то суд Вас все равно принудит это сделать, возвратив Вам исковое заявление.
Допустим, Вы отправили претензию, но ее не удовлетворили либо проигнорировали. Приходить в уныние не стоит, поскольку на практике случаи удовлетворения подобных претензий носят единичный характер. После этого нужно обращаться в суд с исковым заявлением. Так как удалить отзывы с Яндекса можно только в рамках применения норм ГК РФ, в исковом заявлении нужно пояснить, почему соответствующий отзыв Вы относите к группе «порочащих» и недостоверных.
В случае удовлетворения исковых требований дождитесь вступления в законную силу судебного решения и направляйте его копию для исполнения в Роскомнадзор.
Итак, выше мы попытались ответить на вопрос о том, как удалить отзывы с Яндекса. Если наши советы не придали Вам уверенности в достижении положительного результата по этой категории споров – обращайтесь к нам за помощью. Мы в нем уверены абсолютно!