В России сеть Интернет в последнее время воспринимается многими гражданами в качестве универсального информационного источника, где можно узнать абсолютно обо всем, в том числе о медицинских центрах, клиниках, лабораториях и др. С одной стороны, каждая клиника стремится быть открытой с потенциальными и действующими клиентами. Так, в сети Интернет размещается информация о ее деятельности, специалистах, оборудовании и др. Кроме того, клиника предоставляет клиентам возможность оставить отзыв о получении медицинских услуг. Хорошо, если отзыв будет восторженным. А если нет? Все чаще медицинские организации обращаются с просьбой проконсультировать их относительно возможности удалить отзывы о враче.

Требование удалить отзывы о докторе в настоящее время многими юристами рассматривается как способ защиты деловой репутации медицинской организации. Однако не все так просто. Вспомним, что в Конституции Российской Федерации провозглашается свобода мнений. В сущности, такая свобода действительно помогает стимулировать клиники к соблюдению принципа добросовестности. Так, многие граждане, решаясь на обращение к врачу, в первую очередь ищут отзывы о клиниках и врачах в Интернете. Нередко этим фактором пользуются конкуренты, которые специально пополняют негативные отзывы о клинике, оказывающей аналогичные медицинские услуги и пользующейся спросом у клиентов.

Как мы указывали выше, удалить отзывы о враче не самая легкая задача. Данное обстоятельство обусловлено тем, что часто требование удалить отзывы о докторе расценивается в качестве попытки ограничить свободу граждан на выражение своего субъективного мнения. Чтобы добиться удаления негативного отзыва, прежде всего необходимо доказать посягательство на деловую репутацию, т.е. ее оскорбление. Не можем не сказать о том, что критерий разграничения между субъективным мнением и оскорблением в законе точно не определен . Поэтому на практике данный вопрос вызывает некоторые сложности из-за его неоднозначности. Назовем ситуацию, которая точно будет расцениваться как оскорбление. К примеру, анонимный пользователь оставил отзыв о клинике, где ее сотрудники фактически обвиняются в причинении тяжкого вреда здоровью пациенту, то есть преступлении. В таком случае требование удалить отзывы о клинике будет удовлетворено, если данные сведения носят недостоверный характер.

Удалить отзывы о докторе можно несколькими способами. Сначала нужно составить соответствующее заявление (претензию), где будет изложено требование удалить отзывы о враче, и направить его администратору сайта. Если в отзыве содержится очевидное оскорбление, то, возможно, администратор сайта согласится решить Вашу проблему самостоятельно. При этом заметим: на практике администраторы сайта довольно часто ссылаются на то, что они не несут ответственности за размещенные отзывы, им неизвестны обстоятельства, который подтверждают недостоверность отзыва, это не их компетенция и т.п.

Смоделируем следующую ситуацию. Врач, увидев негативный анонимный отзыв о себе, сообщил об этом руководству клиники, где он осуществляет трудовую деятельность. Клиника направила претензию администратору сайта. В претензии она указала, что данный отзыв оскорбляет ее деловую репутацию. Администратор сайта, отвечая на данную претензию, указал, что он не несет ответственности за оставленный отзыв, поэтому удалять его не будет. Что делать клинике? Безусловно, в такой ситуации единственно верное решение – это обращение с исковым заявлением в суд. Встает резонный вопрос: к кому обращаться с иском, если автор негативного комментария неизвестен? Отвечаем: если автор является анонимом, то только к администратору сайта; если известен автор, то к нему и также администратору сайта, поскольку последний несет ответственность за оставленные отзывы, несмотря на распространенные отговорки. В исковом заявлении нужно четко сформулировать то, почему имело место оскорбление, а не субъективная позиция. Если отзыв включает сведения о противоправных действиях истца, то доказать наличие оскорбления не так сложно. Если же отзыв, к примеру, указывает на непрофессионализм врача, то доказать нарушение права на честь, достоинство и деловую репутацию гораздо труднее.

Допустим, в суде был доказан факт оскорбления. Соответственно, суд выносит решение, обязывающее администратора сайта удалить отзывы о клинике. Все ли на этом заканчивается? Нет. Необходимо вновь обратиться к администратору сайта с заявлением, к которому будет приложено судебное решение. Если администрация сайта проявит чрезмерную принципиальность и откажется удалить отзывы о клинике, то нужно подавать жалобу в Роскомнадзор.