YouTube на данный момент – это самый крупный по представляемому контенту видеохостинг не только в России, но и во всем мире, и зачастую пользователям становится необходимым подать в суд на YouTube. В этой статье мы разбираемся, что может стать поводом для подачи иска к Ютуб, в какой суд подавать такой иск, а также как выиграть такое дело и заставить Ютуб удалить видео, которое нарушило Ваши права.

Каждый день снимаются и загружаются на YouTube тысячи роликов на самые разнообразные темы: от медицины до моды, реалити-шоу и сериалы, видео о чьей-то жизни и мнения людей на те или иные проблемы. Весьма популярны видео-обзоры на качество каких-либо товаров или услуг – перед тем, как приобрести вещь (особенно дорогостоящую) или сходить куда-нибудь, нам всем свойственен интерес к мнению других людей, и поэтому каждый из таких роликов набирает тысячи и миллионы просмотров на YouTube. Естественно, если в видео будет содержаться недостоверная информация, репутационный ущерб для компании, чьи продукция или услуги были опорочены, неизбежен. Например, очередной видео-блоггер, приобретший Ваш товар, выгружает в Ютуб видео, где он рассказывает о том, что его обманула Ваша компания, Ваш товар не стоит покупать, ибо это «развод» на деньги, товар бракованный, и вообще Вы и Ваша компания – мошенники, выжимающие из людей деньги. Такое встречается, согласно нашему опыту, сплошь и рядом, причем не факт, что такой «ютубер» сделал это злонамеренно, скорее, для того, чтобы поднять себе просмотры, но от этого, конечно же, его действия не становятся законными. Более того, они нарушают Ваши права и приносят немалый ущерб в виде потери клиентов. В таких случаях неизбежен спор с Ютубом, так как автор видео вряд ли согласится добровольно что-то удалять, но и Ютуб делать это не спешит. В любом случае до подачи в суд на YouTube Вашими первыми шагами будут:

— направление письма автору канала с требованием об удалении видео, на котором размещены сведения, порочащие Ваши честь, достоинство или деловую репутацию (у некоторых ютуберов информация об обратной связи находится в разделе «О канале», если никакой прямой возможности связаться с автором нет – напишите требование об удалении видео и причин, по которым оно должно быть удалено, к комментарию к видео);

— направление обращения в техническую поддержку YouTube (в меню Вашего аккаунта есть последний пункт «справка/отзыв» со значком вопроса, одним кликом мышки Вы попадете в форму обратной связи с Ютуб, наиболее подробно опишите свои доводы и требования).

Между прочим, YouTube сам указал в своих правилах на перечень тех случаев, когда их администрация принимает решение об удалении видео, и в их числе распространение недостоверных сведений, которые порочат честь и достоинство конкретного человека или репутацию компании, продавшей товар / оказавшей услугу. Однако, повторимся, что в большинстве случаев Ютуб не хочет удалять видео, требуя предоставить соответствующее решение суда.

Для начала поговорим о специфической терминологии, которую необходимо освоить перед тем, как подавать в суд на YouTube. В Вашем смартфоне или планшете Ютуб будет представлять из себя приложение или сайт «youtube.com» в сети «Интернет». Однако фактически, как мы уже говорили, YouTube представляет из себя видеохостинг, на юридическом языке – это информационный посредник, который предоставляет авторам услугу по размещению материала на своих серверах, а также технически позволяет обеспечить любым пользователям Интернета получить доступ к этому размещенному материалу для просмотра. Информационный материал на YouTube – это видео-ролики, которые могут быть выложены любым зарегистрированным пользователем YouTube с IP-адреса в персональном разделе, который называется каналом. Человек, выложивший видео (если он занимается этим на постоянной основе, то его еще называют видео-блоггером), признается законодателем автором видео-материала (обобщенно иногда говорят «контент» – информационное содержимое размещенного материала), размещенного в публичном доступе. Таким образом, Ютуб – это связующее лицо между создателем видео-контента и каждым пользователем, который желает этот контент увидеть.

Согласно закону, информационные посредники не несут ответственности за содержание размещенного материала, так как они обеспечивают сугубо технические условия для просмотра выкладываемых видео. Это довольно логично, ведь представляется невозможным установить в каждом размещенном видео, что оно может нарушать чьи-то права и порочить репутацию. Вот почему YouTube не удаляет видео без соответствующего решения суда. Таким образом, ответчиками по делу об удалении видео-материала в иске к YouTube будут являться:

— Автор видео-материала;

— Компания «YouTube LLC».

Если ответчик-автор видеоматериала Вам известен, и выяснено его место проживания – иск к Ютуб подается в районный суд по месту его проживания. Однако, чаще всего, автор остается анонимным, найти его крайне сложно, ведь все, что о нем известно – это IP-адрес и определенный неофициальный «никнейм», и тогда в суд на Ютуб подаем по месту нахождения их официального представительства в г. Москве – соответственно в Арбитражный суд г. Москвы.

Чтобы правильно составить иск к Ютуб необходимо понять, какая информация может быть признана судом недостоверной и порочащей сложившееся мнение о Вас. Причем бремя доказывания обратного – того, что отснятый им материал соответствует действительности, будет лежать на ответчике – авторе видео. Недостоверные сведения – это любого рода информация, выраженная в видео-ролике (картинки, фотографии, составляющие видеоряд, текст на фоне, закадровый голос, рассказывающий сведения о компании, либо непосредственно видео-отзыв и т. д.), которая не соответствует реальной действительности, того, о чем говорят, не могло быть и не было в действительности в тот момент, о котором утверждается в ролике. Порочащие сведения, представленные в видео, не только не соответствуют реальности, но и существенно умаляют Ваши честь и достоинство, деловую репутацию Вашей компании, как производителя определенных товаров или услуг: это утверждения автора ролика о том, что с Вашей стороны было совершено нарушение законодательства (часто прибегают к формулировкам «воры», «мошенники» в целях усиления эффекта перед зрителями), проявлена недобросовестность («кинули», «развели»), нечестность («обманули»), неэтичность, совершение иных неправильных поступков в отношении покупателей, клиентов.

Приведем несколько примеров подобных сведений, когда подавали в суд на YouTube (все обозначения, позволяющие идентифицировать участников дела, заменены). В обоих случаях суд вынес решение в пользу заявителей, признав сведения порочащими и недостоверными.

Дело № 1. 15.01.2017 года заявитель обнаружил на сайте http://youtube.com несколько видео анонимного пользователя Ютуб, которые содержали ряд негативных фактов о его компании «Naturales.Co.», в том числе видеоролики имели следующие названия: «Naturales.Co.» не получили лицензию от ЦБ!», «директор «Naturales.Co.» подделал лицензию: смотреть всем, что творится на кухнях «Naturales.Co.», «лжецы «Naturales.Co.» и их поддельная лицензия», «Большая афера «Naturales.Co.: мошенники процветают».

В том числе в одном из видео измененным специальной программой голосом утверждалось, что компания «Naturales.Co.» была создана только для того, чтобы забрать денежные средства своих клиентов и объявить банкротство. Более того, были распространены сведения о том, что «Naturales.Co.» — это якобы российский двойник компании под брендом «Naturales.Ltd.», которая подобным образом уже обманула граждан Франции. Говорилось о получении лицензии от Центробанка России мошенническим путем на осуществление своей деятельности.

 

Дело № 2. Заявителю знакомый прислал несколько видео, размещенное на YouTube, с дискредитирующими сведениями о деятельности его компании «ПаркусРус». Заголовки видеороликов были следующими: «История «ПаркусРус»: все об экологической катастрофе года», «Хотим, чтобы «ПаркусРус» перестало отравлять наш воздух», «Подкуп уральского ревизора». Последнее видео было отснято и смонтировано в виде карикатурной пьесы со сценарием о том, как представитель компании в форменной футболке с надписью «ПаркусРус» дает взятку инспектору Роспотребнадзора соответствующего субъекта РФ. Подали в суд на Ютуб.

Требования, которые прописываются в иске к Ютуб должны быть следующими:

1) признание сведений, содержащихся в видеоролике (указываете конкретную интернет-ссылку на размещенный ролик), порочащими и не соответствующими действительности;

2) обязание видеохостинга YouTube удалить видеоролик, содержащий порочащие и не соответствующие действительности сведения;

3) также при необходимости возложение обязанности на ответчика выложить видео на своем канале с опровержением недостоверных сведений с указанием срока его сохранения.

Есть возможность сделать немного проще – заявляется только первое требование, которое будет рассмотрено судом в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (рассмотрение будет произведено в арбитражном суде / районном суде по месту Вашего жительства, в заявлении указываетесь не как «истец», а как «заявитель», в качестве заинтересованных лиц обычно привлекаются автор видео, а также Роскомнадзор). А затем положительное решение суда о признании сведений недействительными направляется Ютуб с требованием удалить видео на основании установленного в судебном порядке факта.

Но вариант, который предлагаем мы – обратиться именно в порядке искового производства и обязать через суд Ютуб удалить видеролик намного надежнее, и далее решение суда исполняется уже через судебных приставов-исполнителей.

Хотим также объяснить Вам возможности доказывания в споре с Ютубом. Если честно, согласно нашей практике суды не особенно желают самостоятельно лезть в Интернет и смотреть то видео, на которое Вы ссылаетесь. Скачать видео из Ютуб и принести на флэшке может не получиться, так как есть определенные ограничения. Вы столкнетесь с этими трудностями сразу же, как только начнете пытаться собрать доказательственную базу для иска, а YouTube не удаляет видео. Поэтому факт распространения сведений и содержание видеоролика Вам поможет зарегистрировать нотариус. Он составляет протокол осмотра интернет-страниц, где выложены соответствующие видеозаписи. Более того, в требуйте, чтобы в протоколе содержались сведения  о том, сколько просмотров набрало на Ютуб видео с порочащими Вас сведениями. Прикладывайте также распечатки с сайта, сделайте скриншоты на основных моментах видеозаписи.

Более того, в описанном нами деле о «Naturales.Co.» и споре с Ютубом был привлечен специалист, составивший заключение с лингвистическим исследованием видеороликов, которое охарактеризовало распространенные сведения оскорбительными, порочащими деловую репутацию компании, а характер использованных в видеосюжете фраз не позволяет говорить о них как о субъективном оценочном мнении лица – автора сюжета.

Таким образом, мы представили Вам наиболее полную инструкцию того, как действовать, если Ютуб не хочет удалять видео с порочащими Вас и недостоверными сведениями. Вы можете следовать этой инструкции и подавать иск к Ютуб. Однако, все же рекомендуем Вам обратиться за помощью к нам как квалифицированным специалистам с большим опытом рассмотрения подобной категории дел.