Основной посыл настоящей статьи заключается в том, что удалить отзывы с Яндекс Карт так же реально, как и с любого другого информационного интернет-сайта.

Яндекс Карты и Яндекс Маркет – это интернет-продукты, разработчики которых, помимо прочих удобных функций, предлагают интернет-пользователям оставлять отзывы о товарах, деятельности организаций и т.д. Пожалуй, не нуждается в дополнительном разъяснении тезис о том, что возможность граждан воспользоваться указанным функционалом «играет на руку» представителям бизнеса далеко не всегда.

При написании аналогичных статей мы уже не раз подчеркивали, что рассмотрение подобных тем вовсе не преследует своей целью поощрить какую-то недобросовестность в виде возможности удалить негативные отзывы с Яндекса просто так, без всяких на то оснований.

Требование удалить отзывы с Яндекс Карт/удалить отзывы с Яндекс Маркета всегда должно основываться на нормах гражданского законодательства РФ, посвященных защите чести, достоинства и деловой репутации. Так, положения ГК РФ предусматривают возможность обязать владельца интернет-сайта удалить отзывы, которые состоят из информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию.

Формулировка «порочит честь, достоинство и деловую репутацию» носит оценочный характер. То есть может сложиться ситуация, при которой Ваши представления о том, что сведения соответствуют критерию «порочащих», не совпадут с оценкой суда. Практика по разрешению данного рода вопросов является довольно противоречивой, однако определенные тенденции проследить можно. Приведем ниже примеры.

  • «Это самый ужасный ремонт в мире! Испортили мне новый смартфон… Ничего не умеют, только все сломали! Мошенники!»;
  • «По моему мнению, сотрудники данного сервисного центра абсолютно некомпетентны в вопросах ремонта смартфонов. Мне кажется, что диагностика моего смартфона была изначально проведена неправильно, вследствие чего смартфон был отремонтирован некачественно».

Оба указанных выше отзыва несут в себе негативную оценку деятельности сервисного центра, однако один отзыв абсолютно точно можно признать порочащим деловую репутацию сервисного центра, а другой – нет.

Если Вы, руководствуясь одной лишь интуицией, решили, что первый отзыв, в отличие от второго, порочит деловую репутацию, то Вы совершенно правы, но радоваться рано. Для того чтобы требование удалить отзывы с Яндекс Карт/удалить отзывы с Яндекс Маркета было удовлетворено, одних интуитивных ощущений своей правоты явно недостаточно.

Проанализируем с позиций права и складывающейся судебной практики оба отзыва.

Первый отзыв содержит одни лишь утвердительные суждения о том, что сервисный центр нарушил нормы законодательства. Более того, использование слова «мошенники», вероятнее всего, будет истолковано судом как обвинение сотрудников сервисного центра в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ. По крайней мере, соответствующая судебная практика на сегодняшний день существует.

Второй отзыв можно признать субъективной оценкой человека, который его формулировал. В частности, использование словосочетаний «по моему мнению», «мне кажется» подчеркивает субъективизм позиции автора. Он ничего не утверждает – он лишь говорит о своем сложившемся впечатлении относительно работы сервисного центра.

Несмотря на то что первый отзыв содержит обвинения в совершении уголовно наказуемого деяния, его автор все же может «спасти» его от удаления, предоставив доказательства, который подтверждают, что все включенные в отзыв сведения носят достоверный характер. К примеру, у него на руках имеется приговор суда, в котором был установлен факт совершения сотрудниками сервисного центра мошенничества.

Таким образом, мы можем заключить, что удалить негативные отзывы с Яндекса можно, если эти отзывы: 1) являются «порочащими»; 2) информация, изложенная в них, отвечает критерию недостоверности (иначе говоря, не имеет никаких документальных подтверждений).

Приведенные выше советы лишь частично отвечают на вопрос о том, как удалить отзывы с Яндекса. В частности, еще одной важной ступенью познания в этой теме является правильная последовательность действий по предъявлению требований удалить отзывы с Яндекс Карт/удалить отзывы с Яндекс Маркета.

Сначала составляем и направляем претензию Яндекс Картам/Яндекс Маркету. Если Вы минуете данный этап, то суд Вас все равно принудит это сделать, возвратив Вам исковое заявление.

Допустим, Вы отправили претензию, но ее не удовлетворили либо проигнорировали. Приходить в уныние не стоит, поскольку на практике случаи удовлетворения подобных претензий носят единичный характер. После этого нужно обращаться в суд с исковым заявлением. Так как удалить отзывы с Яндекса можно только в рамках применения норм ГК РФ, в исковом заявлении нужно пояснить, почему соответствующий отзыв Вы относите к группе «порочащих» и недостоверных.

В случае удовлетворения исковых требований дождитесь вступления в законную силу судебного решения и направляйте его копию для исполнения в Роскомнадзор.

Итак, выше мы попытались ответить на вопрос о том, как удалить отзывы с Яндекса. Если наши советы не придали Вам уверенности в достижении положительного результата по этой категории споров – обращайтесь к нам за помощью. Мы в нем уверены абсолютно!